Испытания
«Неустрашимый», входивший в состав 38-й бригады строящихся ЭМ, начал государственные испытания в августе 1954 г. — после того, как директор завода №190 Н.А.Янкевич наконец смог поставить свою подпись в акте о представлении корабля Комиссии государственной приемки, возглавлявшейся контр-адмиралом Н.О.Абрамовым.
В "Особых замечаниях" Комиссия сразу же отметила: "Судостроительная промышленность не занималась отработкой основных ТТЭ корабля по-настоящему, а в течение трехлетнего периода заводских ходовых испытаний и пятикратного докования завод либо занимался текущим ремонтом средств вооружения, механизмов, оборудования, либо проводил отладку мелких, второстепенных конструктивных узлов.
Вследствие этого:
а) на ЭМ «Неустрашимый» не смогли своевременно выработать рекомендации для ЭМ пр.56, являющихся дальнейшей модернизацией пр.41, отработанных мероприятий, обеспечивающих без условное выполнение на этих ЭМ основных ТТЭ.
б) ЭМ «Неустрашимый», несмотря на значительные положительные качества, имеет в то же время еще существенные неиспользованные резервы, позволяющие дальнейшее повышение его ТТЭ (скорость, дальность, мореходность, резервы механической установки, снижение вибрации, проходимость в ледовых условиях, надежность центральной наводки зенитной артиллерии и др.)."
Все это, в общем-то, стало ясно еще во время заводских ходовых испытаний, но многое пришлось проверять и подтверждать.
Вечером 2 августа командир ЭМ капитан 2 ранга С.В.Панков и ответственный сдатчик завода Л.Белов согласовали последние детали предстоящего выхода, а рано утром на следующий день «Неустрашимый», пройдя уже хорошо знакомыми ему фарватерами, приступил к выполнению программы госиспытаний.
Пробеги в режиме полного хода, осуществленные в первые дни испытаний, подтвердили возможность длительного поддержания скорости 33,5 узла — предельной величины для «Неустрашимого», так и не превзойденной несмотря на все "ухищрения". Постановление СМ СССР (о частичном изменении ранее утвержденных ТТЭ) формально снимало с создателей корабля ответственность за его "тихоходность", но Комиссия госприемки все же поспешила зафиксировать факт достижения вновь утвержденной величины наибольшей скорости хода.
Ходовые государственные испытания «Неустрашимого» проводились сначала в Финском, затем в Рижском заливе, появлялся ЭМ и в открытой части Балтийского моря. В один из выходов в районе Таллинна корабль был сфотографирован с борта иностранного судна, вскоре снимок появился в справочнике "Jane's Fighting Ships". Возможно, по месту первого обнаружения новому советскому кораблю в NATO присвоили обозначение "Tallin"-class".
Интересно отметить, что на выполненной известным западногерманским исследователем советского флота З.Брейером (S.Breyer) схеме бокового вида корабля, опубликованной в "Jane's Fighting Ships 1955-56", антенные посты РЛС "Фут-Б" были идентифицированы как малокалиберные АУ. И фотоснимок, и упомянутый рисунок уникальны тем, что на них «Неустрашимый» изображен с жесткими спасательными плотами на стенках башен гл. калибра (автору не приходилось видеть других фотографий с этой деталью — даже на снимках в приемном акте «Неустрашимого» плоты на стенках СМ-2-1 отсутствуют). Их пришлось снять после первых же стрельб гл. калибром, т.к. наличие плотов усиливало вибрацию обслуживающих башню приборов. Кстати сказать, западные справочники, основываясь, вероятно, на внешнем сходстве башенных АУ СМ-5, устанавливавшихся на КРЛ пр.68К и 68бис, и "миноносной" СМ-2-1, определили калибр последней величиной 100 мм (весьма странно для уважаемых изданий — считать, что на более крупном корабле класса ЭМ "русские" перешли на меньший калибр).
Ходовые испытания корабля характеризует табл.10.
Таблица 10 : Результаты ходовых испытаний ЭМ «Неустрашимый»
|
Общая длительность, дни |
Ходовые дни |
Ходовые часы (в том числе полного хода) |
Пройденное расстояние, мили |
Израсходованное топливо, т |
Заводские |
932 |
113 |
1.078(53) |
16.301 |
12.778 |
Государственные |
53 |
40 |
416 (42) |
7.264 |
2.912 |
Среди неприятных сюрпризов, выявившихся во время испытаний, оказалась повышенная вибрация кормовой оконечности, затруднявшая на больших ходах использование оружия и приводившая к систематическим поломкам отдельных конструкций вследствие усталости металла. Несмотря на то, что Комиссия посчитала уровень вибрации главных механизмов, кормы и подкреплений под кормовые АУ более высоким, чем на кораблях пр.30бис, производившая замеры бригада ЦНИИ-45 признала его "допустимым".
Мореходные качества в целом были оценены высоко (кроме недостаточной всхожести на волну, считавшейся следствием узких образований носовых шпангоутов в нижней части), но замеченное на "тридцатках-бис" забрызгивание носовой оконечности имело место и на «Неустрашимом».
