47 — 40 — 41
Пр.47 — бронированный лидер ЭМ, окончательный облик которого еще не прояснился, включили в план проектирования на 1940-1941 гг. Разработка проекта, после уточнения и утверждения ТТЗ, поручалась ЦКБ-17, технический проект предписывалось завершить в IV кв. 1940 г. Стоимость проектных работ оценивалась в 2 млн. 600 тыс. руб. РТА ВМФ, ф.р-441, оп.1, д.2015, л.75].
В соответствии с планом военного кораблестроения, откорректированным по постановлению Комитета Обороны №21сс от 9 января 1940 г., в 1940 г. в постройке д.б. находиться 12 кораблей пр.47 и 48 [там же, л.6]. Т.к. прежний план предусматривал сдачу в 1942 г. 6 лидеров пр.48 (фактически были заложены только 3 корабля в Николаеве), по новому проекту следовало заложить 6 бронированных лидеров пр.47. Однако уже к осени 1940 г. все упоминания о проектировании, а тем более строительстве этих кораблей практически исчезли из официальной переписки.
Тем не менее, в план проектирования боевых кораблей на 1941 г. включили разработку эскизного пр.47, наметив поручить его либо ЦКБ-32, либо КБ завода №198 со сроком окончания в октябре [Е.А.Шитиков, В.Н.Краснов, В.В.Балабин "Кораблестроение в СССР в годы Великой Отечественной войны", М, 1995, с.28]. До начала войны эти организации так и не успели приступить к проектированию.
В 1943-1944 гг. специалисты эвакуированных в Казань НТК РКВМФ и ЦКБ-17 выполнили предэскизные проработки нового ЭМ — более крупного, чем корабль пр.35, стандартное водоизмещение которого по ТТЗ ограничивалось величиной 2.200 т.
ОТЗ на новый "большой ЭМ", которому присвоили обозначение пр.40, адмирал Н.Г.Кузнецов утвердил 26 августа 1942 г.
Конструкторам предлагалось использовать материалы эскизного пр.35 и разрешалось увеличить стандартное водоизмещение до 2.700 т. Интересно отметить, что в рекомендованных изменениях, пожалуй, впервые четко прозвучало пожелание использовать зарубежный опыт: исключить в теоретическом чертеже транцевое образование кормы ("подаренное" нам итальянцами), проработать возможность клиперного типа форштевня, более полных обводов носа в надводной части и подъема полубака "по типу английских ЭМ" [там же, с.64].
ЦКБ-17 проработало б вариантов пр.40, к проектированию были привлечены лучшие конструкторы бюро: В.А.Никитин, А.Л.Фишер, И.Ф.Таптыгин, Н.В.Брезгун. Но уложиться в заданный лимит тоннажа не удалось. "Большой ЭМ" пр.40 предназначался для океанской службы — в соответствии с этим находились и его размеры, и дальность плавания, и автономность, ... и водоизмещение.
Рассмотрев результаты проработок, ВМФ 10 марта 1944 г. выдал уточненное ТТЗ, в котором снизил требования к скорости — не менее 36 узлов, повысил предел водоизмещения — 3.000 т, но не уменьшил дальность плавания — 6 тысяч миль. Новые изменения ТТЗ адмирал флота Н.Г.Кузнецов утвердил 6 ноября того же года, допустив увеличение стандартного водоизмещения до 3.200 т, но потребовав разместить универсальные орудия в стабилизированных установках, дополнить вооружение РЛС, установить новые комплекты приборов управления артиллерийской и торпедной стрельбой (ПУС и ПУТС).
Вариант пр.40, разработанный В.А.Никитиным (пр.40Н), был доведен до стадии эскизного проекта [там же, с.65].
При вооружении, состоявшем из 3 двухорудийных 130-мм универсальных стабилизированных А У СМ-2, 6 спаренных 45-мм автоматов СМ-7 (также стабилизированных), 2 расположенных в ДП пятитрубных 533-мм ТА, и дальности плавания 18-узловым экономическим ходом более 4.000 миль полное водоизмещение корабля "зашкалило" за 4 тысячи т. КТУ мощностью 76 тысяч л.с., расположенная двумя эшелонами, по расчетам д.б. обеспечить полный ход 36 узлов.
