О вкусах... спорят
Хотя поиск объективных и субъективных причин конфликта, возникшего между командованием советского флота и руководством судостроительной отрасли промышленности не входит в задачи настоящей работы, для правильного понимания логики развития отечественного военного кораблестроения, а также появления и дальнейшей судьбы единственного "живого" объекта нашего повествования — эскадренного миноносца (ЭМ) «Неустрашимый» — необходимо все же сказать несколько слов на эту тему.
Один из основополагающих аспектов проблемы заключался в сложившемся у Сталина в конце 1930-х гг. недоверии к "морякам" и, возможно, излишне внимательном отношении к не всегда объективным, а зачастую и конъюнктурным аргументам "капитанов промышленности".
Передача в 1939 г. НИИ военного кораблестроения (НИИВК), среди других научных и экспериментальных работ самостоятельно занимавшегося предэскизным и эскизным проектированием, со всей научно-экспериментальной базой и большей частью квалифицированных сотрудников в ведение Наркомата судостроительной промышленности (институт стал именоваться ЦНИИ-45) лишило флот необходимого для нормального развития "вневедомственной" кораблестроительной науки аппарата, а предвоенные репрессии, жертвами которых стали многие талантливые ученые и инженеры, сделали оставшихся куда менее принципиальными в научных спорах, что тоже отнюдь не способствовало объективному прогрессу.
Понимая настоятельную необходимость функционирования полноценного научного учреждения в системе Наркомата ВМФ, нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов вскоре после окончания войны сделал все возможное для "реанимации" ЦНИИ ВК. Институт был воссоздан приказом НКВМФ от 22 декабря 1945 г. путем реорганизации Научно-технического комитета РКВМФ.
В структуру возрожденного ЦНИИ ВК вошло конструкторское бюро, которое возглавил подполковник Л.А.Гордон. В сравнительно короткий срок сотрудники этого КБ обеспечили уровень выполнения проектно-конструкторских работ, вполне достаточный для того, чтобы флот смог восстановить свои позиции в части предэскизного проектирования по собственным оперативно-тактическим заданиям (ОТЗ) и, таким образом, получить солидные основания для отстаивания своих позиций в спорах с промышленностью, ссылавшейся на результаты "собственного" исследовательского проектирования.
Ситуация с исследованиями в области ходкости и мореходности боевых кораблей, осуществление которых было совершенно необходимым для проектирования нового поколения океанских кораблей, оказалась сложнее. Современная научно-экспериментальная база отсутствовала как у ЦНИИ ВК, так и у ЦНИИ-45. Дело в том, что окончание строительства нового комплекса опытных бассейнов, начатого перед войной и, естественно, законсервированного до ее окончания, требовало еще нескольких лет. Поэтому перспективные работы по заказам флота и Судпрома выполнял ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского, имевший свой опытовый бассейн и специалистов по гидромеханике. Поскольку ЦАГИ принадлежал другому ведомству (МАП) и до предела был загружен экспериментальными работами в интересах "авиаторов", "флотские" заказы выполнялись по "остаточному принципу". "Текущие" же модельные испытания производились в старом опытовом бассейне (Бывший Опытовый бассейн Морского ведомства, открытый в 1894 г. в Петербурге на территории Новой Голландии. В 1932 г. бассейн вошел в состав ЦНИИВК, а в 1938 г. был передан ЦНИИ-45) ЦНИИ-45. Монополия на экспериментальную базу стала дополнительным источником трений с ЦНИИ ВК.
Еще печальнее было то, что в результате многочисленных и не всегда продуманных реорганизаций оказались совершенно забытыми или даже утраченными результаты предвоенных исследований, основывавшихся не только на собственных, но и на иностранных материалах. А по окончании войны вместо того, чтобы объединить усилия и учесть немалый опыт, который можно было извлечь из трофейных документов, а также полученных от союзников, два ведомства ревниво оберегали друг от друга доставшиеся им материалы, зачастую их не используя.
Одним из принципиальных конфликтов .между флотом и промышленностью был спор о нормах прочности для корпусов боевых надводных кораблей, принявший трагическую окраску после случаев гибели ЭМ пр.7 от потери общей продольной прочности во время войны.
После войны трения обострялись еще и тем, что руководители как военного, так и гражданского институтов носили адмиральские воинские звания (инженер-контр-адмирал), а многие ведущие сотрудники ЦНИИ ВК и Военно-морской академии (ВМА) после окончания военной службы были приглашены на работу в ЦНИИ-45 (например, полковник Л.А.Гордон, вице-адмирал С.П.Ставицкий и др.). С другой стороны, естественный (по достижению пенсионного возраста) и "досрочный" (жертвы "охоты на ведьм") уход опытнейших специалистов-практиков как в области прочности, так и гидромеханики, а также некоторых других разделов кораблестроительной науки в условиях отсутствия подготовленной молодой смены, как выявили последующие события, поставил авторитет ЦНИИ-45, выполнявшего заказы ЦКБ-проектантов, под угрозу.
