Глава 5. Первый среди равных
Броненосному крейсеру «Рюрик» не была суждена долгая и спокойная жизнь. Рожденный в эпоху бурных перемен на флотах, связанных с воцарением дредноутов — как линкоров, так и крейсеров — он, несмотря на всю его мощь, все же остался продуктом уходящей эпохи. Однако именно для Балтийского флота в операциях 1914-1918 гг. он оказался поистине бесценным кораблем. Связанное фундаментальным условием морской войны на два фронта, германское морское командование было просто не в состоянии в течение всей войны противопоставить «Рюрику» ничего равноценного, и он стал настоящим «становым хребтом» русских крейсерских сил на Балтике, заставляя считаться с собой крейсера принца Генриха. В предвоенные годы он водил отряды русских кораблей в заграничные походы, достойно показывая в дальних странах Андреевский флаг, а его приземистый и вместе с тем гармоничный силуэт с большими угловатыми башнями, чем-то отдаленно напоминавший первые германские линкоры-дредноуты, можно было повсюду видеть в европейских водах — от Балтики до Средиземноморья.
Анатомия силы
Подобный успех выпал на долю крейсера далеко не случайно. «Рюрик» стал первым русским крупным кораблем, построенным с учетом боевого опыта войны 1904-1905 гг. Его основные идеи были выдвинуты МТК и на долю компании «Виккерс» лишь выпала честь воплощения их в детальный проект, основным достоинством которого стал близкий к оптимальному баланс основных качеств. В крейсере гармонично сочетались наступательные и оборонительные элементы, а особо тщательная разработка мероприятий по плавучести и остойчивости делала его в высшей степени живучим кораблем.
Конструкция корпуса основывалась на наборе по продольно-поперечной системе, но в ней был уже сделан первый шаг в восторжествовавшей вскоре в русском флоте чисто продольной системе набора. В соответствии с идеями И.Г.Бубнова — в недалеком будущем создателя строительной механики корабля как науки, участвовавшего в 1904 г. в разработке МТК аванпроекта «Рюрика», часть днищевого набора в итоговой конструкции выполнялась из стали повышенного сопротивления (киль, четыре непрерывных днищевых стрингера). В работу корпуса включалась также обшивка днища — по пять поясьев от киля с каждой стороны тоже были из стали повышенного сопротивления. Подразделение корпуса на водонепроницаемые отсеки было тщательным и хорошо продуманным.(1)
Странным рудиментом элегантного облика «Рюрика» выглядел лишь его таранный форштевень, выдававшийся вперед почти на 4,5 м. Казалось бы, после трагической гибели британской «Виктории», случайно протараненной своим же собратом по эскадре во время маневров в 1893 г., всем стало совершенно ясно, что прямой удар носом является роковым уже сам по себе и корабль, наносящий его, не нуждается для этого ни в каких особых конструктивных ухищрениях. Однако стереотип сознания оставался так прочен, что и через 10 лет после катастрофы злосчастного линкора все новые тяжелые артиллерийские корабли всех флотов продолжали оснащать этим бессмысленным «архитектурным излишеством», бесполезно расходуя драгоценный в носу вес, увеличивая общую длину корпуса и придавая новейшим тяжелым единицам допотопный вид.
