Быстрый интернет-магазин учебников расположенный по адресу www.Kniga.Ru.

• Содержание •


Приложения

Приложение 1.
Основные предприятия отечественного судостроения и смежных отраслей промышленности конца XIX— начала XX вв. (Стр. 221-223)

Название предприятия (завода)

Год основания

Местонахождение

Вид производства{*94}

Число рабочих

В 1900—1910 гг. В 1914—1917 гг.

Казенные

Главное, Адмиралтейство{*95} 1704 Петербург Кк

1880—3500

4500

Новое Адмиралтейство{*96} 1800 Петербург Кк
Галерный островок 1830 Петербург Кк
Балтийский 1856 Петербург Кк; Мк 5000 8000
Охтинская верфь{*97} 1781 Петербург Кс 800  
Ижорский 1703 Колпино С; Ц; Б; Км; Мс 3000-4500 5000—9500
Обуховский 1863 Спб С; Ц; Б; А; БШ; П 3300—4300 6000—12000
Мастерские и пароходный завод 1703 1858 Кронштадт Р; Км; Мм; П 1200—2000 3000
Мастерские   Ревель Р 300 200
Мастерские   Либава Р 1200 300
Николаевское Адмиралтейство{*98} 1788 Николаев Кк; Мм 2500-1200 4000
Лазаревское Адмиралтейство 1849 Севастополь Кк:; Р 1000—2500 5000
Механический 1864 (1885) Владивосток Р; Км; Мм 1100 1000
Мастерские{*99} 1898 Порт-Артур Р 1500

Частные

Франко-Русский 1881 Петербург Мк 2400 6600
Невский 1857 Петербург Кс; Мс 3200-6200 5500—12000
Металлический 1857 Петербург С; Км; Мк; А; Т; П 2000 5000—6000
Путиловский 1801 Петербург С; Ко Мс; БШ; А; Т 8000—12000 17500—28600
Путиловская верфь 1912 Петербург Кс

2400—4500
Меднопрокатный (бывший Розенкранца) 1857 Петербург Ц 1300 2400
Г. А. Лесснера 1853 Петербург Мм; Т; А 600 2500
«Феникс» 1868 Петербург Мм; Т; А 350 500
Людвига Нобеля 1862 Петербург Мс; Т   1000
«Роб. Круг» 1876 Петербург Мм 60 150
Сан-Галли 1853 Петербург С; Мм 650 1000
Кабельный 1879 Петербург Э 500 1200
Электромеханический («Дюфлон и Константинович») 1896 Петербург Мм; П; Э 170 250
«Сименс и Гальске» 1898 Петербург П; Э 850 850
«Сименс-Шуккерт» 1913 Петербург П; Э; Мм 1400
Электромеханический и телефонный Н. К. Гейслера 1878 Петербург П 200 800
Телефонная фабрика Л. и М. Эриксона и К° 1897 Петербург П 300—500 1500—2200
Крейтона 1842 Або (Турку) Км; Мм    
Мостостроительный 1840 Гельсингфорс Км; Мм 260 1600
Сандвикский корабельный док   Гельсингфорс Км; Р   1000
Бьернеборгский   Бьернеборг Км    
Выборгский механический и судостроительный   Выборг Км; Мм    
Варкауский   Нишлот Км    
Русско-Балтийский 1913 Ревель (Таллин) Кк; Мк 3000—7500
Ревельский Беккера 1913 Ревель Кк; Мк; БШ; С 3000
«Ноблесснер» (Петровская верфь) 1913 Ревель Кс 600
«Вольта» 1899 Ревель Мм; Э; П 600 600
Рижский Беккера 1882 Рига Км; М.   1000—1900
Николаевский судостроительный («Наваль») 1896 Николаев Кк; Мк; С; БШ 2000 5700—13500
Черноморский механический{*100} 1896 Николаев Мм 1000
Екатеринославский железоделательный и сталелитейный 1887 Екатеринослав (Днепропетровск) С 8200 8200
Адмиралтейство РОПиТ 1904 Одесса Р   900
«Беллино — Фендерих» 1857 Одесса Р; Мм; Км 450 500
Сормовский 1849 Нижний Новгород Кс; Мс; А 12000 11000—20000
«Нижегородский теплоход» 1913 Нижний Новгород Км; Мс 300
Коломенский 1862 Коломна С; Ц; Км;Мс 10200 10000
Верфь Коломенского завода 1871 Муром Км; Мс   4000