Однако "весовые категории" новой, по существу, организации ВМФ — ЦНИИВК — и ЦНИИ-45 МСП сравнялись далеко не сразу.
Все эти события происходили на фоне главного конфликта — борьбы за "свой" вариант 10-летней кораблестроительной программы.
* * *
Работа над проектом «Неустрашимого» происходила в то время, когда советские судостроительные заводы на полную мощность развернули постройку самой крупной за весь советский период серии ЭМ пр.30бис и крейсеров (КР) пр.68бис. Эти корабли, по сути представлявшие собой доработанные довоенные проекты, по основным своим тактико-техническим элементам (ТТЭ) отставали от требований времени, а их массовое строительство оправдывалось ограниченными возможностями промышленности, не способной быстро освоить производство новой техники. Одновременно происходило формирование концепции нового ВМФ, адекватной изменившейся роли нашей страны в мировой политике.
Парадокс сложившейся ситуации заключался в следующем. Оказавшейся в лагере победителей в тяжелейшей войне и уверенно закрепившейся на мировой арене стране предстояло наконец-то осуществить задуманную еще в 1936 г. программу создания "Большого флота". Но уже существовавший ее ВМФ, оказавший в прошедшей войне весомую помощь сухопутным войскам, практически не участвовал в морских сражениях. Так как моряки не имели возможности приобрести собственный опыт боевого применения надводных кораблей против серьезного морского противника, никто не мог с уверенностью сказать, какие же именно корабли нужны новому флоту супердержавы. Поэтому большинство разработанных "операторами" Главного штаба ВМФ оперативно-тактических заданий не блистало оригинальностью.
Структура ВМФ (разрабатывавшаяся исходя из не очень отчетливых указаний Сталина, не привыкшего делиться сокровенными мыслями даже с ближним своим окружением) концентрировалась вокруг ядра из мощных океанских крейсерских эскадр. Хотя необходимость сохранения в будущем составе флота линейных кораблей никем из отечественных специалистов тогда не ставилась под сомнение (это уже значительно позже линкоры "смело" начали называть анахронизмом), особую заинтересованность флот проявлял именно в КР, "изобретая" даже новые подклассы: например, кроме "привычных" подклассов (— "Привычным" для крейсеров в советском флоте стал калибр 180 мм. Эти корабли почему-то иногда классифицировали как легкие КР, хотя во всем мире КРЛ вооружались 6-дюймовыми орудиями. По конструктивной защите КР пр.26 и 26бис, безусловно , являлись "легкими". Поскольку иностранные флоты имели значительное количество тяжелых КР с 8-дюймовой артиллерией ГК, отечественные тактики, ссылаясь на иностранный военный опыт (?), предложили для наших новых тяжелых КР калибр 220 мм. Летом 1945 г. Главный морской штаб разработал предложения по 10-летней программе военного кораблестроения на 1946-1955 гг. К 1 января 1956 г. наш ВМФ должен был иметь: 4 линейных корабля с 406-мм артиллерией, 10 тяжелых КР с главным калибром 220 мм, 30 "просто" КР со 180-мм артиллерией, 54 легких КР со 152-мм орудиями, а также 6 эскадренных и столь ко же "малых" АВ, 132 "больших" и 226 "просто" ЭМ, 168 больших, 204 средние и 123 малые ПЛ.) были предложены КР о повышенным калибром артиллерии главного калибра — 220мм.
Эта концепция требовала непременного включения в кораблестроительную программу и океанских кораблей охранения крейсерских сил. Таковых наш флот тогда не имел, как и собственного опыта их боевого применения. По существу, речь должна была идти о формировании нового класса боевых надводных кораблей с учетом выводов из практики прошедшей войны, которую имели иностранные флоты. В документах того времени фигурировал термин "большой ЭМ", под которым флот подразумевал корабль водоизмещением около 4 тысяч т, вооруженный тремя 130-мм двухорудийными универсальными башенными АУ и обладавший скоростью, дальностью плавания и автономностью, соответствующей этим элементам у КР.
В какой-то мере "большой ЭМ" являлся отголоском довоенных концепций, опиравшихся, в свою очередь, на сформированные Русско-японской и Первой мировой войнами оперативно-тактические взгляды.
Эволюция этих взглядов применительно к классам лидеров ЭМ и легких КР (в отечественном и зарубежных флотах) во второй половине 1930-х гг. особенно интересна, так как она явилась причиной многочисленных проектных изысканий, направленных на создание бронированного лидера, "лидера-крейсера", "суперэсминца". Эти названия, по существу, обозначали один и тот же класс кораблей, весьма спорный с тактической точки зрения, но чрезвычайно интересный с точки зрения техники кораблестроения.
Послевоенный советский ЭМ пр.41, отличавшийся от предшественников прежде всего большими размерами и водоизмещением, очень любопытным и непосредственным образом связан с концепцией бронированного лидера.