На службе Ее Величества

 

"ROYAL SOVEREIGN": При его спуске присут­ствовала сама королева Виктория, что было очень редким событием (последний раз до этого королева присутствовала при спуске корабля 32 года назад). На этот момент он стал самым большим кораблем из когда-либо построенных до этого для британско­го флота. Вошел в состав флота 14 января 1892 го­да. 1892—1897 гг.: в составе флота Канала (Ла-Ман­ша), где до декабря 1895 г. был флагманским ко­раблем. Июнь 1895 г.: вместе с "Empress of India", "Repulse" и "Resolution" в составе эскадры Уолтера Керра участвовал в праздновании по случаю откры­тия Кильского канала.

В честь бриллиантового юбилея королевы Вик­тории на Спитхедском рейде 27 июня 1897 года был произведен смотр флота, ставший наиболее яр­кой демонстрацией мощи военно-морского флота из всех, которые когда-либо до этого приходилось видеть миру. Весь цвет британского флота — 165 боевых кораблей всех типов, в том числе "Royal Sovereign", "Repulse", "Resolution", "Empress of India"— прошел перед королевой и именитыми иностран­ными гостями. Корабли шли пятью линиями, каж­дая длиной свыше 5 миль. Однако ни одна из анг­лийских заморских эскадр не была ослаблена для того, чтобы ее корабли могли принять участие в этом торжестве. В нем участвовали только корабли, находившиеся в водах метрополии. Этот смотр вызвал у всей Ве­ликобритании чувство гордости и доверия к своему флоту. 1897-1902 гг.: в со­ставе Средиземномор­ского флота. Ноябрь 1901  г.: во время учеб­ных стрельб вблизи Мальты произошел взрыв 152-мм орудия в результате самопроиз­вольного выстрела при не полностью закрытом затворе, 6 убитых (1 офицер и 5 матросов), 19 раненых. Август 1902   г.:   флагманский корабль флота во время смотра   на   Спитхедском рейде в честь ко­ронации  короля   Геор­га V. Май 1902 - 1905 гг.: корабль брандвахты в Портсмуте. 1903— 1904 гг.: ремонт (уста­новлены казематы). Май 1905 — февраль 1907 г.: в резерве на ка­зенной верфи в Девонпорте. Затем вошел в состав флота как ко­рабль особого статуса (корабли особого стату­са входили в состав флота с сокращенным составом экипажа). Ап­рель 1909 — 1913 гг.: входит в 4-ую эскадру флота Метрополии. В 1911 году помещен в список кораблей, пред­назначенных для про­дажи на слом. В. 1913 году переведен в резерв, в октябре того же 1913 года продан "Кларксон компани" за 40 000 фунтов стерлингов, од­нако позднее был пере­продан Г. Б. Бертерелли и был уведен в Италию для сдачи на слом.

"ROYAL OAK": С 12 июня 1894 года в ре­зерве в Портсмуте. 14 января 1896 года вошел в состав флота для службы в эскадре спе­циального назначения (смотри "Revenge"), в которой пробыл до ноября-декабря 1896 года, после чего прошел ремонт в Портсмуте. 1896-1897 г.: в резерве. Март 1897 — июнь 1902 г.: в составе Сре­диземноморского флота. 1902 г.: ремонт в Чатеме (установлены казематы). В феврале 1903 года вто­рой флагман флота Метрополии. Позднее находил­ся в Ла-Манше до марта 1905 года. С 1905 года в резерве в Чатеме (11 мая 1905 года произошел взрыв погреба боеприпасов стрелкового оружия). 1907 г.: оснащен приборами управления артилле­рийским огнем. Апрель 1909 г.: в составе флота Метрополии в Девонпорте. Июль 1910 г.: корабль, обслуживающий "Repulse". Декабрь 1911 года в ре­зерве на верфи, отбуксирован в Мавебенк. В 1911 году помещен в список кораблей, предназначенных для продажи на слом. Январь 1914 г.: продан Т.Уарду за 36 450 ф. с. и отдан на слом.

