Бронированный лидер в советском кораблестроении
В советском флоте идея такого корабля в начале 1920-х гг. впервые была высказана при подготовке проекта "морской программы" известным теоретиком, тогдашним начальником ВМА М.А.Петровым. Целесообразность создания защищенного палубным бронированием ЭМ с 6-дюймовой артиллерией, мощным минно-торпедным вооружением, обладающего скоростью полного хода до 40 узлов, по мнению специалистов Морской академии и Главного морского технического управления, подтверждалась анализом опыта борьбы на морских коммуникациях во время прошедшей мировой войны ["Морской Сборник", 1993, №12, с. 16].
Поскольку "морской программе" не суждено было осуществиться —в 1920-е гг., как и сейчас, необходимость обладания мощным ВМФ руководством страны не воспринималась — разработанное ОТЗ осталось невостребованным и не было тогда проверено методами исследовательского проектирования.
Несколько позже идея в несколько трансформированном виде возникла вновь. В фундаментальном труде "История отечественного судостроения" имеется упоминание об ОТЗ на проектирование "большого ЭМ", разработанном Оперативным управлением Штаба РККФ в марте 1925 г. "Тактические элементы ЭМ" водоизмещением около 4.000 т являлись развитием идей, заложенных в неосуществленный проект корабельного инженера Р.А.Матросова 1917 г.: мощное вооружение из двух тройных ТА калибром 533-584 мм, четырех 183-мм (7,2 дюйма) и двух 102...127-мм орудий, а также гидросамолет "истребительного типа" на катапульте; скорость полного хода не менее 40 узлов, дальность плавания экономическим ходом 3 тысячи миль ["История отечественного судостроения", т.IV, СПб, 1996, с.173]. Как видим, в этом ОТЗ предпочтение отдано повышению мощи артиллерии в ущерб защите.
Интересно отметить, что тогдашний начальник Оперативного управления штаба РККФ А.А.Тошаков в конце 1925 г. в статье о тактике миноносцев в будущей войне (статья была опубликована в №11 ежемесячного бюллетеня Оперативного управления) писал, что ЭМ будет универсальным кораблем типа "малого КР", и его торпедное вооружение будет играть вспомогательную роль. Если учесть тот факт, что даже "малый КР" не мыслился без защиты — хотя бы легкой броневой палубы — то подобный прогноз, как увидим, довольно точно предсказал направление развития отечественной тактической и конструкторской мысли в предвоенные годы.
Как известно, первыми крупными надводными кораблями советской постройки стали заложенные в 1932 г. лидеры ЭМ пр.1 (головной корабль — «Ленинград»).
Естественные трудности, с которыми при проектировании и постройке лидеров столкнулась отечественная наука и промышленность, заставили искать возможности заказа кораблей за границей. Политическое сближение с Францией в середине 1930-х гг. способствовало началу переговоров о заказе проекта лидера на основе знаменитых французских кораблей типа «Fantasque». После проверки возможности установки на них советского артиллерийского и торпедного вооружения представители Управления Морских сил РККА и Наркомата тяжелой промышленности, уполномоченные советским правительством, вступили в переговоры с французскими судостроительными фирмами. Однако сравнительно высокая цена, запрашиваемая французами за проектирование и строительство лидера, которая не укладывалась в отведенную для этой цели валютную смету, заставила отказаться от их продолжения и обратиться к итальянцам.
Сотрудничество с Италией в области военного кораблестроения и морского оружия началось раньше (с 1930 г.) и продолжалось довольно успешно. В 1935 г. с фирмой Odero-Terni-Orlando был заключен контракт на постройку лидера (впоследствии названного «Ташкент»). Итальянцы тем самым получили замечательную возможность поэкспериментировать за счет СССР: спроектировать и построить по нашему ТТЗ корабль и проверить на нем конструкторские решения и тактические концепции, которые затем можно без опасения внедрить у себя. Как своеобразный экспериментальный корабль этот лидер рассматривали и наши специалисты. Одной из причин отказа от планировавшейся постройки двух лидеров "типа "И" (т.е. "итальянских") на советских верфях стало сомнение в боевой ценности и эффективности таких кораблей, связанные с отсутствием у них броневой защиты при сравнительно большом водоизмещении. В частности, начальник Главного штаба ВМФ адмирал Л.А.Галлер считал, что вооружение «Ташкента» не оправдывается его величиной, а следовательно — стоимостью.
