Тяжелые потери и горькие разочарования (июнь 1943 г. - август 1944 г.)

 

После поражения в Северной Атлантике Дёниц попытался развернуть лодки в цент­ральной части океана, где они бы действовали против конвоев США — Гибралтар. Гросс-ад­мирал рассчитывал, что для того чтобы нанес­ти поражение его «стаям» на трассе североат­лантических конвоев противник пошел на се­рьезное ослабление ПЛО в этом районе, но жестоко ошибся. В мае 1943 г. британская радиоразведка раскрыла использовавшийся немцами шифр «Тритон», благодаря чему вме­сто караванов в местах сосредоточения лодок появились американские поисково-ударные группы возглавляемые авианосцами «Боуг», «Кор», «Сэнти» и «Кард». В июне они потопи­ли две, в июле — 6, а в августе 5 U-ботов. Поте­ри судов на всех театрах за эти три месяца со­ставили только 82 единицы (434 477 брт), в подавляющем большинстве в Южной Атлантике и Индийском океане.

Воспользовавшись отступлением «стай» с основного маршрута Британское адмирал­тейство переразвернуло значительные силы для борьбы с лодками непосредственно на вы­ходе из их баз в Бискайском заливе. С июня немецкие субмарины при переходах заливом стали использовать новую тактику: они идут в надводном положении группами, что позво­ляет при появлении неприятельских самоле­тов достичь высокой плотности зенитного ог­ня. Первое время подобная тактика имела оп­ределенный успех, но спустя несколько недель англичане нашли этому противоядие, создав специальные авиационные группы. Трижды в день отряд из семи самолетов, шедших па­раллельным курсом, обследовал район к севе­ро-западу от мыса Финистере. Самолет, обна­руживший группу лодок, давал сигнал к обще­му сбору, после чего патрульные бомбардиров­щики наносили скоординированный удар с разных направлений. За два месяца противо­борства в июне — июле 1943 г. немцы потеря­ли здесь 28 подводных лодок, и еще 22 субма­рины были повреждены. Англичане недосчи­тались 57 самолетов. Все это вынудило коман­дование кригсмарине 2 августа отдать приказ о временном прекращении выхода лодок в Би­скайский залив. Для возвращавшихся субма­рин учредили маршрут вдоль испанского побе­режья, по которому они должны были идти в подводном положении, всплывая исключи­тельно на время зарядки аккумуляторных ба­тарей. И все же в августе силами базовой авиа­ции уничтожается 11 подлодок из 23 проходивших. Потери же англичан и американцев за этот же месяц составляют всего 16 судов. Впервые за время боевых действий Дёниц пла­тит за каждый потопленный транспорт более чем одной лодкой!

