ВВ-28 "Делавер"

 

Линейный корабль "Делавер" (ВВ-28) заложили 11 ноября 1907 г. в Ньюпорте, на верфи "Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док". 6 февраля 1909 г. корабль был окрещен миссис А.П. Кэхэлл, племянни­цей губернатора штата "Делавер", и по окончании до­стройки передан флоту 4 апреля 1910. Первым коман­диром корабля стал кэптэн С.А.Гоув.

Испытания показали, что новый корабль обла­дает хорошей мореходностью и достаточно легко уп­равляется. В качестве недостатка отмечалось, что но­совые 127-мм орудия, во-первых, сильно заливались даже в тихую погоду, а во-вторых, на ходу их спонсоны зарывались в носовую волну, что приводило к силь­ному брызгообразованию и потерям мощности. Поэтому очень скоро во время плановых заходов на верфи эти орудия сняли, а их порты заделали.

Закончив цикл испытаний, с 3 по 9 октября 1910 г. новый линкор посетил Уилмингтон (штат Делавэр), где ему был вручен, как подарок от штата, серебряный сервиз. 1 ноября 1910 г. "Делавер" в составе 1 дивизии линейных кораблей Атлантического флота покинул Хэмптонский рейд, впервые направляясь через океан в Европу. Линкор посетил с визитом британскую базу Уэймут, затем Шербур и вновь пересек Атлантику для проведения учений в заливе Гуантанамо. 7 января на корабле произошла авария — взрыв котла, в результа­те которой погибло 8 человек, и было повреждено обо­рудование котельного отделения. 18 января корабль вернулся в Нью-Йорк и стал в ремонт.

Вскоре дредноуту выпало совершить еще один, весьма необычный дальний поход. В США скончался министр чилийского правительства Круз. В соответ­ствии с "доктриной Монро" американцы активно стре­мились к укреплению отношений с южными соседями, развивая торговлю и оказывая им различные знаки вни­мания. Поэтому было решено доставить на родину тело чилийского министра на борту новейшего линкора, и для выполнения этой миссии назначили "Делавер". Ко­рабль вышел в море 31 января, и, зайдя по пути в Рио-де-Жанейро и Пунта-Аренас, достиг места назначения — Вальпараисо. Линкор вернулся в Нью-Йорк 5 мая, но уже 4 июня снова вышел в дальний поход — на этот раз опять в Англию, в Портсмут, где с 19 по 28 июня пред­ставлял США на международном военно-морском пара­де по случаю коронации короля Георга V.

В период с 1912 по 1917 г. "Делавер" самостоя­тельно и в составе эскадр Атлантического флота про­водил боевую подготовку, активно участвуя в различ­ных маневрах, упражнениях и тренировках. В частности, корабль принимал участие в специальных экспериментальных стрельбах, проводимых на полиго­не Линнхэйвен Роадс, а также торпедных стрельбах у Рокпорта и Провинстауна. Эскадренные учения обыч­но проходили южнее, в кубинских водах. Летом ко­рабль принимал на борт кадет Военно-морской акаде­мии в Аннаполисе и ходил с ними в длительные учебные походы, для "оморячивания". 14 октября 1912 г. лин­кор участвовал в смотре и параде флота, который при­нимали президент Тафт и министр ВМС.

В 1913 г. "Делавер" вновь пересекал Атлантику, посетив с визитом Вилльфранш (Франция). В 1914 г. и в 1916 г., вместе с линейными кораблями "Вайоминг" и "Юта", "Делавер" совершал походы к Мексиканско­му побережью и в Вера-Крус, для защиты американс­ких граждан и их собственности в периоды обострения политических беспорядков в Мексике.

С получением известия о начале войны в Европе "Делавер" прервал учения в Карибских водах и вернул­ся на Хэмптонский рейд, где продолжил интенсивное обучение артиллерийских расчетов и всех корабельных специалистов, находясь в постоянной готовности к на­чалу боевых действий. Периодически корабль прохо­дил ремонты и подвергался небольшим усовершенство­ваниям. Так, на линкор установили зенитную артиллерию из двух 76-мм орудий на площадках по­верх опор шлюпочных кранов. Шлюпки, как и на дру­гих кораблях, постепенно снимались, вместо них уста­навливались спасательные плоты. На носовой решетчатой мачте был установлен восьмиугольный "противоторпедный пост" с прикрытием от непогоды, изменилось расположение прожекторов.

Пока США сохраняли нейтралитет, "Делавер" в составе флота продолжал обычную боевую подготовку. Но 6 апреля 1917 г. Соединенные Штаты наконец вступили в войну, и американские линейные корабли стали готовить к отправке в Англию, на помощь Гранд Флиту. При этом первыми "кандидатами" для похода в европейские воды были дредноуты с угольным ото­плением котлов, поскольку из-за германской подводной блокады в Британии не хватало жидкого топлива. За­вершив всю необходимую подготовку, 25 ноября 1917 г. "Делавер" в составе 9-й дивизии покинул рейд Линнхэйвен. Выдержав жестокий зимний шторм в Север­ной Атлантике, 14 декабря "Делавер" присоединился к британским силам в Скала Флоу. Американские линей­ные корабли, составившие отдельную, 6-ю эскадру Гранд Флита, приступили к совместным боевым учени­ям и всевозможным тренировкам с британскими линей­ными эскадрами.