Дальнейшее развитие класса лидеров в советском флоте пошло по линии усовершенствования пр. 1 и 38. Перед войной началась постройка лидеров пр.48, по существу, представлявшего собой попытку вместить в корпус кораблей типа «Ленинград» артиллерийское вооружение из трех двухорудийных 130-мм башенных установок Б-2ЛМ и усилить торпедное путем установки двух пятитрубных ТА. Тактическая целесообразность и практическая ценность предвоенных советских лидеров ограничивалась рамками взглядов на боевое применение сил флота, господствовавших в 1930-е гг., а технические решения являлись прямым их следствием. Попытки обеспечить лидеру со сравнительно мощным вооружением сколько-нибудь эффективную защиту разбивались о явно недостаточное для этого водоизмещение.
Отсутствие в середине 1930-х гг. убедительных подтверждений практической возможности создания бронированного лидера не стало препятствием для экзотических предложений проектантов. Исследовательское проектирование скоростных "бронированных лидеров-разведчиков" началось в СССР под влиянием "итальянских впечатлений". Первые предварительные переговоры о заказе проекта "обычного" лидера, начатые тогдашним начальником Технического управления УМС РККА А.К.Сивковым во время очередной командировки в Германию и Италию еще в 1932 г., позволили выяснить, что итальянцы склонны предусматривать броневую защиту для сравнительно крупных кораблей, каковыми неизбежно становятся "океанские разведчики". Ознакомление с проектными материалами фирм Ansaldo и Odero-Terni-Orlando специалистов УВМС и промышленности, ставшее возможным после заключения договора об оказании технической помощи в проектировании и постройке КРЛ (будущий пр.26), и использование полученных данных и стало импульсом для собственных разработок, выполненных в конце 1935 г.
Поскольку отечественная военно-морская оперативная мысль в то время еще не помышляла об океанском флоте, дальность плавания кораблей экономическим ходом ограничивалась величиной 2-2,5 тысячи миль, что, собственно, и позволяло использовать обусловленный этим обстоятельством резерв водоизмещения для повышения не только мощности вооружения, но и для устройства броневой защиты. Вторым способом "совершить чудо", имевшим не меньшее, а даже большее значение для достижения требуемого результата, являлся расчет на использование очень мощных и очень легких главных механизмов. Достаточно сказать, что их удельный вес принимался равным 6-8 кг/л.с., а агрегатная мощность ГТЗА — от 70 до 90 тысяч л.с., что, конечно же, было слишком оптимистично.
Ориентируясь на столь "тепличные условия", кораблестроительная секция ЦНИИВК разработала предэскизный проект бронированного лидера со следующими ТТЭ:
Артиллерийское вооружение: 12 орудий калибра 130 мм (10 из которых —универсальные), 6 45-мм зенитных орудий, 4 крупнокалиберных пулемета.
Торпедное вооружение: 2 трехтрубных ТА для 533-мм торпед.
Бронирование: 50-мм вертикальная броня (в районе МКО и погребов артбоезапаса) и 40-мм палуба (в тех же районах).
Полная мощность механизмов — 186.000 л.с. (!), расчетная скорость полного хода — 50 (!!) узлов, дальность плавания экономическим ходом —2.100 миль.
Все это "великолепие" результировалось в стандартном водоизмещении 3.750 т [РГА ВМФ, ф.р-441, оп., д.164, л.9].
Конечно же, столь высокие ТТЭ (не говоря уже о заявленной 50-узловой скорости, свидетельствующей об отсутствии реального представления о сопротивлении воды движению водоизмещающего корабля таких размеров) не имели под собой достаточных оснований.
