Кульминация и перелом (май 1942 г. - май 1943 г.)
В течение 1942 г. происходит резкое увеличение числа боеготовых субмарин. Если на 1 января в составе кригсмарине насчитывается всего 249 лодок, из которых лишь 91 была готова к боевым действиям, то к концу года в строю находилось 393 лодки, в том числе 212 боеготовых. Летом численность боеготовых лодок в базах Бискайского залива впервые перевалила за сотню и к 1 сентября составила 124 единицы (77 VII серии и 47 DC-й). По мере усиления подводного флота и в связи с ухудшением условий боевой деятельности у берегов США BdU принимает решение возобновить операции «волчьих стай» в Северной Атлантике.
Количественное соотношение между немецкими подводными лодками и противолодочными силами противника изменилось по сравнению с летом предшествующего года явно не в пользу последних. Из-за острой нехватки топлива, англо-американским конвоям пришлось ходить одним и тем же кратчайшим маршрутом (так называемая «дута большого круга»), что значительно облегчало поиски и обнаружение караванов. В этих условиях тяжелые потери атлантических караванов были неизбежны, но тоннаж;, уничтожавшийся каждой лодкой, заметно упал.
Летом 1942 г. Дёниц провел серию операций в Северной Атлантике. Их можно оценить как сравнительно успешные, хотя в своих мемуарах гросс-адмирал жаловался, что еще больших достижений помешала добиться штормовая погода. Однако, она же сорвала и эффективную работу радиолокационных станций противника. В июле BdU делает новое неприятное открытие — противник использует для охранения конвоев четырехмоторные бомбардировщики «Либерейтор» на удалении до 800 миль от береговых баз. Благодаря радиолокации самолеты могли атаковать круглосуточно, иногда полностью срывая сосредоточение «стаи» по курсу конвоя.
В качестве примера, характеризующего сражения лета 1942 г. можно привести историю конвоя SC-94. Он был обнаружен U-593 5 августа, в тот момент, когда его походный ордер нарушился из-за тумана. Лодке удалось потопить один пароход, но из-за начавшегося преследования она потеряла контакт с конвоем. На следующий день BdU приказало 8 субмаринам группы «Штайнбринк» произвести атаку, однако эскорту (канадский эсминец и 5 корветов) удалось не только полностью сорвать ночное нападение, но и потопить U-210, повредить U-454 и U-595. Столь эффективными ночные действия противолодочных кораблей сделали новые радары типа «271». С 7 августа «стаю» усилили 9 подлодками, высланными из французских портов, но даже несмотря на это эскорт сумел отразить все атаки. Вынужденные стрелять с большой дистанции, U-боты «мазали» до вечера 8 августа, когда, воспользовавшись разрывом в цепи охранения, U-176 и U-379 смогли потопить пять судов. Это произошло настолько внезапно, что в общей панике экипажи трех неповрежденных «купцов» поспешили покинуть свои суда. Один из них на следующий день стал жертвой U-176. Тем временем U-379 была выслежена корветом «Дайантас», который после четырехчасового преследования заставил лодку всплыть на поверхность и потопил ее, нанеся пять таранных ударов. С 9 августа караван вошел в радиус прикрытия береговой авиации. Воспользовавшись этим, корабли эскорта начали преследовать лодки и на большом удалении от конвоя. В результате, когда на следующий день после полудня из-за нелетной погоды авиация не прибыла, с судами остался всего один корвет. Он не смог помешать U-438 и U-660 занять выгодные позиции и отправить на дно еще четыре судна. Общий результат операции — 11 потопленных судов (53 421 брт) за две потерянные лодки — Дёниц оценил как «некоторый успех». Итоги же нападения на другие караваны вплоть до конца октября, как правило, не составляли и половины этих цифр. Правда, надо признать, что из-за посылки крейсерских лодок на слабоохраняемые коммуникации у берегов Бразилии и в Южную Атлантику общие цифры потопленного тоннажа все еще оставались высокими: июль — 96 судов (476 065 брт), август — 108 судов (544419 брт), сентябрь — 98 (485 413 брт). Потери за эти же три месяца составили 32 U-бота — практически столько же, сколько за 1939 и 1940 годы вместе взятые. Вспоминая этот период, Дёниц писал: «К чувству удовлетворения, которое я испытывал в связи с успехами лодок, примешивалась тревога за их судьбу, обусловленная усилившимся патрулированием с воздуха. С моей точки зрения, трудности подводной войны при соответствующем развитии обстановки должны были привести нас к недопустимо большим потерям и не только снизить имеющиеся результаты, но и вообще уменьшить надежды на успех всей подводной войны».
При этом адмирал имел в виду не только самолеты, обеспечивавшие непосредственное охранение конвоев, но и воздушный патруль в Бискайском заливе. Установка радаров на самолетах Берегового командования позволило перейти к внезапным ночным атакам. Ночью, в отличие от светлого времени, сигнальщики лодки не могли обнаружить самолет на безопасном расстоянии и объявить тревогу. В июне 1942 г. серьезные повреждения получили четыре подлодки, а в ночь на 5 июля патрульный бомбардировщик «Веллингтон» потопил возвращавшуюся из боевого похода U-502 — первую субмарину, уничтоженную авиацией в заливе. За ней в июле — октябре последовала гибель еще четырех подлодок. Лишь скорейшее внедрение станции РТР «Метокс» позволило немцам временно обезопасить себя от угрозы с воздуха.
