Средства наблюдения и связи

 

Командирский перископ, применявшийся на VII серии представлял собой трубу с непо­движным окуляром, которая в верхней части могла выдвигаться телескопическим способом на значительную высоту. Головка перископа могла перемещаться в вертикальном секторе. Две пары оптических призм обеспечивали большую точность измерения дистанции до цели. Как отмечалось в советских послевоен­ных отчетах «оптика у перископов просвет­ленная. Стекло очень высокого качества». Зе­нитный перископ имел более примитивную конструкцию, а наблюдение в него осуществ­лялось из центрального поста.

Тактика «волчьих стай» была бы невоз­можна без организации надежной радиосвя­зи между U-ботами и их береговым штабом. В зависимости от длины волны и назначения связное оборудование «семерок» подразделя­лось на три группы: коротковолновое (KB), средневолновое (СВ) и сверхдлинноволновое (СДВ).

Коротковолновое обеспечивало связь с бе­реговым штабом и считалось важнейшим. Оно включало приемник E-437-S, два передат­чика, а также выдвижную антенну в левом крыле ограждения мостика. Средневолновое оборудование, предназначенное для связи между лодками, состояло из приемника Е-381-S, передатчика Spez-2113-S и небольшой вы­движной антенны с круглым вибратором в правом крыле ограждения мостика. Эта же антенна играла роль радиопеленгатора. Воз­можности использования волн СДВ диапазона раскрылись только в ходе войны. Выяснилось, что радиоволны этого диапазона при достаточ­ной мощности передатчика могут проникать через поверхность воды и приниматься на лодках, находящихся на перископной глуби­не. Надлежащий 1000-квт передатчик «Голи­аф» был сооружен во Франкфурте-на-Одере, после чего все приказы, передаваемые коман­дованием подводного флота стали транслиро­ваться и в KB и в СДВ диапазонах. На лодках для приема СДВ-сигналов использовали все ту же круговую выдвижную антенну и широко­полосный приемник E-437-S. Для кодирования радиосообщений использовалась шифроваль­ная машинка «Энигма».

Лодки VII серии имели развитое гидроакус­тическое оборудование. Важнейшей его со­ставляющей являлась шумопеленгаторная станция GHG, представлявшая собой 11 (позд­нее 24) гидрофона, размещенные в носовой ча­сти корпуса и связанные с приемником во 2-м отсеке. Для повышения точности пеленгова­ния источника шума в начале войны использо­валась система KDB, представлявшая собой вращающуюся Т-образную антенну, на кото­рой монтировалось 6 гидрофонов. Антенна размещалась на верхней палубе, и поскольку продемонстрировала малую живучесть, от ее установки отказались.

Основная причина совершенствования проекта «семерки» с модификации В на С — гидролокатор (S-Geraet) на лодках так и не появился. Дело в том, что данный прибор плани­ровалось установить на лодках в первую оче­редь как средство обнаружения якорных мин, которые на просторах Атлантики, естествен­но, отсутствовали. Второй, не менее важной причиной являлось нежелание немецких под­водников иметь на борту какую-либо аппара­туру, которая своей работой могла бы демас­кировать субмарину.

Первый экземпляр подлодочного радара был испытан в Германии еще в начале 1939 г., но серийные появились только полтора года спустя. Антенные диполи FuMO29 «ТЕМА» монтировались прямо на ограждении рубки. Дальность обнаружения крупного корабля станцией «ТЕМА» составлял 6 — 8 км, самоле­та, летящего на высоте 500 м — 15 км, точность определения направления — 5°. В 1942 г. нача­лось производство модифицированной стан­ции FuMO30, отличавшейся от предшествен­ницы антенным устройством. Теперь оно представляло собой вращающийся «матрас», имевший размеры 1x1,5 м. Но эти радары по­лучили лишь считанные «семерки». В марте 1944 г. на вооружение поступили станции FuMO61. Новый прибор являлся морской вер­сией радара ночной истребительной авиации FuMG 200 «Хохентвиль». Имея незначительно уменьшенную длину волны (54 — 58 см) и ан­тенну, почти идентичную РиМО30 он обладал дальностью обнаружения крупных кораблей 8 — 10км, самолетов 15 — 20км, и точность пе­ленгования 1 — 2°.

Еще более важной считалась возможность обнаруживать вражеские корабли и самолеты по излучениям их радаров. О том, что англича­не могут использовать для поиска субмарин радиолокацию, немцы подозревали с начала войны, последние сомнения отпали только вес­ной 1942 г. Участившиеся ночные атаки само­летов Берегового командования на U-боты в Бискайском заливе заставили BdU срочно ис­кать выход. Уже к июлю немцы получили пер­вый экспериментальный образец станции ра­диотехнической разведки «Метокс». Конст­руктивно «Метокс» представлял собой про­стейший приемник, рассчитанный на фикси­рование сигнала, передаваемого с длиной вол­ны 1,3 — 2,6 м и крестообразной антенны. Приемник соединялся с внутрилодочной трансляцией, так что сигнал тревоги слышал весь экипаж. Дальность обнаружения излуча­ющего объекта превосходила аналогичный по­казатель лодочных РЛС того времени как ми­нимум в два раза. Применение «Метоксов» позволило, как минимум на полгода лишить эффективности британский противолодочный рубеж в Бискайском заливе.

Следующий этап был связан с появлением у противника новой РЛС ASV III, работавшей на длине волны 10,5 см. Весной 1943 г. участились доклады немецких подводников, согласно которым лодки подвергались внезапным ата­кам противолодочных самолетов в ночное вре­мя без предупреждающего сигнала «Метокса». С конца лета 1943 г. в производство была запу­щена новая станция FuMB9 «Ванц» фирмы «Хагенук», фиксировавшая излучение в диа­пазоне 1,3 — 1,9 м. В ноябре 1943 г. появилась его вторая модификация, а также станция FuMО10 «Боркум», контролировавшая диапа­зон 0,8 — 3,3 м. Рабочий диапазон английского радара ASV III немцы «закрыли» появившейся в то же время станцией FuMB7 «Наксос» (дру­гое название «Тимор»), работавшей в диапазо­не 8 — 12 см. В дальнейшем на лодках стали ус­танавливать две станции: «Наксос» и «Боркум»/«Ванце». С апреля 1944 г. на смену им пришла станция FuMB24 «Фляйге», контроли­ровавшая диапазон 8 — 20 см. На появление американских летающих лодок с РЛС APS-3, APS-4 (длина волны 3,2 см) немцы отреагирова­ли созданием приемника FuMB25 «Мюке» (ди­апазон 2 — 4 см). В мае 44-го «Фляйге» и «Мю­ке» были объединены в комплекс FuMB26 «Ту­нис». Впрочем, в связи с внедрением «шнорхелей» необходимость в подобной аппаратуре в значительной степени отпала.