Финал (сентябрь 1944 - май 1945 гг.)

 

Появление «шнорхеля» изменило характер борьбы на британских коммуникациях. Ис­пользуя это устройство субмарины могли по­гружаться сразу после выхода из базы, с тем чтобы всплыть уже при возвращении, спустя 7 — 8 недель. Рекорд в этом отношении поста­вила U-978, которая ушла в подводном положе­нии из Бергена 9 октября, достигла централь­ной части Ла-Манша, 23 ноября потопила аме­риканский «либерти» и 16 декабря 1944 г. бла­гополучно вернулась в Берген, ни разу не всплыв за 68 суток похода. Многочисленные патрульные корабли и самолеты почти напрас­но тратили время на обследование морских просторов, лишь изредка добиваясь успехов в проливах и узкостях. Опасности подверга­лись только те лодки, которые совершали ата­ки, давая, таким образом, знать о себе. Другой причиной гибели могли стать глубоководные минные поля, выставленные англичанами на подходах к базам и в узлах коммуникаций. Скрытность и малая маневренность модерни­зированных «семерок» подсказывали, что наи­более рационального использования подвод­ных лодок можно добиться, выделив им пози­ции непосредственно у английских баз.

С сентября 1944 г. и до конца войны в бри­танских прибрежных водах одновременно дей­ствовали от 30 до 40 немецких субмарин, однако их успехи оставляли желать лучшего. Во мно­гом это объясняется с одной стороны осторож­ностью командиров, с другой — малым числом лодок на позициях, поскольку подавляющая часть времени тратится на переходы. Так, за че­тыре последних месяца 1944 г. от действий под­водных лодок противник потерял 14 судов в прибрежных водах и 2 в Атлантике. Уместно отметить, что за это же время океан пересекло в обоих направлениях 12 168 торговых судов. Потери немцев в этих водах составили 37 суб­марин. Дёниц достаточно справедливо оцени­вал уровень, на котором был достигнут паритет между противоборствующими сторонами. С одной стороны он писал, что «благодаря «шнорхелю» даже лодки старых серий вновь обрели боеспособность», с другой — что «поло­жение могло улучшиться только при условии ввода в строй лодок новой серии, могущих раз­вивать под водой большую скорость хода». Но стремительное наступление армий противника сорвали все надежды немцев дождаться вступ­ления подводной войны в новую фазу. Напро­тив, последние месяцы стали периодом нового избиения детища Дёница. В январе 1945 г. поте­ри составили всего 11 субмарин, из которых лишь 7 относились к боевым флотилиям. В сле­дующем месяце, после организации эффектив­ного патрулирования на маршрутах разверты­вания у Шетландских и Фарерских островов немецкие потери (21 единица) выросли вдвое. В марте англо-американская бомбардировоч­ная авиация провела ряд массированных нале­тов на германские порты, в результате чего по­тери возросли до 32 U-ботов. Наконец в апреле британские истребители-бомбардировщики с голландских баз начали дневное патрулирова­ние проливов Бельт и Каттегат, что привело к новым чувствительным потерям. Итог меся­ца — 51 потопленная подлодка — перекрывал даже май 1943 г. Нанесенный лодками ущерб не шел ни в какое сравнение с их собственными потерями. За 1945 г. им удалось потопить только 38 торговых судов (156 199 брт) и 8 малых бое­вых кораблей.

В мае наступил финал нацистского рейха. С 1 мая началось затопление недостроенных и учебных лодок в северогерманских портах. 4 мая Дёниц, ставший после самоубийства Гит­лера канцлером Германии, вступил в перегово­ры с противником и одновременно отдал при­каз, запрещающий атаки любых кораблей и судов. Предполагая, что новое руководство Германии действует не по своей воле, подавля­ющее число подводников первоначально отка­залось выполнить это распоряжение. 7 мая U-1023 потопила в Ирландском море норвеж­ский тральщик NYMS-382, ставший последним успехом «семерок». Видя, что немцы не спе­шат выполнять предварительные условия пе­реговоров, англичане и американцы продол­жили атаки подводных лодок в открытом море и в Балтийских проливах. В ночь на 8 мая севе­ро-западнее Бергена британская летающая лодка «Каталина» Берегового командования тяжело повредила U-320 — последнюю субма­рину описываемого типа, потопленную про­тивником во Второй мировой войне. Одновре­менно без официального указания германский подводный флот приступил к осуществлению заранее спланированной операции «Регенбоген» — затоплению своих кораблей. К тому моменту, как энергичное вмешательство Деница остановило этот процесс, на дно в общей сложности отправилось 195 субмарин.

Боевые действия на море удалось остано­вить только после подписания капитуляции Германии в Реймсе. 8 мая 1945 г. субмарины получили приказ Дёница всплыть на поверх­ность, открытым текстом донести свои коор­динаты и следовать в ближайшие определен­ные победившим противником порты. 9 мая капитулировали первые 9 субмарин, на следу­ющий день — еще 9, в то время как 6 других вернулись в Норвегию в подводном положе­нии. В течение последующих пяти дней капи­тулировали еще 13 U-ботов, но пять последних не спешили этого сделать. U-979, действовав­шая у берегов Исландии, попыталась вернуть­ся в Германию, но 23 мая села на мель у остро­ва Амрум (Северное море) и на следующий день была затоплена экипажем. То же сделали команды U-963 (24 мая) и U-1277 (4 июня) у бе­регов Португалии. 10 июля 1945 г. в аргентин­скую базу Мар-дель-Плата прибыла «девятка» U-530, действовавшая ранее у восточного по­бережья США. Наконец 17 августа 1945 г, в этой же базе ошвартовалась U-977. Еще 2 мая

она вышла на позицию в Ла-Манше, но на мо­мент капитуляции еще не успела далеко уйти от норвежских берегов. Командир лодки обер-лейтенант Хайнц Шёффер решил не подчи­ниться приказу и уйти к берегам Аргентины. 10 мая он высадил на берег 16 женатых членов экипажа и взял курс на южные воды. 66 суток потребовалось «семерке», чтобы пройти под «шнорхелем» из Северного моря в Южную Ат­лантику. 14 июля она всплыла недалеко от ост­ровов Зеленого мыса и дальнейший путь про­делала под одним дизелем (второй вышел из строя). Этот смелый, хотя и бессмысленный поход еще раз показал те значительные изме­нения, которые претерпела техника подводно­го флота за годы Второй мировой войны.