В отечественном военно-морском флоте лидерам принадлежит особое место. Рассказ о лидере эсминцев "Ташкент" не будет полным, если не упомянуть о его собратьях по классу, которые вписали свою, в чем-то яркую и одновременно трагическую страницу в историю советского ВМФ. В большей степени это касается черноморских лидеров. Они погибли все. "Москва", "Харьков" и... "Ташкент".
После отгремевших бурь и ураганов революций и гражданской войны в наследство от императорского военно-морского флота молодому рабоче-крестьянскому красному достались немногочисленные "новики", которые требовали ремонтов, усовершенствований, а некоторые и вовсе нужно было поднимать со дна морского. Если учесть, что ослабленная войнами и революциями страна была не в состоянии ввести в строй большинство недостроенных и неисправных эсминцев, то фактически в начале 20-х годов класс эскадренных миноносцев в РККФ составляли единицы морально устаревших кораблей.
К середине 20-х годов требования к кораблям этого класса изменились. Считалось, что эскадренные миноносцы новых проектов должны были иметь скорость хода не менее 40 узлов и нести на себе более мощное артиллерийское вооружение.
Учитывая опыт 1-й мировой войны и основные направления послевоенного развития легких сил флотов ведущих морских держав, оперативное управление Штаба РККФ разработало тактико-технические элементы нового эсминца, водоизмещение которого достигло 4000 тонн. Согласно техническому заданию вооружение корабля состояло из: двух по три ТА калибром 533 - 584-мм, четырех 183-мм орудий, двух 102 - 127-мм орудий, трех прожекторов, 20 глубинных бомб и 100 мин заграждения. Скорость полного хода, согласно ТТЗ, должна была составлять 40 узлов, дальность плавания экономическим ходом не менее 3000 миль, осадка - порядка 4,9 м. Корабль должен был быть оснащен средствами химической защиты, планировалось установить оборудование для подъема и спуска гидросамолета, не исключалась возможность установки на эсминец катапульты. Если оценить ТТЗ нового эскадренного миноносца в целом, то во многом он копировал идеи проекта Р.А. Матросова, разработанного еще в 1917 году. По существу планировалось создать корабль, способный вести бой с легкими крейсерами противника, охранять главные силы флота от атак эсминцев неприятеля и поддерживать атакующие действия своих. Тем самым эти корабли должны были решать задачи, характерные для лидеров, правда, этот термин в официальных документах до закладки первых лидеров проекта 1 практически не применялся.
В тоже время было очевидно, что таких эсминцев, которые по своим размерам фактически должны были сравняться с легкими крейсерами периода 1-й мировой войны, страна, в силу целого ряда причин, не сможет строить массово. Весьма призрачно выглядела возможность выхода таких кораблей в успешную торпедную атаку, которая как минимум, требовала малозаметности атакующего корабля. Вопрос о строительстве таких кораблей поднимался неоднократно. Планировалось построить от 8 до 12 "крупных" эсминцев. Но в 1926 году при утверждении первой шестилетней программы военного судостроения был сделан упор на строительство сторожевых кораблей, торпедных катеров и подводных лодок. Вскоре с учетом возросших возможностей судостроительной промышленности потребовалась корректировка этой программы и в феврале 1929 года Совет Труда и Обороны утвердил новую пятилетнюю судостроительную программу, предусматривавшую постройку наряду с другими классами кораблей трех новых эсминцев, которые первоначально предназначались для Черноморского флота (в то время Морских Сил Черного моря). Но ряд обстоятельств, в том числе и обстановка на Балтийском ТВД, требовали увеличения Морских Сил Балтийского моря. На усиление МСМБ в частности настаивал начальник ВМС Р.А. Муклевич, обратившийся с этой просьбой в июне 1930 года в РВС СССР. В декабре того же года было принято постановление пополнить МСМБ кораблями различного назначения, в том числе дополнительно построить три эсминца по плану 1928 - 1930 годов. Новые эсминцы рассматривались не только как замена "новикам", но и как лидеры для них. С другой стороны, как дальние разведчики при эскадре, а значит, предназначались для выполнения задач легких крейсеров, которые в ближайшее время, учитывая ограниченные возможности, страна строить не могла. При разработке элементов серийных эсминцев Научно-технический комитет склонился к ограничению водоизмещения нового корабля до 1100 тонн, при сохранении высокой (40 узлов) скорости хода и весьма скромном вооружении: четыре 102-мм орудия, два 37-мм автомата Виккерса, три встроенных ТА калибром 533-мм и 60 мин заграждения.