Корпус ЭМ, имевший коэффициент общей полноты 0,520, проектировался в двух вариантах: гладкопалубном и с полубаком. В гладкопалубном варианте высота борта на миделе составляла 8,2 м, что при нормальном водоизмещении давало надводный борт более 4 м. Подъем верхней палубы к прямому форштевню и излом в районе кормовой АУ СМ-2, примененный для снижения юта, в сочетании с двумя сильно наклоненными и довольно высокими дымовыми трубами и еще более высокой носовой надстройкой, на которой находилась единственная треногая мачта, определяли силуэт корабля.
Интересно отметить, что носовая батарея 45-мм автоматов для уменьшения заливаемости на волнении была поднята на 2-й ярус надстройки. Боезапас орудий главного калибра принимался исходя из нормы 200 выстр./ствол, а для 45-мм автоматов — из 1000 выстр./ствол.
Противолодочное вооружение д.б. состоять из 50 больших глубинных бомб и кормовых бомбосбрасывателей, на минные рельсы предполагалось принимать 64 мины КБ-3 (гладкопалубный вариант — для полубачного вследствие более коротких минных дорожек на юте количество принимаемых мин уменьшалось до 26 шт.). В состав вооружения корабля включался также параван-охранитель (2 комплекта) и акустический трал.
Обращает на себя внимание тот факт, что даже уточненное задание не оговаривало необходимость установки ГАС и современных средств поражения ПЛ. Это меньшей мере странно, особенно если учесть, что с 1942 г. советские ЭМ пр.7 во время текущих ремонтов оборудовались английской ГАС ASDIC, а информация о многозарядном бомбомете "Hedgehog" уже не являлась тайной для командования нашего флота.
Расчетная дальность плавания полным ходом составляла 1.080 миль, экономическим — 4.150 миль. Мощность электроэнергетической системы ЭМ была доведена до 1.200 кВт. Экипаж корабля по табелю комплектации насчитывал 353 человека.
Основные кораблестроительные элементы двух вариантов пр.40 разработки ЦКБ-17 приведены в табл.5.
Таблица 5 : Основные кораблестроительные элементы двух вариантов пр.40 разработки ЦКБ-17
|
Гладкопалубный |
Полубачный |
Длина, м: |
|
|
— по КВЛ |
130,0 |
130,0 |
— наибольшая, м |
135,0 |
135,0 |
Ширина наибольшая, м |
13,0 |
13,0 |
Высота борта, м |
8,2 |
6,5 |
Средняя осадка, м: |
|
|
— при Dст. |
3,84 |
3.87 |
— при Dнорм. |
4,13 |
4,16 |
— при Dполн. |
4,42 |
4,45 |
Водоизмещение, т: |
|
|
— стандартное |
3.250 |
3.296 |
— нормальное |
3.625 |
3.670 |
— полное |
4.000 |
4.051) |
Начальная поперечная метацентрическая высота, м: |
|
|
— при Dст. |
0,75 |
0,63 |
— при Dнорм. |
1,07 |
0,96 |
Интересно отметить, что во время испытаний масштабных моделей корпусов ЭМ пр.40, проводимых силами ЦНИИ-45 и ЦАГИ, их результаты сравнивались с таковыми для моделей английских и американских ЭМ, изготовленных с использованием материалов, полученных от союзников как во время войны, так и до ее начала (1939-1940 гг., Gibbs & Сох, США) [там же, с. 173]. Сравнение могло дать пищу для размышлений: и ходкость, и мореходность "иностранцев" превосходила эти качества наших кораблей (особенно ярко они контрастировали с пр.7). Однако выданные специалистами рекомендации почему то ограничились лишь пожеланием увеличить высоту надводного борта в носовой части.
