ВВ-31 "Юта"

 

Линейный корабль ВВ-31 "Юта" заложили 15 марта 1909 г. на верфи "Нью-Йорк Шипбилдинг Компани" в Кэмдене, штат Нью-Джерси, спустили на воду 23 декабря 1909 г.; крестной матерью его была мисс Мэри Элис Спрай, дочь губернатора шта­та Юта Уильяма Спрая. По окончании достройки, 31 августа 1911 г. в Филадельфии корабль приняли в со­став флота. Первым командиром корабля стал кэптэн Уильям С. Бенсон.

Испытания нового дредноута проходили, в основ­ном, в районе Хэмптонского рейда. Однако в первом же учебном походе корабль посетил остров Сайта Роза, Пенсаколу (штат Флорида), Галвестон (штат Техас), Кингстон и Портлэнд Байт (Ямайка) и залив Гуантана­мо — традиционный район, где проводились учения и экипажи осваивали новые корабли. После завершения цикла индивидуальной боевой подготовки, в марте 1912 г. "Юта" вошел в боевой состав Атлантического флота и сразу принял участие в крупных учениях, с артилле­рийскими стрельбами и отражением торпедных атак. По окончании учений, с 16 апреля до конца мая корабль на­ходился на верфи "Нью-Йорк Нэйви Ярд", где были ус­транены выявившиеся за время испытаний недочеты и дефекты, и произведены мелкие ремонтные работы.

1 июня корабль вышел из Нью-Йорка и, ненадол­го задержавшись на Хэмптонском рейде, 6 июня прибыл в Аннаполис, чтобы взять на борт кадет Военно-морской академии. Через 4 дня корабль вышел в море для большого учебного похода. Пройдя мыс Вирджи­ния, он вышел в Атлантику и до конца лета крейсиро­вал в океане, не слишком удаляясь от побережья новой Англии. Завершив цикл "оморячивания" кадет, 24 ав­густа линкор доставил их назад, в Аннаполис, после чего ушел в южные воды для учений, в программе ко­торых главное место занимала тренировка артиллерий­ских расчетов.

В последующие два года такой распорядок дея­тельности корабля стал обычным. Летом он совершал учебные походы с кадетами из Аннаполиса, а осталь­ное время года проводил боевую подготовку, индиви­дуально либо в составе дивизий линкоров Атлантичес­кого флота. В конце 1913 г. "Юта" прошел ремонт на верфи "Нью-Йорк Нэйви Ярд", и 5 января нового, 1914 года вышел в море. После короткой остановки на Хэм­птонском рейде линкор ушел на юг, в кубинские воды, чтобы провести учения по торпедной стрельбе и трени­ровку прислуги малокалиберной артиллерии. Однако в начале февраля обострилась обстановка в Мексике, и линейный корабль был срочно направлен в Вера-Крус. Прибыв туда 16-го февраля, он длительное вре­мя крейсировал в виду города, не входя в порт. Лишь 9 апреля линкор ушел в Тампико, приняв на борт несколько сотен беженцев. Однако тут были получены сведения, что в Вера-Крус направляется германский па­роход "Ypiranga" с грузом оружия и боеприпасов, предназначенных для диктатора Викториано Хуэрты. "Юта" получил приказ найти судно и вышел в море, но, не встретив парохода, вновь прибыл в Вера-Крус 16-го апреля. Стремясь воспрепятствовать выгрузке оружия, флот США решил высадить в Вера-Крус десант и взять под контроль порт и таможню. По плану, высадка дол­жна была начаться 21 апреля. Во исполнение этого пла­на с "Юты" был высажен "морской батальон" в составе 17 офицеров и 367 матросов из экипажа корабля, а также корабельный отряд морской пехоты. Вместе с отрядами с других кораблей эти силы сформировали импровизированную "1-ю бригаду Морской Пехоты", которая блокировала военную контрабанду, занима­лась поддержанием порядка в городе и защитой амери­канских граждан и их собственности. Эти действия не всегда протекали мирно, и через 2 месяца, к концу опе­рации, 7 членов экипажа линкора заслужили почетные медали (Medal of Honor).

К концу июня "Юта" смог вернуться домой.

Пройдя очередной ремонт на верфи "Нью-Йорк Нэйви Ярд", он вернулся к привычной рутине всевозможных учений и маневров у Восточного побережья и в Карибских водах. В этот период линкор был оснащен 2 76-мм зенитными орудиями на площадках в верхней части ос­нований шлюпочных кранов.

До апреля 1917 г. США оставались нейтральной стороной в разразившейся мировой войне, но флот ак­тивно вел боевую подготовку в преддверии ожидаемого вступления в войну. После начала "неограниченной под­водной войны", ударившей по американскому судоход­ству, а особенно после "депеши Циммермана", послан­ной германским министерством иностранных дел с целью побудить Мексику к началу войны против США, это становилось вопросом ближайшего времени.

Когда 6 апреля 1917 г. война была объявлена, "Юта" находился на учениях в Чесапикском заливе. Еще более года корабль продолжал службу у Восточ­ного побережья, и лишь 30 августа 1918 г. под флагом командующего Атлантическим флотом вице-адмирала Генри Т. Майо линкор вышел в Англию, для присоеди­нения к Гранд Флиту. В этот период англичан особенно беспокоила возможность прорыва в Атлантику герман­ских тяжелых кораблей для атаки трансатлантических конвоев, и они действовали вместе с английскими, пе­риодически участвуя в боевом патрулировании в Се­верном море и в ирландских водах. Дредноуты США составили 6-ю эскадру Гранд Флита, под командовани­ем контр-адмирала Томаса С. Роджерса. При этом часть кораблей вместе с английскими линкорами бази­ровалась в Скапа-Флоу, а "Юта", "Невада" и "Окла­хома" на Бэнтри Бэй (Ирландия), представляя собой как бы "вторую линию обороны". С 8 по 30 ноября "Юта" посетил Вилльфранш (Франция), где 11 ноября его и застало известие о перемирии.