Орудия «Рюрика» отличались мощностью и передовой конструкцией. Как артиллерийские системы, они основывались на прежнем принципе русского флота «облегченный снаряд/повышенная начальная скорость»: и 10", и 8" снаряды имели относительный вес 13,8 и покидали канал ствола со скоростью 900 м/с — значительно большей, чем у какого-либо современника «Рюрика» из последних броненосных крейсеров. Установки и главного и вспомогательного калибра, хотя и вызвали поначалу большие трудности у «Виккерс», но отличались продуманностью конструктивных решений и в дальнейшем хорошо показали себя на службе. Общие идеи некоторых их узлов (таких как прицельные устройства, система подачи, цепные прибойники и др.) были впоследствии заимствованы отечественными производителями и получили дальнейшее развитие в 12"/52 и 14"/52 установках дредноутов, спроектированных ПМЗ.(2)
Калибр и состав противоминной артиллерии крейсера также находится вне критики. Опыт войны показал необходимость усиления противоминного калибра. 76-мм пушки продемонстрировали свою неэффективность и были заменены уже на стадии рабочего проекта на 120-мм орудия. Однако принцип сохранения их прежнего количества привел к необходимости расположения четырех из них, не помещающихся в середине корпуса, в кормовой батарее под верхней палубой. Это решение представляется малоудачным — высота кормовых 120-мм орудий над конструктивной ватерлинией не превышала 3,5 м (а в реальности была еще меньше), что существенно ограничивало их боевые возможности, в то время как вес орудий с их устройствами и казематной броней создавал значительный дифферентующий момент. Наконец, расположение их в корме противоречило фундаментальному принципу концентрации противоминной артиллерии тяжелых кораблей для действия на носовых курсовых углах, откуда при столкновении главных сил и стремились в первую очередь атаковать неприятельские миноносцы. Остается только предположить, что в МТК планировали использовать четыре кормовых орудия «Рюрика» для отражения возможных минных атак с кормовых направлений и, возможно, последний бой «Князя Суворова» принимался при этом в расчет в первую очередь.
Из всего вооружения крейсера к издержкам довоенных теорий следует отнести лишь оба его торпедных аппарата. При создании проекта благополучно избежали курсовых торпедных труб в носу и корме, но все же установили две бортовые. Ценой полного отказа от торпедного вооружения на «Рюрике» можно было бы увеличить толщину его главного пояса по крайней мере до 180 мм.(3)
Что касается бронирования вообще, то в первую очередь необходимо отметить, что в целом защита «Рюрика» была существенно усилена по сравнению с предшествующими стандартами русского флота. Впервые броненосный крейсер получал полный пояс по ватерлинии по примеру линейных кораблей («Цесаревич» и «Бородино» послужили в этом отношении образцом), причем его протяженность по высоте, как по цитадели, так и в оконечностях, была существенно увеличена. Горизонтальное бронирование, как и прежде, располагалось по двухуровневой схеме, со скосом к нижнему шельфу пояса. Интересно решение о бронировании нижней палубы плитами из стали повышенного сопротивления вместо мягкой стали, однако следов какой-либо теории или объяснения этому в документах РГАВМФ выявить пока не удалось. Кардинальной переработке подверглась конструкция боевой рубки, которая стала действительно надежным бронированным боевым командным пунктом корабля, свободным от многочисленных изъянов рубок прежней конструкции. Впервые на русском крейсере, опять же по примеру «Цесаревича» и «Бородино», вводилась броневая трюмная продольная переборка.
Интересно, что если в части полной защиты ватерлинии «Рюрик» уже аккумулировал опыт войны, то в отношении комплекса преград на пути попавшего в поясную защиту снаряда он еще всецело следовал прежним принципам — за бортовой броней располагался скос нижней палубы, едва поднимавшейся над ватерлинией. Идеи, чуть позже фундаментально разработанные Л.Л. Коромальди, А.Н. Крыловым, И.Г. Бубновым и положенные в основу самобытного отечественного типа броневой («коробчатой») защиты тяжелого корабля, еще не имели здесь никакого почина.(4)
Конструктивный прорыв, оказавшийся поистине триумфальным, произошел в части обеспечения боевой живучести корабля. На крейсере впервые была создана мощная перепускная система, автоматически предохраняющая от появления большого крена при затоплении бортовых угольных ям, а увеличенная начальная метацентрическая высота и средства быстрого выпрямления корабля гарантировали сохранение крейсером прямого положения при всех подводных повреждениях. Управление трюмными системами крейсера впервые было сосредоточено в специальном трюмном посту. По мнению принявшего деятельное участие в постройке крейсера В.П.Костенко, все послевоенные конструктивные нововведения, реализованные на «Рюрике», оказали определенное влияние на строившиеся после него английские линейные корабли и крейсера.(5)
Еще одним следствием боевого опыта стало всемерное стремление к лаконичному силуэту корабля, т.е. максимальный отказ от надстроек и прочих высоко расположенных габаритов. В итоге «Рюрик» стал конструктивно качественно новым кораблем и заметно выделялся из череды всех предшествующих русских тяжелых артиллерийских кораблей — как линкоров, так и крейсеров.
