Глава 1. Точка отсчета

 

Кадры старой дореволюционной кинохроники... На борт огромного, закованного в броню военного корабля поднимается по трапу большая группа людей, чей сугубо штатский вид безошибочно позволяет определить род занятий и сословную принадлежность — промы­шленники, банкиры, купцы, священнослужители, представители интеллигенции. Вступая на просторную, словно теннисный корт, палубу, они с явным любопытством оглядывают­ся на длинные стволы орудийных башен, сложные переплетения мостиков, широкие при­земистые дымовые трубы. Появившиеся на экране титры гласят: «Прибытие членов Госу­дарственной думы на крейсер «Рюрик».

Крейсер, который удостоили своим посещением народные избранники, в те годы (как, впрочем, и в наши дни) не очень-то баловавшие флот своим вниманием, на исходе перво­го десятилетия XX века был в послецусимской России объектом исключительного инте­реса. В тот момент он являлся самым большим кораблем Российского императорского флота изо всех, когда-либо поднимавших Андреевский флаг. Его угловатые тяжелые баш­ни, ощетинившийся орудиями высокий борт, монолитный и вместе с тем грациозный си­луэт — весь облик нового корабля дышал красотой и мощью, приводя в восхищение не только моряков, но и людей, далеких от флота. И тем не менее, этот примечательный корабль не только не породил многочисленного потомства, но даже не стал в русском флоте родоначальником хотя бы небольшой серии себе подобных. В истории отечественного ко­раблестроения «Рюрик» стоит совершенно особняком — он остался блестящим, но, увы, абсолютно единственным представителем типа броненосного эскадренного крейсера, не­долгой, но бурной эволюции которого на рубеже двух веков был положен конец в 900-х гг. с приходом линейного крейсера...

90-е годы XIX столетия, ставшие во всем мире периодом нарастающего промышленно­го прогресса, ознаменовались вместе с тем рядом ожесточенных вооруженных конфлик­тов, протекавших в том числе и на морских театрах. Несмотря на их локальный характер и относительную скоротечность, опыт боевых действий привлек пристальное внимание специалистов многих стран, заставив по-новому взглянуть не только на концепцию при­менения военно-морских сил в целом, но и на развитие отдельных типов кораблей.

Толчком к этому послужила японо-китайская война 1894-1895 гг., длившаяся восемь месяцев и закончившаяся сокрушительным поражением Китая. Победе Японии во многом способствовали успешные действия ее флота, в том числе и в знаменитом сражении при Ялу, когда грамотное использование соединений крейсеров для охвата боевой линии про­тивника позволило японскому командованию полностью сковать его, заставив сражаться в крайне невыгодных условиях. В результате китайская эскадра, поставленная «в два ог­ня», потеряла пять боевых единиц, так и не сумев уничтожить ни одного неприятельского корабля.

Причины японских побед в Желтом море внимательно анализировались во флотах всех морских держав. Основной вывод, к которому пришли в результате тщательных так­тических расчетов и обстоятельных дискуссий, заключался в целесообразности включе­ния в будущем в состав соединений вспомогательных быстроходных эскадренных единиц, тесно взаимодействующих с главными силами. На подобные корабли, обладавшие хоро­шим ходом, сильной артиллерией калибра 6"-8" и надежной броневой защитой, возлага­лись задачи разведки боем, дозорной службы и борьбы с легкими силами неприятеля. По­мимо этого, действуя на флангах колонны линейных кораблей в качестве быстроходного крыла, они должны были способствовать окружению противника и нанесению ему завер­шающих ударов. Наиболее близко к идее подобного корабля стояли тогдашние большие крейсера с броневым поясом по ватерлинии — оставалось только подогнать их основные элементы (запас хода, автономность, мореходность) под характеристики линкоров. Эти взгляды на боевое использование кораблей крейсерского типа привели к появлению прин­ципиально новой их разновидности, получившей называние «эскадренного крейсера», в скором времени появившегося во всех флотах мира.(1)

Первыми уроки недавних сражений учли японцы, заказавшие британской компании «Армстронг» четыре броненосных крейсера класса «Асама». Они были заложены в 1896-1898 гг., параллельно в Германии и Франции начаты постройкой еще два корабля этого типа. При водоизмещении 9300-9700 т и скорости хода 21 уз они несли по четыре 8" орудия в двух концевых башнях и 14 6" орудий в середине корпуса. За счет снижения за­паса топлива и дальности плавания новые корабли удалось обеспечить достаточно мощ­ной броневой защитой, включавшей, помимо 152- и 127-мм бронирования башен и казе­мата, 178-мм броневой пояс по ватерлинии и 51-63-мм карапасную палубу. Все шесть японских броненосных крейсеров можно рассматривать как «облегченную версию» четы­рех броненосцев серии «Асахи» - «Микаса»: там, где у линкоров были 12" орудия, крей­сера несли 8", в то время как вспомогательная батарея (14 6" пушек) была идентична. Кон­структивно «асамы» не могли оказать сколько-нибудь заметного влияния на «Рюрик», но их концептуальное влияние несомненно — с самого начала они являлись в полном смыс­ле слова эскадренными крейсерами при колонне линкоров и в этом качестве блестяще действовали в течение всей русско-японской войны.

