Глава 1. Точка отсчета
Кадры старой дореволюционной кинохроники... На борт огромного, закованного в броню военного корабля поднимается по трапу большая группа людей, чей сугубо штатский вид безошибочно позволяет определить род занятий и сословную принадлежность — промышленники, банкиры, купцы, священнослужители, представители интеллигенции. Вступая на просторную, словно теннисный корт, палубу, они с явным любопытством оглядываются на длинные стволы орудийных башен, сложные переплетения мостиков, широкие приземистые дымовые трубы. Появившиеся на экране титры гласят: «Прибытие членов Государственной думы на крейсер «Рюрик».
Крейсер, который удостоили своим посещением народные избранники, в те годы (как, впрочем, и в наши дни) не очень-то баловавшие флот своим вниманием, на исходе первого десятилетия XX века был в послецусимской России объектом исключительного интереса. В тот момент он являлся самым большим кораблем Российского императорского флота изо всех, когда-либо поднимавших Андреевский флаг. Его угловатые тяжелые башни, ощетинившийся орудиями высокий борт, монолитный и вместе с тем грациозный силуэт — весь облик нового корабля дышал красотой и мощью, приводя в восхищение не только моряков, но и людей, далеких от флота. И тем не менее, этот примечательный корабль не только не породил многочисленного потомства, но даже не стал в русском флоте родоначальником хотя бы небольшой серии себе подобных. В истории отечественного кораблестроения «Рюрик» стоит совершенно особняком — он остался блестящим, но, увы, абсолютно единственным представителем типа броненосного эскадренного крейсера, недолгой, но бурной эволюции которого на рубеже двух веков был положен конец в 900-х гг. с приходом линейного крейсера...
90-е годы XIX столетия, ставшие во всем мире периодом нарастающего промышленного прогресса, ознаменовались вместе с тем рядом ожесточенных вооруженных конфликтов, протекавших в том числе и на морских театрах. Несмотря на их локальный характер и относительную скоротечность, опыт боевых действий привлек пристальное внимание специалистов многих стран, заставив по-новому взглянуть не только на концепцию применения военно-морских сил в целом, но и на развитие отдельных типов кораблей.
Толчком к этому послужила японо-китайская война 1894-1895 гг., длившаяся восемь месяцев и закончившаяся сокрушительным поражением Китая. Победе Японии во многом способствовали успешные действия ее флота, в том числе и в знаменитом сражении при Ялу, когда грамотное использование соединений крейсеров для охвата боевой линии противника позволило японскому командованию полностью сковать его, заставив сражаться в крайне невыгодных условиях. В результате китайская эскадра, поставленная «в два огня», потеряла пять боевых единиц, так и не сумев уничтожить ни одного неприятельского корабля.
Причины японских побед в Желтом море внимательно анализировались во флотах всех морских держав. Основной вывод, к которому пришли в результате тщательных тактических расчетов и обстоятельных дискуссий, заключался в целесообразности включения в будущем в состав соединений вспомогательных быстроходных эскадренных единиц, тесно взаимодействующих с главными силами. На подобные корабли, обладавшие хорошим ходом, сильной артиллерией калибра 6"-8" и надежной броневой защитой, возлагались задачи разведки боем, дозорной службы и борьбы с легкими силами неприятеля. Помимо этого, действуя на флангах колонны линейных кораблей в качестве быстроходного крыла, они должны были способствовать окружению противника и нанесению ему завершающих ударов. Наиболее близко к идее подобного корабля стояли тогдашние большие крейсера с броневым поясом по ватерлинии — оставалось только подогнать их основные элементы (запас хода, автономность, мореходность) под характеристики линкоров. Эти взгляды на боевое использование кораблей крейсерского типа привели к появлению принципиально новой их разновидности, получившей называние «эскадренного крейсера», в скором времени появившегося во всех флотах мира.(1)
Первыми уроки недавних сражений учли японцы, заказавшие британской компании «Армстронг» четыре броненосных крейсера класса «Асама». Они были заложены в 1896-1898 гг., параллельно в Германии и Франции начаты постройкой еще два корабля этого типа. При водоизмещении 9300-9700 т и скорости хода 21 уз они несли по четыре 8" орудия в двух концевых башнях и 14 6" орудий в середине корпуса. За счет снижения запаса топлива и дальности плавания новые корабли удалось обеспечить достаточно мощной броневой защитой, включавшей, помимо 152- и 127-мм бронирования башен и каземата, 178-мм броневой пояс по ватерлинии и 51-63-мм карапасную палубу. Все шесть японских броненосных крейсеров можно рассматривать как «облегченную версию» четырех броненосцев серии «Асахи» - «Микаса»: там, где у линкоров были 12" орудия, крейсера несли 8", в то время как вспомогательная батарея (14 6" пушек) была идентична. Конструктивно «асамы» не могли оказать сколько-нибудь заметного влияния на «Рюрик», но их концептуальное влияние несомненно — с самого начала они являлись в полном смысле слова эскадренными крейсерами при колонне линкоров и в этом качестве блестяще действовали в течение всей русско-японской войны.
