Снова проект 41
Остается неизвестным, точнее — документально не подтвержденным, каким образом вариант пр.47 трансформировался в пр.41. Так или иначе, но очевидно, что по общему расположению именно 2-й вариант пр.47 — с двумя двухорудийными универсальными стабилизированными 130-мм АУ СМ-2 — и лег в основу эскизного и технического пр.41.
Гл. конструктором пр.41 теперь стал В.А.Никитин, гл. наблюдающим от ВМС назначили инженер-капитана 2 ранга М.А.Лнчевского.
ТТЗ на разработку, сформулированное "при прежнем" командовании ВМФ, было утверждено правительством еще летом 1947 г. — постановление СМ СССР №2040-553сс вышло 14 июня.
В это задание специалисты ВМС заложили следующие принципиальные отличия нового корабля от "предшествующего" пр.30бис:
— новая универсальная гл. артиллерия, зенитные АУ и ТА с современными схемами ПУС и дистанционным управлением, усиленное противолодочное вооружение с дистанционным управлением стрельбой бомбами и ГАС, обеспечивающей наблюдение за атакуемой ПЛ;
— более экономичная и имеющая меньшие габариты механическая установка на высоких параметрах пара с дутьем в котлы;
— автономная вспомогательная электромеханическая установка, полностью обеспечивающая паром и электроэнергией повседневную службу корабля и боевую подготовку без использования берегового питания; электрооборудование на переменном токе;
— существенное повышение штормопроходимости корабля при боевых повреждениях.
Все перечисленные особенности проекта имели место и в пр.47. Однако, поскольку в последний конструкторы под руководством В.А.Никитина заложили резервы для размещения 3-й башни СМ-2 и ее погребов, размеры корпуса можно было несколько уменьшить.
Длину по КВЛ сократили на 4 м, ширину — на 0,3 м, а высоту борта на миделе, наоборот, увеличили до 10,7 м. Соотношение длины и ширины с точки зрения ходкости ухудшилось, но на это закрыли глаза — во главе угла стояло уменьшение водоизмещения.
Но оно неуклонно возрастало: в эскизном проекте стандартное водоизмещение составило 2.860 т, а в техническом — уже 2.950 т. Чтобы обеспечить дальность плавания технико-экономическим ходом (14 узлов) 5.500 миль, необходимо было разместить в междудонном пространстве запас котельного топлива более 700 т, а это уже приближало полное водоизмещение к 4 тысячам т...
Распределение весов в техническом проекте иллюстрируется табл.7 с укрупненными статьями нагрузки. Для сравнения в ней приведены фактические данные для ЭМ пр.30бис.
Таблица 7 : Сравнение нагрузки масс эсминцев пр,41 и 30бис |
||||
Статьи |
Технический пр.41 |
пр.30бис |
||
нагрузки масс |
Масса, т |
%Dст. |
Масса, т |
%Dст. |
Корпус |
1.547 |
51,7 |
1.147 |
48,8 |
Бронирование |
14 |
0,5 |
7 |
0,3 |
Вооружение |
355 |
11,9 |
257 |
10,9 |
Боезапасы |
157 |
5,3 |
83 |
3,5 |
Механизмы |
700 |
23,4 |
760 |
32,4 |
Снабжение, команда и провизия |
134 |
4,5 |
97 |
4,1 |
Запас водоизмещения |
43 |
1,4 |
0 |
0 |
Стандартное водоизмещение |
2.950 |
100 |
2.351 |
100 |
Топливо, вода, масло |
793 |
— |
750 |
— |
Полное водоизмещение |
3.743 |
— |
3.101 |
— |
При рассмотрении нагрузки масс обращает на себя внимание значительно более "легкая" механическая установка и высокий относительный вес вооружения и боезапаса, а также корпуса корабля (Приведенная в таблице укрупненная статья нагрузки "корпус" кроме собственно металлического корпуса (851,0т) включает в себя массу корабельных систем, устройств, изоляции и некоторые другие составляющие. Для пр.30бис масса металлического корпуса составляла 630,4 т).
