"Саут Каролина" и "Мичиган"

 

3 марта 1905 года Конгресс США утвердил по­стройку двух очередных линейных кораблей, назван­ных "Саут Каролина" и "Мичиган". Не имея конкрет­ных предложений от флота, Конгресс продлил действие 16000-тонного лимита. Моряки, как казалось конгрес­сменам, стремились строить линкоры уж слишком крупными, быстроходными и дорогими. Последние ко­рабли (типа "Коннектикут") казались им явно больши­ми. Правда, такова была общая тенденция — полное водоизмещение последних английских и японских ко­раблей уже вплотную приблизилось к 18000 тонн. Си­туация усугублялась тогдашней американской практи­кой включать запас топлива (весьма и весьма солидный) в проектное водоизмещение.

В такой ситуации требовалось радикальное ре­шение, и его принял Главный конструктор Уошингтон Л. Кэппс. Он счел, что сам термин "линейный корабль" полностью определяет его основное назначение: бой в линии, т.е. в кильватерной колонне аналогичных ко­раблей. Таким образом, в понимании главного конст­руктора, корабль должен был быть элементом, частью соединения (флота), который должен рассматриваться как целое. Сейчас все это кажется азбукой, но в те годы, особенно в европейских флотах, очень большое внима­ние уделялось обеспечению возможности самостоятель­ных действий одиночного линейного корабля. Отсюда проистекало стремление обеспечить более равномер­ное распределение огня по курсовым углам, пусть даже в ущерб мощи бортового залпа. Эти концепции повли­яли на расположение орудий и на британском "Дредно­ут", и на многих других кораблях, особенно на первых германских и японских.

Главный конструктор Кэппс, отдавая должное важности носового и кормового огня, все же решительно определил приоритет, считая главным бортовой залп. Проанализировав все варианты, предлагавшие­ся до сих пор, он отказался от бортовых башен и пред­ложил схему расположения артиллерии, на десятилетия ставшую классической — по две двухорудийные баш­ни с 305-мм орудиями в носу и корме, стреляющие одна поверх другой. Все башни располагались в диамет­ральной плоскости. По данным архивов, эта схема ("Схема S") датируется апрелем 1905 года.

В литературе встречаются утверждения, что идея была подсказана двухъярусными башнями стоявшими на броненосцах "Кирсардж" и "Кентукки", а затем - на предпоследней серии преддредноутов (5 кораблей типа "Джорджия"). Тогда от этих башен отказались, во-пер­вых, из-за разного калибра орудий в нижних (330-мм или 305-мм) и в верхних (203-мм) башнях, что до крайности затрудняло корректировку огня, и, во-вторых, из-за не очень удачной технической реализации идеи. Башня по­лучилась очень сложной, имела большой вес и высоту и теоретически могла быть выведена из строя (вместе с 4 тяжелыми орудиями) одним попаданием. Кроме того, горизонтальная наводка орудий нижнего и верхнего яру­са могла быть только совместной.

Схема, предложенная Кэппсом, не имела недо­статков, присущих двухъярусным башням, сохраняя все достоинства такого расположения, а именно — мощный бортовой и продольный огонь. Такая схема обеспечивала наилучшие секторы обстрела для всех орудий и экономила вес и пространство на палубе, да­вая возможность уложиться в корпусе, лишь немногим большем, чем на последних броненосцах. При этом ус­транялось множество проблем, характерных для борто­вого расположения башен, так как, "продольный" огонь при таком их расположении часто приводил к повреждению надстроек пороховыми газами, дополни­тельно сужая сектора обстрела (и без того не особо большие). Кроме того, установка башен (а следова­тельно, и их барбетов с линиями подачи, и погребов боезапаса) близко к борту заведомо создавала слабые места в подводной защите корабля.