Свой среди чужих
Для сравнительного анализа «Рюрика» по отношению к современным ему броненосным крейсерам других флотов необходимо сделать краткий обзор этих кораблей, спроектированных и построенных, так же как и русский аналог, во время и сразу после русско-японской войны.
Флот США, создавший в 1900 г. проект «Пенсильвании», продолжал методично воспроизводить его вплоть до 1908 г. Из общей оценки американской версии эскадренного крейсера, приведенной выше (гл.1), следует, что при сопоставимой с «Рюриком» скорости заокеанский образец существенно уступал ему по артиллерии и бронированию и в целом выглядел приметно бледнее.
Германский «Шарнхорст», не более чем усиленная версия его предшественника («Роона»), далеко отстает от русского броненосного крейсера как по мощи артиллерии, так и по уровню бронирования. Сопоставимым с «Рюриком» является лишь последний германский крейсер-«додредноут» «Блюхер», сравнение с которым представляет интерес и в силу потенциальной возможности боевого столкновения этих двух крейсеров на Балтике в 1914-1917 гг. Мощь бортового залпа германского крейсера из восьми 210 мм/45 орудий уступает четырем 10-дюймовкам «Рюрика» (864 и 900 кг соответственно), а разница веса полного залпа (8 210-мм и 4 150-мм орудий «Блюхера» против 4 10" и 4 8" «Рюрика») еще значительнее — 1044 и 1400 кг. Однако германский корабль существенно превосходил русский в скорости хода (25 уз против 21) и являлся, таким образом, законодателем условий боя (или отказа от него). При примерно равном водоизмещении (15200 против 15600 т) «Блюхер» нес менее тяжелую артиллерию, но имел более надежную броневую защиту, был значительно быстроходнее и являлся поэтому более гибкой тактической единицей.
Совершенно особняком стоит развитие эскадренного крейсера в послевоенной Японии. Уже в июне 1904 г. были выданы заказы на два броненосных крейсера взамен погибших на минах под Порт-Артуром линкоров «Яшима» и «Хацусе». Эти крейсера — «Цукуба» и «Икома» — оказались самыми необычными изо всех кораблей подобного типа. При сохранении большинства основных характеристик «Асамы» (вспомогательной артиллерии, бронирования и скорости хода) их уже на стадии проектного задания решено было оснастить линкорным главным калибром — четырьмя 12" орудиями: таково было впечатление от успешных результатов стрельбы русских броненосцев в сражении 28 июля 1904 г., открывших огонь уже с дистанции около 100 кб. Этот более чем своеобразный тип броненосного крейсера с «очень длинными руками» был тем не менее вскоре воспроизведен японцами еще в одной паре подобных кораблей — «Курама» и «Ибуки», которые отличались увеличенным на 2000 т водоизмещением и заменой 6" артиллерии под верхней палубой восемью 8"/45 орудиями в четырех башнях, расположенных по бортам, как на «Рюрике». Все четыре японских крейсера имели одинаковую защиту. Полный пояс по ватерлинии толщиной в середине корпуса 178 мм утончался до 102 мм в оконечностях, причем если в носу бортовая броня достигала уровня средней палубы, в корме она не поднималась выше 1 м над ватерлинией. Казематы 6" орудий на «цукубах» имели 127-мм защиту, броневая палуба была толщиной 38 мм на плоских участках и 51 мм на скосах. Любопытно, что при подобном уровне бронирования, в целом воспроизводившем «Асаму» с 8" артиллерией, новые японские корабли вчетверо (!) превосходили его по весу бортового залпа.(6)
Изо всех французских броненосных крейсеров единственными сопоставимыми с «Рюриком» кораблями может считаться пара «Эдгар Куине»/ «Вальдек-Руссо», ставших последними образцами этого типа во Франции. Эти высокобортные 14000-тонные красавцы, впервые после «Жанны д’Арк» (1896) украшенные шестью огромными дымовыми трубами, вступили в строй в 1911 г., безнадежно устаревшие морально (Англия уже имела к этому моменту 4 линейных крейсера в строю и 5 в постройке, Германия — соответственно 1 и 3). Серьезным пробелом этих крейсеров, хотя и обладавших неплохим ходом в 23 уз, являлось их не весьма сильное вооружение — оба корабля несли по 14 192-мм/50 орудий, из которых на борт могли вести огонь девять.(7)
Итальянский флот создал в 1905-1911 гг. две пары слегка отличавшиеся между собой броненосных крейсеров: «Пиза»/«Амальфи» и «Сан-Марко»/ «Сан-Джоржио». При водоизмещении порядка 10000 т они несли в качестве главного вооружения по четыре 10"/45 орудия в двух концевых башнях и по восемь 7,5"/45 в четырех бортовых, практически повторяя этим «Рюрик». Они развивали традиционно повышенную для итальянских тяжелых кораблей скорость — 23 уз, и отличались весьма надежной защитой борта в районе цитадели (200 мм). Однако это достоинство было получено ценой весьма узкого пояса в оконечностях и слабой противоминной батареи, состоявшей из 16-18 76-мм/40 пушек, к тому же неудачно расположенных.