В Германии, принявшей в 1900 г. грандиозный «Закон о флоте», главной ударной си­лой на море признавались линейные корабли. Тактически они разделялись на четыре эс­кадры по восемь единиц, каждой из которых придавался быстроходный броненосный крейсер для ближней разведки боем. Такое же количество броненосных крейсеров плани­ровалось создать для «заморских вод». Во исполнение этих планов в 1898 г. со стапеля со­шел «Принц Генрих», за которым в 1900-1901 гг. последовали «Фридрих Карл» и «Принц Адальберт», а еще через два года — более совершенные «Роон» и «Йорк». Толщина броне­вого пояса и казематов средней артиллерии составляла на них 100 мм, орудийных башен — 150 мм. Вооружение состояло из четырех 210-мм/40 (на «Принце Генрихе» двух 240-мм) и 10 150-мм/45 орудий. В 1904-1905 гг. были заложены два ставших впоследствии знаменитыми корабля — «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Стремление достичь 23-узловой скорости повлекло за собой увеличение мощности механизмов, следствием чего стал рост водоиз­мещения до 12800 т. Защита состояла из 150 мм пояса и каземата, а также трех броневых палуб. Артиллерия была представлена восемью 210-мм орудиями в двух концевых башнях и четырех угловых казематах на верхней палубе (последнее решение признавалось не­удачным уже во время постройки) и шести 150-мм пушках в каземате под ними. Все гер­манские броненосные крейсера несли полный пояс по ватерлинии, однако большим недо­статком являлась его малая высота над водой в оконечностях — всего 0,2-0,3 м.(2)

В качестве возможной параллели «Рюрика» германские броненосные крейсера рубежа XIX-XX столетий выглядят довольно невыразительно. Главное различие заключается да­же не в их относительно небольшом водоизмещении (порядка 10000 т у всех, кроме «Шарнхорста») и соответствующем уровне вооружения (в основном 2-4 240-210-мм и 10 150-мм орудий), а в размытой тактической концепции, не позволяющей уверенно отнести их ни к эскадренным крейсерам, ни к рейдерам. Формально же, по букве «Закона о флоте», они создавались как эскадренные разведчики и дальние стационеры, причем, исходя из требования взаимозаменяемости, были конструктивно идентичны.

Несколько иначе подошли к вопросу совершенствования крейсерских сил во Франции. Не отрицая происходящего разделения крейсеров на «истребителей торговли» и эскад­ренные, морские специалисты Третьей республики тем не менее пытались создать тип универсального корабля, предназначенного для решения широкого круга задач. Итогом подобной кораблестроительной политики стали все 19 французских броненосных крейсе­ров, начиная с «Жанны д'Арк», построенные в 1896-1911 гг. Достаточно высокие скорость хода (до 23 уз) и дальность плавания (9000-10000 миль), необходимые при действиях в океане, сочетались с надежным бронированием, но относительно слабым вооружением -ни на одном из этих кораблей калибр артиллерии не превышал 194 мм, а часть главных орудий до последнего стремились размещать в казематах.

Схожая картина наблюдалась и в британском флоте, в состав которого в 1901-1904 гг. вошло 20 броненосных крейсеров серий «Кресси», «Дрейк» и «Монмут». Традиционная для Королевского флота задача охраны океанских коммуникаций островной империи обусловила их солидное водоизмещение (до 14000 т), большой запас топлива (до 2500 т) и, как следствие, высокую дальность плавания. Главный калибр артиллерии на «дрейках» и «кресси» состоял из двух 9,2" (234 мм) орудий в одноствольных концевых башнях и 12-16 6" пушек в казематах, и лишь на меньших по водоизмещению «монмутах» установили только 6" пушки. Система бронирования была рассчитана главным образом на защиту от огня неприятельских рейдеров. На первых двух узкий и короткий (половина длины ватер­линии) пояс толщиной 152 мм дополнялся 127-мм бронированием казематов средней артиллерии и 64-76 мм палубой. На крейсерах третьей серии защита была еще слабее — их поясная и казематная броня имела толщину 102 мм, а палубная 51 мм.