Конструкторская организация промышленности — ЦКБС-1 — приняла для расчетов более реалистичный удельный вес механизмов 8,93кг/л.с. (вместо 6,53 кг/л.с., которые заложил в свой проект НИИВК) и агрегатную мощность 70 тысяч л.с. Такую мощность еще двумя годами раньше обещал реализовать в предлагавшейся им МКУ с полупрямоточными котлами системы Вагнера известный германский специалист профессор Г.Бауэр, который консультировал "механиков" ЦКБС-1 при проектировании турбин для лидера пр. 1 Для отечественных же специалистов в тот период предел агрегатной мощности ТЗА составлял 35.000 л.с. — такую установку под руководством А.В.Сперанского уже спроектировали для экспериментального ЭМ (пр.45).
Приняв гл. калибр из восьми 130-мм неуниверсальных орудий и разместив их в четырех двухорудийных бронированных башенных АУ, ЦКБС-1 усилило зенитную артиллерию до 10 45-мм стволов, увеличив и мощность торпедного вооружения —2 четырехтрубных ТА. Дальность плавания экономическим ходом принималась 2.500 миль.
Предэскизный проект, разработанный ЦКБС-1 в пяти вариантах, был получен Отделом кораблестроения УМС РККА 24 декабря 1935 г.
Первым вариантом бронирование не предусматривалось вовсе, 2-м — 20-мм борт и такая же палуба, 3-й имел 45-мм вертикальную и 25-мм горизонтальную броню, 4-й — 50 и 35 мм соответственно, а последний — 60 и 40 мм.
Главные размерения лидера варьировались: длина — от 133 до 146 м, ширина — от 12,3 до 13,6. Средняя осадка получалась в пределах 3,9-4,3 м. Соответственно стандартное водоизмещение корабля (от 1-го к 5-му варианту) изменялось от 2.850 до 3.850 т, нормальное — от 3.000 до 4.000 т, скорость хода на испытании — от 45,5 до 41,5 узлов [там же, ф.р-1483, оп.36, д.213, л.3-8].
Ознакомившись с проектом, специалисты Отдела кораблестроения сочли оптимальным 3-й вариант: водоизмещение — 3.350/3.500 т, главные размерения — 140 х 13,0 х 4,1 м; бронирование — 45 мм (борт) и 25 мм (палуба).
Следует заметить, что упомянутые предэскизы выполнялись НИИВК и ЦКБС-1 без официального задания, в инициативном порядке, и о перспективе строительства подобных кораблей речь не шла: Однако именно в осенью 1935 г., весьма неожиданно для командования флота, последовало "высочайшее указание" в кратчайший срок разработать и представить на рассмотрение самому Сталину долгосрочную программу строительства ВМФ. После очевидного провала реализации программы 1933-1937 гг., утвержденной постановлением СТО СССР в июле 1932 г., такая директива вызвала лишь удивление, хотя и не лишенное энтузиазма — ведь теперь речь шла даже о постройке тяжелых КР, линкоров и авианосцев!
Хорошо осведомленный о ходе работ по проектированию и строительству КРЛ, а также знакомый с полученными от итальянцев проектными материалами Инспектор МС РККА флагман 2 ранга П.И.Смирнов-Светловский, в тот период активно занимавшийся вопросами нового кораблестроения и, очевидно, изучивший проектные предложения ЦКБС-1 еще до их отправки в Москву, 6 декабря 1935 г. письменно обратился к НМС В.М.Орлову с предложением включить в проект разрабатываемой программы постройку "бронированного разведчика" по 3-му варианту проекта ЦКБС-1. Ответ Наморси симптоматичен: "Что это за проект? Покажите".
После того, как В.М.Орлову доложили материалы проекта ЦКБС-1, он 16 декабря сообщил начальнику Главморпрома НКТП Р.А.Муклевичу (кстати, своему предшественнику на посту Наморси, "направленному партией поднимать военное судостроение"), что "согласен на 3-й вариант" проекта. В Главморпроме это было воспринято как выдача официального задания на разработку проекта.