И, наконец, во флоте «владычицы морей» Англии сопоставимыми с «Рюриком» броненосными крейсерами являлись три корабля класса «Минотавр» построенные, как и их русский аналог, в период 1905-1908 гг. Их главная артиллерия была представлена четырьмя 9,2"/50 орудиями в двух двухорудийных башнях в оконечностях и 10 7,5"/50 в одиночных установках по бортам, что давало мощный бортовой залп, однако противоминный калибр был слаб и неудачно расположен — 16 76-мм пушек установили на надстройках и крышах башен. Зато в части скорости (23 уз) они полностью следовали традиции и не уступали своим предшественникам. Вертикальная защита в целом повторяла «Рюрик» (пояс 152 мм в середине, 102-76 мм в оконечностях), горизонтальная несколько уступала ему. По мнению современного британского исследователя Дж.Робертса «минотавры» были «перевооружены и недозащищены», однако весь недолгий период службы этих последних броненосных крейсеров Королевского флота их репутация среди моряков оставалась высока.(8)
После краткого рассмотрения современных «Рюрику» броненосных крейсеров других флотов наступает черед сравнительной оценки его отдельных качеств по отношению к аналогичным характеристикам зарубежных кораблей. Вооружение русского корабля можно признать классическим для типа послевоенного эскадренного крейсера — тяжелые орудия в оконечностях, второй главный калибр в башнях по бортам. Эта схема стала основным компоновочным решением для вооружения почти всех его «собратьев по классу». Четырем 10-дюймовкам «Рюрика» было, конечно, далековато до линкорного главного калибра экзотических японских крейсеров, однако несомненно, что специалистам МТК удалось верно предугадать тенденцию оснащения вооружением поздних эскадренных крейсеров во всех флотах: американцы и итальянцы также сделали выбор в пользу 10" калибра, а англичане почти приблизились к нему (9,2" пушка была мощным и надежным оружием, весьма популярным в Королевском флоте). В стороне остались лишь французы с их океанской концепцией эскадренного крейсера, да немцы, совершенствовавшие тип броненосного крейсера-разведчика при линкорах. По противоминной артиллерии русский крейсер уверенно оставлял позади всех своих зарубежных современников. Лишь японские «цукубы» и «курамы» несли, подобно «Рюрику», в качестве оружия отпора миноносцам 120-мм калибр, но число этих пушек было много меньше — 12 и 14 орудий соответственно.
В части бронирования «Рюрик» заметно не выделяется на фоне сверстников в ту или другую строну. Его главный броневой пояс по ватерлинии, тождественный по толщине британским образцам (152 мм), простирается на целое межпалубное расстояние выше, чем у них. В носу и корме он также достигал уровня средней палубы, в то время как у большинства зарубежных крейсеров бортовое бронирование в оконечностях лишь немного возвышалось над ватерлинией. Суммарная горизонтальная защита была в целом значительнее.
