От авторов

 

В годы, предшествующие Первой мировой войне, вряд ли мог найтись на Балтике более притягивавший взгляды тяжелый корабль, чем броненосный крейсер «Рюрик». Его граци­озный и вместе с тем мощный силуэт, в отличие от уходящих в прошлое форм «Цесареви­ча» и «Славы», архаичных силуэтов «России» и «Громобоя», тяжеловесных «Андрея Пер­возванного» и «Императора Павла I» каждый раз приковывал взоры сотен людей — и мо­ряков, и простых обывателей — когда маленькая балтийская эскадра под руководством не­утомимого адмирала Н.О.Эссена, неизменно державшего свой флаг на «Рюрике», выходи­ла в море на маневры или учебные стрельбы.

Крейсеру выпала редкая судьба. Задуманный в России и исполненный в Англии, «Рюрик» в части конструкции воплощал целую серию передовых идей, учитывавших свежий опыт русско-японской войны. Первенец среди русских тяжелых кораблей после­военного поколения, он долгие годы оставался флагманским кораблем Морских сил Балтийского моря, пользуясь особым расположением царя Николая II, регулярно посе­щавшего крейсер.

Во время мировой войны «Рюрик» был неизменным участником всех крейсерских опе­раций флота, многих дальних минно-заградительных операций и действий по обеспече­нию легких сил. Дважды ему случалось получать весьма чувствительные повреждения и быть на краю гибели. Однако переменчивое военное счастье берегло крейсер — последним из тяжелых кораблей Балтийского флота в марте-апреле 1918 г. закончил он Ледовую эпо­пею, встав на прикол в Кронштадте, чтобы никогда уже не выйти в море.

Яркая судьба «Рюрика», его передовая конструкция и оригинальные технические ре­шения давно заслуживали более обстоятельного рассказа о корабле, до сих пор незаслу­женно обойденного пристальным вниманием историков кораблестроения и флота. Пара небольших статей в периодической печати да несколько сжатых упоминаний в трудах по истории судостроения — вот все, что до сих пор было сказано о нем. Между тем докумен­тальный комплекс материалов по истории проектирования, постройки и службы крейсе­ра весьма обширен. В Российском Государственном архиве Военно-морского флота сохра­няется большое число чертежей, технических описаний, протоколов МТК, донесений на­блюдающих за постройкой и других документов, позволяющих проследить все стадии проектирования и постройки корабля. Сохранилось большинство его вахтенных журна­лов, отчетов офицеров-специалистов корабля, донесений командиров и флагманов, ава­рийных ведомостей работ и актов технического состояния.

Как никакой другой корабль Балтийского флота, «Рюрик» был предметом устойчи­вого интереса со стороны фотографов — как признанных фотомастеров К.Е.Гана, Е.В.Иванова и И.Яковлева, так и десятков безымянных любителей, в основном мор­ских офицеров, старавшихся запечатлеть своими только начинавшими входить в оби­ход портативными «кодаками» себя и сослуживцев на фоне красивого силуэта крейсе­ра. Многие из этих фотографий «Рюрика», порой весьма редкие, послужили для иллю­стрирования книги. Хотя бы несколько строк посвятили кораблю и все бывшие моря­ки-мемуаристы, на склоне дней вспоминавшие Российский Императорский флот. Так получивший название в память героически погибшего в неравном бою с японцами крейсера, новый «Рюрик» всей своей службой и памятью о ней подтвердил старую по­говорку о том, что имя — это судьба.

Завершая работу по истории корабля, авторы хотели бы выразить искреннюю благо­дарность своим друзьям — Н.В. Гаврилкину, М.В. Егеру, B.C. Емышеву и С.В. Молодцову — за их помощь и поддержку при подготовке этой книги.

 

С.Е.Виноградов А.Д.Федечкин