Однако оставалась существенная неопределен­ность в одном важном вопросе. В этот период во мно­гих флотах мира, в том числе и в "законодателе мод" — английском флоте, считалось важным обеспечить возможность продольного огня из орудий главного ка­либра, т.е. огня по направлению прямо в нос и в корму. Проистекало такое требование из относительно неболь­ших боевых дистанций, при которых курсовой угол на цель (и стреляющий борт) мог быстро меняться. Кэппс не считал продольный огонь особо важным, но сразу отказаться от привычных стандартов было не так-то просто. Главный конструктор не был абсолютно уверен в возможности вести огонь из верхних башен прямо в нос и в корму: отсутствовали данные, как пороховые газы при такой стрельбе повлияют на прислугу нижних башен. В значительной степени именно отсутствие та­ких данных заставило конструкторов британского "Дредноута" расставить его 5 башен как можно даль­ше друг от друга, "разбросав" их по всему кораблю.

Решили этот вопрос путем эксперимента. Из башни монитора "Флорида" временно демонтирова­ли одно 305-мм орудие, установив его позади и выше — на надстройке. Саму башню несколько модифици­ровали, придав ей внутри сходство по расположению постов прислуги с башнями новых линкоров. Образо­вавшуюся пустоту заполнили, установив взамен сня­того орудия деревянный макет, чтобы сымитировать замкнутое пространство соответствующего объема. Проведя такую подготовку, начали стрельбы. При этом башню поворачивали на разные углы, имитируя различные условия ведения огня. Стрельбу проводили усиленными зарядами — орудия новых линкоров дол­жны были быть мощнее старых 40-калиберных 12-дюймовок монитора.

Вначале испытаниям подвергли подопытных животных, которых разместили внутри башни. Когда после первых выстрелов выяснилось, что они не пост­радали, в башне разместились наиболее решительно на­строенные офицеры и специалисты, во главе с самим У.Кэппсом. Конструктор лично сидел в башне, пока в ее крышу после каждого выстрела била ударная волна пороховых газов. И он победил — испытания прошли успешно, предложенная им схема расположения глав­ной артиллерии оказалась вполне работоспособной. Единственное дополнение, которое он внес в проект башен по результатам испытаний, — некоторое утол­щение задней бронеплиты.

Кроме расположения орудий, Кэппс считал не­обходимым еще одно артиллерийское нововведение, а именно — резкое увеличение боекомплекта главного калибра. До сих пор он составлял до 60 снарядов на орудие, и считалось, что больше и не надо, — все равно скорострельность была низкой, и расходовались тяже­лые снаряды медленно. Однако и в заряжании орудий тоже имелся прогресс, и Кэппс заложил в проект тре­бование не менее 100 снарядов на орудие главного ка­либра. Это число фигурировало в дальнейших проек­тах долгие годы, и только в 30-х гг. задумались о его дальнейшем увеличении. В проекте корабля, как и на "Дредноуте", отсутствовала средняя артиллерия, пла­нировалась установка только легких 76-мм орудий в казематах, в качестве защиты от миноносцев.

Весь процесс проектирования прошел под зна­ком отчаянной борьбы за вес и объем, чтобы выполнить ограничения, навязанные конгрессменами. Кэппс вы­нужден был постоянно исхитряться, выискивая любые пути для экономии. Например, каюты офицеров в аме­риканском флоте традиционно располагались в кормо­вой части корпуса; на новых линкорах их перенесли в надстройку. Это позволило уменьшить хотя бы частич­но высоту корпуса, "срезав" его на одну палубу в кор­ме. В результате корабль получился низкобортным, но с длинным полубаком — в отличие от гладкопалубных предшественников, додредноутов типа "Коннекти­кут". Что касается заливаемости в свежую погоду, то это составляло проблему вплоть до конца первой миро­вой войны. Офицеры, служившие на этих кораблях, от­мечали, что их форма корпуса проектировалась, види­мо, в основном для обеспечения максимальной скорости в спокойную погоду.