В 1905-1907 гг. вступили в строй 12 10900-13600-тонных броненосных крейсеров серий «Девоншир», «Дюк оф Эдинбург» и «Уорриор». Ставший уже стандартным для британ­ских эскадренных крейсеров 152-мм броневой пояс дополнялся 51-мм карапасной палу­бой, достигавшей на скосах толщины 76 мм. Главный калибр состоял из шести 9,2" орудий в одиночных башнях (по три в носовой и кормовой частях корпуса), дополнявшихся на «эдинбургах» 10 6" орудиями в каземате под верхней палубой, а на «уорриорах» — четырь­мя 7,5" (190 мм) орудиями в башнях. Последними классическими броненосными крейсе­рами, пополнившими Королевский флот, стали три корабля серии «Минотавр», вступившие в строй в 1908-1909 гг. Развивавшие скорость хода в 23 уз, они на 1000 т превосходи­ли по водоизмещению своих более старших собратьев, отличаясь от них и составом артил­лерии. За счет уменьшения количества 9,2" орудий до четырех (по два в двух башнях в оконечностях) число 7,5" орудий вспомогательного калибра удалось довести до 10.(3)

Флот США приступив в начале 90-х гг. к созданию своих первых единичных броненос­ных крейсеров, не избег на этом пути своеобразной «болезни роста» — и «Нью-Йорк», и «Бруклин» получились хорошо вооруженными (6-8 8" орудий) кораблями с ходом 20 уз, но уровень их защиты оставлял желать лучшего. Однако возможно, что именно успешный опыт совместного с броненосцами сражения «Бруклина» с испанской эскадрой при Сант-Яго летом 1898 г. послужил толчком для решительного поворота к типу эскадренного крейсера, идея которого вызрела в американском флоте точно на рубеже веков. Броненос­ные крейсера серий «Пенсильвания» — «Теннеси» (соответственно шесть и пять единиц), построенные в период 1901-1908 гг., представляли собой довольно однородную группу кораблей водоизмещением 13700-14500 т, ходом 22 уз и главной артиллерией из четырех 8" (у первых) и 10" (у вторых) орудий. Вспомогательный калибр состоял из 14-16 6"/50 орудий в казематах под верхней палубой, а противоминная батарея была представлена 18-22 76-мм пушками палубой выше. К недостаткам их бронирования можно отнести уме­ренную толщину пояса в середине (127 мм) и недостаточную протяженность бортовой за­щиты оконечностей по высоте. Поскольку все эти корабли были начаты постройкой в 1901-1903 гг., их основные характеристики могли оказать определенное влияние на выбор МТК в 1904 г. тактико-технических элементов для «Рюрика».

Все 11 американских броненосных крейсеров примечательны еще и тем, что начиная с «Пенсильвании» флот США решительно отошел от прежней идеи создания кораблей это­го типа исключительно как «истребителей торговли» и воплотил в них принцип эскадрен­ного крейсера, действующего на флангах боевых порядков линейного флота. Правда, отсутствие необходимого ресурса времени на шлифовку новой концепции сказалось на ба­лансе их качеств: по мнению американских историков, и «Пенсильвания», и «Теннеси» оказались вполне мореходными, быстроходными и автономными, но все это — ценой уме­ренных броневой защиты и вооружения.(4)

В Италии, также создававшей в 90-900-е гг. броненосные крейсера, развитие этого ти­па тоже шло по нарастающей. За миниатюрным «Марко Поло» (1892 г., 4500 т, 18 уз, 6 6"/40 орудий, пояс 102 мм) последовала пара более крупных «Карло Альберто» и «Веттор Пизани» (1895-1896 гг., 6600 т, 19 уз, 12 6"/40 орудий, пояс 150 мм). В 1899-1902 гг. сошли на воду корабли серии «Гарибальди» (7200 т, 20 уз, пояс 120 мм), в целом не усту­павшие тогдашнему мировому стандарту броненосного крейсера. Примечателен состав их главного вооружения — помимо традиционных 6" скорострельных орудий (всего 14) они несли одно 10"/40 орудие в носовой башне и два 8"/45 в кормовой. Из восьми единиц этой крупной серии пять было приобретено другими флотами (два из них стали японскими «Ниссином» и «Касугой») и только три пополнили итальянский флот. Эти крейсера име­ли полный пояс по ватерлинии, однако в оконечностях он лишь чуть-чуть возвышался над ватерлинией, что было определенным пробелом системы броневой защиты. «Гарибальди» высоко оценивался и современниками и позднейшими исследователями, один из которых писал, что «умение итальянцев в малое водоизмещение воплотить столь мощные наступа­тельные и оборонительные данные осталось не достигнутым другими флотами, т.к. италь­янские боевые корабли предназначались для узкого бассейна Средиземного моря».(5)