КБ НТК проводило проектные работы по ТТЗ на пр.40 самостоятельно и независимо от ЦКБ промышленности.
Добавив в состав противолодочного вооружения 4 шточных бомбомета БМБ-1 (боезапас для бомбометов и 2 кормовых бомбосбрасывателей уменьшили до 48 больших глубинных бомб) и сохранив остальное вооружение по требованиям ТТЗ, специалисты КБ, согласно уточненным запросам, предусмотрели установку на корабле РЛС "Марс", "Гюйс" и "Риф", двух комплектов станций "Юпитер-2Б", а также станций радиотехнической разведки и помех. Расположение 130-мм АУ СМ-2 отличалось тем, что на полубаке оставили одну башню, а две линейно-возвышенно перенесли в корму. 45-мм артиллерию разместили аналогично проектам ЦКБ-17: по 3 спаренных автомата СМ-7 на 1-м ярусе носовой надстройки и на средней.
Кораблестроительные элементы (для варианта с полубаком) были получены следующие: длина по КВЛ — 126,0 м, ширина по КВЛ — 13,0 м, высота борта на миделе — 7,2 м. Стандартное водоизмещение строго ограничивалось лимитом ТТЗ и составляло 3.200 т, нормальное — 3.457. Расчетная средняя осадка при нормальном водоизмещении должна была составить 4,15 м. Остойчивость ЭМ получилась несколько хуже: начальная поперечная метацентрическая высота при стандартном водоизмещении по расчету составляла 0,71 м, а при нормальной и полной нагрузке — 1,11 и 1,29 м.
Определив мощность ГЭУ, потребную для развития заданной ТТЗ скорости 36 узлов, чуть меньшей величиной — 74.000 л.с., КБ НТК также предлагало расположить 2 ГТЗА и 4 главных котла по эшелонной схеме. Дальность плавания 14-узловым экономическим ходом заявлялась 5.700 миль, что при довольно скромном запасе топлива вызывало сомнения в реальности заложенных в расчет показателей экономичности ГЭУ.
"Большой ЭМ" пр.40 рассматривался высшим командованием ВМФ как наиболее приоритетный объект для включения в послевоенную кораблестроительную программу (среди надводных кораблей основных классов). Сам нарком ВМФ, считая этот корабль наиболее подходящим типом для Севера и Тихого океана, признавал необходимым начать строительство головного корабля уже в 1946 г. ["История отечественного судостроения", т. IV, с.468].
Таким образом, за время войны был накоплен некоторый опыт и получены результаты исследовательского проектирования, достаточные для формулирования подробного ТТЗ. Однако отсутствие точных данных по новому радиолокационному вооружению, системам ПУС, а также периодическое уточнение (естественно, в сторону увеличения) массогабаритных показателей артвооружения осложняло решение задачи, которая и без того не отличалась конкретностью — хотя бы из-за отсутствия реального (даже в стадии технического проекта) ГТЗ А необходимой мощности. Работы по перспективным КТУ на повышенных параметрах пара, начатые перед самой войной и замершие с ее началом, не давали пищи даже для ума...
***
В начале января 1945 г. приказом НКВМФ создается комиссия из наиболее авторитетных адмиралов для подготовки предложений по послевоенной кораблестроительной программе. Вице-адмирал С.П.Ставицкий — главный идеолог бронированного лидера — осуществлял общее руководство, а подкомиссию по ЭМ возглавлял контр-адмирал Ю.А.Добротворский, начальник кафедры тактики ВМА.
На заключительном заседании комиссии, состоявшемся 5 марта, был составлен протокол, озаглавленный весьма витиевато: "Соображения комиссии по наиболее рациональному соотношению кораблей различных классов на различных театрах и целесообразности создания новых классов кораблей или слияния в один класс уже существующих".
В разделе, посвященном "миноносцам", комиссия совершенно не упоминала о лидерах, вероятно, исходя из практического опыта боевых действий зарубежных и советского .ВМФ, который не давал оснований для сохранения этого класса в послевоенном флоте.