Система бронирования новых кораблей также содержала новинки. Так, броневая палуба была глад­кой, соединяясь с верхними кромками броневого по­яса, в то время как на предыдущих проектах она име­ла скосы, соединяющие ее с нижними кромками бортовой брони. Кэппс считал, что при увеличивших­ся дистанциях боя такая схема более практична. Сам броневой пояс имел переменную толщину: от 254 мм в районе ватерлинии он утончался книзу до 203 мм — в отличие от пояса равной 229-мм толщины на предыду­щих кораблях. В оконечностях пояс завершался траверзами аналогичной толщины. По длине корабля толщина пояса также менялась, достигая максимума — 305 мм на участках в районе погребов главного калибра. В отличие от кораблей типа "Коннектикут", отсутствовал бронированный верхний каземат, что стало возможным благодаря отказу от артиллерии среднего калибра. Броневая защита в оконечностях была слабой, ограничиваясь плоской броневой палу­бой в носовой части и карапасной (со скосами) палу­бой в корме, прикрывающей рулевые механизмы. Та­кая схема бронирования — толстый пояс с тонкой броневой палубой (без скосов) по верхней кромке и толстым казематом (верхним поясом) сверху — стала стандартной для всех последующих американских проектов вплоть до типа "Невада".

По сравнению с предыдущими проектами, была несколько ослаблена защита барбетов. Это объяснялось весовыми соображениями — теперь их стало 4, из которых два внутренних были вдобавок довольно высокими.

В отношении машинной установки проект был весьма консервативен. В отличие от британского "Дредноута", он имел в качестве главных механизмов паровые машины. Хотя Кэппс сознавал преимущества турбин, он полагал более важной и срочной установку их на крейсерах, но с линкорами же можно было подож­дать, по крайней мере, пока цены на турбинные установки не удастся хоть немного снизить. Кроме того, паротурбинные установки первого поколения отлича­лись низкой экономичностью, особенно на малых и средних ходах, что для американского флота с его океанской стратегией было абсолютно неприемлемо. Какое-то время обсуждался вопрос о строительстве одного корабля с паровыми машинами и одного — с турбинной установкой (для сравнения в эксплуата­ции), но и это решили отложить до следующей серии линкоров. Эти корабли должны были быть больше, и на них ожидалось меньше проблем с размещением машин и оборудования, а следовательно — лучшие условия для такого эксперимента.

На "Саут Каролина" же машинно-котельную установку пришлось "загонять" в короткое простран­ство между двумя группами погребов, гораздо более объемными, чем на "Коннектикут", при тех же разме­рах корпуса. В результате мощность машин на новых линкорах оказалась даже меньше, чем у предшествен­ников. Вдобавок хотелось разместить котлы подаль­ше от борта, из соображений противоторпедной защи­ты, и одно время Кэппс был готов вообще уменьшить количество котлов на треть. В конце концов удалось составить проект более компактных котельных отде­лений. Ценой, однако, стал отказ от устройства пере­борки по диаметральной плоскости. Тем не менее, подводная защита линкоров была предметом гордос­ти для Кэппса. По-видимому, это был максимум, ко­торый можно было разместить в столь тесном корпу­се. Две дополнительные продольные переборки были установлены в районе котельных отделений, отделяя их от угольных ям. Сам уголь также представлял до­полнительную защиту, отчасти позволяя несколько сэ­кономить на весе брони. Эта конструкция перекочева­ла и в ряд последующих разработок. Вдобавок низкорасположенные угольные ямы увеличивали ос­тойчивость, — вопрос весьма актуальный, учитывая появление в проекте двух дополнительных высокорас­положенных орудийных башен.

Результаты всей этой экономии отразились и на внешнем виде кораблей — они имели две небольших и тонких трубы, вместо трех гораздо более внушитель­ных — на предыдущих типах. "Саут Каролина" и "Ми­чиган" оказались единственными американскими лин­корами, на которых часть шлюпок и катеров из-за дефицита свободного места на палубе устанавлива­лась поперек корабля. Таким образом, в отличие от "Дредноута", американский "all-big-gun ship" не имел заметного преимущества в скорости над своими пред­шественниками. Позднее они оказались заметно тихо­ходнее более новых кораблей, и поэтому часто действо­вали вместе со старыми додредноутами. Таким образом, основной, но весьма важный вклад, внесен­ный этими кораблями в историю американского и ми­рового флота — расположение их главной артиллерии.