Но при выполнении этих ограничений получались корабли, близкие к уже весьма устаревшим "но- викам", что было совершенно неприемлемо. Поэтому, в октябре 1928 года появился эскизный проект "торпедоносца-лидера" (такое необычное наименование носили некоторое время проектируемые корабли) с полным водоизмещением в 2500 тонн, скоростью 40 узлов, вооруженного четырьмя 37-мм автоматами, таким же количеством пулеметов, двумя трехтрубными ТА калибром 533-мм. Этот проект и лег в основу создававшегося лидера.
Эскизное проектирование "торпедоносца-лидера" велось в НТК УВМС под руководством Ю.А. Шиманского. Первый вариант эскизного проекта был одобрен командованием РККФ в феврале 1930 года. Однако артиллерийское вооружение нового корабля вскоре было признано слабым, ввиду того, что уже не отвечало требованиям времени. Итальянские лидеры, строившиеся в то время, вооружались шестью 120-мм орудиями, а французские - пятью 130-мм или 138-мм орудиями. Первоначально планировавшееся артвооружение "торпедоносца-лидера" было пересмотрено и проект, утвержденный 13.08.1930г РВС СССР предусматривал его вооружение пятью новыми 130-мм орудиями. Общий проект, получивший порядковый номер 1, был выполнен в ЦКБС-1 под руководством В.А. Никитина, замечательного отечественного конструктора, участвовавшего впоследствии в создании многих известных проектов боевых кораблей. В июне 1930 года на базе Судопроекта, Проектверфи, конструкторских служб некоторых ленинградских заводов создали единую центральную проектную организацию - Судоверфь. В ее составе было образовано БСП (Бюро специального проектирования), куда перевели большую часть инженеров и конструкторов Северной верфи.
Вскоре БСП выделили из судоверфи и создали самостоятельное Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Начальником бюро был назначен Я.А. Саук, а главным инженером В.А. Никитин, который и возглавил разработку технического проекта. Вновь созданный коллектив вобрал в себя опытных специалистов, принимавших участие в создании сторожевых кораблей типа "Ураган" (проект 2). Несмотря на то, что проект лидера был создан гораздо сложнее сторожевых кораблей, опыт проектирования сыграл большую роль. Был избран достаточный запас водоизмещения, чтобы избежать перегрузки. Основная трудность заключалась в создании машинно-котельной установки, при разработке которой были предусмотрены определенные запасы, дававшие возможность получения полной мощности турбин без существенного форсирования котлов.
Проектирование ГТЗА (главных турбозубчатых агрегатов), начатое в том же 1930 году, длилось около двух лет. Эту работу возглавлял А.В. Сперанский, один из основоположников советского корабельного машиностроения. Проектную мощность каждого из трех ГТЗА довели до 22000 л.с. Энергетическая установка, включавшая в себя кроме трех ГТЗА, такое же количество водотрубных котлов располага- лась поэшелонно в пяти отсеках в средней части корпуса.