Осень 1943 г. связана с окончательным кру­шением надежд BdU возобновить борьбу на се­вероатлантических коммуникациях. В конце августа Дёниц высылает из бискайских и нор­вежских портов несколько десятков подвод­ных лодок, оснащенных станциями радиотех­нической разведки «Ванц» и акустическими торпедами. К середине следующего месяца они создают «стаю» «Лейтен», попытавшуюся на­пасть на караваны ONS-18 и ON-202. Адмирал­тейство, своевременно прочитав радиообмен противника, разворачивает в океане дополни­тельные силы охранения. Сражение, длившее­ся пять суток с 16 по 21 сентября 1943 г., каждая сторона считает своей победой. Конвой лишил­ся шести судов (36 422 брт), эсминца, фрегата, корвета, и, кроме того, еще один фрегат полу­чил повреждения (командиры лодок доложили о 12 потопленных эсминцах и 9 транспортах). Из 19 принимавших участие в операции субма­рин три не вернулись на свои базы. Последую­щие попытки атаковать атлантические конвои имели еще меньший успех. За сентябрь — ок­тябрь немцам удалось потопить в Северной Ат­лантике всего 9 судов из 2468 прошедших в со­ставе караванов, в то время как их собствен­ные потери составили 25 лодок. Дёниц пришел к окончательному выводу, что в сложившихся условиях групповая тактика изжила себя. Хотя благодаря станции «Ванц» субмарина могла своевременно уклониться от встречи с надвод­ным кораблем или самолетом, но в подводном положении она не могла ни занять позицию для атаки, ни даже сохранять контакт с конво­ем. Почти сразу после всплытия «Ванц» давал новый сигнал, предупреждающий о работе ра­дара противника, и так могло продолжаться в течение всего времени, пока лодка находи­лась вблизи конвоя... В ноябре — декабре гер­манский командующий попытался разукруп­нить «стаи» до групп по две-три лодки, но убе­дился, что и это не дает никакого эффекта. В конечном итоге BdU пришло к выделению лодкам индивидуальных районов для крейсер­ства по дуге примерно в 250 милях западнее Британских островов. Всплытие в надводное положение осуществлялось только на время за­рядки батарей при отсутствии сигналов стан­ции «Ванц». Встречи с судами стали большой редкостью. Навести лодки на обнаруженный караван стало невозможно, да и радиообмен с ними значительно усложнился. Очень часто при встрече одиночной лодки с конвоем она обнаруживалась гидроакустикой кораблей еще до атаки, после чего следовало почти неми­нуемое повреждение или гибель. За первые три месяца 1944 г. на дно ушли 54 транспорта и такое же количество подводных лодок. Но применительно к Атлантике эта картина для немцев была еще более печальна.

Еще в марте 1944 г. Дёниц отдает приказ о формировании специальных групп подло­док, предназначенных для противодействия англо-американскому флоту в случае вторже­ния в Европу. Днем 6 июня, когда в штаб кригсмарине поступили достоверные данные об от­крытии второго фронта, Дёниц обратился к своим подчиненным со следующим обраще­нием: «Любое судно противника, принимаю­щее участие в высадке десанта, даже если оно перевозит всего полсотни солдат или хотя бы один танк, является объектом, для уничтоже­ния, для которого подводная лодка должна принять все возможные меры. Такое судно не­обходимо атаковать не считаясь с возможнос­тью собственной гибели... Подводную лодку, которая сумела нанести ущерб противнику в десантной операции, следует считать выпол­нивший свой высокий долг и оправдавшей свое назначение даже в том случае, если она при этом погибнет». Очевидно, что в сознании этого человека, еще полтора года назад не со­гласного менять подводную лодку на три транспорта произошли серьезные изменения. Действия U-ботов в бухте Сены стали одной из самых мрачных страниц в истории герман­ского подводного флота. Такой результат был предопределен хотя бы тем обстоятельством, что из 36 субмарин, предназначенных для от­ражения вторжения, лишь восемь располагали «шнорхелями». До 26 августа 1944 г., когда от­чаявшийся Дёниц отдал приказ субмаринам покинуть Ла-Манш, они сумели потопить 12 судов (56 845 брт), 4 десантных корабля и 5 ко­раблей охранения, но какой ценой! Из 25 суб­марин, вышедших в район высадки, в июне ко­мандиры пяти отказались от попыток про­рваться, 7 погибли, 3 вернулись в результате повреждений, а еще 6 до конца месяца так и не сумели достичь бухты. С 1 июля по 4 августа английские и американские надводные кораб­ли и авиация потопили еще девять и тяжело повредили три U-бота. Лишь в августе немцам немного улыбнулась фортуна — их потери в Ла-Манше составили всего три подводных лодки. Параллельно с этим наземное наступле­ние армий противника поставило под угрозу существование немецких баз в Бискайском за­ливе. Хотя часть из них продержалась почти до капитуляции Германии, Дёниц принял реше­ние передислоцировать костяк своих сил в Норвегию. Поскольку подавляющее боль­шинство этих субмарин уже располагали «шнорхелем», перебазирование в целом про­шло без срывов.