В Германии, принявшей в 1900 г. грандиозный «Закон о флоте», главной ударной силой на море признавались линейные корабли. Тактически они разделялись на четыре эскадры по восемь единиц, каждой из которых придавался быстроходный броненосный крейсер для ближней разведки боем. Такое же количество броненосных крейсеров планировалось создать для «заморских вод». Во исполнение этих планов в 1898 г. со стапеля сошел «Принц Генрих», за которым в 1900-1901 гг. последовали «Фридрих Карл» и «Принц Адальберт», а еще через два года — более совершенные «Роон» и «Йорк». Толщина броневого пояса и казематов средней артиллерии составляла на них 100 мм, орудийных башен — 150 мм. Вооружение состояло из четырех 210-мм/40 (на «Принце Генрихе» двух 240-мм) и 10 150-мм/45 орудий. В 1904-1905 гг. были заложены два ставших впоследствии знаменитыми корабля — «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Стремление достичь 23-узловой скорости повлекло за собой увеличение мощности механизмов, следствием чего стал рост водоизмещения до 12800 т. Защита состояла из 150 мм пояса и каземата, а также трех броневых палуб. Артиллерия была представлена восемью 210-мм орудиями в двух концевых башнях и четырех угловых казематах на верхней палубе (последнее решение признавалось неудачным уже во время постройки) и шести 150-мм пушках в каземате под ними. Все германские броненосные крейсера несли полный пояс по ватерлинии, однако большим недостатком являлась его малая высота над водой в оконечностях — всего 0,2-0,3 м.(2)
В качестве возможной параллели «Рюрика» германские броненосные крейсера рубежа XIX-XX столетий выглядят довольно невыразительно. Главное различие заключается даже не в их относительно небольшом водоизмещении (порядка 10000 т у всех, кроме «Шарнхорста») и соответствующем уровне вооружения (в основном 2-4 240-210-мм и 10 150-мм орудий), а в размытой тактической концепции, не позволяющей уверенно отнести их ни к эскадренным крейсерам, ни к рейдерам. Формально же, по букве «Закона о флоте», они создавались как эскадренные разведчики и дальние стационеры, причем, исходя из требования взаимозаменяемости, были конструктивно идентичны.
Несколько иначе подошли к вопросу совершенствования крейсерских сил во Франции. Не отрицая происходящего разделения крейсеров на «истребителей торговли» и эскадренные, морские специалисты Третьей республики тем не менее пытались создать тип универсального корабля, предназначенного для решения широкого круга задач. Итогом подобной кораблестроительной политики стали все 19 французских броненосных крейсеров, начиная с «Жанны д'Арк», построенные в 1896-1911 гг. Достаточно высокие скорость хода (до 23 уз) и дальность плавания (9000-10000 миль), необходимые при действиях в океане, сочетались с надежным бронированием, но относительно слабым вооружением -ни на одном из этих кораблей калибр артиллерии не превышал 194 мм, а часть главных орудий до последнего стремились размещать в казематах.
Схожая картина наблюдалась и в британском флоте, в состав которого в 1901-1904 гг. вошло 20 броненосных крейсеров серий «Кресси», «Дрейк» и «Монмут». Традиционная для Королевского флота задача охраны океанских коммуникаций островной империи обусловила их солидное водоизмещение (до 14000 т), большой запас топлива (до 2500 т) и, как следствие, высокую дальность плавания. Главный калибр артиллерии на «дрейках» и «кресси» состоял из двух 9,2" (234 мм) орудий в одноствольных концевых башнях и 12-16 6" пушек в казематах, и лишь на меньших по водоизмещению «монмутах» установили только 6" пушки. Система бронирования была рассчитана главным образом на защиту от огня неприятельских рейдеров. На первых двух узкий и короткий (половина длины ватерлинии) пояс толщиной 152 мм дополнялся 127-мм бронированием казематов средней артиллерии и 64-76 мм палубой. На крейсерах третьей серии защита была еще слабее — их поясная и казематная броня имела толщину 102 мм, а палубная 51 мм.