Хроника боевых действий на море практически не содержала случаев использования лидеров по своему основному тактическому назначению — вывод в торпедную атаку миноносцев, а немногочисленные боевые соприкосновения противников с применением торпед происходили либо только между ЭМ, либо последние действовали в соединении с КРЛ.
С другой стороны, опыт прошедшей войны с достаточной очевидностью доказывал, что торпедное оружие (на том уровне своего развития) на надводном корабле вообще, а на ЭМ — в особенности, утратило свое первостепенное значение, а на передний план выдвинулись средства ПЛО и ПВО. Сравнительно большие потери, понесенные нашим флотом от немецкой авиации, заставили моряков уделить необходимое внимание зенитному вооружению кораблей и защите от штурмовых атак самолетов, но в целом довоенная концепция ЭМ как торпедно-артиллерийского корабля не претерпела практически никаких изменений.
В протоколе говорилось следующее: "Признать целесообразным предложение подкомиссии контр-адмирала Добротворского о необходимости двух подклассов миноносцев (так в тексте — авт.): ЭМ с мощным торпедно-артиллерийским вооружением, большой мореходностью и значительной дальностью плавания, предназначенные в первую очередь для ТОФ и СФ, и миноносцы, по возможности умеренного водоизмещения, предназначенные, в основном, для стесненных районов Балтийского моря и Тихоокеанского театра. Принять, что одной из основных задач ЭМ должно явится охранение крупных боевых кораблей при действиях в море, в связи с чем необходима дальность плавания не менее 3.000 миль при общей для кораблей боевого ядра повышенной экономической скорости 21 узел.
В связи с этим признать желательным наличие двух вариантов — причем 2-й должен отличаться от предложенного усилением артиллерии и противолодочного оружия за счет уменьшения числа ТА. Просить подкомиссию дополнить работу кораблестроительными расчетами."
Расчеты были выполнены (их исполнителем был известный всем любителям истории отечественного флота Н.А.Залесский, тогда — инженер-капитан 2 ранга, служивший в ВМА). Анализ ТТЭ и нагрузки масс, приложенных позднее к протоколу заседания, приводит к выводу, что в качестве "большого миноносца" был принят—правда, с некоторыми изменениями —довоенный пр.30 (Кстати сказать, в 1944 г. УК ВМФ отклонило предложенный руководством НКСП пр.З6, разработанный в ЦКБ-17 под руководством С.Е.Ефимова как "улучшение" пр.30 — при стандартном водоизмещении, увеличившимся до 2.425 т, ЭМ остался с прежним вооружением ["История отечественного судостроения", T.IV, с.469]).
При сохранении состава вооружения (2x2 130-мм АУ, 4x2 37-мм автомата, 2x5 533-мм ТА) и несколько увеличенных главных размерениях (длина по КВЛ — 119,0 м, ширина — 11,9 м, высота борта на миделе — 5,92 м) нормальное водоизмещение корабля определялось в 2.550 т. Это обуславливалось увеличением нагрузки масс в разделе "Корпус" (1.000т) и "Бронирование" (175т). Последнее являлось следствием частичной защиты надводного борта и верхней палубы 15-мм броней. Остается совершенно непонятным, почему "большой" ЭМ остался с двумя башнями — создается впечатление, что к 1945 г. Академия совершенно запамятовала о жарких спорах 5-летней давности.
Этот факт показывает, что эвакуированная в Самарканд ВМА изрядно "оторвалась" не только от опыта продолжавшейся войны на море, но и от деятельности конструкторских организаций промышленности, переместившихся не столь далеко от морей...
***
Видимо, здраво оценив содержавшиеся в отчете комиссии "свежие мысли", Главный штаб ВМФ решил продолжать работу самостоятельно. Летом 1945 г. в концепции "большого ЭМ" появилось любопытное дополнение: в утвержденном наркомом ВМФ ОТЗ содержалось указание об изучении возможности установки на корабле 4-х орудий калибра 152 мм.
Нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов, его заместитель по кораблестроению и вооружению адмирал Л .А.Галлер и вице-адмирал С.П.Ставицкий, формируя кораблестроительную программу на первое послевоенное 10-летие, исходили из предложения о строительстве океанского флота, который должен был адекватно соответствовать статусу СССР как мировой державы. Тактики же не имели четко сформулированных внешнеполитических условий, без которых задача точного определения требуемых ТТЭ кораблей становится значительно более сложной. При отсутствии конкретного "вероятного противника" корабль, очевидно, должен соответствовать более широкому спектру возможных задач. Так или иначе, руководители флота понимали, что в дополнение к мощным крейсерским силам, которые должны были составить основу советских ВМС, совершенно необходимы океанские ЭМ с усиленными возможностями ПВО.
Запрашиваемые флотом ТТЭ кораблей, предлагавшихся к постройке по послевоенной программе, были весьма высокими и, естественно, значительно превосходили элементы ранее спроектированных. Проектантов ЦКБ озадачил такой размах проектирования, но к новым разработкам, по этим предложениям они не приступили, ожидая утверждения новой кораблестроительной программы. Между ВМФ и Судпромом возникли разногласия по концепции дальнейшего строительства флота: промышленность предлагала развивать базовые довоенные и военные проекты, флот же настаивал на проектировании кораблей с учетом всех новшеств, в т.ч. еще не проверенных экспериментами и практикой. В этих условиях зам. НКСП А.М.Редькин единолично утвердил план проектных работ ЦКБ на 1946 г., поручив ЦКБ-17, в числе других, работу над ЭМ пр.30бис и 41 [Е.А.Шитиков и др., с.37].
Проект 10-летней программы кораблестроения адмирал Л.М.Галлер подписал 25 августа 1945 г. В нем значились 132 "больших" и 226 "обычных" ЭМ [ЦВМА, ф.2, оп.1,д.1143, л. 17, 45]. Напомним: на 1 июля 1945г. в составе ВМФ числились всего 48 ЭМ и 5 лидеров.
Обсуждение проекта программы в Кремле состоялось 27 сентября. Сохранившаяся в архиве стенограмма позволяет узнать отношение Сталина к предмету нашего исследования.
Прочтя в тексте проекта программы заголовок "большие ЭМ", Сталин сразу же сказал: "Обойдемся без них. Я бы хотел как можно побольше построить ЭМ. Я вам советую на этом этапе иметь побольше КРЛ и ЭМ. На этом вы бы создали хорошие кадры. С кадрами у вас обстоит плохо. Вам даже трудно принять от немцев 8 машин."
Н.Г.Кузнецов ответил, что для него не представляет больших трудностей принимать трофейные корабли.
"Не хвастайтесь, не снимайте луну с неба", — произнес Сталин и добавил, что никогда не забудет, как воевали на Черном море и потеряли сразу 3 ЭМ. Нарком ВМФ продолжал настаивать на необходимости строительства "больших ЭМ" (по доработанному пр.40, который при условии насыщения корабля новейшей техникой — главным образом, радиолокацией — вполне удовлетворял требованиям моряков).
Сталин ответил, что программу лимитирует производственная база и поэтому мы вынуждены выбирать, что строить. "Моряки всегда отличались незнанием и нежеланием считаться с возможностями промышленности, они никогда не хотели опуститься с моря на землю", — произнес он с сарказмом.
Тем не менее Н.Г.Кузнецов просит оставить в программе хотя бы 10 "больших ЭМ", его поддерживает и Л.М.Галлер. Сталин уже согласился, но тут выступил заместитель наркома судостроительной промышленности А.М.Редькин, заявивший о невыполнимости такого требования. Вождь тут же принял аргумент.
Далее в стенограмме следует весьма интересная фраза: "Однако в конце совещания этот вопрос снова возник, и т.Сталин, как будто, дал согласие построить в конце десятилетия 4 ЭМ ("больших" — авт.) [РГАЭ, ф.8889, оп.1, ед.хр. 1485, л.1-7]. Любопытно, не правда ли? "Как будто"...