В конце октября почти одновременно BdU удалось навести крупные «стаи» на караваны НХ-212 и SL-125. Первый потерял 10 (52 490 брт), второй — 12 (80 005 брт) транспортов. Успехи эти объяснялись некоторым ослаблением эскортных сил в связи с развертыванием десантных соединений по плану операции «Торч» (высадка во французской Северной Африке). В ходе данной операции многочисленные субмарины пытались действовать в местах выгрузки сил вторжения, но добились при этом весьма ограниченных успехов. Общие результаты действий за три последних месяца года: в октябре 94 судна (619 417 брт), в ноябре — 119 (729 160 брт — рекордный уровень потерь от субмарин в течение всей войны), в декабре — 60 (330 816 брт). Потери U-ботов составили 34 единицы.
Январские штормы сильно затруднили боевую деятельность U-ботов, которые смогли в течение месяца эффективно перехватить лишь танкерный конвой ТМ-1 (потоплено 7 из 9, входивших в состав конвоя танкеров тоннажем 56 453 брт). В феврале начался новый цикл сражений, оцененный впоследствии как кульминация битвы за Атлантику. Сначала успех в целом был на стороне немцев. Между 5 и 8 февраля 1943 г. они ожесточенно атаковали караван SC-118 и, несмотря на сильный эскорт, потопили 12 судов (59 908 брт) из его состава. Это оказалось прекрасным подарком Дёницу, получившему всего за несколько дней до этого должность главнокомандующего кригсмарине. В то же время из 20 принимавших участие в операции субмарин, лишь 6 смогли применить оружие, причем только две (U-262, U-402) прорвали линию эскорта. Им и принадлежал основной успех, в то время как остальные довольствовались только отставшими судами. Платой стала гибель трех и повреждение еще 4 лодок. Более удовлетворительный результат имела операция против ON-166, потерявшего от атак 19 U-ботов 14 из 49 судов. На этот раз основной причиной потерь стала слабая подготовленность американо-канадской эскортной группы. Но своего самого большого успеха Дёниц добился в марте 1943 г., в операциях против караванов SC-121 (потерял 14 из 59 судов; задействовано 26 субмарин) и HX-229/SC-122 (потеряли 22 из 87 судов; операция проводилась одновременно, в ней приняли участие 43 подлодки) в тот момент, когда они оказались в зоне, находившейся за пределами досягаемости базовой авиации. Эти потери, может быть не столь впечатляющие в материальном выражении, оказались причиной серьезного кризиса в руководстве англо-американских морских сил. В одном из отчетов Британского адмиралтейства прямо отмечалось: «В период до 20 марта представлялось возможным, что мы не сможем продолжать рассматривать конвои как эффективную систему защиты против групповых атак противника...» — такова была реакция на резкое изменение соотношения потерь судов в конвоях и судов, совершающих одиночное плавание. Если раньше значительное большинство утрат составляли последние, то теперь казалось, что сосредоточение транспортов в караваны лишь облегчает противнику их поиск и уничтожение!
С улучшением погодных условий ситуация стала принципиально меняться. Кроме того, в течение марта — апреля 1943 г. Британское адмиралтейство предприняло ряд мер, позволявших заметно улучшить НЛО коммуникаций. Из корабельных сил военно-морских округов и Флота метрополии были сформированы пять групп поддержки. Эти группы могли усиливать охранение тех конвоев, которым непосредственно угрожало нападение U-ботов. В некоторые группы включались эскортные авианосцы. Для усиления противолодочной авиации была срочно выделена большая партия новых «Либерейторов», оснащенных дополнительными топливными баками и сантиметровыми РЛС. С конца апреля число патрульных самолетов с новыми радарами возросло настолько, что Дёниц отдал субмаринам приказ прорываться через Бискайский залив ночью в надводном положении, а днем в подводном. Это не спасло немцев от потери U-332, U-109 и U-663 в течение только первой недели мая.
В тот месяц Дёниц развернул в океане около 60 U-ботов, рассчитывая повторить мартовский успех. Решающее сражение развернулось вокруг каравана ONS-5, против которого действовало в общей сложности 55 субмарин. Оно продолжалось с перерывами с 28 апреля по 6 мая 1943 г. и закончилось решающей победой сил охранения. На первом этапе, воспользовавшись штормовой погодой, которая создавала помехи радарам, лодки потопили 12 транспортов. С установлением среднего волнения и тумана эскорт нанес ответный удар. На дно пошли семь подлодок U-630, U-192, U-638, U-125, U-531, U-438 и U-209, и еще 7 имели серьезные повреждения. Подводя итог операции, Дёниц записал в журнал боевых действий BdU: «Работа средств радиолокационного обнаружения на самолетах и надводных кораблях противника не только чрезвычайно тяжело отражается на боевых действиях каждой отдельной подводной лодки. Радиолокатор позволяет также противнику, и он использует эту возможность, обнаруживать подводные лодки и обходить их. Это означает, что средства радиолокации вскоре лишат подводную лодку ее самого главного качества — скрытности». Остатки потерпевших поражение «стай» предприняли попытку атаковать караваны НХ-237 и SC-129. Несмотря на максимальное напряжение всех сил, немцам удалось потопить из их состава всего 4 судна, а при действиях против SC-130 и НХ-239 — ни одного. В то же время, к 22 мая из числа развернутых в океане перестала выходить на связь более чем половина U-ботов — 31 единица! Общие же потери за месяц, прозванный в немецкой историографии «черным», составили 40 (с учетом учебных флотилий 43) лодки. Потрясенный этой страшной цифрой Дёниц 24 мая 1943 г. отдал приказ: «С соблюдением всех мер предосторожности переразвернуться в районе к юго-западу от Азорских островов». Германский подводный флот покидал Северную Атлантику. BdU считал эту меру временной — до тех пор, пока на вооружение не поступят новые акустические торпеды, станции радиотехнической разведки и зенитные автоматы, однако, даже получив желаемое, немцы так никогда уже и не смогли создать серьезной угрозы североатлантическим коммуникациям противника.