Сентябрь 1939 г. - июнь 1940 г.

 

В соответствии с планами руководства гер­манских подводных сил первая группа субма­рин, отправленных на боевые позиции, была необычно большой. Каждая лодка получила са­мостоятельный район для крейсерства, по­скольку, по мнению Дёница, общее количест­во U-ботов было недостаточным для действий групповым методом. У восточного побережья Великобритании лодки действовали позицион­ным методом, атакуя противника днем из под воды. Во время западных походов немецкие субмарины действовали вне досягаемости бе­реговой авиации противника и перехватывали торговые пароходы, которые объявление вой­ны застало в открытом море. Командиры гер­манских подлодок по возможности старались действовать по призовому праву.

Первое время немецким подводникам грех было жаловаться на отсутствие добычи. До кон­ца сентября 1939 г. им удалось потопить 41 судно общим тоннажем 15 3879 брт, не считая погиб­ших на выставленных минах (здесь и далее циф­ры ежемесячных успехов ПЛ, даются по иссле­дованию С. Роскилла, которое также включает успехи ПЛ и других стран «оси» на всех театрах боевых действий). Первым судном, потоплен­ным 3 сентября 1939 г. оказался британский лай­нер «Атения», ошибочно принятый командиром «семерки» U-30 Лемпом за вспомогательный крейсер. Погибло 128 человек, среди которых было много детей. Этот бесславный эпизод, не только открыл перечень побед германских подводников, но и дал в руки английской пропа­ганды факт, позволявший объявить германские субмарины тотальным злом.

Чтобы отвлечь внимание мировой общест­венности от сомнительных успехов в борьбе с торговыми перевозками Дёниц объявляет на­стоящую войну кораблям британского ВМФ. Первым отправленным на дно боевым кораб­лем британского флота оказался авианосец «Корейджес», торпедированный U-29 запад­нее Ирландии 17 сентября 1939 г. На следую­щий месяц штаб Дёница планирует операцию по проникновению в «святая святых» британ­ского флота — Скапа-Флоу. В ночь на 14 октя­бря 1939 г. U-47 под командованием капитан-лейтенанта Прина проникает в базу и выпускает пять торпед по стоявшему там линейному кораблю «Ройял Оук». По крайней мере, две торпеды попадают в цель, и громадный ко­рабль тонет в течение 15 минут, унося с собой в пучину 786 моряков. Прин же на своей суб­марине спокойно уходит в море. Успешная операция вызвала в Германии большое вооду­шевление. До конца года повреждения от «подлодочных» мин получили крейсер «Бел­фаст» и линкор «Нельсон», а от торпед U-30 — линкор «Бархэм».

Но шумные победы сопровождаются и пер­выми проблемами. С октября англичане вво­дят систему конвоев, и тоннаж потопленных судов сразу начинает снижаться. В октябре немцы уничтожают 34 судна тоннажем 168 140 брт, в ноябре — только 28 (74 623 брт), в декаб­ре — 37 судов, и тоннаж их едва превышает 100 000 брт. Подводные лодки, вынужденные действовать классическим методом, несут ощутимые потери от британских кораблей, ос­нащенных гидролокаторами «асдик». До июня 1940 г. включительно германский подводный флот теряет 25 подлодок, из которых достовер­но потоплены надводными кораблями 16. Вновь вступившие в строй покрывают не бо­лее 2/3 этого количества.

Еще более острый характер носят техничес­кие проблемы. Оказывается, что торпеды взрываются при попадании в цель далеко не всегда, а в целом ряде случаев взрываются не дойдя до цели. Так, 30 октября 1939 г. к западу от Оркнейских островов U-56 выстреливает веером три торпеды по линкору «Нельсон». Все они попадают в цель, но не взрываются.

Любопытно, что на борту линейного корабля в этот момент находился морской министр и будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Жалобы на некачествен­ные торпеды от командиров подводных лодок принимают лавинообразный характер. Уже в октябре 1939 года BdU было вынуждено кон­статировать, что по крайней мере 30% выпу­щенных торпед не срабатывали. Первые по­пытки исправить положение в этой области результатов не дали.

В апреле 1940 г. германские войска оккупи­ровали Данию и вторглись в Норвегию. Хотя у скандинавского побережья были задейство­ваны почти все немецкие боеготовые субмари­ны (32 единицы), результаты операции выгля­дели обескураживающе. Лодки произвели 25 атак британских надводных кораблей, но все они окончились безрезультатно. Взбешенный Дёниц писал: «Даже очень придирчивый раз­бор этих атак установил, что, если бы торпеды были исправны, мы имели бы попадания в сле­дующих случаях: из 4 выстрелов по линейному кораблю — одно попадание, из 12 выстрелов по крейсерам — семь попаданий, из 10 выстре­лов по эскадренным миноносцам — семь попа­даний, из пяти выстрелов по транспортам — пять попаданий». Если бы германское торпед­ное оружие срабатывало без сбоев, Норвеж­ская кампания имела бы совсем иной ход, и ее финал наступил бы гораздо раньше. В реально охраняемые суда, германское командование до­стигло определенных результатов. Так, в мае немецкие U-боты потопили 13 торговых судов (55 580 брт), а в июне - уже 58 (284 113 брт), что явилось лучшим с начала войны результа­том. 12 июня впервые с начала войны BdU раз­ворачивает «волчью стаю» из шести лодок, ру­ководимую с берегового командного пункта. Благодаря службе наведения стая атакует не­сколько конвоев, блестяще подтверждая на­дежды Дёница на успех. Тем временем войска вермахта за май — июнь 1940 года последова­тельно захватывают Голландию, Бельгию и се­верные территории Франции. По условиям ка­питуляции, Франция передавала все свое ат­лантическое побережье в руки немцев, кото­рые быстро приступают к созданию здесь но­вых пунктов базирования подводных лодок — в Лорьяне, Бресте, Сен-Назере, Гавре и мес­течке Ла-Паллис недалеко от Ла-Рошели. Ад­мирал Дёниц переносит свою штаб-квартиру в Париж. 5 июля в Лорьян входит U-30 — пер­вая германская подлодка, базирующаяся во французском порту. Перебазирование подвод­ных лодок в эти районы сократило расстояние до операционных зон до 250 миль, а подлодки типа IX теперь могут действовать даже у побе­режья США.