10 февраля 1936 г. зам. начальника Главка П.Г.Гойнкис подписал наряд N°51/20-377c, которым ЦКБС-1 предписывалось "произвести разработку эскизного и общего проекта бронированного лидера-разведчика". Проекту присвоили номер 24 [там же, р-441, оп.5, д.164, л.1].
Задание на разработку проекта формулировалось так.
"I. Назначение корабля.
1) Дальняя разведка: а) с уничтожением лидеров ЭМ и др. более слабых кораблей противника, б) с уклонением от КР противника.
2) Самостоятельные операции набегового характера: а) внезапные обстрелы берегов; б) уничтожение лидеров, ЭМ, ТЩ и др. охранных кораблей.
3) Участие в бою: а) отражение торпедных атак противника, б) тактическая разведка в незащищенном участке.
4) Крейсерские операции: а) уничтожение торговли, б) уничтожение одиночных транспортов, в) уничтожение конвоев со слабым прикрытием, г) нападение на сильный конвой.
5) Внезапное кратковременное нападение на фланг и тыл армии противника.
II. Основные оперативно-тактические требования к кораблю.
1) Скорость хода, достаточная для того, чтобы быстро догнать любой ЭМ и уйти от любого КР, т.е. скорость не менее 45 узлов.
2) Вооружение, достаточное для уничтожения любого лидера, ЭМ и вооруженного транспорта, т.е. не менее 6-8 орудий калибром не менее 130 мм (этот калибр достаточен также и для обстрела берегов).
3) Увеличенный боезапас для крейсерских операций.
4) Защита от артснарядов ЭМ на средних дистанциях (70-100 каб.) и защита с маневрированием от огня КРЛ;
5) Наличие оборудования для постановки мин заграждения.
6) Наличие торпедного вооружения на случай внезапной (ночной или в тумане) встречи с противником.
7) Зенитное вооружение для самообороны от авиации и ТКА.
8) Химвооружение для самомаскировки.
9) Большой район плавания — 5.000-6.000 миль" [там же, л.11-12].
В этом задании, авторство которого следует приписать П.И.Смирнову-Светловскому, заложены перспективные идеи, которые логически вытекали из предложений по усовершенствованию "итальянского лидера" («Ташкент»), также сформулированных Инспектором МС РККА.
Пикантность ситуации состояла в том, что ОТЗ исходило от руководства промышленности, а не от флота, т.е. юридически оно не было оформлено в установленном порядке. В горячке и энтузиазме, охватившем всех и вся, в той или иной степени осведомленных или лишь наслышанных о предстоящей масштабной работе по проектированию и строительству новых кораблей, это не стало препятствием для продолжения работы.
ЦКБС-1 в рекордные сроки, свидетельствующие о наличии соответствующего задела, представило "инициативный" проект бронированного лидера-разведчика", материалы которого уже 18 февраля подписали начальник бюро В.Л.Бжезинский и инженер П.О.Трахтенберг. "В новой редакции" ТТЭ корабля выглядели, мягко говоря, слишком оптимистично.
Артиллерийское вооружение из 8 спаренных 130-мм орудий в четырех бронированных — 35-60 мм — башнях (боезапас — по 150 выстрелов на ствол и еще 50 в перегрузку), двух счетверенных 37-мм зенитных автоматов (по 1.500 выстр./ствол), двух расположенных побортно пяти-трубных 533-мм ТА и довольно солидную броневую защиту (борт и траверзы — 50 мм, палуба — 25 мм, боевые рубки — 35-60 мм) предполагалось "уместить" в 3.400 т стандартного водоизмещения. Полный запас топлива в 950 т должен был обеспечить дальность плавания экономическим 16-узловым ходом около 6.000 миль.
А вот скорость на испытании при водоизмещении 3.650 т и мощности двухвальной РЭУ 140.000 л.с. почему-то определили величиной 47 узлов! [там же, л. 13]. Это тем более странно; что для близкого по ТТЭ 4-го варианта предэскизного проекта с той же ГЭУ, но с несколько менее напряженной нагрузкой масс, ЦКБС-1 чуть раньше обещало скорость ''всего" 42,5 узла.