Реализации требовавшихся флотом проектов кораблей, в которых д.б. учитываться все достижения мировой военно-морской техники, мешало очень серьезное препятствие. Сталин хотел построить океанский флот в короткий срок, не желая принимать во внимание, что наше военное кораблестроение значительно отстало от зарубежного. Но, памятуя о предвоенных трудностях, он осознавал, что промышленность сможет обеспечить массовое строительство новых кораблей только на основе довоенного задела. Вероятно, именно поэтому он скептически относился к авианосцам, "охладел" к линкорам, а для легких сил флота потребовал построить две с половиной сотни "обычных" ЭМ. Руководство Судпрома, уже имевшее горький опыт "экспериментов" с осуществлением гигантской довоенной программы, сознательно проводило политику максимального упрощения своей работы, "протаскивая" для серийного строительства откорректированные довоенные проекты.
Здесь любопытно отметить, что Сталин, верный провозглашенному им в начале 1930-х гг. принципу "Кадры решают все", весьма взвешенно осуществлял кадровую политику в отношении руководства Судпрома. Перед началом Второй мировой войны, когда требовалось привести в элементарный порядок нарушенные репрессиями дела наркомата судостроения, он поставил во главу НКСП талантливого организатора И.Ф.Тевосяна — металлурга по образованию. В мае 1940 г., передвинув выполнившего свою задачу Тевосяна на пост Наркома черной металлургии, он назначил Народным комиссаром судостроения профессионала — И.И.Носенко. Осенью 1941 г., когда вождю стало очевидным, что ВМФ в войне с Германией не сыграет значительной роли, Сталин, правильно расставив приоритеты, направил энергию Носенко в помощь Наркому танковой промышленности В.А.Малышеву. Фактическое руководство Судпромом в этот период осуществлял А.М.Редькин —кадровый военно-морской инженер, переведенный в 1937 г. из кадров ВМФ на работу в НКОП в числе других "10-тысячников" для заполнения образовавшегося после чистки наркомата от "вредителей" вакуума специалистов. В 1946 г., когда понадобилось решить сложнейшую задачу осуществления послевоенной кораблестроительной программы, Сталин назначил на пост МСП А.А.Горегляда (Алексей Адамович Горегляд в 1935 г. окончил МВТУ им. Баумана и работал в НКОП, пройдя школу директора Сталинградского тракторного и Челябинского машиностроительного заводов. Его опыт организации и руководства массовым производством танков стал основой для принятия решения о назначении Министром судпрома. Новый министр, естественно, направил основные свои усилия на технологическую подготовку судостроительного производства с использованием освоенных в другой отрасли приемов и методов. Поэтому принципиальные вопросы проектирования боевых кораблей, анализ которых требовал отсутствовавшей у министра профессиональной подготовки, решались либо без его непосредственного участия, либо "волевым" методом. Чисто механический перенос практики создания других видов военной техники в военное кораблестроение, где слишком велика специфика, сыграл здесь и свою отрицательную роль), отлично зарекомендовавшего себя в качестве 1-го помощника "танкового бога" В.А.Малышева.
***
Поскольку "большой ЭМ" пр.40 вызвал неудовольствие самого Сталина, о нем постарались поскорее забыть, начав проектирование заново и присвоив проекту следующий номер — 41. У промышленности развитие идеи океанского корабля охранения энтузиазма не вызывало, поэтому выделившееся в начале 1946 г. в самостоятельную организацию КБ завода №190 (ЦКБ-53), плотно занятое выполнением задания "товарища Сталина" — разработкой проекта массовых "обычных" ЭМ, не уделяло новому проекту сколько-нибудь серьезного внимания.
Между тем ЦНИИВК ВМС, в структуре которого, как уже говорилось, тогда функционировало проектное бюро со штатом высококвалифицированных и опытных специалистов, продолжал эскизное проектирование перспективных кораблей, предпринимая настойчивые попытки внедрить наиболее современные и совершенные образцы техники и вооружения.
