Немного истории
Неоспоримый эмпирический закон развития боевых надводных кораблей всех классов показывает, что любой корабль, совершенствуясь, вырастает в размерах (водоизмещении). Это является следствием как естественного процесса повышения боевых возможностей корабельного вооружения, так и стремления увеличить мореходность и дальность плавания, тесно взаимосвязанных с расширением круга решаемых данным классом боевых кораблей задач. При этом иногда нарушается баланс между наступательным и оборонительным потенциалом корабля, соблюдение которого — одна из важнейших целей проектирования. Анализ опыта боевых действий без учета всего многообразия факторов может стать причиной повышенного внимания к одному или нескольким ТТЭ, развивать которые практически невозможно без ущерба для остальных. Революционные изменения вносит появление нового вида морского оружия, почти всегда сопровождающееся зарождением совершенно новых типов и классов кораблей и пересмотром требований к существующим. На протяжении двух предвоенных десятилетий таких революций в технике ВМФ не было, а видоизменения существовавших кораблей основных классов происходили в большей степени под влиянием попыток регламентации военно-морского строительства международными договорами.
Развитие класса миноносцев, выросших в водоизмещении от десятков до нескольких тысяч т, может служить убедительным подтверждением вышеупомянутых закономерностей — как и появление к концу Первой мировой войны нового класса (точнее — подкласса) лидеров ЭМ. Он формировался в соответствии с развитием морской тактики и предназначался для вывода в атаку соединения миноносных кораблей. Вследствие предъявлявшихся к ним требований (более мощное, нежели у лидируемых ЭМ, артиллерийское вооружение, а иногда и более высокая скорость для большей свободы маневрирования) лидеры выросли в размерах, быстро перешагнув 3.000-тонный рубеж, и приобрели определенную "самоценность", что в некоторых флотах (например, французском) навело тактиков на мысль использовать их в качестве своеобразных "рейдеров". Погоня за высокой скоростью в сочетании с мощью вооружения породила изречение "скорость — лучшая защита", которое стало девизом лидеров, одновременно подчеркивая противоречие между солидными размерами кораблей и полным отсутствием бронирования.
В этом отношении показательна история "скаутов", появившихся в английском флоте, когда после Русско-японской войны англичане усомнились в пригодности миноносцев для целей разведки. Практичные британцы, спроектировав, по существу, увеличенные до 3 тысяч т миноносцы со скоростью хода 25 узлов — «Sentinel» и «Pathfinder» — позаботились об их защите от неприятельских снарядов: броневая палуба толщиной 15 мм со скосами 25-30 мм на первых кораблях была дополнена местным вертикальным 50-мм бронированием в районе машинно-котельных отделений (МКО) на последующих.
Появившийся почти одновременно "большой миноносец" «Swift», который следует считать родоначальником класса лидеров, при водоизмещении 1.800 т нес одинаковое со "скаутами" торпедное вооружение, количественно уступая им в артиллерии, и обладал 36-узловой скоростью хода. Броневой защиты он не имел, а небольшой ("миноносный") запас топлива ограничивал его радиус действия. "Владычица морей" могла позволить себе подобные практические эксперименты, проверяя тактические концепции таким образом.
В России идея "большого ЭМ" также получила свое воплощение — но лишь в эскизном проекте корабельного инженера Балтийского судостроительного завода полковника Р.А.Матросова, представленном на рассмотрение специалистов Главного управления кораблестроения (ГУК)в марте 1917г.
Взяв за основу ЭМ типа «Гавриил» и значительно удлинив его корпус (до 130 м по КВЛ; ширина увеличилась до 11,24 м) с соответствующей переработкой конструкции, Р.А.Матросов предложил вооружить корабль восемью 130-мм орудиями, двумя 76,2-мм "аэропушками" системы Ф.Ф.Лендера, двумя 7,62-мм пулеметами и тремя трехтрубными торпедными аппаратами (ТА) калибра 450 мм. Никакой броневой защиты — даже орудийных щитов — на корабле не предусматривалось. ГЭУ — прямодействующие паровые турбины общей мощностью 35.200 л.с. и 4 главных котла — по расчетам автора при нормальном водоизмещении 2.100 т должна была обеспечить скорость полного хода 34-35 узлов. При нормальном запасе топлива 360 т расчетная дальность плавания 25-узловым ходом составила 1.000 миль. На 4 минные дорожки на верхней палубе в случае необходимости планировался прием в перегруз 300 мин заграждения ["Судостроение", 1989, №9, с.61-62].
Расположение артиллерии на "ЭМ Матросова" нельзя признать удачным: все орудия он предлагал установить в диаметральной плоскости (ДП) корабля на главных поперечных переборках — 2 на полубаке и 6 на юте, "в затылок" друг другу.
Неясность оперативно-тактической модели боевого применения корабля, проект которого был разработан автором в качестве возможной альтернативы в рамках программы создания быстроходных КР-заградителей, и произошедшие вскоре политические катаклизмы "похоронили" экспромт Р.А.Матросова.