В ходе испытаний энергетические установки легко превысили проектную мощность 66000 л.с. и благодаря этому корабли достигли рекордной скорости. Дальность плавания определялась из расчета наибольшего запаса топлива и по первоначальному проекту составляла 2000 миль "оперативным ходом" т.е. ходом в 20 узлов. На испытаниях запас топлива должен был обеспечить шестичасовый полный ход. В ходе проведения испытаний нормальный запас топлива был определен в 210 тонн мазута, а полный в 600 тонн. Этого хватало на 873 мили 40-узлового хода и на 2700 миль при ходе в 20 узлов. В ходе проектирования выяснилось, что не удастся уложиться в заданное водоизмещение 2100 тонн. В результате проект несколько раз корректировался и окончательное водоизмещение лидера проекта 1 достигло 2655 тонн (стандартное - 2021 тонна). При наибольшей длине 127,5 м и ширине 11,7 м осадка лидера на ровный киль по конструктивной ватерлинии составила 3,5 м, а высота надводного борта на миделе 2,9 м.
Сам корпус лидера имел полубачную архитектуру, клепаную конструкцию и выполнялся из легированной марганцовистой стали. Несмотря на длительную обработку этой стали, она оказалась далеко не лучшим материалом для наружной обшивки и обнаружила дефект, состоявший в склонности этой стали к растрескиванию.
Электрооборудование кораблей проекта 1 было рассчитано на постоянный ток напряжением 110 В, который вырабатывали три турбогенератора (по 50 кВт) и два резервных дизель-генератора (по 30 кВт). В качестве главного калибра лидеры получали новые отечественные артиллерийские установки Б-13 калибром 130-мм в количестве 5 орудий. Эти орудия стреляли на дистанцию 139 кабельтовых снарядами массой 33,4 кг и были защищены башенноподобными 13-мм броневыми щитами Техническая скорострельность достигала 10 выстрелов в минуту. Зенитная артиллерия лидеров состояла из двух 76-мм универсальных установок 34-К и двух 45-мм полуавтоматов 21-К. Ранее планировавшиеся 37-мм зенитные автоматы Виккерса так и не были установлены из-за малой надежности. Определение дистанции обеспечивалось двумя 3-метровыми и двумя 1,5-метровыми дальномерами, а управление огнем главного калибра, италья не кой системой ПУС.
Минно-торпедное вооружение включало в себя: два четырехтрубных торпедных аппарата калибром 533-мм с боеприпасом 16 торпед, 20 больших глубинных бомб и 84 мины заграждения. Мины лидер принимал в перегрузку по специально проложенным на палубе рельсам. С принятием на вооружение новых торпед 53-38 с дальностью хода до 10000 метров при скорости 30,5 узлов, существенно повысилась возможность успешного выхода в торпедную атаку.
От предусмотренного в одном из первых проектов палубного гидросамолета пришлось отказаться.
Самым главным недостатком вооружения, как отметила приемная комиссия, была слабая противовоздушная защита новых кораблей. Впоследствии зенитное вооружение лидеров значительно усилили, доведя его до 6 - 8 автоматов калибром 37-мм отечественного производства.
Экипаж лидера проекта 1, согласно штатному расписанию, должен был состоять из 344 человек.
Эскизный проект лидера Реввоенсовет СССР утвердил в августе 1930 года и одновременно было решено до 1 декабря того же года заложить два первых корабля этого типа. По различным причинам закладка состоялась лишь спустя два года. 29 октября 1932 года на николаевском заводе им. А.Марти были заложены два черноморских лидера - "Москва" и "Харьков". А через неделю, 5 ноября на ССЗ № 190 в Ленинграде, в канун 15-й годовщины октябрьской революции, заложили третий, балтийский - "Ленинград", который и принято считать головным в проекте. Объяснимо и то, почему первым крупным кораблям советской постройки присвоили такие имена. "Ленинград" символизировал колыбель большевистского переворота, "Москва" - столицу государства, "Харьков" - столицу Советской Украины, коей сам город и являлся до 1934 года.