Необходимо напомнить, что характерной особенностью советского военного кораблестроения того времени являлось "дублирование" проектов боевых кораблей. Дело в том, что под одним и тем же номером и по одному и тому же ТТЗ в конце 1940-х — начале 1950-х гг. одновременно велось проектирование как конструкторским подразделением ЦНИИВК ВМС, так и ЦКБ МСП. Не стал исключением и пр.41.
В эскизе КБ ЦНИИВК, законченном летом 1946 г. и включенном в пакет предложений ВМС по программе военного кораблестроения на 1946-1955 гг., представал корабль полным водоизмещением около 3.000 т с мощным (по тому времени) зенитным вооружением: универсальный ГК — 2 двухорудийные универсальные стабилизированные 130-мм башенные АУ БЛ-109, 4 спаренных 45-мм СМ-16 и 2 счетверенных 25-мм зенитных автомата. Торпедное оружие — 2 пятитрубных 533-мм ТА. Управление огнем артиллерии ГК и зенитной, а также стрельбой торпедами предполагалось осуществлять посредством радиолокационных систем. Для 45-мм автоматов СМ-16 предназначалась система ПУС малокалиберной зенитной артиллерии "Клюз", разрабатывавшаяся в НИИ-10 НКСП с 1943 г. СПН-500 на чертеже изображен со "старой" артиллерийской РЛС "Редан".
АУ СМ-16 размещались по ромбической схеме, наиболее выгодной с тактической точки зрения. Все автоматы были подняты с верхней палубы на 1-и ярус надстроек, что должно было обеспечить их незаливаемость. Секторы обстрела 45-мм автоматов, "затененные" носовой надстройкой, перекрывались двумя 25-мм АУ, расположенными побортно перед шлюпочными рострами.
Особенностями архитектурно-конструктивных решений являлись гладкопалубный корпус со значительной седловатостью, слом надводного борта в носовой части, широкая транцевая корма и рулевое устройство с одним балансирным рулем.
Интересно отметить, что гладкопалубная архитектура корпуса, впервые на практике использованная американцами для ЭМ в 1920-е гг. нынешнего века, в отечественном военном кораблестроении нашла свое применение спустя почти три десятилетия (Знаменитые американские ЭМ-"флашдекеры" (flushdeckers), собирательное обозначение которых стало нарицательным, обязаны своим появлением (точнее — архитектурой корпуса) росту габаритов корабельных котлов. Стремление защитить уязвимые от осколочных попаданий котлы корпусными конструкциями заставило проектантов поднять верхнюю палубу, то есть пойти на увеличение высоты борта. А так как обусловленная достижением необходимой мореходности высота надводного борта в носу при "прямой" палубе оказалось недостаточной, ее плавно изогнули кверху. Для более крупных кораблей (КР) гладкопалубный корпус с седловатостью верхней палубы использовался впоследствии японскими и американскими конструкторами с целью снижения относительной массы корпуса (при фиксированных длине и ширине). Необходимо добавить, что преимуществом указанной архитектуры корпуса является и лучшее обеспечение общей прочности).
В размещении ГЭУ специалисты ЦНИИВК отдали предпочтение традиционной эшелонной схеме с расположением гл. котлов и ТЗА в изолированных отсеках. Эшелоны разделялись двумя промежуточными отсеками, в одном из которых размещалась электростанция. Второй эшелон был значительно смещен в корму, что обусловило сравнительно большой наклон оси правой валолинии.
Судя по всему (в частности, по габаритам гл. котлов), в энергетике пр.41 в тот период проектанты еще ориентировались не на перспективные, а на существовавшие "в металле" ТЗА и котлы, о чем достаточно убедительно свидетельствует применение раздельного расположения механизмов и котлов. Сохранение изолированных КО на корабле класса ЭМ, где объемы и площади необходимо всемерно экономить, объяснялось не столько соблюдением требований живучести ГЭУ при боевых повреждениях, сколько традициями, обусловленными применением в котлах т.н. открытого дутья, т.е. подачи воздуха турбовентиляторами в КО, а не непосредственно в котел.