"RAMILLIES": 17 октября 1893 г.: вошел в со­став флота в Портсмуте для службы в Средиземно­морском флоте (флагман), где пробыл до октября 1903  года (скуловые кили установили на Мальте в 1894 году). 1903—1904 гг.: отправлен в Чатем для ремонта (установлены казематы). Июль—сентябрь 1904  г.: маневры. До ноября 1906 года в резерве флота в Чатеме (15 июня 1906 года около Ширнесса произошло столкновение с "Resolution", поэтому впоследствии потребовался значительный ремонт в Чатеме).   1906 — март 1907 г.: ремонт. В марте 1907 года вошел в состав флота Метрополии (осна­щен  приборами управления  артиллерийским  ог­нем). Апрель 1909 — август 1911 г.: в составе 4-ой эскадры (Девонпорт). Списан и отбуксирован в Ма­вебенк. 7 ноября 1913 г.: продан в Портсмуте "Кохен Шигюрейкес Лимитед" за 42300 фунтов стер­лингов. Разобран в Свенси.

"RESOLUTION": 5 декабря 1893 г.: вошел в со­став флота в Портсмуте. 1893 — октябрь 1902 г.: в составе флота Канала,(Ла-Манша) (скуловые кили установлены в 1894 году). 18 июля 1896 года столк­новение с "Repulse". Ноябрь 1901 — февраль 1902 г.: корабль береговой охраны в Холихед. 1902 г.: вто­рой флагманский корабль резервной эскадры. 1902—1903 гг.: ремонт в Девонпорте (установлены казематы). 27 февраля 1903 г.: на переходе из Холихеда в Плимут повредил корпус и рулевое уст­ройство, потеряв руль. Январь 1904 г.: вошел в со­став флота, служа как корабль брандвахты в Ширнессе до июня. Июль—сентябрь 1904 г.: участие в маневрах флота, после которых списан в резерв флота. 15 июня 1906 г.: столкновение с "Ramillies", после которого ремонт в Чатеме. Февраль 1907 — апрель 1909 г.: корабль особого статуса. 1909— 1911 гг.: в составе 4-ой эскадры флота Метрополии. Август 1911 г.: списан и отбуксирован в Мавебенк, где 5 марта 1912 года получил повреждения, столк­нувшись с кораблем особого статуса "Seapoint". 7 ок­тября 1913 г.: продан на слом в Данию. Он прослужил в составе военно-морского флота шестнадцать с половиной лет.

"REPULSE": 21 апреля 1894 г.: вошел в состав флота. 1894—1902 гг.: в составе флота Канала (Ла-Манша). 24 декабря 1895 года: произошел взрыв угольного газа в яме левого борта в результате попытки спуститься в нее с фонарем, имеющим от­крытый огонь. 18 июля 1896 г.: столкновение с "Resolution". Март 1902—1903 г.: переведен в Среди­земное море для временной службы. Апрель 1903 — декабрь 1904 г.: ремонт (установлены казематы). С февраля 1904 года находился в резерве верфи. Ян­варь 1905 г.: передан в строевой резерв в Чатеме. 1905—1906 гг.: в резерве. 1906—1907 г.: ремонт. 1907—1910 гг.: в составе 4-ой эскадры флота Мет­рополии, Девонпорт. В августе 1910 года заменен броненосцем "Majestic" как представителем группы линейных кораблей, близких по типу. 1910 г.: от­буксирован в Мавебенк. Июль 1911 г.: продан Т. Уарду за 33 550 фунтов стерлингов. Разобран в Морекеймбе.

