Еще в процессе постройки лидеров проекта 1 и 38, Советскому Союзу представилась возможность заказать корабль этого класса за рубежом. А конкретно в Италии. Была поставлена цель приобрести для нашего флота новую боевую единицу, тем более, что итальянские корабли отличались высокими скоростными характеристиками. Тактико-техническое задание на небронированный лидер-разведчик типа "И" ("импортный", "итальянский") было разработано проектировщиками лидеров проекта 1 - 38. Задание 1935 года было рассчитано на значительное улучшение тактико-технических элементов по сравнению с лидерами типа "Ленинград".
В задании на проектирование выдвигались два следующих основных требования: скорость в течении 6-часовых испытаний не менее 42,5 узлов, дальность плавания 20-узловым ходом - 5000 миль. Задание разработанное отечественными проектировщиками было предложено трем крупнейшим судостроительным фирмам Италии: "Ансальдо", "Адриатико" и "Одеро-Терни-Орландо". Наиболее выгодные условия были предложены последней, с которой в сентябре 1935 года был заключен договор о проектировании и постройке лидера и об оказании технической помощи при строительстве такого же корабля в Советском Союзе.
Первое из двух основных требований выдвинутых в задании на проектирование, а именно достижение необходимых скоростных характеристик, фирма гарантировала лишь при нормальном водоизмещении в 3216 тонн и мощности ГЭУ около 100000 л.с. Для достижения же столь значительного района плавания запас топлива пришлось увеличить до 1200 тонн, т.е. вдвое по сравнению с лидерами проекта 1. Таким образом полное водоизмещение составило 4175 тонн. Эскизный проект, впоследствии получивший порядковый номер 20, был разработан инженерами фирмы ОТО ("Одеро-Терни-Орландо") к февралю 1936 года, под наблюдением комиссии, которую возглавляли А.С. Кассациер (от Главмор-прома) и М.И. Бомзе (от УВМС). Эскизный проект предусматривал установку советского вооружения, в том числе 130-мм спаренных башенных установок новой конструкции, под которые итальянцы спроектировали соответствующие подкрепления. Также проектом была предусмотрена установка шести 45-мм полуавтоматов (в районе второй дымовой трубы), столько же 12,7-мм пулеметов и трех трехтрубных торпедных аппаратов калибра 533-мм на палубе средней надстройки, а также на верхней палубе рельс для мин заграждения. Было оговорено, что два главных турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 100000 л.с. (350 об/мин) и четыре котла должны иметь эшелонное расположение. Помимо полного запаса топлива (1200т) предусматривалась приемка на борт еще 147 тонн котельной, 33 тонн питьевой и 54 тонн воды на бытовые нужды. Разме-рения лидера проекта 20И по сравнению с лидером проекта 1 возросли. Наибольшая длина составила 139,7 м (между перпендикулярами 133,3), ширина 13,7 м, средняя осадка 3,98 м при стандартном водоизмещении 2836 тонн. 11 января 1937 года, почти через год с момента выдачи эскизного проекта, после необходимого согласования и дороботок, на верфи фирмы ОТО в Ливорно был заложен лидер эсминцев получивший название "Ташкент". Следует упомянуть, что в отличии от лидеров отечественной постройки которые получали имя в честь столиц союзных республик, "итальянец" унаследовал имя корабля Волжской военной флотилии периода гражданской войны, бывшего речного буксирного парохода № 7 названного "Ташкент" и погибшего в бою 5 сентября 1918 года. Одновременно с закладкой 'Ташкента" было принято решение строить в Советском Союзе еще три однотипных корабля со сроками сдачи в 1938 - 1939 годах: два на ССЗ № 190 в Ленинграде и один на ССЗ № 198 в Николаеве. Но планам этим осуществиться было не суждено, хотя на ССЗ № 190 подготовка к закладке лидеров велась полным ходом. Уже были присвоены заводские номера и головной корабль должен был называться "Баку". Подготовка была прекращена во второй половине 1937 года на стадии завершения плановых работ, т.к. при этом проявились большие трудности в переработке итальянских чертежей и различия в технологии постройки, которые ставили под сомнение получение заданных элементов.