В 1905-1907 гг. вступили в строй 12 10900-13600-тонных броненосных крейсеров серий «Девоншир», «Дюк оф Эдинбург» и «Уорриор». Ставший уже стандартным для британских эскадренных крейсеров 152-мм броневой пояс дополнялся 51-мм карапасной палубой, достигавшей на скосах толщины 76 мм. Главный калибр состоял из шести 9,2" орудий в одиночных башнях (по три в носовой и кормовой частях корпуса), дополнявшихся на «эдинбургах» 10 6" орудиями в каземате под верхней палубой, а на «уорриорах» — четырьмя 7,5" (190 мм) орудиями в башнях. Последними классическими броненосными крейсерами, пополнившими Королевский флот, стали три корабля серии «Минотавр», вступившие в строй в 1908-1909 гг. Развивавшие скорость хода в 23 уз, они на 1000 т превосходили по водоизмещению своих более старших собратьев, отличаясь от них и составом артиллерии. За счет уменьшения количества 9,2" орудий до четырех (по два в двух башнях в оконечностях) число 7,5" орудий вспомогательного калибра удалось довести до 10.(3)
Флот США приступив в начале 90-х гг. к созданию своих первых единичных броненосных крейсеров, не избег на этом пути своеобразной «болезни роста» — и «Нью-Йорк», и «Бруклин» получились хорошо вооруженными (6-8 8" орудий) кораблями с ходом 20 уз, но уровень их защиты оставлял желать лучшего. Однако возможно, что именно успешный опыт совместного с броненосцами сражения «Бруклина» с испанской эскадрой при Сант-Яго летом 1898 г. послужил толчком для решительного поворота к типу эскадренного крейсера, идея которого вызрела в американском флоте точно на рубеже веков. Броненосные крейсера серий «Пенсильвания» — «Теннеси» (соответственно шесть и пять единиц), построенные в период 1901-1908 гг., представляли собой довольно однородную группу кораблей водоизмещением 13700-14500 т, ходом 22 уз и главной артиллерией из четырех 8" (у первых) и 10" (у вторых) орудий. Вспомогательный калибр состоял из 14-16 6"/50 орудий в казематах под верхней палубой, а противоминная батарея была представлена 18-22 76-мм пушками палубой выше. К недостаткам их бронирования можно отнести умеренную толщину пояса в середине (127 мм) и недостаточную протяженность бортовой защиты оконечностей по высоте. Поскольку все эти корабли были начаты постройкой в 1901-1903 гг., их основные характеристики могли оказать определенное влияние на выбор МТК в 1904 г. тактико-технических элементов для «Рюрика».
Все 11 американских броненосных крейсеров примечательны еще и тем, что начиная с «Пенсильвании» флот США решительно отошел от прежней идеи создания кораблей этого типа исключительно как «истребителей торговли» и воплотил в них принцип эскадренного крейсера, действующего на флангах боевых порядков линейного флота. Правда, отсутствие необходимого ресурса времени на шлифовку новой концепции сказалось на балансе их качеств: по мнению американских историков, и «Пенсильвания», и «Теннеси» оказались вполне мореходными, быстроходными и автономными, но все это — ценой умеренных броневой защиты и вооружения.(4)
В Италии, также создававшей в 90-900-е гг. броненосные крейсера, развитие этого типа тоже шло по нарастающей. За миниатюрным «Марко Поло» (1892 г., 4500 т, 18 уз, 6 6"/40 орудий, пояс 102 мм) последовала пара более крупных «Карло Альберто» и «Веттор Пизани» (1895-1896 гг., 6600 т, 19 уз, 12 6"/40 орудий, пояс 150 мм). В 1899-1902 гг. сошли на воду корабли серии «Гарибальди» (7200 т, 20 уз, пояс 120 мм), в целом не уступавшие тогдашнему мировому стандарту броненосного крейсера. Примечателен состав их главного вооружения — помимо традиционных 6" скорострельных орудий (всего 14) они несли одно 10"/40 орудие в носовой башне и два 8"/45 в кормовой. Из восьми единиц этой крупной серии пять было приобретено другими флотами (два из них стали японскими «Ниссином» и «Касугой») и только три пополнили итальянский флот. Эти крейсера имели полный пояс по ватерлинии, однако в оконечностях он лишь чуть-чуть возвышался над ватерлинией, что было определенным пробелом системы броневой защиты. «Гарибальди» высоко оценивался и современниками и позднейшими исследователями, один из которых писал, что «умение итальянцев в малое водоизмещение воплотить столь мощные наступательные и оборонительные данные осталось не достигнутым другими флотами, т.к. итальянские боевые корабли предназначались для узкого бассейна Средиземного моря».(5)