Головной лидер проекта - "Ленинград" сошел на воду 18 ноября 1933 года. Однако достройка по различным причинам затянулась еще на два года и заводские испытания начались в декабре 1935 года. И на них корабль при выходе на мощность в 66000 л.с. легко развил скорость около 41,3 узла. 5 января 1936 года лидер вышел на ходовые испытания и при водоизмещении 2225 тонн и мощности 67.250 л.с. показал скорость 43 узла! В течении всего 1936 года корабль проходил испытания и был принят в состав Балтийского флота 5 декабря 1936 года, ко дню Сталинской Конституции.
Постройка черноморских лидеров затянулась. Заложенные на несколько дней раньше "Ленинграда", на воду они сошли годом позже. "Харьков" - 9 сентября, "Москва" - 30 октября. Достройка же их на плаву вылилась в долгих четыре года. На испытаниях в апреле 1938 года лидер "Москва" при водоизмещении 2330 тонн и мощности 77725 л.с, при состоянии моря до трех баллов достиг скорости 43,57 узла. 7 августа 1938 года лидер "Москва" вошел в состав Черноморского флота, 19 ноября 1938 года вступил в состав ЧФ лидер "Харьков".
Девятью днями раньше, в состав Балтийского флота вошел лидер 2-й серии (проект 38) "Минск". Этот корабль был заложен двумя годами позже, чем "черноморцы". Проект 38 был фактически по всем признакам (в том числе и внешним) аналогом лидеров проекта 1, но для достижения еще более лучших результатов было решено заменить кормовые обводы на более полные, надеясь тем самым уменьшить дифферент на корму и добиться дальнейшего увеличения скорости. Выкружки гребных валов по итальянскому опыту заменили обычными кронштейнами.
Одновременно с лидером "Минск" предполагалось начать постройку еще трех кораблей на заводе им. Марти в Ленинграде, двух на одноименном заводе в Николаеве и двух на ССЗ № 90 в Ленинграде. Фактически 15 января 1935 года на заводе им. Марти были заложены "Киев" и "Тифлис", предназначенные для Тихоокеанского флота. Их корпуса собирали на Амурской верфи из материалов, заготовленных в Николаеве. Закладка других лидеров программы не состоялась из-за нехватки стали и ввиду начала переговоров о постройке лидера нового типа в Италии. Скоростные качества лидера "Минск" оказались хуже, чем у "Ленинграда". На заводских испытаниях при мощности турбин 68000 л.с. "Минск" показал скорость всего 40,5 узла. Примерно такие же скорости показали и его тихоокеанские "собратья", достраивавшиеся по несколько скорректированному проекту "38-бис". 25 июля 1938 года сошел на воду "Киев". 27 декабря 1939 года он был переименован в "Орджоникидзе" и 5 мая 1940 года, подняв военно-морской флаг, вошел в состав 1-го дивизиона эсминцев Тихоокеанского флота. 25 сентября 1940 года лидер получил название "Баку".
"Тифлис", спущенный на воду 22 июля 1939 года, 17 апреля 1940 года получил имя "Тбилиси" и 6 мая 1940 года вошел в состав Тихоокеанского флота.
Примечателен следующий факт: в те годы лидеры и эсминцы ВМФ СССР носили бортовые литеры в виде букв из названия корабля. Например: "ЛГ" - "Ленинград", "МН" - "Минск", "СВ" - "Сметливый" и т.д. Можно встретить фотографию лидера с бортовыми литерами "ВЛ" и долго и безуспешно гадать - "Владивосток"? Или еще кто? Так вот, читатель - это "Тбилиси". А нес эти литеры корабль на своем борту, дабы ввести в заблуждение наших противников на Тихоокеанском ТВД - японцев. Они должны были считать, что этих кораблей у нас больше, чем есть на самом деле. То "ОЖ", то "ВЛ", то "БК"... После такое происходило с бортовыми номерами, а в 50 - 60 годах крейсер Черноморского флота "Куйбышев" и вовсе носил на борту миноносное имя "Совершенный"... Такие вот метаморфозы. Последние предвоенные годы в истории службы лидеров были отмечены рядом событий: "Москва" в 1938 - 1939 годах совершил два визита в соседнюю Турцию, причем во время первого посещения доставил туда правительственную делегацию. "Ленинград" и "Минск" участвовали в "зимней войне" 1939 - 1940 годов между СССР и Финляндией.
