«Счастливые времена» (июль 1940 г. - март 1941 г.)

 

Летом и осенью 1940 г. немецкие подводни­ки чувствовали себя в Атлантике весьма уве­ренно и безнаказанно. В общих чертах ситуа­цию можно определить следующими словами: «много судов — мало лодок — мало противоло­дочных кораблей». Несмотря на продолжение сокращения числа боеготовых лодок, из-за слабости английской противолодочной обороны же BdU 19.4.1940 пришлось отдать приказ, отзывающий субмарины с позиций. Спустя два дня возвращавшаяся U-26 потопила бри­танский транспорт «Седарбэнк» — единствен­ное судно, из состава англо-французского транспортного флота, перевозившего войска в Норвегию. Из боевых кораблей англичане потеряли субмарину «Тистл», торпедирован­ную U-4. Плата за эти более чем скромные ус­пехи составила пять потерянных подлодок.

В стратегическом же отношении захват Да­нии и Норвегии значительно улучшил систему базирования германского подводного флота. Если раньше лодкам приходилось добираться до операционных зон из портов Германии 10 — 16 дней (что составляло для лодок VII се­рии две третьих срока автономности), преодо­левая на этом пути массу препятствий, то те­перь время пути сократилось наполовину.

В конце мая, не дожидаясь завершения уст­ранения дефектов торпед, BdU возобновило действия на океанских коммуникациях. Пере­неся район боевых действий на юго-западные подходы к Британским островам, где субмари­ны пока еще могли находить одиночные неоны эффективность каждой немецкой субмари­ны в данный период была необычайно высока. Несмотря на смену англичанами в середине лета кодов и шифров (из-за этого в июле уда­лось потопить всего 38 судов тоннажем 195 825 брт), к концу августа немецкая служба радио­перехвата вновь возобновила чтение радиооб­мена англичан. Данные перехватов теперь до­полнялись воздушной разведкой, осуществля­емой четырехмоторными самолетами Fw 200 «Кондор». В результате, немцы успешно атаку­ют в этом месяце конвои НХ-65, ОА-204, НХ-66 и ОВ-205, уничтожив 19 судов из их состава. Общие потери от подлодок за месяц — 56 транспортов (267 618 брт). В сентябре они уве­личились до 59 судов (295 335 брт). Как именно немцам удалось добиваться таких выдающих­ся успехов, свидетельствует пример конвоя НХ-72, включавшего 41 судно. Днем 20 сентяб­ря он был обнаружен лодкой разведки погоды U-47 (Прин) в тот момент, когда океанский эс­корт конвоя — вспомогательный крейсер «Джервис Бей» уже отделился, а противоло­дочный еще не подошел. BdU приказало вось­ми ближайшим лодкам взять курс на перехват. Первой в дело вступила U-99 (Кречмер), кото­рая в течение ночи смогла торпедировать без какого-либо противодействия три судна. Ут­ром атаку продолжила U-48 (Блейхродт), уто­пившая еще один транспорт, тем временем U-47 и U-99 добили «подранков». Прибывшая к этому моменту эскортная группа на 37 оста­вавшихся судов имела всего один шлюп, эсми­нец и три корвета. Неудивительно, что эти ко­рабли не смогли воспрепятствовать дальней­шим немецким атакам. В ночь на 22 сентября U-100 (Щепке) на протяжении трех часов ма­неврирования торпедировала и потопила еще 7 судов (50 340 брт), противника поставив ре­корд результативности «семерки»! При этом лодка так и осталась не обнаруженной и не атакованной эскортом. Тогда же U-48 и U-32 торпедировали еще по одному пароходу. Результат сражения — 11 потопленных парохо­дов (72 727 брт) и 2 поврежденных. Еще более выдающихся побед против слабого в количест­венном и качественном отношении противни­ка немцы добились в октябре. Англия лиши­лась 63 транспортных судов (352 407 брт), из которых 32 были потоплены между 16 и 20 октября в результате нападений «волчьих стай» на конвои SC-7 и НХ-79. Насколько «тя­жело» в тактическом плане одерживались эти победы, свидетельствует выдержка из журна­ла боевых действий U-99 (Кречмер), атаковав­шей караван SC-7:

«18 октября 1940 года. 23.30. Атакую правый фланг предпоследнего звена конвоя. Выстрел из носового торпедного аппарата по тяжелому транспорту. Поскольку он идет зигзагом, тор­педа проходит мимо его форштевня; пройдя 1740 метров, попадает в соседнее, еще более крупное судно тоннажем около 7000 тонн и взрывается под фок-мачтой. Судно уходит носом в воду, так как, по-видимому, затоплены два трюма.

23.55. Выстрел из носового торпедного ап­парата по транспорту водоизмещением около 6000 тонн с дистанции 750 метров. Попадание в районе фок-мачты. Вслед за взрывом торпе­ды раздается еще один взрыв, сопровождаемый столбом пламени и облаком дыма высотой около 200 метров. Носовая часть судна до мос­тика уничтожена. Остатки горят зеленоватым пламенем.