Котельная установка корабля должна была состоять из шести прямоточных котлов с параметрами пара 75 атм и 450°С. Такие котлы (МПН 70/75) были сконструированы профессором Л .К.Рамзиным в декабре 1934 г. и предназначались для экспериментального ЭМ пр.45 (подробнее см. "Тайфун", 1 1997, №2, с.2-8). Удельный вес гл. механизмов принимался равным 8,8 кг/л.с., удельный расход топлива — 0,3 кг/л.с.ч, а пропульсивный коэффициент гребных винтов — 0,56.
В перегруз бронированный лидер должен был принимать 50 мин заграждения, а для борьбы с вражескими минами предусматривались 2 комплекта носовых параванов.
Обращает на себя внимание тот факт, что ЦКБС-1 не выполнило требование об увеличенном боезапасе гл. калибра — 150 выстрелов на ствол, принятых "по аналогии" с "серийным ЭМ", было явно недостаточно для того, чтобы длительно "осуществлять крейсерские операции". Впрочем, в задании отсутствовали какие-либо указания на длительность подобных действий (не оговаривалась и автономность по запасам провизии).
Вполне очевидно, что даже с учетом снижения максимальной скорости до критического для водоизмещающих кораблей рубежа 43-44 узла не только уровень развития отечественной техники, но и промышленности передовых стран не позволял реализовать такой проект. Но в нем в радикальной форме, характерной для отечественной кораблестроительной науки того времени, явно видна идея "промежуточного" (между лидером и КРЛ) класса боевых кораблей.
Когда проектная документация поступила для рассмотрения в Отдел кораблестроения УМС РКА, он уже не помышлял ни о каком бронированном лидере—на повестке дня стояло проектирование линкоров и тяжелых крейсеров, и все интеллектуальные усилия сосредоточились на этих проектах, разработкой которых интересовался сам товарищ Сталин...
Вновь идея бронированного лидера возникла в нашем флоте сразу же после начала Второй мировой войны, когда во исполнение уже неоднократно корректировавшейся в предвоенные годы программы военного кораблестроения началось проектирование новых ЭМ.
Для лидирования больших океанских ЭМ пр.35 (Эскизное проектирование этих кораблей, вооруженных 130-мм универсальной артиллерией гл. калибра, началось одновременно. Для сохранения логики повествования краткое описание этого ЭМ помещено в отдельной главе), строительство которых включалось в программу, потребовались хорошо вооруженные и защищенные корабли. По приказу заместителей НКВМФ и НКСП №0447/129с от 8 сентября 1939 г. была создана комиссия под председательством флагмана 1 ранга С.П.Ставицкого, которой, в частности, поручили разработку ТТЗ на пр.47 бронированного лидера.
Свои соображения, оформленные протоколом 17 января 1940 г., комиссия сформулировала так.
"1. Для лидирования ЭМ при выходе в атаку большой ЭМ не годится (не защищен, представляет собой большую цель).
2. Нужен бронированный корабль (могущий не бояться КРЛ).
3. Таким кораблем может быть увеличенный большой ЭМ с броневой палубой и бортовыми скосами... Десять 130-мм орудий выгоднее шести 152-мм для поражения на близких дистанциях ЭМ и сковывания КРЛ (результат боя у Монтевидео).
Скорость хода лидирующего корабля м.б. несколько меньше, чем у лидируемых ЭМ, что можно использовать для бронирования..." [РГА ВМФ, ф.р-2040, оп.1, д.68, л.26].
Итак, на основе не очень четко сформулированных оперативно-тактических требований появилось следующее задание.
Вооружение: десять (!) 130-мм универсальных орудий в башнях, восемь 37-мм зенитных автоматов в счетверенных установках, зенитные пулеметы, два расположенных побортно пятитрубных ТА для 533-мм торпед, самолет-разведчик (без катапульты). Бронирование (в районе МКО): 70-мм наклонный пояс (наклон броневых плит — 45 град, внутрь), 25-мм палуба и 70-мм носовой траверз. Скорость полного хода — 36 узлов, дальность плавания экономическим ходом — 8 тысяч миль [РГА ВМФ, ф.р-441, оп.1, д.1877, л.31].