С первых часов Великой Отечественной лидеры приняли самое активное участие в боевых действиях на море. В 1 час ночи 23 июня 1943 года "Ленинград" в составе отряда кораблей вышел на первую минную постановку. В период с 26 июня по 3 июля корабль еще четыре раза принимал участие в минных постановках, выставив в общей сложности 390 мин.
В знаменитом набеге отряда кораблей Черноморского флота 26 июня 1941 года приняли участие лидеры "Москва" и "Харьков". Для "Москвы" первый боевой поход стал последним. Лидер погиб, переломившись в районе первого котельного кожуха, выполняя циркуляцию на большом ходу. Причиной катастрофы стало попадание торпеды, пущенной своей же подводной лодкой "Щ-206"...
Долгое время официальной версией гибели лидера "Москва" считался подрыв корабля на мине. Эта версия была удобна руководству, "лакировщикам" всех мастей, привыкшим "приглаживать" (а значит, извращать) историю, уподобляясь страусам, засовывающим головы в песок... Абсолютное большинство фактов (причем, бесспорных) отвергают официальную версию. 26 июня 1941 года может по праву считаться черным днем Черноморского флота, наряду с 6 октября 1943 года, когда погибли эсминцы "Беспощадный", "Способный" и лидер "Харьков", который уцелел 26 июня сорок первого лишь по счастливой случайности...
26 июня 1941 года, 05 часов 21 минута. В результате попадания торпеды в левый борт в район 1-го котельного отделения гибнет лидер "Москва". Координаты гибели 44°02' СШ и 28°50' ВД. Нужно отметить, что вероятно, это была вторая торпеда, т.к. в 05 ч 19-20 минут с "Москвы" видели торпедный след. 06 часов 43 минуты лидер "Харьков", будучи поврежденным, ушел от места гибели "Москвы" всего на 8 миль. Именно в это время нагнавшая уходящий и поврежденный корабль, "Щ-206" стреляет одиночной торпедой. Это спасло лидер - стреляй "двести шестая" вопреки запретной инструкции залпом - и "Харьков" тоже остался бы лежать на дне под Констанцей. Одна торпеда... Это дало "Харькову" шанс уклониться...
06 часов 44 минуты. Сигнальщики "Харькова" обнаружили справа по курсовому углу 70° в 25 - 30 кабельтовых воздушный пузырь и след торпеды, идущей на лидер.
"Харьков" резко отвернул от торпеды, и она прошла в полутора кабельтовых за кормой. Комендоры лидера обстреляли место лодки ныряющими снарядами. 06 часов 53 минуты. К лидеру подошел эсминец "Сообразительный" и вступил в охранение поврежденного корабля.
07 часов 00 минут. "Двести шестая" атакует второй торпедой "Сообразительный". Ее след заметили по курсовому углу 50° правого борта. Эсминец резко отвернул вправо и торпеда прошла слева по борту корабля.
07 часов 05 минут. С "Сообразительного" обнаружен след третьей торпеды, которая шла вдоль правого угла эсминца в направлении лидера "Харьков". На "Харьков" был тут же передан сигнал и лидер резко отвернул вправо. Командир "Сообразительного" Ворков проявил себя в этой ситуации с самой безупречной стороны. Эсминец же атаковал лодку, пройдя над местом залпа и сбросив две серии глубинных бомб. После их разрыва на поверхности появились пятна мазута. Через несколько минут рядом с эсминцем на короткое время всплыла и быстро погрузилась корма и часть рубки советской подводной лодки "Щ-206". Это видно было и с "Сообразительного" и с "Харькова"...