Приложение 2.
Минное вооружение кораблей русского флота перед русско-японской войной 1904—1905 гг.(стр. 223-224)

Образец мины, год создания

Длина (высота), м

Диаметр, мм

Вес, кг

Давление воздуха в резервуаре, атм

Скорость, уз

Дальность хода, м

в сборе заряда взрывчатого вещества

Мины шестовые{*101}

ок. 1880 0,38 165/240 12,3 6,1
ок. 1890 0,39 280 50 25

Мины заграждения{*102}

1851{*103} 0,8 650   4
1877{*104} 0,8 450/825 175 30
1887 0,9 960 170 33
1898{*105} 0,775 775 190 58
1905 1 750   64

Мины самодвижущиеся (торпеды)

1868{*106} 3,3 406 136 8,1 25 7 550
1876{*107} 5,8 380 370 30,6 70 17 366
1880 4,72 380 336 32,8 70 21 366
1886{*108} 5,7 380 400 41 70 24,5 550
1894 5,7 380 465 82 70 26,7 550

1897

5,2

380

450

66

100

28 550
25 914

1900{*109}

4,27

380

345

49

100

27 366
26 550

1904

5,1

450

655

70

150

32 1000
26 2000

1905

5

450

636

90

150

32 1000
27 2000
Мины метательные, ок. 1890 2,34 252 67 29 46—60
Контрмины{*110}, ок. 1890 0,9 780 400 200  

Приложение 3.
Владивостокский отряд крейсеров

Отделение отряда крейсеров от эскадры с базированием на Владивосток в качестве самостоятельно действующего соединения было предусмотрено еще в марте 1901 г. В этот отряд, до окончательного его формирования, вместе с тремя крейсерами серии «Рюрик» в разное время в зависимости от состава эскадры входили и другие крейсера («Адмирал Нахимов», «Варяг», «Аскольд»). Окончательно состав крейсерского отряда был уточнен на совещании в Порт-Артуре 17 апреля 1903 г. По разработанному Распределению морских сил в Тихом океане на 1903 г. в состав флота входили: 1) базирующиеся на Порт-Артур «Боевая эскадра» I и II отделения броненосцев, отряды дальних и ближних разведчиков (крейсера), 1-й отряд эскадренных миноносцев и оборонительный отряд; 2) базирующиеся на Владивосток отдельный крейсерский отряд и оборонительный отряд. Были также сформированы группы вспомогательных судов (транспорты) в Порт-Артуре и Владивостоке.

Отдельный крейсерский отряд во Владивостоке должны были составить броненосные крейсера «Россия» (флаг первого младшего флагмана эскадры) «Громобой», «Рюрик», бронепалубный крейсер «Богатырь» и пароходы (по прибытии их во Владивосток) Добровольного флота «Москва» и «Херсон». Оборонительный отряд Владивостока включал канонерские лодки «Кореец», «Манджур», «Бобр», «Сивуч» («в помощь крепости»), минный транспорт «Алеут» для постановки заграждений, военные транспорты «Камчадал» и «Якут» для охраны порта, миноносцы № 201, 202, 209 и шесть миноносок для охраны рейда и минных заграждений. В июле — августе во Владивосток прибыли (переведенные «Боярином» и «Рюриком») еще семь номерных миноносцев, но канонерские лодки и пароход «Москва» — лучший (после «Смоленска») 20-узловой крейсер Добровольного флота — во Владивосток не попали. Отсутствие «Москвы», как оказалось, сильно связало размах действий отряда: «Херсон» (переименован в «Лену») из-за дефектов котлов и невозможности из-за этого развивать полной 19,5-узловой скорости для серьезных операций не годился. Решенное в 1901 — 1903 гг. отделение крейсеров в самостоятельный отряд мотивировалось следующим: первое то, что они не линейные суда и построены специально для крейсерской войны, эффект их действия на широком театре должен быть значительно большим, чем в составе эскадры; второе — отвлекая на себя шесть японских броненосных крейсеров, отряд будет ослаблять перевес главных сил японского флота над русским. Все это подтвердилось опытом действий крейсеров в русско-японской войне.