Окончательный теоретический чертеж ЭМ на основании проектных данных ЦКБ-53 разрабатывался специалистами 3-го отдела ЦНИИ-45 МСП. Разработавший чертеж ст. конструктор В.Бегизов поставил свою подпись под документом технического проекта (41-А100-204К) 3 августа 1948 г., в тот же день чертеж утвердили гл. наблюдающий по пр.41 инженер-капитан 3 ранга М.А.Янчевский, наблюдающий ЦНИИВК ВМС инженер-майор М.Мейлер, а затем и гл. конструктор.
Сравнение "теории" пр.47 и пр.41 показывает, что последний является практически точной копией теоретического чертежа пр.47, отличаясь лишь уменьшенной на 4 м длиной по КВЛ и сокращенной на 0,2 м шириной. Коэффициенты формы идентичны. Нововведением являлся лишь излом борта в кормовой части, начинавшийся на транце и продолжавшийся до 17-го теор. шпангоута и затем плавно переходивший к нормальной кривизне.
Как видно из табл.8, коэффициенты теоретического чертежа, принятого в техническом проекте, значительно отличаются от окончательных, что может означать непригодность первоначального варианта с точки зрения ходкости (Выполненное в октябре 1949 г. 18-м отделом ЦНИИ-45 теоретическое исследование показало, что при сохранении неизменной мощности механизмов ЭМ пр.41, с соответствующим увеличением массы корпуса и т.д., уменьшение длины по КВЛ на 4 м ведет к падению скорости полного хода примерно на 1,5%, т.е. на 0,6-0,7 узла).
Автору не удалось выяснить, каким образом произошла "подмена" теоретического чертежа на стадии техпроекта, однако последующие события показали, что принятые без должной всесторонней экспериментальной проверки форма подводной части корпуса (в особенности кормовая оконечность с выступающими частями — конструктивное оформление выхода гребных винтов, кронштейны, геометрия и расположение двух балансирных рулей) и неудачные винты стали одной из причин неспособности корабля развить полный ход и неудовлетворительной управляемости на некоторых режимах.
Определенная странность положения с разработкой технического пр.41 иллюстрируется еще и таким фактом. В конце 1949 г. начальник ЦКБ-53 Ю.Г.Деревянко и конструктор О.ФЛкоб обратились в 5-е ГУ МСП с предложением пр.36 ("улучшенный пр.30бис") как "промежуточного" — между пр.30бис и 41. Предложение было отвергнуто [Е.А.Шитиков и др., с.66]. Это наводит на мысль, что процесс проектирования в бюро в значительной степени находился в зависимости от "подковерной" борьбы и интриг главных и "неглавных" конструкторов...
***
По планам ВМС корабли пр.41, которые в терминологии Сталина именовались "обычными ЭМ" и предназначались для дополнения кораблей пр.30бис, должен был строиться очень крупной серией — 110 ед. (напомним, что самой крупной в истории отечественного надводного кораблестроения серией строились ЭМ пр.30бис — 70 ед.). Поэтому факт придания проектным ТТЭ корабля силы закона, как это было принято в СССР еще с предвоенных времен, когда они начали фиксироваться правительственным актом, означал для МСП признание за собой юридической ответственности за их реализацию на головном и серийном кораблях. Весьма примечательно, что эскизный пр.41 был утвержден постановлением правительства СССР №3169-1284сс 19 августа 1948 г., а технический, оконченный в декабре того же года — лишь в сентябре 1949 г.