Большинство эскадренных крейсеров — сверстников «Рюрика», оказалось быстроходнее него — почти все они развивали ход в 22-23 уз, а германский «Блюхер» даже до 25. Аналогичный показатель «Рюрика» не превышал 21 уз и это следует признать значительным просчетом МТК, формировавшего проектное задание.
Остальные показатели «Рюрика» достаточно хороши. Конструктивные мероприятия по обеспечению живучести являлись лучшими изо всех его современников. Помещения экипажа были просторны, удобно расположены, хорошо освещались и вентилировались. Крейсер показал себя достаточно мореходным судном, хорошо всходил на волну, а его длинный высокий полубак практически всегда оставался сухим.
Итог
Отзывы о «Рюрике» в литературе по истории кораблестроения и флота на редкость единодушны. Британский справочник «Все боевые корабли мира» называет его «лучшим крупным кораблем, заложенным для русского флота до 1905 г.» и «одним из лучших из когда-либо построенных броненосных крейсеров», особенно отмечая его мощные 10" орудия с увеличенным до 35° углом вертикальной наводки и систему затопления и орошения погребов, намного опережавшую практику британского флота. Известный исследователь Дж.Кемпбелл говорил об интересе, который представляет русский крейсер и о том, что «для своего времени он отличался рядом передовых качеств». Ему вторит американец С.Маклахлин — «построенный компанией «Виккерс» броненосный крейсер «Рюрик» стал последним и самым крупным из русских кораблей этого типа, и он с успехом выдерживает сравнение с любым из современных ему иностранных аналогов». Такого же мнения и британский профессор Дж.Уэствуд — «если бы не пришествие линейного крейсера несколько лет спустя, «Рюрик» можно было бы назвать исключительно успешным проектом, который в любом случае претендует на звание лучшего из когда-либо созданных броненосных крейсеров. Даже устаревший морально с появлением линейного крейсера, с которым он не мог сравниться ни мощью орудий, ни скоростью хода, он являл собой красивое и весьма внушительное зрелище и оказался замечательным флагманским кораблем».(9)
Этот парад цитат можно было бы продолжать, но характер их останется прежним — всеми историками «Рюрик» дружно оценивается достаточно высоко. И все же несмотря на этот хвалебный тон необходимо отметить, что крейсер, воплотивший взгляды периода русско-японской войны, остался носителем принципиальных качеств ушедшей эпохи — конструктивно он максимально сочетал выводы из свежего опыта минувших сражений, но тактически являлся продолжателем довоенной концепции. В наступившую эпоху дредноутов основным пробелом этого незаурядного корабля стал его малый ход. Поэтому будучи весьма сильным кораблем для соединения прежних эскадренных броненосцев, он представлял собой очень условную ценность для эскадры линкоров нового типа. В течение всего периода боевых операций 1914-1917 гг. на Балтике, в обстановке рутинной борьбы с второстепенными единицами Флота Открытого моря, каждую из которых «Рюрик» превосходил как по мощи артиллерии, так и по уровню защиты, он продолжал оставаться «мобильной точкой опоры» русских крейсерских сил. Это, однако, не может вызывать сомнений в перспективе неблагоприятного исхода его поединка с любым из германских дредноутов, пребывавших всю войну в Северном море в качестве противовеса британскому Гранд-Флиту. Даже возможный итог столкновения с его современником (и в какой-то степени аналогом) «Блюхером» представляется неясным.
После принятия решения о постройке «Рюрика» в 1905 г. Россия еще долгих шесть лет не обращалась к вопросу создания тяжелых крейсеров. Но когда в 1911 г. в русском флоте начали обретать форму планы строительства «броненосных крейсеров» дредноутного типа, их общая идея, как по-прежнему исключительно мощных эскадренных единиц в составе главных сил флота полностью следовала оперативно-тактической концепции их предшественника.(10) Поэтому «Рюрик», хотя и не давший «прямого потомства» в конструктивном аспекте, в определенном смысле является предшественником самобытного типа сверхдредноута «Измаил» — корабля, намного опередившего свое время.