Первый боевой выход 6-ой эскадры имел место 6-10 февраля 1918 г., когда американские дредноуты осуществляли прикрытие восьми британских эсмин­цев, эскортировавших крупный конвой в порты Нор­вегии. 8 февраля, патрулируя у Ставангера, "Дела­вер" был дважды атакован германской подводной лодкой. Однако оба раза бдительность вахты и умелое маневрирование позволили линейному кораблю укло­ниться от торпед.

В марте и апреле "Делавер" участвовал еще в двух выходах для прикрытия конвоев, а 24 апреля лин­кор в составе Гранд Флита вышел в море для усиления британской 2-й эскадры линейных крейсеров, эскорти­ровавших очередной конвой и ожидавших атаки глав­ных сил германского Флота Открытого Моря. Однако кратковременный контакт с немцами имели лишь ко­рабли передового охранения, и для "Делавера" так и не представилось возможности открыть огонь.

С 30 июня по 2 июля 1918 г. 6-я эскадра в сопро­вождении дивизиона британских эсминцев находилась в море, прикрывая американские минные заградители, осуществлявшие постановку Северного барража — грандиозного минного заграждения, фактически пере­крывавшего все Северное море.

22 июля в Розайте состоялся королевский смотр Гранд Флита, в ходе которого американскую эскадру посетил король Георг V. Это был последний эффектный эпизод полугодового участия "Делавера" в войне — 30 июля в Англию ему на смену прибыл линейный корабль "Арканзас", и "Делавер" отправился домой, прибыв на Хэмптонский рейд 12 августа. Здесь корабль оста­вался до 11 ноября, дня, когда в Европе было объявле­но перемирие, а уже на следующий день его отправили для планового ремонта на верфь "Бостон Нэйви Ярд".

Завершив ремонтные работы, 11 марта 1919 г. линейный корабль присоединился к Атлантическому флоту для маневров в кубинских водах. Дредноут вер­нулся в Нью-Йорк 14 апреля, после чего принял учас­тие еще в нескольких учебных выходах флота, а 28 ап­реля на Хэмптонском рейде был проведен Президентский смотр.

После этого линкор включился в обычную рути­ну мирного времени, состоявшую из походов, учений и периодических плановых ремонтов и модернизаций. Часть усовершенствований была следствием знаком­ства американцев с британским опытом и практикой управления огнем. Так, на корабле были установлены указатели дистанции "range clocks", а на бортах конце­вых башен главного калибра были нанесены указатели направления на цель — "deflection scales". Впервые по­явившись на линкорах, действовавших в Европе в со­ставе Гранд Флита, эти усовершенствования затем бы­стро распространились на все крупные корабли США.

В 1919 г. на корабле произвели ряд новых усо­вершенствований с целью учета опыта минувшей вой­ны. Как и на других дредноутах, была усилена броне­вая защита крыш башен и боевой рубки, модернизированы системы и приборы управления ог­нем, увеличена площадь открытых мостиков. Топы мачт с новыми приборами стали крупнее, приобрели че­тырехугольную в плане форму и получили прикрытие от плохих погодных условий.

В сентябре 1919 г. приняли решение снять все противоминные 127-мм орудия, находившиеся ниже верхней палубы, кроме двух в кормовом каземате. Планировалось вскоре установить взамен новую про­тивоминную артиллерию в двухорудийных башнях на верхней палубе. Новая противоминная батарея долж­на была иметь значительно лучшее управление огнем и большие углы обстрела. Однако разработка этих ба­шен быстро столкнулась с серьезными трудностями, и уже 22 ноября последовало решение установить все орудия на прежние места, что и сделали в начале 1920 года. Количество 76-мм зенитных орудий увеличили с двух до четырех.

В этот период линкор активно участвовал в обес­печении морской практики кадет Военно-морской ака­демии. Корабль совершил два учебных похода с каде­тами. Первый поход продолжался с 5 июня по 31 августа 1922 г.; "Делавер" заходил в Колон, на Мар­тинику и в другие порты Карибского моря, а затем посетил с визитом Галифакс. Во время второго похода, с 9 июля по 29 августа 1923 г., он вновь пересек Атлан­тику и нанес визиты в Копенгаген, Гринок, Кадис и Гибралтар.

Этот поход был для линкора последним, посколь­ку в соответствии с недавно подписанным Вашингтон­ским соглашением 4 американских линейных корабля, в том числе и "Делавер", должны исключить из соста­ва флота. 30 августа 1923 г. "Делавер" вошел в аква­торию верфи "Норфолк Нэйви Ярд", и его экипаж пос­ле соответствующей церемонии перешел на только что законченный постройкой линейный корабль "Colorado" (BB-45) — сверхдредноут с 406-мм артил­лерией, который и заменил "Делавер".

В сентябре "Делавер" перевели на верфь "Бос­тон Нэйви Ярд". 10 ноября 1923 г. его исключили из со­става флота. После этого началось разоружение и де­монтаж ценного оборудования, и 5 февраля 1924 г. линкор продали на слом.