Система погружения и всплытия
Главный балласт принимался в пять цистерн: № 1 в легком корпусе в кормовой оконечности, № 2 и 4 в бортовых булях, № 3 внутри прочного корпуса в 3-м отсеке и № 5 в носовой оконечности в легком корпусе. Там же находилась и цистерна быстрого погружения. Арматура системы воздуха высокого давления (ВВД) собиралась из стальных труб, то есть не предусматривала длительной эксплуатации. Общая емкость баллонов ВВД — 3,46 м3 (с 1944 г. 5,2 м3) воздуха, сжатого под давлением 205 кг/см2.
Процессы погружения и всплытия на «семерке» не отличались оригинальностью по сравнению с подводными лодками других стран того времени: при всплытии воздухом высокого давления продувалась средняя группа, после перехода в позиционное положение воздухом низкого давления (отработанными газами дизелей) — главный балласт. Погружение: по сигналу сирены личный состав верхней вахты стремительно прыгал в рубку и задраивал за собой люк, а вахтенные центрального поста перекладывали рули на погружение и последовательно (от носа к корме) открывали клапаны вентиляции цистерн главного балласта. Открытие каждого следующего клапана осуществлялось лишь по достижению определенного значения дифферента на нос. Для ускорения процесса погружения зачастую использовалось перемещение «живого» балласта — весь свободный от несения вахты личный состав должен был бежать в носовой отсек. Все эти действия до автоматизма отрабатывались как во время вступительного курса боевой подготовки, так и непосредственно во время походов. Обычно, в течение 25 — 27 секунд хорошо подготовленный экипаж успевал увести корабль из позиционного положения на 10-метровую глубину — по-видимому, лучший мировой результат того времени.