Перечисленные элементы требовалось получить при стандартном водоизмещении не более 4.500 т. В таком виде задание, возможно, являлось осуществимым (для сравнения напомним: толщина поясной брони КР пр.26 составляла "всего" 50 мм; в пр.26бис ее увеличили до 70 мм).
Однако при рассмотрении ОТЗ в УК РКВМФ было высказано пожелание увеличить скорость до 40 узлов (за счет уменьшения толщины бортовой брони до 50 мм и замены пятитрубных ТА трехтрубными), а ГМШ, "забыв" о торпедном вооружении и подтвердив требование о повышении скорости, запросил 6 шестидюймовых орудий гл. калибра (при этом "автоматически" аннулировалось требование об их универсальности) и увеличение зенитного калибра до 45 мм. В такой формулировке реальность выполнения требований представлялась сомнительной, тем более, что выявилось серьезное разногласие между УК и ГМШ в отношении артиллерийского вооружения.
Однако уже 11 января 1940 г. начальник ГМШ флагман флота 2 ранга Л.М.Галлер в письме начальнику УК РКВМФ следующим образом сформулировал требования к бронированному лидеру:
"а) вооружение: шесть 152-мм орудий в трех двухорудийных башнях с расположением двух в носу и одной в корме; восемь 45-мм автоматов и 12 12,7-мм пулеметов;
б) скорость хода — не менее 40 узлов;
в) защита должна быть проработана в трех вариантах: 1) противопульная; 2) от 130-мм снаряда на заданных в ТТЗ дистанциях боя; 3) от 152-мм снаряда ни дистанциях 80-100 каб. (наиболее жизненные части).
Для принятия окончательного решения прошу срочно произвести расчет, (ориентировочную прикидку), в какие габариты и водоизмещение выльются изложенные выше требования" [РГА ВМФ, ф.р-441, оп.1, д.2005, л.18].
Реакция УК на задание просчитать реальность выполнения требований ГМШ последовала не скоро — 17 июня начальник управления контр-адмирал А.А.Жуков подписался под таким требованием к лидеру пр.47: гл. калибр — 8-10 130-мм орудий, зенитный калибр — 8 37-мм автоматов, 3 трехтрубных ТА; скорость — 38 узлов; дальность плавания 8.000 миль. Указав, что "все это" вполне можно уложить в 3.200 т, он отвел на бронирование (борт—50мм, без наклона, 25-мм палуба) еще 800 т, ограничив т.е. стандартное водоизмещение 4 тысячами т.
Можно предположить, что "замах" Л.М.Галлера на 40-узловой бронированный лидер с 6-дюймовой артиллерией, в идее которого очевидно влияние германской оперативно-тактической мысли (точнее, интерпретация увиденного в Германии во время работы "комиссии Тевосяна"), был нейтрализован указанием высшего руководителя УК РКВМФ — заместителем наркома по кораблестроению флагманом 1 ранга И.С.Исаковым.
Последний, будучи "миноносником" по опыту службы и своими глазами увидев эволюцию ЭМ в американском флоте во время недавней командировки в США, явно не поддерживал идею увеличения калибра артиллерии торпедно-артиллерийских кораблей свыше 130 мм и, главное, ратовал за скорейшее введение универсальных орудий гл. калибра.
В результате расчет вариантов "КР-ЭМ" исключили из рассмотрения, а просьбу выполнить исследовательское (предэскизное) проектирование бронированного лидера с десятью 130-мм универсальными орудиями УК РКВМФ, где после волны репрессий и вынужденных перемещений катастрофически не хватало квалифицированных специалистов, переадресовало ЦКБ-17 (бывшему ЦКБС-1). Его результаты приведены в табл.1.