Как не вспомнить здесь настойчивые просьбы моряков поднять 45-мм автоматы на надстройку, звучавшие во время проектирования корабля — в процессе эксплуатации выяснилось, что оба носовые автомата в свежую погоду настолько забрызгиваются, что стрельба из них практически невозможна...
Но поскольку окончательное решение принималось с согласия аппарата наблюдения, Комиссия акцентировала внимание проектантов на необходимости... оборудования корабля утопленными в обшивку якорными клюзами — "вина" палубных полуклюзов "тридцаток-бис" в интенсивном брызгообразовании была достаточно давно установлена.
Более неожиданной оказалась совершенно неудовлетворительная управляемость на заднем ходу — ЭМ входил в циркуляцию, из которой рулями уже не выводился.
Кроме того, Комиссия критиковала "плоское, широкое транцевое образование кормы", отмечая, что на заднем ходу "из-за сильных ударов в корму и рыскания корабль может поддерживать только малый ход".
Мореходные качества ЭМ и прочность его корпуса наблюдались в условиях Балтийского моря при состоянии моря до 6-7 баллов. Общая прочность корпуса, на которую, памятуя печальный опыт "семерок" и учитывая широкое применение новых методов постройки (сварка, секционная сборка), обращали повышенное внимание, была проверена экспериментально путем постановки ЭМ в доке на 1 и 2 опоры с созданием нагрузки, соответствующей удвоенному значению расчетного изгибающего момента. Поэтому острой необходимости в экзамене хорошим штормом, который трудно запланировать в программу испытаний, не было (Правда, последующая эксплуатация выявила недостаточную жесткость корпуса на кручение, что стало причиной страшного недовольства корабельных артиллеристов: на развитом волнении деформации достигали столь больших значений, что совершенно рассогласовывались оси расположенной в носовой и кормовой частях корпуса аппаратуры ПУС).
Механическая установка, репутация которой была серьезно подорвана недостижением полной расчетной мощности, показала на испытаниях следующие результаты. В режиме полного хода, при 286 оборотах гребных валов, мощность турбин составила всего 62.780 л.с. — вместо расчетных 66.000 л.с. ЭМ развивал ход в 33,5 узла.
Дальность плавания полным ходом при полном запасе котельного топлива 740 т оказалась равной 1.000 миль. А вот утвержденная правительственным постановлением дальность плавания 14-узловым технико-экономическим ходом (5.500 миль) не была получена — Комиссия зафиксировала величину 5.210 миль. Вместе с тем отмечалось, что экономичность МКУ корабля пр.41 (по удельному расходу топлива на л.с./ч) при работе в режиме технико-экономического хода примерно на 20% выше, чем- у "тридцаток-бис".
В заключительном протоколе, составленном по результатам госиспытаний, говорилось, что "снижение скорости полного хода..., а также снижение дальности плавания... произошло вследствие недостаточной проектной мощности механической установки и ошибок в методике расчета ходкости кораблей, примененной ЦНИИ-45 МСП".
Этот же документ сообщает, что вспом. котел и стояночный турбогенератор не обеспечивают паром и электроэнергией всех потребителей в стояночном режиме.
Оружие корабля, о котором на фоне неприятностей с его пропульсивными качествами как-то стали меньше вспоминать, показало на испытаниях нормальные результаты и соответствие спецификационным характеристикам. Проверенное фактической стрельбой артиллерийское и торпедное вооружение было принято Комиссией без каких-либо серьезных замечаний, за исключением отмеченного вскользь неудачного расположения носовых 45-мм автоматов.
Работа радиотехнического вооружения, представленного на «Неустрашимом» опытными и головными образцами, также не вызвала нареканий. ГАС "Пегас" (опытный образец, разработанный и изготовленный НИИ-3 МСП) в режиме пеленгования показала дальность 19 каб. и точность 1,46°, что превысило характеристики, зафиксированные в ТУ на поставку ГАС. Видимо, учитывая начало серийного строительства ЭМ по пр.56, комиссия рекомендовала заменить уникальную (несерийную) систему "Фут-41" на серийную "Фут-56" с одновременной заменой автоматов СМ-16 на СМ-20-ЗиФ. Установленный при постройке опытный образец артиллерийской РЛС "Якорь" по принятому в декабре 1953 г. совместному решению ВМС и МСП до начала госиспытаний был заменен на серийную станцию "Якорь-М", отличавшуюся усовершенствованными блоками целеуказания.
Закончив программу испытаний, «Неустрашимый» 24 сентября 1954 г. встал к заводской стенке для проведения контрольного вскрытия механизмов и окончательной окраски. Эта процедура затянулась почти на 2 месяца, хотя сдача корабля ВМС планировалась на III кв. текущего года. В последний день ноября состоялся контрольный выход в море, но сковавшие Финский залив морозы (и "прохладное" отношение членов Комиссии к перспективе в предверии Нового года "бороздить моря") отодвинули дату следующего выхода на середину января.
Еще полмесяца ушло на устранение мелких дефектов, и 31 января председатель Комиссии госприемки поставил свою подпись под документом, полное наименование которого звучало следующим образом: "Приемный акт №261-Б корабля 2-го ранга эскадренного миноносца «Неустрашимый».
С момента закладки до сдачи корабля прошло 4 года, 5 месяцев и 26 дней.