Некоторые итоги
"ЭМ пр.41 является принципиально новым по сравнению с последними отечественными кораблями этого класса пр.30бис". Эта цитата из заключительного протокола государственных испытаний в сжатой форме выражает значение «Неустрашимого» в истории советского военного кораблестроения.
Причудливое сплетение субъективных и объективных факторов, оказывавших влияние на процесс проектирования и постройки оставшегося уникальным ЭМ, которому без достаточных на то оснований досталась репутация неудачного, заслуживает более серьезного исследования. Однако даже затронутые аспекты этой истории позволяют дать объяснение парадоксальной судьбе «Неустрашимого».
Задуманный в качестве основы океанских эскортных сил могучего крейсерского флота, он практически не только не имел возможности занять свое место в ордере соединения новых КР (так и не построенных), но и на несколько лет отстал в своем появлении на свет от планировавшегося срока их вступления в строй. Проектировавшийся с невиданной ранее для отечественных кораблей своего класса дальностью плавания, он, за исключением 4-5 походов, провел всю свою службу на ограниченном Балтийском театре, где его радиус действия был явно избыточен. Имея высокие для советского надводного корабля стандарты обитаемости и приспособленность (в проекте) к жестким условиям базирования, «Неустрашимый» единственный раз побывал в длительном автономном плавании, а большую часть времени простоял в хорошо оборудованной базе. Дав жизнь добросовестно прослужившей на нескольких поколениях советских надводных кораблей различных классов МКУ, «Неустрашимый» много месяцев провел у стенки, ремонтируя свою энергетику.
Кажется заманчивым поискать причину парадоксальности судьбы корабля в его оригинальной генеалогии. Но тот факт, что в основу разработанного ЦКБ-53 пр.41 лег трансформированный довоенный пр.47 бронированного лидера, свидетельствует лишь об инерции мышления в советском военном кораблестроении, продолжавшем в конце 1940-х гг. исповедовать устаревшие взгляды. А время требовало появления новых концепций сообразно изменившемуся характеру угрозы на море.
Так, например, в США одновременно с «Неустрашимым» проектировался и строился корабль, который д.б. стать родоначальником совершенно нового класса — океанского противолодочного корабля (по тогдашней американской классификации: Cruiser, hunter-killer ship — CLK). Впрочем, "классический" ЭМ, хотя и вытеснявшийся постепенно кораблями противолодочной специализации, еще продолжал занимать немалое место в иностранных флотах.
Одним из весомых аргументов противников «Неустрашимого» был тезис об избыточности его водоизмещения для данного состава вооружения. Справедливость этого утверждения подтверждалась наличием трехбашенного варианта пр.47, разработанного в одном и том же корпусе. Но в утвержденных ТТЭ пр.41 ограничились двумя АУ СМ-2-1, что и предопределило упомянутую избыточность. Но в начале 1960-х гг., когда потребовалось оснастить отечественные ЭМ современным оружием, выявилась явная недостаточность модернизационных запасов кораблей пр.56, разрабатывавшегося как "уменьшенный 41-й". Очевидно, что «Неустрашимый» стал бы более подходящим объектом для такой модернизации.
Отдельного рассмотрения заслуживает роль пр.41 как образца для китайского военного кораблестроения — именно "сорок первый" послужил прототипом для ЭМ типа "Luda", составивших основу ВМС НОАК в 1960-е гг.
ЭМ пр.41 остался своеобразным памятником неосуществленной программе строительства послевоенного океанского флота и единственным представителем советских суперэсминцев послевоенного поколения.
Будет несправедливо по отношению к ЭМ пр:56 — "рабочей лошадке" советского флота 1960-х — 1970-х гг. — чрезмерно хвалить «Неустрашимый» и критиковать его "уменьшенный, но усовершенствованный вариант". Хочется надеяться, что история появления этого корабля, изложенная в настоящей работе, объясняет его необычность и парадоксальность.
С точки зрения прогресса кораблестроения, оружия и техники ВМФ, достигнутого во второй половине 1950-х гг., его появление, конечно же, следует считать запоздалым. В проекте следующей 10-летней программы военного кораблестроения на 1956-1965 гг. осталось строительство 46 ЭМ пр.56, еще 31 корабль планировалось построить по откорректированному проекту — с автоматическими 130-мм АУ СМ-62 и усиленным противолодочным вооружением. Все остальные корабли этого класса (пр.60 — "тридцатка-бис", переоборудованная под носитель ПКР П-15, 31 ед.; пр.57 — ракетный ЭМ с комплексом КСЩ, 40 ед.) должны были вступать в строй уже как качественно новые. Однако и "качественно новые" ракетные ЭМ пр.57бис оказались морально устаревшими уже к моменту вступления в строй головного корабля серии, а вот многие ЭМ пр.30бис исправно прослужили до середины 1980-х гг. Все оценивается в сравнении...