Лодка быстро затонула, а оба корабля продолжили свой путь...
По вполне понятным причинам никто из очевидцев не мог ничего сказать о подробностях рокового набега. Кроме всего прочего эти подробности могли оказать деморализующее действие на личный состав флота. Ведь шел только пятый день войны... Молчание растянулось на десятилетия.
Подробности набега на Констанцу - позорный факт еще раз обнажающий порочность существовавший тогда и существующей поныне системы. 26 июня 1941 года "черный" и трагический день в истории славного флота.
Два с лишним года, получая повреждения, поддерживая артогнем сухопутные войска, перевозя подкрепления и грузы, героически воевал "осиротевший" "Харьков". Шел октябрь сорок третьего, уже погиб главный герой этой книги доблестный "Ташкент", без малого полтора года не погибал не один крупный боевой корабль ЧФ, война перевалила через свой "экватор" хотя этого еще никто не знал... И вот 5 октября 1943 года. В 20 часов 30 минут с наступлением темноты из Туапсе вышли эсминцы "Беспощадный" (брейд-вымпел командира 1-го дивизиона капитана 2 ранга Г.П. Негоды), "Способный" и лидер "Харьков". Задача: обстрел портов Ялта и Феодосия на рассвете 6 октября при поддержке самолетов-корректировщиков. Нет, наверное, смысла подробно описывать то, что не было экстренной необходимости обстреливать названные порты, рисковать при этом крупными кораблями. Да и сам обстрел был безрезультатным. От рейда на Феодосию отказались, а обстреливая Ялту и Алушту, били по площадям, причем в Ялте пострадало наше же гражданское население. И ввиду четкой работы авиационной разведки противника, враг уже ждал наши корабли... Опять та же порочная система. Буквально во всем...
В течение нескольких часов все три корабля были потоплены германской авиацией. Первым получил повреждения "Харьков", погиб "Беспощадный", последним после потопления "Харькова" погиб "Способный"..
Можно долго разбирать причины трагедии. Одни считают (в их числе было руководство ВМФ), что надо было затопить поврежденный "Харьков" и, сняв с него экипаж, уходить. И уж, безусловно, после гибели "Беспощадного", "Способный" должен был, сняв экипаж "Харькова" и подобрав команду "Беспощадного", уйти. А уж после гибели лидера и подавно, не спасая никого, "Способный" обязан был уходить... Другие считают, что причиной всему нерешительность командира дивизиона 2 ранга Негоды. У каждого свое мнение... Авторы убеждены в другом. Наши моряки погибли в лучших традициях Отечественного Военно-Морского Флота. Никто из экипажей "Харькова", "Беспощадного" и "Способного" не мог бросить погибавших товарищей. Можно только догадываться, какими бы глазами смотрел бы командир любого из трех кораблей, вернись он на базу... Достаточно вспомнить объяснения спасенного Негоды, которые он давал лично Сталину. Даже тот, при всей своей свирепости, пощадил командира погибшего дивизиона, переведя его на Тихоокеанский флот..
Виноваты те, кто организовал этот вопиюще неорганизованный рейд. Система... Погибшие экипажи достойны только памяти и уважения!
К балтийским лидерам судьба была более благосклонной. "Ленинграду" и "Минску" довелось пройти через кровавый кошмар Таллинского перехода и уцелеть. На "Минске", бросив порученные ему корабли, бесстыдно бежал начштаба Балтфлота контр-адмирал Пантелеев. Но все же "Минску" пришлось побывать на дне... 24 сентября 1941 года, поврежденный накануне, он был потоплен германской авиацией в пяти метрах от причальной стенки и лег на дно на глубине 8,5 метров. 25 августа 1942 года корабль был поднят АСС КБФ и 5 ноября 1942 года над ним вновь взвился военно-морской флаг. 9 ноября "Минск" был поставлен в Кронштадский Морской завод на восстановительный ремонт. 22 июня 1943 года он вновь вступил в состав КБФ. И это в тяжелейших блокадных условиях!
