От авторов
В годы, предшествующие Первой мировой войне, вряд ли мог найтись на Балтике более притягивавший взгляды тяжелый корабль, чем броненосный крейсер «Рюрик». Его грациозный и вместе с тем мощный силуэт, в отличие от уходящих в прошлое форм «Цесаревича» и «Славы», архаичных силуэтов «России» и «Громобоя», тяжеловесных «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» каждый раз приковывал взоры сотен людей — и моряков, и простых обывателей — когда маленькая балтийская эскадра под руководством неутомимого адмирала Н.О.Эссена, неизменно державшего свой флаг на «Рюрике», выходила в море на маневры или учебные стрельбы.
Крейсеру выпала редкая судьба. Задуманный в России и исполненный в Англии, «Рюрик» в части конструкции воплощал целую серию передовых идей, учитывавших свежий опыт русско-японской войны. Первенец среди русских тяжелых кораблей послевоенного поколения, он долгие годы оставался флагманским кораблем Морских сил Балтийского моря, пользуясь особым расположением царя Николая II, регулярно посещавшего крейсер.
Во время мировой войны «Рюрик» был неизменным участником всех крейсерских операций флота, многих дальних минно-заградительных операций и действий по обеспечению легких сил. Дважды ему случалось получать весьма чувствительные повреждения и быть на краю гибели. Однако переменчивое военное счастье берегло крейсер — последним из тяжелых кораблей Балтийского флота в марте-апреле 1918 г. закончил он Ледовую эпопею, встав на прикол в Кронштадте, чтобы никогда уже не выйти в море.
Яркая судьба «Рюрика», его передовая конструкция и оригинальные технические решения давно заслуживали более обстоятельного рассказа о корабле, до сих пор незаслуженно обойденного пристальным вниманием историков кораблестроения и флота. Пара небольших статей в периодической печати да несколько сжатых упоминаний в трудах по истории судостроения — вот все, что до сих пор было сказано о нем. Между тем документальный комплекс материалов по истории проектирования, постройки и службы крейсера весьма обширен. В Российском Государственном архиве Военно-морского флота сохраняется большое число чертежей, технических описаний, протоколов МТК, донесений наблюдающих за постройкой и других документов, позволяющих проследить все стадии проектирования и постройки корабля. Сохранилось большинство его вахтенных журналов, отчетов офицеров-специалистов корабля, донесений командиров и флагманов, аварийных ведомостей работ и актов технического состояния.
Как никакой другой корабль Балтийского флота, «Рюрик» был предметом устойчивого интереса со стороны фотографов — как признанных фотомастеров К.Е.Гана, Е.В.Иванова и И.Яковлева, так и десятков безымянных любителей, в основном морских офицеров, старавшихся запечатлеть своими только начинавшими входить в обиход портативными «кодаками» себя и сослуживцев на фоне красивого силуэта крейсера. Многие из этих фотографий «Рюрика», порой весьма редкие, послужили для иллюстрирования книги. Хотя бы несколько строк посвятили кораблю и все бывшие моряки-мемуаристы, на склоне дней вспоминавшие Российский Императорский флот. Так получивший название в память героически погибшего в неравном бою с японцами крейсера, новый «Рюрик» всей своей службой и памятью о ней подтвердил старую поговорку о том, что имя — это судьба.
Завершая работу по истории корабля, авторы хотели бы выразить искреннюю благодарность своим друзьям — Н.В. Гаврилкину, М.В. Егеру, B.C. Емышеву и С.В. Молодцову — за их помощь и поддержку при подготовке этой книги.
С.Е.Виноградов А.Д.Федечкин