А в Ливорно тем временем стапельные работы шли полным ходом и в канун нового 1938 года "Ташкент" был спущен на воду. Произошло это событие 28 декабря. 11 марта 1938 года на ходовых испытаниях при мощности 130000 л.с. и водоизмещении 3422 тонны лидер достиг скорости 43,53 узла, что в пересчете на контрактные 3216 тонн означало 44,6 узла. 12-тичасовый режим испытаний экономическим ходом дал расчетное превышение дальности плавания на 10% (замеры расхода топлива производились в двух оттарированных цистернах с опломбированными каналами). Однако изменение уровня топлива от напора турбовентиляторов не учитывалось, поэтому результаты испытаний признали недействительными, и фирме пришлось отказаться от причитавшейся премии (порядка 5% от стоимости корабля). Вместе с тем, этой постройкой фирма добилась многого, так как получила крупный заказ на строительство серии боевых кораблей типа "Аттилио Реголо" которые были спроектированы с учетом опыта "Ташкента" и по своим характеристикам практически уже являлись легкими крейсерами.
6 мая 1939 года лидер "Ташкент" был передан советским представителям. Есть, по меньшей мере, два интересных момента в истории передачи корабля Италией Советскому Союзу:
1. Существует вполне достоверная версия о том,
что после испытаний прошедших столь успешно ру
ководство итальянского королевского ВМФ актив
но добивалось того, чтобы лидер остался в Италии,
под любыми предлогами затягивая передачу его на
шему флоту. Эта версия еще ждет своего исследова
теля...
2. Во многих источниках упоминается, что на Черное море "Ташкент" шел с итальянским экипажем. Но есть фактическое опровержение этого. Из
вестно, что на стадии заказа "Ташкент" предназначался для Балтики, но из-за войны в Испании воз
никли серьезные сомнения в возможности его безопасного перевода через Гибралтар, тем более, что
пролив контролировался франкистами. Оставался лишь черноморский вариант. 18 апреля 1939 года
был подписан приемный акт и как уже упоминалось выше, 6 мая корабль был передан советским предста
вителям. За несколько дней до этого в Италию с Черноморского флота прибыл советский экипаж кото
рый-то и перегнал "Ташкент" в Одессу. Один из авторов книги несколько лет назад встречался в Сева
стополе с бывшим членом первого советского экипажа лидера и ветеран в частности рассказывал, что
корабль перегоняли в замаскированном под пассажирский теплоход виде. Чтобы ввести в момент про
хода через Босфор в заблуждение турок между рубками был натянут специальный брезент с нарисован
ными на нем окнами и другой атрибутикой "пассажира", а по палубе было прекращено движение личного состава.
Перейдя в Одессу "Ташкент" совершил несколько пробных выходов в море, после чего перешел в Николаев где на него было установлено вооружение. Первоначально оно было нештатным ввиду того, что три штатные 130-мм двухорудийные башни "Б-2ЛМ" еще небыли готовы. В виде временного арт-вооружения "Ташкент" получил серийные одноорудийные установки "Б-13" калибром 130-мм, которыми были вооружены лидеры отечественной постройки, а также эсминцы проектов 7 и 7У. Предполагалось вооружение лидера двухорудийными башенными установками "Б-31", которые представляли из себя башню с качающейся частью где в одной люльке размещались два орудия "Б-13". Разработку этих установок вел Артиллерийский научно-исследовательский морской институт (АНИМИ). Такими же установками должен был быть вооружен эскадренный миноносец проекта 45 "Опытный", но этой ар-тсистеме не суждено было родиться - установка "Б-31" не дошла даже до эскизного проекта.
Буквально на кануне войны на "Ташкенте" были установлены башни "Б-2ЛМ", принятые к этому времени на вооружение лидеров и эскадренных миноносцев проекта 30, тогда же на замену 45-мм полуавтоматов "21 К" были установлены 37-мм автоматы 70К с воздушным охлаждением и непрерывной очередью до 100 выстрелов. Впоследствии во время ремонта вызванного боевыми повреждениями на "Ташкенте" с целью усиления зенитной артиллерии корабля была установлена 76,2-мм двухорудийная башенная установка "39-К" предназначавшаяся для эсминца проекта 30 "Огневой". На лидере был установлен командно-дальномерный пост (КДП) "Дуплекс" итальянской фирмы "Gallileo", продольный разрез которого приведен на схеме. Корабль имел легкую и рациональную конструкцию корпуса, удобную ходовую рубку в обтекаемой форме надстройки, закрытый штормовой коридор, позволявший перемещаться по всему кораблю без выхода на верхнюю палубу и еще целый ряд достоинств. К недостаткам можно отнести прочность корпуса, выявленную во время шторма. Голубоватый защитный цвет лидера, принятый в итальянском королевском флоте, решили сохранить для сравнения с шаровым в который окрашивались корабли Черноморского флота. Теперь настало время обратиться к хронологии короткой и яркой боевой жизни "итальянца" в России - легендарного лидера "Ташкент"...