Славный боевой путь прошел и лидер "Баку". 15 июля - 14 августа 1942 года он совместно с эсминцами "Разумный" и "Разъяренный" совершил переход по Северному морскому пути из Владивостока в Полярный и вошел в состав 1-го дивизиона эсминцев Северного флота. За время участия в боевых действиях лидер "Баку" прошел свыше 42 тысяч миль, участвовал в проводке 29 конвоев, в огневой поддержке сухопутных войск, отражал атаки вражеской авиации, осуществлял поиск подводных лодок противника. 6 марта 1945 года лидер эсминцев "Баку" был награжден орденом Красного Знамени.
Принимал участие в боевых действиях против Японии и лидер "Тбилиси". Корабль обеспечивал высадку десанта в корейский порт Расин.
12 января 1949 года класс "лидер эскадренных миноносцев" в Советском ВМФ прекратил свое существование. Четыре оставшихся лидера, "Ленинград", "Минск", "Баку" и "Тбилиси" одним приказом были переклассифицированы в эсминцы, которыми они и были по сути дела с самого момента своего создания. По настоящему единственным лидером, соответствующим по характеристикам своему классу, был лишь "Ташкент"...
"Ленинград" 18 апреля 1958 года был переклассифицирован в корабль-цель и получил обозначение "ЦЛ-75". 13 октября 1959 года он был перечислен в состав Северного флота и с 5 октября 1960 года использовался как плавказарма "ПКЗ-16". В 1962 году он был переформирован в судно-мишень "СМ-5" и в марте 1963 года потоплен крылатыми ракетами крейсера "Грозный" (проект 58), а "Минск" 31 июля 1951 года был передан в качестве учебного корабля ВВМУ им. Дзержинского. С 8 апреля 1953 года "Минск" - несамоходное учебное судно. 13 декабря 1954 года переименован в "Чорох". С 29 декабря 1956 года - "УТС-14". С 1957 года "ЦЛ-75". 3 апреля 1958 года, передав свой литер "Ленинграду", исключен из списков и 22 апреля того же года превращен в мишень. В начале 80-х годов корпус "Минска" еще сохранялся и находился в Кронштадте.
"Баку" 17 февраля 1956 года был переформирован в опытовое судно "ОС". С 18 апреля 1958 года в корабль-цель "ЦЛ-31". 31 мая 1958 года в плавбазу технического обеспечения "ПБ-32". 2 июня 1959 года в плавказарму "ПКЗ-171". Впоследствии использовался как судно-мишень. В 1977 - 1979 годах корпус лидера находился на корабельном кладбище в поселке Роста (г. Мурманск). Нос корабля был вытащен на берег, корма в воде, средняя часть разворочена взрывом.
"Тбилиси" 18 апреля 1958 года был переклассифицирован в корабль-цель "ЦЛ-50", а 31 января 1964 года был исключен из списков ВМФ СССР.
Следует упомянуть, что в 1948 - 1949 годах все четыре корабля прошли модернизацию. Были оснащены новыми системами управления огнем, РЛС и т.п.
Завершая главу о лидерах отечественной постройки необходимо отметить, что несмотря на ряд существенных недостатков, основными из которых была неудовлетворительная прочность корпуса, лидеры проектов 1 и 38 - 38-бис оказались в свое время довольно неплохими кораблями, имевшими хорошие мореходные качества и сильное вооружение. Во время войны лидерам не пришлось выводить в атаку эсминцы и участвовать в боях с равноценными кораблями противника, но эти корабли хорошо зарекомендовали себя в набеговых действиях, во время артиллерийской поддержки сухопутных войск, в минных постановках, охранении конвоев, перевозке личного состава, техники и различного снаряжения.