Официально отдельный крейсерский отряд Владивостока был сформирован 7 июня 1903 г. после прибытия основных подкреплений эскадры весной этого года. Он получил название «Отряд крейсеров эскадры Тихого океана». Вследствие начала войны и присвоения начальнику эскадры прав командующего флотом отряд 25 февраля 1904 г. был преобразован в «Отдельный отряд крейсеров флота Тихого океана». С изменением структуры флота Тихого океана (к первой, Порт-Артурской эскадре должна была присоединиться вторая, формировавшаяся в Кронштадте) отряд крейсеров 12 мая 1904 г. получил название «Отдельный отряд крейсеров 1-й эскадры флота Тихого океана». 20 декабря 1904 г., после того как остатки эскадры в Порт-Артуре, переименованные в августе в «Отдельный отряд броненосцев и крейсеров 1-го ранга», прекратили свое существование под огнем японских осадных батарей. Владивостокский отряд был переименован в «Отряд крейсеров в Тихом океане». Летом в 1905 г. после Цусимского боя из-за угрозы распространения войны на материковую часть России (в июле 1905 г. японцы при поддержке флота захватили о. Сахалин) и ввиду создания объединенного командования обороной края во главе с комендантом Владивостокской крепости генералом Г. Н. Казбеком отряд крейсеров подчинили начальнику Отдельного отряда судов, назначенных для охраны вод Уссурийского края (во главе с командиром Владивостокского порта, контр-адмиралом Н. Р. Греве). 11 ноября 1905 г. в соответствии с телеграфным предписанием ГМШ (от 11 октября) отряд крейсеров вышел в Россию. 30 марта 1906 г. по прибытии в Либаву штаб отряда окончил кампанию, отряд был расформирован.

Начальники и командующие

1. Контр-адмирал Константин Павлович Кузьмич (1901 — 1903, апрель). Родился в 1846 г. В 1866 г. окончил Морской кадетский корпус; участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. (ордена Св. Станислава 2-й степени с мечами и Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом). Служил старшим офицером императорской яхты «Александрия» (1879), фрегатов «Герцог Эдинбургский» (1880—1884) и «Светлана» (1884—1887). Командовал корветом «Баян» (1887 — 1890), клипером «Стрелок» (1890—1891), эскадренным броненосцем «Георгий Победоносец» (1891 — 1898). В 1891 г. произведен в капитаны 1 ранга, в 1898 г. — в контр-адмиралы с назначением начальником штаба Черноморского флота. В 1901—1903 гг. по должности первого младшего флагмана Тихоокеанской эскадры обычно возглавлял плавания и боевую подготовку крейсеров, держа свой флаг преимущественно на «Рюрике». В 1903 г. назначен командиром Петербургского порта, в 1904 г. произведен в вице-адмиралы. Убит 1 мая 1906 г. во время революционных волнений в Новом Адмиралтействе.

2. Контр-адмирал Эвальд Антонович, барон Штакельберг (1903, июнь — 1904, 16 января). Родился в 1847 г. В 1871 г. окончил Морское училище, в 1876 г. — Минный офицерский класс; участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. (награжден золотым оружием и орденами Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Св. Станислава 2-й степени с мечами и бантом). Служил старшим офицером корвета «Аскольд» (1886), фрегата «Генерал-Адмирал» (1886—1889), корвета «Аскольд» (1889). Командовал канонерскими лодками «Гроза» (1890), «Гремящий» (1890—1892), учебным судном «Скобелев» (1893—1894), императорской яхтой «Полярная звезда» (1896—1901). В 1895 г. произведен в капитаны 1 ранга, в 1901 г. в контр-адмиралы. В сентябре 1902 г. был назначен командующим отдельным отрядом судов, идущих в Тихий океан (2 броненосца, 6 крейсеров, 8 миноносцев) и по прибытии в Порт-Артур вступил в должность второго младшего флагмана эскадры Тихого океана. 7 июня 1903 г. по приказу командующего морскими силами в Тихом океане адмирала Е. И. Алексеева вступил в командование отрядом в составе крейсеров «Россия», «Громобой», «Рюрик», «Богатырь» и транспорта «Лена». В сентябре 1903 г. передислоцировал крейсера из Порт-Артура во Владивосток, руководил предвоенной боевой подготовкой отряда. Из-за болезни сдал командование 16 января 1904 г. В качестве пассажира на флагманском крейсере «Россия» участвовал в первом боевом походе отряда 27 января — 1 февраля 1904 г. В 1904—1907 гг. — младший флагман Балтийского флота. Был председателем третейского суда офицеров флота, снявшего обвинения в адрес Н. Л. Кладо (которые выдвигал в печати В. И. Семенов), членом комиссий, разбиравших результаты боя 28 июля 1904 г. и Цусимского боя 14—15 мая 1905 г. (Документы комиссий — Разбор боя 28 июля 1904 г. и исследование причин неудач действия 1-й Тихоокеанской эскадры и Заключение следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя — были опубликованы только в 1917 г.) С 1908 г. — вице-адмирал в отставке.