Идею английских "разведчиков" уже после Первой мировой войны подхватили итальянцы, сочтя эти новые корабли для себя весьма подходящими и построив в 1920-х гг. несколько "esploratore" (разведчик — ит.). Они же, создав к началу 1930-х гг. компактные, легкие и мощные турбинные механизмы, "предложили миру" знаменитые "скороходы" типа «Bartolomeo Colleoni», сумев при стандартном водоизмещении около 5 тысяч т вооружить их шестью 6-дюймовыми орудиями в башенных установках и мощными 100-мм зенитными пушками. Ставка на рекордную скорость не оставила надежд на серьезную защиту корабля, который по критерию величины водоизмещения уже трудно было отнести к "esploratore" (сами итальянцы, задумывавшие «Colleoni» как "национальный" тип "разведчика", уже в процессе проектирования по расширенным требованиям ТТЗ отказались от первоначальной классификации, "признав" его в конечном итоге КРЛ.
Система бронирования, предложенная генерал-инспектором итальянского флота Умберто Пульезе и применявшаяся впоследствии на всех итальянских КРЛ, заключалась в установке на расстоянии 1,8-3,5 м за главным броневым поясом продольной противоосколочной броневой переборки, примыкавшей сверху к броневой палубе, а снизу — к броневой платформе (она, в свою очередь, крепилась к главному броневому поясу и т.о. замыкала броневой контур). В остальном же сохранялась обычная "коробчатая" система броневой защиты: сверху цитадель защищалась плоской броневой палубой, а спереди и сзади — броневыми траверзами. Толщины брони на кораблях типа «Colleoni» были более чем скромными для крейсеров: главный броневой пояс — 24 мм, продольная переборка — 18 мм, броневые палуба и траверзы — 20 мм.
Тем не менее, итальянцы считали, что их корабли достаточно хорошо защищены от 120..138-мм фугасных снарядов неприятельских ЭМ и лидеров на боевых дистанциях (50-80 каб.) и способны уверенно поражать их огнем своей артиллерии.
Ситуация, сложившаяся при проектировании голландского корабля «Tromp», заложенного в январе 1936 г., во многом имела сходство с историей упомянутых итальянских КРЛ.
«Tromp», проектирование которого по заданию ВМС началось в 1935 г. в расположенном в Гааге Объединенном проектном бюро кораблестроения (Nederlandschen Vereingten Scheepsbouw Bureaux) под руководством инженеров-кораблестроителей O.Hooft и W.M.Hollander, первоначально замышлялся как 2.000-тонный лидер флотилии миноносцев, базировавшихся на голландскую Ост-Индию (Индонезию).
В качестве гл. калибра для обеспечения превосходства над вероятным противником (японскими легкими кораблями) были приняты шесть 150/50 орудий шведской фирмы Bofors, размещенные в трех легко бронированных (15-25 мм) спаренных башенноподрбных установках. Максимальный угол вертикального наведения 60 позволял использовать их для стрельбы по самолетам.
Для защиты от хорошо вооруженных японских ЭМ голландцы решили снабдить лидер броневой палубой толщиной от 15 до 25 мм, простирающейся по длине корабля от носовых до кормовых орудий ГК, а по ширине — до внутренних противоторпедных переборок, толщина которых по длине колебалась в пределах 20-30 мм. Роль вертикальной защиты в районе КВЛ играла также утолщенная до 16 мм наружная обшивка корпуса.
Ограничив расчетную мощностью паротурбинной ЭУ величиной 56 тысяч л.с., что гарантировало достижение скорости 32,5 узла, голландским конструкторам удалось уложиться в стандартное водоизмещение около 3.800 т. При наличии на борту двух тройных 533-мм ТА, четырех 40-мм зенитных орудий и самолета-разведчика вступивший в строй в августе 1938 г. корабль по праву мог считаться как весьма удачным КРЛ минимального водоизмещения, так и не очень скоростным, но прекрасно вооруженным и неплохо защищенным лидером.
Весьма интересно отметить, что за полтора десятилетия до «Тромпа» японцы пришли к тому же результату, начав путь... с другой стороны. Речь идет об экспериментальном КР «Yubari», постройка которого была одобрена Морским генеральным штабом японского флота в октябре 1921 г.
Поставив себе задачу создать аналог 5.500-тонного КР в половинном водоизмещении, сотрудник Морского технического департамента капитан-лейтенант К.Фудзимото, разрабатывавший проект под руководством знаменитого японского кораблестроителя Ю.Хирага, получил следующее: при нормальном водоизмещении около 4.000 т, максимальной скорости хода 35 узлов и проектной дальности плавания 14-узловым ходом 5 тысяч миль корабль был вооружен шестью орудиями калибра 140 мм в башенноподобных установках (Это 5,5-дюймовое орудие с длиной ствола 50 калибров перед Первой мировой войной японцы приняли в качестве стандартного орудия среднего калибра взамен 150-мм, снаряд которого массой 45,5 кг оказался слишком тяжелым для ручного заряжания), 80-мм зенитными орудиями и двумя двойными ТА для 610-мм торпед.
Броневая защита «Yubari», предохранявшая от повреждений МКО и центральный артиллерийский пост, была включена в обеспечение общей прочности корпуса, что и позволило усилить вооружение.
Экономить водоизмещение на массе МКУ японцам не позволил уровень развития судового машиностроения — «Yubari» снабдили традиционной ГЭУ, состоявшей из 3 ГТЗА типа Parsons и 8 водотрубных котлов, 2 из которых имели смешанное (нефтяное и угольное) отопление.
Сравнение "японца" и "голландца" показывает очень близкое сходство, свидетельствующее о том, что кораблестроители различными путями и в разное время пришли к созданию корабля, который должен был заполнить "вакуум" между лидерами ЭМ и КРЛ.