Таблица 1 : Предэскизный проект 47 бронированного лидера
|
Вариант I |
Вариант II |
Артиллерийское вооружение: кол-во, стволов, калибр, мм — главный калибр — зенитный калибр — автоматы |
10x130 8x37 |
10x130 8x37 |
— пулеметы |
8x12,7 |
8x12,7 |
Торпедное вооружение: кол-во труб, калибр, мм |
10x533 |
10x533 |
Мины |
60 |
60 |
Глубинные бомбы(большие/малые) |
12/24 |
12/24 |
Бронирование, мм: — борт (наклонный пояс) — палуба — носовой траверз — АУ гл. калибра |
70 25 70 25 |
70 25 70 25 |
Скорость, уз. |
33,4-34,0 |
36,0-36,5 |
Мощность механизмов, л.с. |
75.000 |
100.000 |
Дальность плавания, миль |
5.500-6.000 |
5.000-5.500 |
Размерения, м: |
|
|
— длина |
160,0 |
160,0 |
— ширина |
15,0 |
15,0 |
— осадка |
5,0 |
5,0 |
Водоизмещение, т: |
|
|
— стандартное |
5.400 |
5.600 |
— нормальное |
5.900 |
6.100 |
РГА ВМФ, ф.р-441, оп.1, д.1877, л.31
Специалисты ЦКБ-17, не углубляясь в мотивировку выбора базовых главных размерений корпуса, не изменяя состав вооружения и варьировав только ГЭУ, попытались доказать, что задание выполнимо только при нормальном водоизмещении, соответствующем "полноценному" КРЛ. Иными словами, круг замкнулся.
Не связанная жесткими требованиями задания конструкторская мысль предложила несколько иное решение. В 1940 г. на рассмотрение в УК ВМФ был представлен инициативный проект "бронированного лидера с универсальной артиллерией" (сохранившиеся документы имеют подпись: инженер-кораблестроитель В.Я.Шур).
Четыре 130-мм спаренных универсальных палубно-башенных АУ Б-2-У с боезапасом по 250 выстрелов на установку, такое же количество спаренных 37-мм зенитных автоматов 66-К (боезапас — 1.500 патронов на автомат), 2 пятитрубных ТА 2-Н и самолет-разведчик составляли вооружение корабля. ГЭУ мощностью 75 тысяч л.с., "заимствованная" у ЭМ пр.35, по расчетам автора должна была при нормальном водоизмещении обеспечить скорость полного хода свыше 38 узлов.
Взяв за основу теоретический чертеж корпуса одного из вариантов КРЛ, имевшего длину по КВЛ 150 м и ширину 13,6 м, автор довольно свободно разместил в нем все необходимые помещения, а в нагрузке масс уделил достаточное место бронированию, которое выглядело достаточно солидно и вполне сопоставимо с таковым у КР пр.26:
50мм — борт, 25 мм — палуба: 100-мм носовой и 75-мм кормовой траверзы, боевая рубка — 100-мм лобовая, 75-мм задняя и 50-мм боковые стенки; 37 мм — румпельное отделение.
Кроме того, 14-мм бронирование предусматривалось для пола боевой рубки и барбетов 37-мм автоматов.
С другой стороны, сравнительно малая относительная масса корпуса, в конструкции которого бронирование, естественно, "не работало", свидетельствует либо о пренебрежении его прочностью, либо о стремлении за счет массы корпусных конструкций "уложить" бронирование в ограниченное водоизмещение.
Довольно оптимистично выглядел раздел "Механизмы", а очень малый запас топлива в нормальной нагрузке означал весьма ограниченную дальность плавания.
Укрупненная сводка нагрузки масс в сравнении с отчетной нагрузкой КР пр.26бис приведена в табл.2.