"EMPRESS OF INDIA": 11 сентября 1893 г.: во­шел в состав флота, присоединившись к флоту Ка­нала (Ла-Манша) в качестве второго флагмана (скуловыми килями оснащен в 1894 году) до декаб­ря 1895 года. Затем служил в составе флота Канала до июня 1897 года. 1897—1901 гг.: в Средиземно­морском флоте. 1897—1898 гг.: в составе междуна­родной эскадры у Крита в связи с армянским кри­зисом. Октябрь 1901 г.: стал флагманским кораб­лем старшего морского начальника по ирландскому побережью. 1902 г.: ремонт (установлены казематы, понизили полку противоторпедной сети). Сентябрь 1902 — май 1904 г.: второй флагманский корабль флота Метрополии, в который он как рядовой ко­рабль продолжал входить до февраля 1905 года. Вы­веден в резерв. 1905 г.: ремонт в Девонпорте и осна­щение приборами управления артиллерийским ог­нем. 30 апреля 1906 г.: в Плимутской бухте про­изошло столкновение с подводной лодкой "А.10". Май 1907 — апрель 1909 г.: корабль особого статуса в резерве. 1909—1911 гг.: в составе 4-ой эскадры флота Метрополии. Был помещен в материальный резерв, но во время буксировки в Мавебенк, кото­рую проводил "Warrior", столкнулся с немецким барком "Winderbudder", и перед отправлением на хранение на нем провели ремонтные работы. 1912 г.: помещен в список кораблей, предназначенных для продажи. Поставлен на прикол и затем использо­вался как корабль-цель. 4 ноября 1913 г.: после ар­тиллерийского обстрела затонул недалеко от мыса Портленд. Всего находился в составе флота восемнадцать с половиной лет, если считать и время нахождения в резерве.

"REVENGE": 22 марта 1894 г.: вступил в строй. 1894—1896 г.: резерв флота в Портсмуте. 3 января 1896 года президент Трансвааля Крюгером после успешных действий буров получил знаменитую телеграмму германского императора Вильгельма, которая в Великобритании была расце­нена как акт крайне недружественного отношения к ней. Это в совокупности с англо-бурским конфлик­том породило европейский кризис. 7 января в Анг­лии приняли решение о создании эскадры специ­ального назначения — "летучей эскадры", "готовой отправиться куда угодно и выполнить любое зада­ние, которое от нее могла бы потребовать империя". Она состояла из 2 линейных кораблей первого класса, 2 линейных кораб­лей второго класса, 2 крей­серов второго класса и 6 контр-миноносцев. 14 ян­варя 1896 года "Revenge" вошел в состав флота как флагманский корабль этой эскадры, где пробыл до ноября 1896 года. Декабрь 1896 — ап­рель 1900 г.: второй флаг­ман на Средиземном море. Июнь 1900— апрель 1901 г.: ремонт. Апрель 1901 — май 1902 г.: корабль брандвахты в Портленде. Февраль 1902 г.: флагман­ский корабль резерва. Ок­тябрь 1902 г.: флагман­ский корабль флота Мет­рополии. 1902—1905 гг.: ремонт в Чатеме (установ­лены казематы) (в мае 1900 — августе 1905 года числился в составе флота Метрополии). Сентябрь 1905 — июнь 1906 г.: в ре­зерве в Портсмуте. В сентябре 1906 года стал учеб­ным артиллерийским кораблем, заменив "Colossus". Имел столкновения: 7 января 1908 года с кораблем особого статуса "Bengore Head" и 7 января 1912 года с "Orion" в гавани Портсмута. 1912 г.: ремонт. Как учебный артиллерийский корабль имел на фок-мачте большой марс прямоугольной формы для управления огнем. В 1912 году орудия главного ка­либра заменили на 254-мм, но в октябре 1912 года вновь установили 343-мм. Апрель 1913 — октябрь 1914 г.: материальный резерв в Мавебенке (поме­щен в список кораблей, предназначенных для про­дажи). После начала войны "Revenge" оснастили как корабль для артиллерийских обстрелов побережья. В этом качестве он использовался для артиллерий­ского обстрела северной оконечности западного фронта на бельгийском побережье. Октябрь 1914 г.: вошел в состав флота, припи­санный к 6-ой эскадре флота Канала. Май 1915 г.: переименован в "Redoubtable", поскольку его именем назвали   один   из   новых   кораблей   типа   "Royal Sovereign". Калибр орудий главного калибра умень­шен   до   305   мм   путем вставки   новых   лейнеров. На фок-мачте установили специальные   марсы   для управления    огнем,    а    в марте 1915 года, еще в пе­риод постройки новых линкоров, и бортовые були ниже ватерлинии в каче­стве противоминной за­щиты. В 1915 году немцы стали уделять все больше и больше внимания дейст­виям подводных лодок, поэтому оборона побережья Фландрии приобретала для них важное зна­чение, так как именно здесь базировались подвод­ные лодки. На побережье между линией фронта и бельгий­ско-голландской границей (протяженностью 50 км) была создана "морская станция", оборона которой возлагалась на морской корпус и береговые батареи. Командовал корпусом и "станцией" вице-адмирал Шредер. К марту 1915 года на побережье немцы ус­тановили 13 береговых батарей из 49 орудий калиб­ром от 105 до 280 мм. Англичане принимали меры к ослаблению обо­роны фландрского побережья. Немецкие береговые батареи противодействовали им. Так 7 мая был потоплен береговой артиллерией подорвавшийся на минах у Зеебрюгге английский миноносец. Через несколько дней "Ривендж" с дистанции 70 кабельтов обстрелял дорогу между Вестенде и Мидделкерке. Для корректировки его стрельбы англичане исполь­зовали платформы, основанием которых служили треноги из рельсов высотой 14 м и весом 5 т. Эти треноги опускались на дно, а на платформе распо­лагалась группа наблюдателей. Вечером 6 сентября одновременно с обстрелом портовых сооружений Остенде мониторами "Reven­ge" и канонерские лодки "Экселлент" и "Бостард" ве­ли огонь по батарее в Вестенде. В "Revenge" попало два 150-мм снаряда. Незначительные повреждения сопровождавшему их легкому крейсеру "Эттентив" причинила бомба с самолета. Один снаряд разо­рвался на треноге. После этого англичане отказа­лись от дальнейшего применения треног, считая, что их назначение раскрыто противником, чего в действительности не было. 15 декабря 1915 года "Revenge" вместе с "Majestic", выйдя из Дувра, пытался обнаружить не­мецкие артиллерийские батареи, но безуспешно, а 16 декабря он один продолжал бомбардировку, но был тяжело поврежден огнем 210-мм орудий не­мецких береговых батарей. Получив 2 пробоины (из них одну ниже ватерлинии), корабль ушел для постановки в док. Имея большую осадку, он оказался не совсем подходящим кораблем для операций в прибрежных водах, для которых было характерно мелководье и минные поля. Когда в строй вступили специально предназначенные для этого мониторы, вооружен­ные 381-мм орудиями, "Revenge" больше не приме­нялся. Но позднее он оказался очень полезен для проведения опытных стрельб на Темзе. В 1917 году его полное водоизмещение составляло 14 635 тонн. 1 января 1918 — февраль 1919 г.: плавказарма в Портсмуте,   затем   помещен   в   список   кораблей, предназначенных для продажи. 6 ноября 1919 г.: продан Т. Уарду за 42 570 фунтов стерлингов, а за­тем отбуксирован в Эппледор для разборки.