Русский флот, первым реализовавший тип крейсера с бортовой защитой в «Генерал-Адмирале» (1873), вплоть до 90-х гг. продолжал создавать броненосные крейсера-рейдеры. Несмотря на отсутствие недостатка в идеях относительно необходимости быстроходной броненосной эскадренной единицы, выдвигавшихся русскими моряками и инженерами в последнее десятилетие XIX в., инерция мышления тогдашних руководителей Морского министерства была такова, что Россия (в то время третья морская держава) обратилась к созданию эскадренного крейсера позднее других. Лишь в конце 90-х гг., после смены внешнеполитических приоритетов — от многолетней холодной войны с Англией к противостоянию с Японией — дальневосточный театр был признан основным и в новой судостроительной программе («Для нужд Дальнего Востока») отведено место для броненосного крейсера нового типа — правда, всего лишь одной единицы. Им стал знаменитый «Баян», вскоре достойно проявивший себя в морских боях под Порт-Артуром.(6) В отличие от всех прежних русских броненосных крейсеров, предназначавшихся для дальнего рейдерства, он знаменовал собой сближение с французскими тактическими идеями и стал первым русским крейсером, конструкция которого основывалась на требовании «действовать в связи с эскадренными броненосцами». «По защите и расположению артиллерии он предназначался не для океанских крейсерских операций, а для участия в эскадренном бою при главных силах в качестве сильного разведчика, способного прорваться через завесу легких крейсеров противника», — так характеризовал его известный кораблестроитель В.П.Костенко.(7)
При водоизмещении 7800 т «Баян» имел ход 21 уз и главное вооружение из двух 8"/45 орудий в концевых башнях и 8 6"/45 в казематах под верхней палубой. Бронирование состояло из пояса по ватерлинии в носу (100 мм) и середине (200 мм) корпуса, и верхнего пояса в 60 мм поверх него (бортовое бронирование заканчивалось за кормовой башней). Палуба имела суммарную толщину 50 мм (30 мм мягкой стали поверх палубной настилки в 20 мм).
В ходе боевых действий в 1904 г. «Баян» показал себя надежным и маневренным кораблем, однако при всех его достоинствах этот крейсер был далек от сравнения с его оппонентами — крейсерами серии «Асама», а также обоими «коммерческими приобретениями» японского флота — «Ниссином» и «Касугой», поскольку артиллерия русского корабля была почти вдвое слабее, чем на последних, при одинаковом с ними водоизмещении.
Дальнейшее строительство броненосных крейсеров в России может служить красноречивым примером того, как в основу кораблестроительной политики могут быть положены неверные выводы о боевом использовании корабля. Под впечатлением удачных действий «Баяна» под Порт-Артуром, ставших результатом не столько боевых качеств крейсера, сколько умелого им командования, Морское министерство решило полностью повторить его конструкцию в новых тяжелых единицах. Три броненосных крейсера по прежнему проекту («Адмирал Макаров, «Паллада» и новый «Баян» взамен затопленного в конце 1904 г.) были начаты постройкой в 1905 г. и вступили в строй в 1908-1911 гг., уже безнадежно устаревшие морально. Постройка этих кораблей была совершенно не оправдана с тактической точки зрения, поскольку к моменту готовности они не обладали ни необходимыми характеристиками нападения и защиты для действий в составе эскадры дредноутов (или хотя бы додредноутов), ни даже должными скоростными качествами для набеговых операций. В какой-то мере все три корабля оказались вынужденным шагом и заполняли повисшую паузу в отечественном кораблестроении после цусимского потрясения.(8)
Однако необходимость в быстроходной вспомогательной эскадренной единице, созданной с учетом боевого опыта и тенденций мирового военного кораблестроения, была настолько отчетливой, что еще летом 1904 г., в самый разгар морских сражений на Дальнем Востоке, в МТК началась разработка тактико-технических элементов будущего эскадренного крейсера...
Примечания:
1 А.Д. Федечкин. Крейсер для эскадренных сражений. // Цитадель, №1 (4), 1997. с. 45.
2 Е. Groner. German warships 1815-1945. Vol. I. Major surface vessels. -London: — Conway Maritime Press, 1990. p. 52.
3 J. Campbell. Battlecruisers. The Design and Development of British and German Battlecruisers of the First World War Era. // Warship Special I. -London: Conway Maritime Press, 1978. p. 2.
4 I. Musicant. U.S. Armored Cruisers. A Design and Operational History. — Annapolis: Naval Institution Press, 1985. p. 76.
5 В.П. Костенко. Броневая защита боевых кораблей. Ч. I. (гранки), 1949 г. с. 163. 6 А.Д. Федечкин. УК. соч., с. 46.
7 В.П. Костенко. УК. соч., с. 147.
8 В.Я. Крестьянинов, С.В. Молодцов. Броненосные крейсера типа «Баян» // Морская коллекция, №3,1997. с. 18-19.