"Крейсеры-эсминцы" за рубежом
Было бы несправедливым не отметить, что в конце 1930-х гг. из стадии теоретических изысканий идея постройки "сверхлегкого КР" или "бронированного лидера" перешла в стадию практического осуществления. С теми или иными оговорками к этой категории можно отнести и американские корабли типа «Atlanta», и английские типа «Dido», и итальянские типа «Capitani Romani». При рассмотрении упомянутых кораблей необходимо учитывать закладывавшиеся при их проектировании тактико-технические требования, которые существенно различались во флотах США, Великобритании и Италии.
Симптоматично, что в историю кораблестроения упомянутые представители промежуточного класса вошли как КРЛ (или крейсеры ПВО), хотя важнейшей особенностью этого класса — развитой броневой защитой — они не обладали. Ведущие морские державы сочли несолидным формально уменьшать количественный состав своих крейсерских эскадр за счет причисления "океанских разведчиков" к эскортным силам. В советском же флоте, где еще господствовала воспитанная жесткими ограничениями финансирования в 1920-е гг. скромность, предпочли именовать проектировавшиеся аналогичные корабли лидерами.
Близкие по ТТЭ корабли строились в годы Второй мировой войны и на германских верфях.
Генезис классов КРЛ и ЭМ в германском флоте особенно интересен, т.к. сравнительно большой тоннаж и "тяжелое" вооружение ЭМ пр. 1936, 1936-А (полное водоизмещение — более 3.000 т, 150-мм орудия) препятствуют проведению четкой границы между ними по условному критерию "размеров".
Весной 1938 г. Управлением кораблестроения ВМФ Германии был разработан проект океанского КРЛ, являющийся развитием типа «Nurnberg». При полном водоизмещении около 9.300 т и 50-мм поясной броне (с 35-мм наклонным "подхватом") в районе МКО крейсер был вооружен восемью 150-мм орудиями ГК (в 4 двухорудийных башнях, расположенных линейно-возвышенно в носу и в корме), четырьмя 88-мм, восемью 37-мм и четырьмя 20-мм зенитными орудиями, а также двумя четырехтрубными ТА. Скорость полного хода ограничивалась 36 узлами.
Заказ на 4 корабля ("М", "N", "О" и "Р") был выдан в мае 1938 г., закладка головного запланирована на 1 ноября 1939 г., последнего в серии, восьмого — на 1 августа 1942 г. Это были "классические" КРЛ, аналогичные по своим ТТЭ английским и французским "современникам".
Параллельно по заданию штаба ВМФ разрабатывался проект КР-разведчика (spahkreuzer), пригодного для действий в Атлантике. Заданием требовалось при вооружении из шести 150-мм орудий и двух пятитрубных ТА обеспечение минимальной защиты (от 6-дюймовых фугасных снарядов на больших дистанциях боя): 15-мм палубное бронирование. Для достижения требовавшейся дальности плавания немецкие конструкторы применили комбинированную дизель-паротурбинную ЭУ, которая гарантировала развитие 35-узлового хода.
"Spahkreuzer 38" представлял собой масштабное увеличение ЭМ с добавлением легкого бронирования. Не правда ли, очевидно весьма близкое сходство "германского разведчика" с кораблем, который запрашивал в январе 1940 г. начальник ГМШ РКВМФ флагман флота 2 ранга Л.М.Галлер? Но следует отметить, что в нашем флоте задачи трактовались менее определенно, а следовательно — шире, что, естественно, усложняло работу конструкторов.
В следующем году проект "разведчика" перерабатывается в соответствии с изменившимися требованиями — значительно усиливается зенитное вооружение и броневая защита. У "Spahkreuzer 39" появляется 50-мм броневой пояс по КВЛ, максимальная толщина палубной брони увеличивается до 25 мм. Отказ от торпедного вооружения позволил предусмотреть авиационное: катапульту и самолет-разведчик. Изменения привели к величине полного водоизмещения, превысившей 7.000 т.
В дальнейшем проект еще раз подвергся переработке, в результате которой удалось несколько усилить зенитное вооружение, уравняв его мощность с зенитной артиллерией КРЛ, и на 50% увеличить дальность плавания.