"HOOD": 1 июня 1893 г.: вошел в состав флота. Направлен на Средиземное море, где прослужил до апреля 1900 года. 1900 г.: ремонт в Чатеме. 1900— 1901 г.: в резерве. Декабрь 1900 г.: корабль бранд­вахты в Пемброуке. 1901 декабрь 1902 г.: в составе Средиземноморского флота. 1902—1903 г.: ремонт в Чатеме (сняты четыре надводных торпедных ап­парата). Июнь 1903 — сентябрь 1904 г.: в составе флота Метрополии. Передан в резерв флота. Январь 1905 — февраль 1907 г.: в резерве. Февраль 1907 — июль 1910 г.: в составе 4-ой эскадры (Девонпорт) флота Метрополии. Стал кораблем для приема но­вобранцев в Квинстоуне, его 152-мм орудия сняли. 1913 г.: включен в список кораблей, предназначен­ных для продажи. "Hood" использовался для проведения опытов с противоторпедными булями и корпусными конст­рукциями. При проектировании новых линейных кораблей типа "Queen Elisabeth" предусматривалось нефтяное отопление. Новизна использования жид­кого топлива требовала тщательной разработки конструкции цистерн. Для определения надежности переборок при получении повреждений от взрыва торпед и мин на "Hood" были проведены натурные опыты. Ноябрь 1914 г.: затоплен в южном входе в га­вань Портленда для того, чтобы заблокировать его, где он и находится до сих пор.