Русский флот, первым реализовавший тип крейсера с бортовой защитой в «Генерал-Адмирале» (1873), вплоть до 90-х гг. продолжал создавать броненосные крейсера-рейде­ры. Несмотря на отсутствие недостатка в идеях относительно необходимости быстроход­ной броненосной эскадренной единицы, выдвигавшихся русскими моряками и инженера­ми в последнее десятилетие XIX в., инерция мышления тогдашних руководителей Мор­ского министерства была такова, что Россия (в то время третья морская держава) обрати­лась к созданию эскадренного крейсера позднее других. Лишь в конце 90-х гг., после сме­ны внешнеполитических приоритетов — от многолетней холодной войны с Англией к про­тивостоянию с Японией — дальневосточный театр был признан основным и в новой судо­строительной программе («Для нужд Дальнего Востока») отведено место для броненосно­го крейсера нового типа — правда, всего лишь одной единицы. Им стал знаменитый «Баян», вскоре достойно проявивший себя в морских боях под Порт-Артуром.(6) В отличие от всех прежних русских броненосных крейсеров, предназначавшихся для дальнего рейдерства, он знаменовал собой сближение с французскими тактическими идеями и стал первым русским крейсером, конструкция которого основывалась на требовании «действовать в связи с эскадренными броненосцами». «По защите и расположению артиллерии он предназначался не для океанских крейсерских операций, а для участия в эскадренном бою при главных силах в качестве сильного разведчика, способного прорваться через завесу легких крейсеров противника», — так характеризовал его известный кораблестроитель В.П.Костенко.(7)

При водоизмещении 7800 т «Баян» имел ход 21 уз и главное вооружение из двух 8"/45 орудий в концевых башнях и 8 6"/45 в казематах под верхней палубой. Бронирование со­стояло из пояса по ватерлинии в носу (100 мм) и середине (200 мм) корпуса, и верхнего пояса в 60 мм поверх него (бортовое бронирование заканчивалось за кормовой башней). Палуба имела суммарную толщину 50 мм (30 мм мягкой стали поверх палубной настилки в 20 мм).

В ходе боевых действий в 1904 г. «Баян» показал себя надежным и маневренным кораб­лем, однако при всех его достоинствах этот крейсер был далек от сравнения с его оппонен­тами — крейсерами серии «Асама», а также обоими «коммерческими приобретениями» японского флота — «Ниссином» и «Касугой», поскольку артиллерия русского корабля была почти вдвое слабее, чем на последних, при одинаковом с ними водоизмещении.

Дальнейшее строительство броненосных крейсеров в России может служить красноре­чивым примером того, как в основу кораблестроительной политики могут быть положены неверные выводы о боевом использовании корабля. Под впечатлением удачных действий «Баяна» под Порт-Артуром, ставших результатом не столько боевых качеств крейсера, сколько умелого им командования, Морское министерство решило полностью повторить его конструкцию в новых тяжелых единицах. Три броненосных крейсера по прежнему проекту («Адмирал Макаров, «Паллада» и новый «Баян» взамен затопленного в конце 1904 г.) были начаты постройкой в 1905 г. и вступили в строй в 1908-1911 гг., уже безна­дежно устаревшие морально. Постройка этих кораблей была совершенно не оправдана с тактической точки зрения, поскольку к моменту готовности они не обладали ни необходи­мыми характеристиками нападения и защиты для действий в составе эскадры дредноутов (или хотя бы додредноутов), ни даже должными скоростными качествами для набеговых операций. В какой-то мере все три корабля оказались вынужденным шагом и заполняли повисшую паузу в отечественном кораблестроении после цусимского потрясения.(8)

Однако необходимость в быстроходной вспомогательной эскадренной единице, со­зданной с учетом боевого опыта и тенденций мирового военного кораблестроения, была настолько отчетливой, что еще летом 1904 г., в самый разгар морских сражений на Даль­нем Востоке, в МТК началась разработка тактико-технических элементов будущего эска­дренного крейсера...

 

Примечания:

 

1 А.Д. Федечкин. Крейсер для эскадренных сражений. // Цитадель, №1 (4), 1997. с. 45.

2 Е. Groner. German warships 1815-1945. Vol. I. Major surface vessels. -London: — Conway Maritime Press, 1990. p. 52.

3 J. Campbell. Battlecruisers. The Design and Development of British and German Battlecruisers of the First World War Era. // Warship Special I. -London: Conway Maritime Press, 1978. p. 2.

4 I. Musicant. U.S. Armored Cruisers. A Design and Operational History. — Annapolis: Naval Institution Press, 1985. p. 76.

5 В.П. Костенко. Броневая защита боевых кораблей. Ч. I. (гранки), 1949 г. с. 163. 6 А.Д. Федечкин. УК. соч., с. 46.

7 В.П. Костенко. УК. соч., с. 147.

8 В.Я. Крестьянинов, С.В. Молодцов. Броненосные крейсера типа «Баян» // Морская коллекция, №3,1997. с. 18-19.