В середине февраля фирма "Germaniawerft" получила заказ на постройку трех кораблей (SP 1, SP 2 и SP 3), которым были присвоены строительные номера 671, 672 и 673 (под этими же номерами ранее числились ЭМ Z-40, Z-41 и Z-42, заказ на строительство которых был аннулирован). В апреле 1942 г. сооружение трех первых кораблей, для которых уже были изготовлены главные механизмы, остановилось и до окончания войны так и не продвинулось вперед.
Таким образом, идея бронированного лидера, после долгого перерыва возобновленная в отечественном ВМФ в 1939-1940 гг., может рассматриваться как продукт попытки осмысления первого опыта боевых действий на море во Второй мировой войне и распространения на современную практику устаревшей тактической модели боевого применения лидера ЭМ. В сравнении с германским кораблестроением особенно ярко видно как отсутствие сформированной концепции использования легких сил флота в боевых действиях, так и явно недостаточное внимание отечественных "тактиков" к технике кораблестроения, проявлявшееся в предъявлении к кораблю нереалистичных требований.
Между тем, совершенно невостребованным отечественными конструкторами остался эскизный проект бронированного лидера-разведчика, разработанный в 1935-1936 гг. итальянской фирмой Ansaldo. Этот проект, сделанный фирмой в инициативном порядке для ВМФ Италии, не был одобрен к постройке. Близкий по ТТЭ корабль спроектировала и другая фирма, и конкурентный проект (К сожалению, в рамках данного издания не представлялось возможным рассмотреть наиболее интересные итальянские корабли типа «Attilio Regolo» (или «Capitani Romani», что одно и то же), спроектированные и построенные для итальянского флота фирмой Odero-Temi-Orlando с использованием опыта, приобретенного при создании лидера «Ташкент») реализовали перед самым началом Второй мировой войны. А в СССР материалы упомянутого проекта Ansaldo попали вот каким образом.
Таблица 3 : Основные проектные тактико-технические элементы "крейсеров-эсминцев"
|
«Yubari» |
«Tromp» |
Проект ЦКБС-1 |
Spahkreuzer 38 |
Spahkreuzer 39 |
Бронированный лидер |
Пр.47 Вариант I |
Год разработки проекта |
1922 |
1936 |
1936 |
1938 |
1939 |
1940 |
1940 |
Страна- разработчик |
Япония |
Голландия |
СССР |
Германия |
Германия |
СССР |
СССР |
Стандартное водоизмещение, т |
3.960 |
3.780 |
3.400 |
4.662 |
6.050 |
3.800 |
5.400 |
Вооружение: |
|||||||
— артиллерийское (кол-во стволов, калибр) |
6—140 2-80 |
6—150 8—40 |
8—130 8—37 4—12,7 |
6—150 2—88 8—37 8—20 |
6—150 6—88 8—37 8—20 |
8—130 8—37 8—12,7 |
10—130 8—37 8—12,7 |
— торпедное (кол-во труб, калибр торпед) |
4—610 |
10—533 |
10—533 |
10—533 |
— |
10—533 |
10—533 |
— авиационное |
|
1 сам. |
— |
|
1 сам. |
1 сам. |
1 сам. |
Главная энергетическая установка: |
|||||||
— тип |
КТУ |
КТУ |
КТУ |
КТУ+ДД |
КТУ+ДД |
КТУ |
КТУ |
— мощность, л.с. |
58.000 |
56.000 |
140.000 |
92.000 |
80.000 |
70.000 |
75.000 |
Скорость полного хода, уз. |
34,8 |
33,5 |
— |
35,5 |
33,0 |
38,6 |
33,5 |
Запас топлива, т |
930 |
870 |
950 |
600 |
800 |
— |
— |
Дальность плавания, миль при ходе, уз. |
5.000 - 14 |
— |
6.000 |
7.000 17 |
11.000 17 |
7.000 16 |
5.500 |
Броневая защита, мм: |
|||||||
— горизонтальная |
22 |
25 |
25 |
10 |
20. ..25 |
25 |
25 |
— вертикальная |
|
|
50 |
— |
50 |
50 |
70 |
— продольная переборка |
38 |
19. ..32 |
|
18 |
12 |
— |
— |
В середине 1936 г. фирма заканчивала поставку рабочей документации на постройку КРЛ «Киров». В связи с тем, что для выпуска большого объема документов фирма временно наняла техников, не имевших большого опыта работы, в чертежах и расчетах оказались ошибки. Весьма строгие советские приемщики беспощадно отбраковывали документацию, и фирма сорвала контрактные сроки ее поставки. Поскольку договор предусматривал штрафные санкции, советская сторона захотела воспользоваться этим поводом и получить штраф. Фирма, страшно обеспокоенная тем, что эта история выплывет наружу и станет известна конкурентам, предложила советской стороне в оплату штрафа материалы ряда эскизных проектов, а также бесплатные консультации. После некоторого раздумья и обсуждения в Москве было принято решение согласиться с этим предложением Ansaldo. Так у нас очутились "знаменитый" проект линкора с фирменным обозначением UP.41 и ряд других.