Другим примечательным аспектом нового про­екта стали решетчатые мачты — своего рода "фирмен­ный знак" американского флота, повторенный лишь на двух "экспортных" кораблях для Аргентины и двух броненосцах русского флота. Введение этих мачт объяснялось желанием получить высокорасположен­ную платформу для наблюдения и управления огнем, да так, чтобы ее было невозможно сбить одним снаря­дом. Занимались этой проблемой всерьез на тот момент только флоты Англии и США. Однако британцы пошли по иному пути, введя треногие мачты. Их концепция вполне оправдала себя — за все годы первой мировой войны не было случая, чтобы такая мачта была сбита, хотя попадания в них происходили неоднократно. Ос­тальные морские державы, в частности, Германия, про­сто не планировали вести морские бои на больших дис­танциях (для Северного моря вообще характерна туманная погода).

Американцы избрали другой путь — их мачта представляла собой гиперболоид, набранный из многочисленных относительно тонких трубок, схваченных через определенные промежутки для жесткости кольца­ми. В результате получалась конструкция, способная пропустить сквозь себя достаточно много снарядов без взрыва, а при взрыве устоять даже при повреждении не­скольких структурных элементов. При опытной стрель­бе, проведенной позже (27 мая 1908 г.) по все тому же монитору "Флорида", подобная мачта была обстреля­на четырьмя 102-мм и одним 305-мм снарядами и усто­яла, сохранив даже линии связи с мостиком, хотя пять несущих труб в одном секторе были перебиты. При этом мачта несла вверху 4-тонный груз для имитации нагрузок на конструкцию, которые могут возникнуть в море на качающемся корабле.

Пока планировались и проводились эти испыта­ния, конструкторы прорабатывали другие варианты. Самым экзотическим из них был полный отказ от обыч­ных мачт. Вместо них планировалось установить по бор­там в районе миделя массивные конструкции, соединив их своеобразным мостиком, на котором и располагалась бы аппаратура управления огнем. Заодно упомянутые поддерживающие "башни" служили бы основанием для шлюпочных кранов. Правда, было неясно, как быть с задымлением. Если установить аппаратуру управления огнем ниже уровня среза труб, то она получит очень не­большую дальность действия. Если же установить ее выше, то, по практическому опыту, вплоть до высоты 25 метров она бы сильно задымлялась, не из труб, так от дыма при стрельбе главным калибром. А поддерживаю­щие конструкции и мостик требуемой высотой в 33-35 метров явно выходили за грань реального.

Однако проведенные практические испытания устранили все сомнения, и линкоры получили решетча­тые мачты. Более того, этими мачтами постепенно ос­настили более старые линкоры, вернувшиеся из знаме­нитого похода "Великого Белого Флота", а также несколько самых больших броненосных крейсеров. Сборка новых мачт поначалу шла медленно, и кораб­ли сперва получали по одной такой мачте, затем, по мере готовности, устанавливалась и вторая. Интерес­но, что как тогда, так и много позже (по крайней мере, до конца 1950-х гг.) действовало жесткое ограничение на высоту мачт — 38 метров, чтобы корабли могли "чи­сто" проходить под Бруклинским мостом (высота центральной части 41 м при полной воде), направляясь на верфь "Нью-Йорк Нэйви Ярд".

В общем и целом, новый проект был создан к 26 июня 1905 года. Детальная разработка проходила с июля по ноябрь 1905 г., и 10 ноября чертежи были представле­ны для утверждения, которое последовало 23 ноября. Секретарь по делам флота поставил свою подпись, за­вершающую процедуру утверждения проекта, 15 декаб­ря — через 10 дней после закладки британского "Дред­ноут". Однако, по контрасту с британским линкором, строительство шло весьма медленно. Спецификации для поставщиков не были выпущены до 21 марта 1906 г., при этом до июня все еще продолжались колебания в вопро­се "турбины — паровые машины". Правительственным актом от марта 1905 г. подтверждалось, что строитель­ство будет финансироваться по бюджету 1906 финансо­вого года, который заканчивался 30 июня 1906 г. Одна­ко реально корабли не были заложены до декабря — уже после вступления в строй "Дредноута". А ко времени их вступления в строй, в составе британского флота уже на­ходилось четыре дредноута и три линейных крейсера.