3. Капитан 1 ранга Николай Карлович Рейценштейн (1904 г., 16 января — 25 февраля). Родился в 1854 г. В 1871 г. окончил Морское училище, в 1875 г. — Минный офицерский класс. С 1886 по 1887 г. служил флагманским минным офицером штаба начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала В. П. Шмидта. В 1889 г. командовал на Балтике миноносцем «Нарва», в 1890 г. состоял старшим флаг-офицером штаба командующего отрядом судов Морского училища, с 1891 по 1895 гг. — старшим офицером клипера «Разбойник». В 1895 г. командовал канонерской лодкой «Ерш», был флагманским минным офицером штаба командующего Практической эскадрой Балтийского моря, с 1895 по 1898 г. командовал военным транспортом «Европа», в 1899—1904 гг. — крейсером «Аскольд». В 1899 г. произведен в капитаны 1 ранга. 16 января 1904 г. назначен начальником Владивостокского отряда крейсеров вместо заболевшего контр-адмирала Э. А. Штакельберга. По возвращении в Порт-Артур 17 марта вступил в командование отрядом крейсеров. В июле 1904 г. произведен за отличие в контр-адмиралы. Перед боем 28 июля дал своим командирам инструкцию прорываться во Владивосток во чтобы то ни стало «хотя бы одному судну». В исходе боя возглавил прорыв отряда, нанося огнем флагманского крейсера «Аскольд» повреждения [228] японским броненосным крейсерам «Асама» и «Якумо». Вследствие повреждений крейсер «Аскольд» перешел в Циндао, где был интернирован. В 1907—1909 гг. командовал учебно-артиллерийским отрядом Балтийского флота. С 1909 г. — вице-адмирал, член Адмиралтейств-совета. В 1910—1912 гг. был председателем особого комитета по организации Амурской флотилии. В 1913 г. произведен в адмиралы, с 1912 по 1916 г. — председатель особого комитета по организации прибрежной обороны. Уволен со службы 21 июля 1916 г. Умер в 1916 г.

4. Контр-адмирал Карл Петрович Иессен (1904 г., 25 февраля — 1906 г., 30 марта). Родился в 1852 г. В 1875 г. окончил Морское училище, в 1881 — Минный офицерский класс по 1 разряду, в 1884 г. — Артиллерийский. В 1890 г. командовал черноморским миноносцем «Адлер», с 1891 по 1893 г. в должности старшего офицера крейсера «Адмирал Корнилов» плавал на Балтике и на Дальнем Востоке. В 1894—1895 гг. командовал военным пароходом «Нева», с 1895 по 1896 — крейсером «Азия», в 1898—1902 — крейсером «Громобой», на котором совершил переход на Дальний Восток. В 1897 г. произведен в капитаны 1 ранга, в январе 1904 г. — в контр-адмиралы. 17 февраля 1904 г. назначен младшим флагманом эскадры флота Тихого океана, поднял флаг на броненосце «Севастополь». 25 февраля назначен начальником Отдельного отряда крейсеров флота Тихого океана. Держал флаг на крейсере «Россия». За бой 1 августа награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и зачислен в императорскую свиту. 27 октября 1904 г. приказом по Морскому ведомству назначен командующим 1-й эскадрой флота Тихого океана и 3 октября вступил в командование. 20 декабря 1904 г. (в связи с гибелью эскадры в Порт-Артуре) назначен командующим Отрядом крейсеров в Тихом океане. Командовал отрядом в период пребывания во Владивостоке командующих флотом в Тихом океане вице-адмиралов Н. И. Скрыдлова (9 мая — 25 декабря 1904 г.) и А. А. Бирилева (3—29 июня 1905 г.) и командующего 1-й эскадрой флота Тихого океана вице-адмирала П. А. Безобразова. Летом 1905 г. был подчинен командующему Отдельным отрядом судов, назначенных для обороны Уссурийского края (контр-адмирал Н. Р. Греве). В соответствии с предписанием ГМШ 11 ноября 1905 г. — 26 марта 1906 г. совершил во главе отряда переход с Дальнего Востока на Балтику. По результатам инспекторского смотра, проведенного вице-адмиралом Н. И. Скрыдловым и морским министром (с 29 июня 1905 г.) А. А. Бирилевым, высочайшим приказом по флоту К. П. Иессену был объявлен выговор. После смены министра К. П. Иессен был назначен в число младших флагманов Балтийского флота, в 1908 г. уволен в отставку с производством в вице-адмиралы. Умер в 1918 г. в Петрограде.

