Торпедное вооружение

 

В начале своей карьеры все американские дред­ноуты несли торпедное вооружение из 2 533-мм траверзных подводных аппаратов с запасными торпедами и си­стемой перезарядки. Аппараты располагались в носовой части перед погребами боезапаса носовой группы башен и имели боковую перезарядку, поскольку для их переза­рядки обычным способом не хватало ширины корабля. При пуске из аппарата за борт выдвигалась направляю­щая, чтобы предохранить торпеду от повреждения или даже переламывания набегающим потоком воды.

На кораблях типов "Саут Каролина" и "Делавер" эти аппараты сохранились до конца их службы. На остальных линкорах в процессе модернизации в се­редине 20-х гг. торпедные аппараты сначала планиро­вали перенести в надводную часть, но затем от этой идеи отказались, и эти линкоры лишились торпедного вооружения. Это решение обосновывалось резким уве­личением дистанций артиллерийского боя, в результа­те чего практически полностью терялась возможность поразить противника торпедой (если только она не была самонаводящейся или управляемой). В то же вре­мя наличие подводных аппаратов увеличивало число нежелательных отверстий в подводной части корпуса, а боеголовки запасных торпед создавали скопление опасного количества мощного взрывчатого вещества без достаточной защиты. Кроме того, британские спе­циалисты при осмотре американских кораблей отмеча­ли большую сложность торпедных аппаратов с боковой перезарядкой и прочего оборудования торпедных отсе­ков, особенно системы осушения торпедных труб для перезарядки после выстрела.

На линейных кораблях США использовались торпеды производства фирмы "Блисс", имевшие обо­значение "Блисс-Левитт" Мк1 -Мк3, а позже торпеды модели Мк9 (Ф.М.Левитт — инженер и конструктор, работавший на фирме "Блисс"). Все торпеды имели ка­либр 533-мм и полную длину 5,004 м.

Торпеда "Блисс-Левитт" Мк1 была принята на вооружение в 1904 году и использовалась на всех клас­сах и типах надводных кораблей, имевших торпедное вооружение. Она имела полный вес 680 кг и вес боево­го заряда (орудийный порох) 91 кг. Торпеда приводи­лась в движение двухступенчатой парогазовой турби­ной, в качестве топлива использовался спирт. Во избежание появления вращающего момента ротор тур­бины был установлен перпендикулярно плоскости вин­та, однако полностью стремление торпеды к вращению из-за гироскопического эффекта устранить не удалось. Торпеда могла на 27-узловой скорости пройти 3660 метров. Эти данные представляли собой значительный шаг вперед по сравнению с торпедами Уайтхеда, рабо­тавшими на сжатом воздухе.

Торпеда "Блисс-Левитт" Мк2 для надводных ко­раблей была принята на вооружение в 1905 г. и явля­лась модификацией предыдущей модели Мк1. Измене­ния заключались в силовой установке — ротор турбины был выполнен в виде двух противовращающихся лопа­точных колес, винт также был сделан соосным (двой­ным), с вращением в разные стороны. Таким образом удалось справиться с вращением, характерным для Мк1 из-за гироскопического эффекта, хотя и ценой не­которого снижения ходовых характеристик. Торпеда Мк2 могла на 26-узловой скорости пройти 3200 метров. В следующем 1906 году появилась модификация Мк3, у которой благодаря небольшим изменениям в конст­рукции силовой установки дальность была вновь уве­личена — до 3660 м 26-узловым ходом.

Следует отметить, что в начале XX века в США развитию торпедного оружия уделялось недостаточное внимание. Причины для этого были чисто географичес­кие — страна была отделена от основных потенциаль­ных противников океанами, и небольшие миноносцы того времени вряд ли смогли бы принять участие в ли­нейном бою, если бы американский флот встретился с противником где-нибудь в центральной части Тихого океана. В силу этих соображений количество минонос­цев во флоте США было меньше, чем у других крупных морских держав, прогресс в области торпедного воору­жения также не был слишком быстрым. По сравнению с современными иностранными торпедами, американ­ские торпеды "Блисс-Левитт" Мк1 - Мк3 имели ряд не­достатков, и в первую очередь это касалось слабого бо­евого заряда из орудийного пороха, в то время как англичане и немцы уже давно использовали в своих тор­педах в качестве взрывчатого вещества TNT. Можно сказать, что эти торпеды по, своим ходовым данным приблизительно соответствовали современным или не­сколько более ранним германским 450-мм торпедам, уступая им в мощности боевого заряда.

Последующие модели торпед "Блисс-Левитт" Мк4, 6, 7 и "Уайтхед" Мк5 имели калибр 450 мм и на дредноутах не использовались. В 1911 г. была принята на вооружение новая 533-мм торпеда "Блисс-Левитт" Мк8 с резко улучшенными ходовыми данными и весь­ма мощным для того времени зарядом — 211 кг TNT, предназначенная для эскадренных миноносцев. Повы­шение характеристик торпеды стало возможным благо­даря ее удлинению до 6,51 м. Эти размеры (округлен­но, длина х калибр — 21 фут на 21 дюйм) с этого времени стали стандартом и до сих пор выдерживают­ся на 533-мм торпедах флота США. Однако для под­водных торпедных аппаратов линейных кораблей дли­на этой торпеды была слишком велика. Поэтому в 1912-1915 гг. была разработана и принята на вооружение "укороченная" модель "Блисс-Левитт" Мк9 (фак­тически прежней длины 5,004 м), с боезарядом 95 кг TNT. При скорости 27 узлов дальность хода этой тор­педы равнялась 6400 м, полный вес ее достигал 914 кг. Это была последняя торпеда фирмы "Блисс", и начи­ная с этого времени флот получал торпеды производ­ства государственного торпедного завода в Ньюпорте. Кроме линейных кораблей, этими торпедами вооружались также подводные лодки типов "R" и "S", в том числе и во вторую мировую войну.

Торпедная стрельба активно отра­батывалась на учениях линейного флота США наряду с артиллерийским огнем вплоть до конца 20-х гг., хотя еще до пер­вой мировой войны укрепилось мнение, что вероятность попадания на существую­щих боевых дистанциях крайне невелика. Положение усугублялось недостаточной надежностью торпед, особенно при пуске на большом ходу корабля. Например, за время учений 1922-23 гг. четырнадцать линейных кораблей произвели 116 торпед­ных пусков, из которых не менее 32 были технически неудачными. При этом 2 тор­педы описали циркуляции, учитывая, что в бою линкоры будут идти в кильватерной колонне, последствия от такого "сюрпри­за" могли бы быть весьма неприятными. Еще у 14 торпед не запустились двигате­ли, или они не смогли пройти всю необходимую дистан­цию, и одна учебная торпеда (с "Норт Дакота") сильно отклонилась от курса и вместо щита поразила буксиру­ющий его корабль. В другие годы результаты были при­близительно такими же. Однако полный отказ от тор­педного вооружения линкоров был вызван все же не этими проблемами и инцидентами, а дальнейшим рос­том дистанций артиллерийского огня. Последние тор­педные учения американского линейного флота были проведены во время маневров 1930-1931 гг.