Попытка КБ ЦНИИВК разработать вариант проекта с тремя башнями БЛ-109 вызвала у тогдашнего командования "легкую тревогу", объяснявшуюся опасениями обвинений в том, что это будет воспринято руководством как "протаскивание" запрещенного самим Сталиным на 10 лет большого ЭМ. Поэтому в общении с "промышленниками" о трехбашенном варианте пока предпочитали не вспоминать.
С небольшим отставанием ЦКБ-53 Судпрома, сосредоточившее основные усилия на корректировке довоенного пр.30 и создании пр.30бис, в рамках перспективных проработок по теме СП-46 также разработало предэскизный пр.41 "большого ЭМ". На чертеже наружного вида корабля, выполненном в августе 1946 г. под руководством А.Л.Фишера, стоит подпись инженер-капитана 1 ранга Волнухина —видимо, он осуществлял наблюдение за проектированием от военной приемки в бюро.
Отличительной чертой этого проекта также являлась гладкопалубная архитектура, что наводит на мысль о директивности применения такого корпуса.
В предэскизном проекте корабль имел традиционное расположение надстроек и компоновку ГЭУ в составе двух эшелонов с изолированными МО и КО. В нос и в корму от МКУ конструкторы разместили автономные генераторные отделения.
Два пятитрубных ТА также располагались традиционно — на верхней палубе в ДП между надстройками. Применение двух универсальных 130-мм АУ в качестве гл. калибра и состав зенитного вооружения определялись согласованными требованиями ТТЗ, однако на чертеже ЦКБ-53 изображены АУ СМ-2, а не БЛ-109.
Автоматы СМ-16 были сосредоточены в носовой и кормовой частях корабля. Две кормовых 45-мм АУ располагались в ДП линейно-возвышенно на кормовой надстройке, а две носовых — на площадках носовой надстройки рядом друг с другом. На площадках настила кожуха 2-го КО побортно поместили два 25-мм автомата.
Смежное расположение эшелонов ГЭУ определило не только близкое соседство двух дымовых труб, но и схему размещения зенитной артиллерии. Несмотря на то, что эта схема, казалось бы, обеспечивала "работу" трех (из 4) автоматов СМ-16 на один борт, стесненное положение двух носовых АУ "компенсировало" выполнение этого непременного условия.
Сравнивая варианты пр.41 ЦНИИВК и ЦКБ-53 с точки зрения расположения вооружения, следует признать явные преимущества 1-го варианта по комплексу показателей живучести оружия и технических средств, а также более выгодного расположения зенитной артиллерии.
Интересно отметить, что в этом предэскизе ЭМ имеет один традиционный полубалансирный руль и округлую в плане корму.
И проект ЦКБ-53, и проект КБ ЦНИИВК приводили к стандартному водоизмещению более 2,5 тысяч т, а запас топлива, необходимый для обеспечения заданной ТТЗ дальности плавания 5.500 миль, увеличивал его до 3.200-3.300 т Это многими считалось чрезмерным и не оправдывавшим "слабое" вооружение.
В самом начале 1947 г. у Министра ВС СССР маршала Н.А.Булганина состоялось совещание, на которое, кроме командования ВМС и флотов, были приглашены представители Генштаба ВС. На совещании рассматривались проекты кораблей, подлежавших постройке по утвержденной программе. Н.Г.Кузнецова на этом "форуме" уже не было (адмирала, лишенного статуса главы самостоятельного министерства и являвшегося теперь всего лишь его заместителем, Булганин просто не посчитал нужным пригласить!), поэтому ЭМ уделили внимание "постольку-поскольку". С ними "все было ясно": промышленность уже докладывала о готовности в ближайшие год-полтора начать массовое строительство "тридцаток-бис"...