Средства наблюдения и связи
Командирский перископ, применявшийся на VII серии представлял собой трубу с неподвижным окуляром, которая в верхней части могла выдвигаться телескопическим способом на значительную высоту. Головка перископа могла перемещаться в вертикальном секторе. Две пары оптических призм обеспечивали большую точность измерения дистанции до цели. Как отмечалось в советских послевоенных отчетах «оптика у перископов просветленная. Стекло очень высокого качества». Зенитный перископ имел более примитивную конструкцию, а наблюдение в него осуществлялось из центрального поста.
Тактика «волчьих стай» была бы невозможна без организации надежной радиосвязи между U-ботами и их береговым штабом. В зависимости от длины волны и назначения связное оборудование «семерок» подразделялось на три группы: коротковолновое (KB), средневолновое (СВ) и сверхдлинноволновое (СДВ).
Коротковолновое обеспечивало связь с береговым штабом и считалось важнейшим. Оно включало приемник E-437-S, два передатчика, а также выдвижную антенну в левом крыле ограждения мостика. Средневолновое оборудование, предназначенное для связи между лодками, состояло из приемника Е-381-S, передатчика Spez-2113-S и небольшой выдвижной антенны с круглым вибратором в правом крыле ограждения мостика. Эта же антенна играла роль радиопеленгатора. Возможности использования волн СДВ диапазона раскрылись только в ходе войны. Выяснилось, что радиоволны этого диапазона при достаточной мощности передатчика могут проникать через поверхность воды и приниматься на лодках, находящихся на перископной глубине. Надлежащий 1000-квт передатчик «Голиаф» был сооружен во Франкфурте-на-Одере, после чего все приказы, передаваемые командованием подводного флота стали транслироваться и в KB и в СДВ диапазонах. На лодках для приема СДВ-сигналов использовали все ту же круговую выдвижную антенну и широкополосный приемник E-437-S. Для кодирования радиосообщений использовалась шифровальная машинка «Энигма».
Лодки VII серии имели развитое гидроакустическое оборудование. Важнейшей его составляющей являлась шумопеленгаторная станция GHG, представлявшая собой 11 (позднее 24) гидрофона, размещенные в носовой части корпуса и связанные с приемником во 2-м отсеке. Для повышения точности пеленгования источника шума в начале войны использовалась система KDB, представлявшая собой вращающуюся Т-образную антенну, на которой монтировалось 6 гидрофонов. Антенна размещалась на верхней палубе, и поскольку продемонстрировала малую живучесть, от ее установки отказались.
Основная причина совершенствования проекта «семерки» с модификации В на С — гидролокатор (S-Geraet) на лодках так и не появился. Дело в том, что данный прибор планировалось установить на лодках в первую очередь как средство обнаружения якорных мин, которые на просторах Атлантики, естественно, отсутствовали. Второй, не менее важной причиной являлось нежелание немецких подводников иметь на борту какую-либо аппаратуру, которая своей работой могла бы демаскировать субмарину.
Первый экземпляр подлодочного радара был испытан в Германии еще в начале 1939 г., но серийные появились только полтора года спустя. Антенные диполи FuMO29 «ТЕМА» монтировались прямо на ограждении рубки. Дальность обнаружения крупного корабля станцией «ТЕМА» составлял 6 — 8 км, самолета, летящего на высоте 500 м — 15 км, точность определения направления — 5°. В 1942 г. началось производство модифицированной станции FuMO30, отличавшейся от предшественницы антенным устройством. Теперь оно представляло собой вращающийся «матрас», имевший размеры 1x1,5 м. Но эти радары получили лишь считанные «семерки». В марте 1944 г. на вооружение поступили станции FuMO61. Новый прибор являлся морской версией радара ночной истребительной авиации FuMG 200 «Хохентвиль». Имея незначительно уменьшенную длину волны (54 — 58 см) и антенну, почти идентичную РиМО30 он обладал дальностью обнаружения крупных кораблей 8 — 10км, самолетов 15 — 20км, и точность пеленгования 1 — 2°.
Еще более важной считалась возможность обнаруживать вражеские корабли и самолеты по излучениям их радаров. О том, что англичане могут использовать для поиска субмарин радиолокацию, немцы подозревали с начала войны, последние сомнения отпали только весной 1942 г. Участившиеся ночные атаки самолетов Берегового командования на U-боты в Бискайском заливе заставили BdU срочно искать выход. Уже к июлю немцы получили первый экспериментальный образец станции радиотехнической разведки «Метокс». Конструктивно «Метокс» представлял собой простейший приемник, рассчитанный на фиксирование сигнала, передаваемого с длиной волны 1,3 — 2,6 м и крестообразной антенны. Приемник соединялся с внутрилодочной трансляцией, так что сигнал тревоги слышал весь экипаж. Дальность обнаружения излучающего объекта превосходила аналогичный показатель лодочных РЛС того времени как минимум в два раза. Применение «Метоксов» позволило, как минимум на полгода лишить эффективности британский противолодочный рубеж в Бискайском заливе.
Следующий этап был связан с появлением у противника новой РЛС ASV III, работавшей на длине волны 10,5 см. Весной 1943 г. участились доклады немецких подводников, согласно которым лодки подвергались внезапным атакам противолодочных самолетов в ночное время без предупреждающего сигнала «Метокса». С конца лета 1943 г. в производство была запущена новая станция FuMB9 «Ванц» фирмы «Хагенук», фиксировавшая излучение в диапазоне 1,3 — 1,9 м. В ноябре 1943 г. появилась его вторая модификация, а также станция FuMО10 «Боркум», контролировавшая диапазон 0,8 — 3,3 м. Рабочий диапазон английского радара ASV III немцы «закрыли» появившейся в то же время станцией FuMB7 «Наксос» (другое название «Тимор»), работавшей в диапазоне 8 — 12 см. В дальнейшем на лодках стали устанавливать две станции: «Наксос» и «Боркум»/«Ванце». С апреля 1944 г. на смену им пришла станция FuMB24 «Фляйге», контролировавшая диапазон 8 — 20 см. На появление американских летающих лодок с РЛС APS-3, APS-4 (длина волны 3,2 см) немцы отреагировали созданием приемника FuMB25 «Мюке» (диапазон 2 — 4 см). В мае 44-го «Фляйге» и «Мюке» были объединены в комплекс FuMB26 «Тунис». Впрочем, в связи с внедрением «шнорхелей» необходимость в подобной аппаратуре в значительной степени отпала.