Основные характеристики поздних броненосных крейсеров постройки 1903-1911 гг., сравнительно с «Рюриком»
|
«Теннеси» (США) |
«Шарнхорст» (Германия) |
«Уорриор» (Англия) |
«Минотавр» (Англия) |
«Рюрик» (Россия) |
«Блюхер» (Германия) |
«Курама» (Япония) |
«Сан-Марко» (Италия) |
Заложен |
1903 |
1905 |
1903 |
1905 |
1905 |
1907 |
1905 |
1907 |
Введён в строй |
1906 |
1907 |
1907 |
1908 |
1908 |
1910 |
1911 |
1911 |
Водоизмещение, т |
|
|
|
|
|
|
|
|
(нормальное/полное) |
14500/15715 |
11433/12780 |
13240/14440 |
14595/16085 |
15170/18500 |
15590/17250 |
14636/15595 |
10969/11900 |
Полная длина, м |
153,8 |
144,63 |
154,1 |
158,2 |
161,2 |
161,7 |
137,2 |
140,8 |
Ширина, м |
22,23 |
21,59 |
22,40 |
22,71 |
22,86 |
24,46 |
23,0 |
21,0 |
Осадка, м |
7,62 |
7,49 |
8,05 |
7,89 |
7,92 |
8,00 |
8,0 |
7,7 |
Вооружение |
4 10"/40 |
8 210-мм/40 |
6 9,2"/46,7 |
4 9,2"/50,1 |
4 10"/50 |
12 210-мм/45 |
4 12"/45 |
4 10"/45 |
|
16 6"/50 |
6 150-мм/40 |
4 7,5"/50 |
10 7,5"/50 |
8 8"/50 |
8 150-мм/45 |
8 8"/45 |
8 190-мм/45 |
|
22 76-мм/50 |
20 88/35 |
24 76-мм |
16 76-мм |
20 120-мм/50 |
16 88-мм/45 |
14 120-мм/40 |
18 76-мм/40 |
|
4 21" ТА |
4 450-ммТА |
3 18" ТА |
5 18" ТА |
2 18" ТА |
4 250-мм ТА |
3 18" ТА |
3 17,7" ТА |
Бронирование, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
Главный пояс |
76-127 |
80-150 |
76-152 |
76-152 |
78-152 |
60-180 |
102-178 |
90-200 |
Верхний пояс |
51-127 (батарея) |
150 (батарея) |
152 |
- |
76 |
140 (батарея) |
127 |
180 |
Башни |
127-229 |
170 |
191 |
203 (наиб.) |
203 |
140-180 |
178 |
180 |
Барбеты |
102-203 |
140-170 |
152 |
178 (наиб.) |
51-184 |
180 |
127 |
180 |
Вспом. артиллерия |
127 |
150 |
203 (башни) |
203 (наиб.) |
38-178 |
140 |
152 |
160 |
Боевая рубка |
229 |
200 |
254 |
254 |
203 |
250 |
203 |
250 |
Палуба поверх пояса |
- |
20-25 |
19-25 |
25-38 |
38 |
- |
25 |
20 |
Нижняя палуба |
38-102 |
38-57 |
19-38 (корма) |
38-51 |
25-38 |
30-50 |
38 |
30 |
Мощность механизмов, л.с. |
27500 |
26000 |
23500 |
27000 |
19700 |
34000 |
22500 |
23030 |
Скорость хода, уз |
22 |
22,5 |
22,5-23 |
23 |
21 |
24.5 |
20.5 |
23,75 |
Запас топлива, т |
|
|
|
|
|
|
|
|
(нормальный/полный) |
|
|
|
|
|
|
|
|
уголь |
900/1950 |
790/1970 |
1000-2050 |
1000/2060 |
1200/2000 |
885/2260 |
1868 |
700/1500 |
нефть |
- |
- |
600 |
750 |
200 |
- |
200 |
- |
Вес бортового залпа, кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
тяжёлых и средних орудий |
1306,4 |
767,5 |
870,9 |
1143.0 |
1350,0 |
1024,0 |
1996.0 |
1252,0 |
% от веса залпа "Рюрика" |
96,8 |
56,9 |
64,5 |
84,6 |
100,0 |
75,9 |
147.9 |
92,7 |
Примечания:
1) В целом все броненосные крейсера на 3-24% уступают "Рюрику" по весу бортового залпа. Особняком стоит лишь японский "Курама", превышающий любой из аналогов не менее чем на 50%, однако следует принимать в расчёт специфичность артиллерии этого корабля. Германский "Шарнхорст" и британский "Уорриор", как имеющие вес залпа менее 2/3 "Рюрика", явно далеки от сопоставления с ним.