Таблица 8 : Сравнение кораблестроительных элементов эсминца пр.41 и бронированного лидера пр.47
|
Технический пр.41 |
Предэскизный пр.47 |
Водоизмещение, т: — стандартное — нормальное — полное |
2.950 3.360 |
3.615 |
Размерения, м: — длина наибольшая — длина по КВЛ — ширина наибольшая — ширина по КВЛ — высота борта на миделе |
128,0 12,6 8,0 |
138,0 132,0 13,6 12,8 8,0 |
Соотношение L/B |
10,16 |
10,31 |
Коэффициенты теор. чертежа: - общей полноты — продольный призматический |
0,516 0,645 |
0,508 0,638 |
Эффективная мощность, л.с. Мощность механизмов, л.с. |
40.400 66.000 |
|
Если вспомнить, что начало 1948 г. печально памятно для нашего флота "судом над адмиралами", то напрашивается неприятная мысль, что учиненная с санкции Сталина расправа ("шемякин суд", по выражению начальника минно-торпедного управления ВМФ контр-адмирала Н.И.Шибаева — единственного из присутствовавших на "суде чести" адмиралов и генералов, выступившего в защиту обвиняемых) над адмиралами Н.Г.Кузнецовым, Л.М.Галлером, В.А.Алафузовым, Г.А.Степановым и Л.Г.Гончаровым (Вице-адмирал Л.Г.Гончаров, д.т.н., профессор, нач. кафедры кораблестроения и вооружения ВМА не фигурировал на "процессе адмиралов". С ним расправились раньше. Он был арестован по личному указанию министра госбезопасности СССР В.Абакумова (без санкции прокурора) 10-апреля 1948 г. Следователям была поставлена задача: добиться показаний арестованного о шпионаже в пользу английской разведки. Вполне вероятно, что Л.Г.Гончарова "разрабатывали" именно для запланированного процесса над командованием ВМФ. Офицер Российского императорского флота и вице-адмирал советского флота Л.Г.Гончаров умер от побоев на 17-й день после ареста. В постановлении о прекращении уголовного дела, датированном 29 мая 1948 г., говорилось, что арестованный "умер от грудной жабы"... ["Военно-исторический журнал", 1994, №2, с.69]) — т.е. именно с теми людьми в высшем эшелоне командования флотом, которые наиболее последовательно боролись за преодоление значительного технического отставания нашего кораблестроения от иностранного — была использована заинтересованными лицами как "громоотвод" для переключения внимания Сталина с технического уровня новых кораблей на флотских "низкопоклонников перед Западом"...
Это отступление от темы повествования авторы позволили себе только для того, чтобы напомнить читателю о жестокости того времени, когда разрешение "технических" споров могло превращаться в сведение личных счетов. В таких условиях решение "второстепенных" вопросов откладывалось до лучших времен.
***
Итак, на разработку технического проекта корабля с описанной выше "родословной" потребовалось более года — срок, явно превышающий время, определяемое трудоемкостью такой работы. Столь значительный "простой" был вызван "молчаливым несогласием" ВМФ с ТТЗ, требования которого под давлением промышленности были "урезаны" по сравнению с первоначальным вариантом в части артиллерийского вооружения. Флот, продолжая линию отвергнутого "большого ЭМ" пр.40, желал получить корабль с шестью 130-мм универсальными орудиями, считая, что сравнительно большое водоизмещение вполне могло быть оправдано значительным (на 50%) повышением мощности ПВО корабля.
В тексте постановления СМ СССР №4183-1730сс от 28 сентября 1949 г., утверждавшего технический пр.41, имелась весьма интересная фраза, свидетельствовавшая о почти достигнутой победе промышленности в борьбе против "большого ЭМ". В ней говорилось, что "в целях более тщательной отработки новой серии ЭМ" принимается решение сначала приступить к постройке одного головного корабля, а затем уже к серийной постройке.
На головном корабле серии из 110 ед. — напомним, именно такое количество ЭМ пр.41 предусматривалось действовавшей программой — д.б. пройти испытания множество образцов техники и вооружения, внедрение которых планировалось и в других проектах боевых надводных кораблей. В сочетании с экспериментальным характером ГЭУ это давало основания для опасений и для признания корабля опытным.
Упомянутое решение позволяло ограничиться пока строительством одного корабля на ленинградском заводе имени А.А.Жданова, и лишь в случае явного отсутствия "неприятностей" приступить к закладке "установочной" серии и на других заводах, уже и без того до предела нагруженных строительством ЭМ пр.30бис. Награды и почести ожидали кораблестроителей именно за выполнение этой программы — Военно-морской флот Родины д.б. получить многие десятки "тридцаток-бис". На таком фоне постройка сложного нового объекта, каковым для специализировавшегося на ЭМ завода №190 являлся корабль пр.41, отодвигалась в тень...