5. Вице-адмирал Петр Алексеевич Безобразов (командовал отрядом крейсеров в боевом походе 31 мая — 7 июня 1904 г.). Родился в 1845 г. В 1864 — 1866 гг. плавал гардемарином на фрегате «Дмитрий Донской» в Атлантическом океане. Служил в Балтийском флоте, в 1883—1884 гг. — старший офицер фрегата «Светлана». В 1885—1888 гг. командовал на Балтике канонерскими лодками «Туча», «Гроза», шхуной «Компас», в 1888—1890 гг. — клипером «Крейсер» в составе Тихоокеанской эскадры. В 1890 г. произведен в капитаны 1 ранга, в 1892—1897 гг. командовал крейсером «Генерал-Адмирал» и броненосцем «Наварин». В 1897 г. произведен за отличие в контр-адмиралы. В 1898—1901 гг. начальник штаба Кронштадтского порта, младший флагман Балтийского флота, в 1901 — 1903 — младший флагман Черноморской флотской дивизии. 1 января 1904 г. произведен в вице-адмиралы, 19 апреля назначен командующим 1-й эскадрой флота Тихого океана, 27 сентября — старшим флагманом Балтийского флота, 29 ноября 1904 г. — исполняющим обязанности начальника ГМШ на время отсутствия 3. П. Рожественского. Умер в 1906 г. [230]

Комплектация Владивостокского отряда крейсеров (май—июль 1904 г.){*111} (стр. 226)

Состав

Командующий отрядом Штаб командующего отрядом{*112} «Россия» «Громобой» «Рюрик» «Богатырь»{*112}

Итого

Флагманы

1   1

Флотские

Штаб-офицеры     2 2 2 2 8
Обер-офицеры   3 13 11 12 10 49
Кондукторского звания   1 6 8 3 4 22
Квартирмейстеры   2 40 38 41 31 152
Музыканты     - 7 7
Рядовые   15 501 510 444 259 1729
Машинисты и кочегары     240 258 187 263 948

Морской артиллерии

Офицеры   1   1
Квартирмейстеры     5 6 2 13

Офицеры Корпуса флотских штурманов

  1 1 2

Инженеры-механики

Офицеры   1 6 6 4 4 21
Квартирмейстеры     52 53 38 143

Содержатели

Офицеры     1 1
Классные чиновники     1 1 2 4
Квартирмейстеры     4 4 4 1 12

Нестроевые

Медики     2 2 2 2 8
Квартирмейстеры   4 4 4 4 9 25
Рядовые     17 16 16 23 72
Священнослужители     1 1 1 1 4

Итого

офицеров 1 6 26 23 24 19 99
рядовых 22 869 904 739 589 3123

Всего

1 28

895

927 763 608 3222

Приложение 4.
Краткая хронология учебных заведения и академии русского дореволюционного ВМФ(стр. 229).

Командное училище Инженерное училище Академия
1701 — 1715 — Школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа)

1715 — 1752 — Академия морской гвардии (Морская академия)

1752 — 1802 — Морской шляхетный кадетский корпус (объединил Навигацкую школу и Морскую академию)

1802 — 1867 — Морской кадетский корпус

1867 — 1891 — Морское училище

1891 — 1906 — Морской кадетский корпус

1906 — 1916 — Морской корпус (одновременно в 1914—1917 гг. существовали Отдельные гардемаринские классы)

1916 — 1918 — Морское училище

1798 — 1826 — Училище корабельной архитектуры

1826 — 1827 — Рота корабельной архитектуры

1827 — 1856 — Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа

1856—1867 — Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства

1867 — 1872 — Инженерное училище Морского ведомства

1872—1898 — Техническое училище Морского ведомства

1898 — 1917 — Морское инженерное училище

1827—1862 — Офицерский класс при Морском кадетском корпусе

1862—1877 — Академический курс морских наук

1877 — 1917 — Николаевская морская академия

Лит.: 1. Г. М. Гельфонд и др. Там за Невой океаны. М., 1976. 2. Ф. Ф. Веселого. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. Спб., 1852. 3. А. И. Пароменский Исторический очерк Морского инженерного училища императора Николая I. 1798 — 1898. Спб., 1898—1911. Вып. I — III. 4. Очерки истории Военно-морской орденов Ленина и Ушакова академии. Л., 1970.


Дальше