2) Водоизмещение кораблей - в английских "длинных" тоннах (1 т = 1016 кг).
Источники:
1) .J.M.Campbell. Batttecruisers // Warship Special №1. - London: Conway Maritime Press, Ltd., 1978. p. 72.
2) All the World's Rghting Ships, 1860-1906. - London: Conway Maritime Press, Ltd., 1979. p. 440.
Примечания:
1 РГАВМФ, ф. 876. оп. 58, д. 45, л. 16-18.
2 А.Г.Дукельский. Исторический очерк развития проектирования и изготовления башенных установок в России, 1886-1917 гг. - М.: АУ РККА, 1931. с. 286-288.
3 Согласно расчетам, увеличение толщины главного броневого пояса «Рюрика» по ватерлинии с 152 до 180 мм должно было потребовать порядка 130 т, в то время как доля нагрузки от веса торпедного вооружения составляла по спецификации 170 т. РГАВМФ, ф. 876, оп. 58, д. 45, л. 12.
4 «Коробчатая система» бронирования — неофициальное название в МГШ и ГУК применявшегося начиная с 1909 г. принципа вертикальной защиты тяжелого артиллерийского корабля, который заключался в подразделении бортового бронирования на внешнее (поясные плиты) и внутреннее (внутренние продольные переборки из тонкой брони). Основная идея этого разделения заключалась в стремлении не допустить обломки попадающих в поясные плиты тяжелых снарядов и отколы брони в жизненные части корабля путем создания на их пути внутренней броневой преграды из более тонкой брони («внутреннего пояса» по тогдашней терминологии). Этот принцип нашел применение в системе броневой защиты всех 12 русских линкоров-дредноутов, начатых постройкой в 1909-1914 гг. (Подробнее об этом см.: С.Е.Виноградов. Последние исполины Российского императорского флота: линейные корабли с 16" артиллерией в программах развития флота, 1914-1917 гг. - СПб.: Галея-принт, 1999).
5 В.П.Костенко. Броневая защита боевых кораблей. Ч. I. (гранки), 1949 г. с. 163.
6 J.Itani, H.Lengerer, T.Rehm-Takahara. Japan's Proto-Battlecruisers: the Tsukuba and Kurama classes. // Warship, Vol. XVI, 1992. p. 67.
7 All the World's Fighting Ships, 1860-1906. - London: Conway Maritime Press, 1979. p. 307.
8 Явно под впечатлением успеха оснащения «Рюрика» четырьмя 10"/50 орудиями в концевых башнях, известный британский историк Дж.Кемпбелл сделал следующее заключение о вооружении последних броненосных крейсеров Королевского флота: «С точки зрения артиллерии «минотавры» были оптимальными среди всех этих кораблей [т.е. британских броненосных крейсеров. — Авт.], если бы верх одержала идея о вооружении их вместо четырех 9,2" пушек в концевых башнях таким же числом 10" орудий в 50 калибров длиной. Это дало бы перевес над современным им американскими броненосными крейсерами серии «Теннеси» ценой отказа лишь от еще четырех 7,5" (190-мм) орудий и параллельно сняло бы опасную проблему чересчур протяженных линий подачи боезапаса, в которых в бою одновременно находилось до половины 7,5" зарядов за тонкими стальными прикрытиями, ни пламя- ни воздухонепроницаемых». J.Campbell. Battlecruisers. The Design and Development of British and German Battlecruisers of the First World War Era. // Warship Special I. — London: Conway Maritime Press, 1978. p. 2.
9 Conway's All the World's Fighting Ships, 1860-1906, p. 191; J.Campbell. Ibid., p. 3; S.McLaughlin. Ibid., p. 69; J.N.Westwood. Ibid., p. 29.
10 С.Е.Виноградов. «Измаил» — сверхдредноут Российской империи. // Морская коллекция, №1,2001. с. 3.