Таблица 2: Укрупненная сводка нагрузки масс бронированного лидера в сравнении с отчетной нагрузкой КР пр.26бис
Укрупненные статьи нагрузки |
Бронированный лидер |
Пр.26бис |
||
Масса, т |
% Ост. |
Масса, m |
% Ост. |
|
Корпус |
1.378 |
36,2 |
3.379 |
41,3 |
Бронирование |
706 |
18,6 |
1.536 |
18,8 |
Вооружение |
459 |
12,1 |
|
|
Боезапас |
157 |
4,1 |
1.246 |
15,2 |
Механизмы |
960 |
25,3 |
1.834 |
22,4 |
Снабжение, расходные материалы и команда |
90 |
2,4 |
182 |
2,3 |
Запас водоизмещения |
50 |
1,3 |
— |
— |
Стандартное водоизмещение |
3.800 |
100 |
8.177 |
100 |
Топливо, вода, масло |
267 |
|
1.310 |
|
Водоизмещение на испытании |
4.067 |
|
9.487 |
|
[РГА ВМФ, ф.р-441, оп. 1, д. 1947, л.45]
В пояснительной записке автор писал следующее: "В системе Вооруженных сил РКВМФ (так в подлиннике — авт.) в настоящее время отсутствуют корабли, являющиеся промежуточным типом между безбронным лидером и КРЛ водоизмещением около 8.000 т. Между тем, для целей лидирования, разведки, борьбы на коммуникациях (в пределах ограниченных театров), ПВО и ПЛО эскадры, постановки активных минных заграждений и проч. настоятельно требуется создание небольшого и дешевого бронированного корабля с большой скоростью, значительным районом плавания и мощной морской (так в оригинале — авт.) и зенитной артиллерией."
Комментируя возможности "своего" корабля, он отмечал:
"Установка четырех двухорудийных 130-мм башен уравнивает проектируемый корабль в отношении мощности артогня с итальянскими КР (? — авт.) типа «Regolo» и французскими лидерами типа «Mogador». По сравнению с ними предлагаемый бронированный лидер будет иметь решающее преимущество ввиду наличия бронирования. Уступая по мощи огня английским типа «Dido» (восемь 130-мм против десяти 132-мм орудий), проектируемый корабль значительно превосходит их в скорости хода (38,6 узлов против 33) и не уступает в бронировании."
Мы же отметим, что автор проекта (по понятным причинам) ничего не написал о возможностях универсальной артиллерии упомянутых английских КР, а также о том, что французские и итальянские корабли имели неуниверсальную артиллерию. Необходимо также добавить, что отечественная универсальная 130-мм артсистема Б-2-У до начала Великой Отечественной войны так и не была окончена разработкой.
Поскольку ТТЭ данного проекта не соответствовали требуемым официальным заданием, а автор предложения, видимо, не принадлежал к кругу "заслуживающих внимания персон", этот предэскиз с формальным комментарием был отправлен в архив.
Близкий по основным ТТЭ вариант пр.47 был разработан в ЦКБ-17 осенью 1940 г. под руководством ведущего конструктора Н.В.Брезгуна.
При таком же артиллерийском и торпедном вооружении и ГЭУ удалось уложиться в стандартное водоизмещение около 4 тысяч т (полное — около 5.300 т) за счет сосредоточения бронирования преимущественно в носовой части корпуса. Такое решение диктовалось тактическим назначением корабля, который должен был вести бой в основном на острых (носовых) курсовых углах.
Толщина носового траверза в этом проекте была увеличена до 120 мм, а кормовой траверз, бортовая и палубная броня имели такие же толщины, как у "бронированного лидера с универсальной артиллерией". Отличия заключались в распределении площадей и весов броневой защиты.
В 1939-1940 гг. в "шараге" — Особом конструкторском бюро НКВД, организованном на территории завода №196 (ныне — "Адмиралтейские верфи"), под руководством В.Л.Бжезинского велась работа над несколькими проектами, иллюстрирующими подход к проблеме "с другой стороны". Речь идет о вариантах пр.94 и так называемом "Малом КР дальнего действия".
Подводя итоги сравнительного рассмотрения ряда вариантов проектов бронированного лидера и КРЛ в конце апреля 1941 г., новый начальник УК РКВМФ инженер-контр-адмирал Н.В.Исаченков писал: "Проработка различных вариантов бронированного лидера-крейсера подтвердила невозможность при современном состоянии кораблестроительной и машиностроительной техники создания достаточно забронированного лидера без значительного сокращения скорости и увеличения водоизмещения и размеров корабля, приближающих его к классу КРЛ" [РГА ВМФ, ф.р-441, оп.1, д.1877, л.28].