Проект океанского бронированного разведчика по непонятным причинам не вызвал интереса ни одной проектной организации (впрочем, вполне возможно, что их просто не проинформировали) и оказался надолго похороненным в архиве УК РКВМФ. Автору не удалось найти в РГА ВМФ ни пояснительной записки, ни спецификаций, ни кораблестроительных расчетов — только альбом чертежей общего расположения. Поскольку отсутствует весовая нагрузка, полные схемы бронирования, описания вооружения и т.п., возможна лишь весьма приблизительная, "визуальная" оценка проекта.
Вооружение корабля было следующим:
Артиллерийское состояло из восьми 130-мм орудий в четырех двухорудийных башенных установках, расположенных по 2 в носовой и кормовой частях корпуса по линейно-возвышенной схеме (скорее всего, предусматривались универсальные орудия, т.к. на чертеже изображена АУ, отличная от 135-мм неуниверсальной, устанавливавшейся на кораблях типа «Attilio Regolo»). Для башен гл. калибра предусматривалась круговое 20-мм бронирование. Пять спаренных зенитных автомата калибра 45 мм также размещались в защищенных легкой броней установках. Дополняли зенитное вооружение 4 спаренных 13,2-мм пулеметных установки. Боезапас гл. калибра составлял 200 выстр./ствол, 45-мм калибр —6.000 выстр./ствол.
Проектом предусматривалось оснащение корабля раздельными схемами ПУС для 130-мм и зенитного калибров.
Торпедное вооружение — 3 трехтрубных 533-мм ТА, два из которых располагались на верхней палубе в районе миделя, а третий — в ДП на палубе надстройки. В аппаратах должны были храниться 9 торпед, предусматривалось столько же запасных.
Двухвальная ГЭУ скомпонована по эшелонной схеме: КО, содержавшие по 2 котла каждое, и МО располагались непосредственно друг за другом. Давление пара предполагалось повысить до 36 кг/см2. Полная мощность ГЭУ — 120.000 л.с. (форсажная — 135.000 л.с.) гарантировала развитие на испытаниях 42-узлового хода (43,5 узла на форсаже).
Броневая защита состояла из 60-мм пояса, работавшего и как бортовая обшивка, расположенного на протяжении МКУ, и 20-мм карапаса, прикрывавшего "цитадель" сверху (максимальная толщина бронирования достигла 65 и 30 мм). Местное бронирование предусматривалось для румпельного отделения, погребов артбоезапаса гл. калибра и центрального артиллерийского поста. Кроме внешней (бортовой) 60-мм броневой плиты, имевшей в вертикальном сечении кривизну, соответствующую теоретическим обводам шпангоутов, в качестве преграды могли работать бортовые отсеки глубиной около 1,5 м, частично заполнявшиеся котельным топливом. За ними, отделенный 5-мм продольной переборкой, располагался еще один узкий (760 мм) отсек, со стороны МО и КО он имел 10-мм продольную переборку.
Главные размерения корабля следующие: наибольшая длина — 152,5 м, по КВЛ — 146,0 м; наибольшая ширина — 14,6 м, по КВЛ — 14,0 м; высота борта на миделе — 8,25 м, средняя осадка при нормальном водоизмещении — 4,06 м, при полном — 4,61 м.
Стандартное водоизмещение — 3.700 т, нормальное — 4.050 т, полное —4.870 т. Значительный объем топливных цистерн, под которые отводилось двойное дно и бортовые отсеки, позволял принять 945 т котельного топлива, что должно было обеспечить расчетную дальность плавания 25-узловым ходом 2.750 миль.
Как видим, итальянское кораблестроение еще в 1936 г. предложило вполне реалистический проект мощного артиллерийско-торпедного корабля с довольно развитой броневой защитой.