19 октября 1940 года. 00.15. К судну подхо­дят три эскадренных миноносца и производят поиск, следуя строем фронта. Ухожу самым полным ходом в юго-западном направлении и вскоре вновь устанавливаю контакт с кон­воем. Слышу взрывы торпед других подвод­ных лодок. Эскадренные миноносцы мечутся и для собственного успокоения все время вы­пускают осветительные снаряды, которые, од­нако, мало помогают, так как ночь лунная. На­чинаю атаку конвоя с хвостового судна.

01.38. Выстрел из носового торпедного ап­парата по большому, тяжело нагруженному транспорту в 6000 тонн, дистанция 945 мет­ров. Попадание в районе фок-мачты. Судно то­нет сразу же после взрыва.

01.55. Выстрел из носового торпедного ап­парата по ближайшему судну водоизмещени­ем 7000 тонн, дистанция 975 метров. Попада­ние в районе фок-мачты. Судно затонуло в те­чение 40 секунд».

Кроме Кречмера в разгроме конвоев вновь отличились лодки Прина, Щепке, и Блейхордта. Нередко результаты их походов составляли по 6 — 7 потопленных британских судов (наи­более результативным походом «семерки» за войну стал поход Прина с 3 июня по 6 июля 1940 г., когда он потопил 8 судов тоннажем 51 483 брт). В конце 1940 г. Прин, Кречмер и Щепке получили Рыцарские кресты с дубо­выми листьями. Хотя за период с ноября 1940 г. по январь 1941 г. успехи из-за малочис­ленности лодок несколько снизились, союзни­кам было и вовсе нечем похвастаться. За опи­сываемый период германский подводный флот лишился всего 13 лодок, причем с декаб­ря 1940 г. по февраль 1941 г. потерь вообще не было. В течение мая 1940-го — июня 1941 года кригсмарине получил 79 подводных лодок, но лишь немногие из них успели войти в со­став боевых флотилий после курса боевой под­готовки.

Успехи, достигнутые подопечными Дёница не могли не вызвать серьезного беспокойства в Англии. Британцам пришлось экстренно усиливать противолодочную оборону. В США приобретаются, в обмен на военно-морские базы в Вест-Индии, 50 старых эсминцев, рек­визируются сотни траулеров и гражданских судов, принимаются к реализации программы строительства большого количества эскорт­ных кораблей, создаются авиабазы в Ислан­дии. С конца года на вооружение английских противолодочных кораблей и самолетов на­чинает поступать первый образец относи­тельно компактного, радара «286»/ASV.I. Из-за большой длины радиоволны (1,2 м), кораб­ли получили неподвижную антенну матрас­ного типа, в связи с чем РЛС больше подходи­ла для поиска отставших от конвоя транспор­тов, чем подводных лодок. И все же в совокупности данные мероприятия принесли времен­ный эффект. 7 — 8 марта 1941 г. во время опе­рации против конвоя ОВ-293 пропала лодка Прина.

Спустя неделю, очередная немецкая «стая» атаковала караван НХ-112, защищаемый 5-й эскортной группой. Действиями противолодочников на этот раз руководил опытный анг­лийский офицер — коммандер Макинтайр — и это не замедлило отразиться на результатах схватки. Поначалу все складывалось для нем­цев успешно. В ночь на 17 марта субмарина Кречмера прорвалась к конвою и сумела тор­педировать шесть судов, пять из которых зато­нули (34 505 брт). С учетом этих успехов, про­званный товарищами «тихим Отто», Кречмер занял первое место в списке наиболее резуль­тативных командиров подводных лодок Вто­рой мировой войны. Всего им было потоплено 47 судов тоннажем 274 333 брт и повреждено еще 5 (37 965 брт). Но недолго радовался гитле­ровский ас. Погрузившийся при приближении двух эскортных кораблей, он тем не менее был обнаружен британским «асдиком». После чего шести глубинных бомб, сброшенных с эсмин­ца «Уокер», хватило, чтобы выбросить тяжело поврежденную U-100 на поверхность. Креч­мер покинул обреченный корабль и сдался на милость победителей. Еще раньше другой эс­минец 5-й группы — «Вэнок» — обнаружил при помощи радара и атаковал лодку Щепке. U-99 начала погружаться, но недостаточно бы­стро для того, чтобы избежать таранного уда­ра. Нос «Вэнока» расплющил боевую рубку вместе с находившимся там командиром, а из состава экипажа победителями было спасено всего шесть человек. Гибель трех ведущих асов и пяти экипажей (кроме U-47, U-99 и U-100 в марте погибли U-70 и U-551) произве­ли весьма тягостное впечатление на немцев и заставили предположить, что англичане при­менили какой-то новый вид оружия. На вся­кий случай Дёниц распорядился перенести районы развертывания субмарин еще дальше в океан, что негативно отразилось на результа­тивности.