Последовала череда празднеств, по завершении которых "Юта" посетил Портлэнд, а затем вернулся во французские воды. 13 декабря линкор участвовал в почетном эс­корте      лайнера "George Washington", на котором прибыл Брест президент США Вудро Вильсон. На следующий день ко­рабль направился через океан домой и к рождеству 1918 г. прибыл в Нью-Йорк, где простоял до 31 января нового, 1919 г. 7 января в 14.40 линейный корабль приспус­тил флаг в знак траура по умерше­му бывшему президенту США Те­одору Рузвельту. На следующий день произвел траурный салют в память покойного президента, много сделавшего для развития американского флота.

Вместе с мирными дням вернулась обычная рутина боевой подготовки у берегов Новой Анг­лии и в теплых водах Карибского моря. Время от времени корабль заходил на верфи Во­сточного побережья для ремонта и небольших модерни­заций. Как и на "Флориде", на линкоре усилили броне­вую защиту крыш башен и боевой рубки модернизировали системы и приборы управления ог­нем, как в центральном посту, так и на топах мачт, В боевой рубке установили целеуказатели "follow the pointer", на решетчатых мачтах восьмиугольные "про­тивоторпедные посты", как и на "Флориде" — носовой выше кормового.

Как и с других дредноутов, в октябре 1919 г. с "Юты" сняли всю противоминную артиллерию ниже верхней палубы (кроме 4-х орудий в кормовом каземате). Однако через 2 месяца, после фиаско с проектиро­ванием двухорудийной башенной установки, все орудия поставили на свои прежние места. 17 июля 1920 г. корабль официально получил номер 31, в рамках об­щей программы присвоения номеров всем кораблям флота. Позднее эти номера стали наноситься на борт корабля, в носовой и кормовой части. Чтобы не создавать путаницы и не ломать сложившейся системы, в качестве бортовых были использованы уже существующие и известные порядковые номера кораблей (т.е. в порядке времени постройки) для каждого класса. В следующем, 1921 году "Юта" совершил первый со времени войны поход в европейские воды. В этот раз дредноут выбрали на почетную роль флагмана военно-морских сил США в Европе. Покинув Бос­тон 9 июля, корабль пересек Атлантику и прибыл в Лиссабон, а затем направился в Шербур и другие порты Западной Европы. После этого, вернувшись к берегам Испании, он прошел Гибралтар и совершил поход по Средиземному морю, демонстрируя растущие интересы и влияние США в этом регионе. Миссия "показа флага" продолжалась до октября 1922 г., когда "Юта" был сменен броненосным крейсером СА-4 "Питтсбург".
После возвращения 21 октября в США "Юта" стал флагманом 6-й дивизии линейных кораблей, вхо­дившей в состав Разведывательного флота. Это фор­мирование планировалось создать по программе раз­вития флота 1916 г., как аналог эскадр линейных крейсеров Битти и Хиппера. По первоначальным пла­нам, в состав Разведывательного флота должны были войти новые легкие крейсера типа "Omaha" и море­ходные эсминцы последних серий (гладкопалубные "четырехтрубники"), а его основой — громадные ли­нейные крейсера типа "Лексингтон". Однако эти ли­нейные крейсера, как известно, пали жертвой Вашин­гтонского договора. Тем не менее, Разведывательный флот сформировали, но вместо линейных крейсеров в качестве "центров боевой устойчивости" в него включили наиболее старые линейные корабли, не имевшие защиты нового типа "все или ничего", и в первую очередь линкоры с 305-мм орудиями. Успеш­но пережив Вашингтонский договор, "Юта" активно действовал в составе Разведывательного флота сле­дующие три с половиной года.

В конце 1924 г. "Юта" был избран в качестве флагманского корабля специального соединения, сформированного, чтобы представлять Соединенные Штаты на праздновании столетия Сражения при Айакучо (9 декабря 1824 г.) — решающей битвы в годы войны за независимость Перу. 22 ноября 1924 г. линкор вышел из Нью-Йорка с дипломатической миссией США на борту. В состав миссии входили генерал Джон Першинг и бывший конгрессмен Ф.С. Хикс. 9 декабря линкор прибыл в Кальяо. Здесь генерал Першинг и дру­гие члены миссии сошли на берег, чтобы на Рождество 1924 посетить с визитом доброй воли другие южноаме­риканские города. Это заняло несколько недель, в те­чение которых "Юта" нанес визиты в чилийские порты Пунта Аренас и Вальпараисо, обогнул мыс Горн и при­был в Монтевидео (Уругвай). Здесь линкор вновь принял на борт генерала Першинга и других членов мис­сии, после чего посетил последовательно Рио-де-Жа­нейро, Ла Гуайра (Венесуэла) и Гавану. "Дипломати­ческая миссия" дредноута завершилась в Нью-Йорке 18 марта 1925 года.

Лето 1925 г. "Юта" провел в составе Учебной эс­кадры, обеспечивая морскую практику кадет Военно-морской академии в Аннаполисе. Завершив учебный поход, осенью 1925 г. корабль прибыл на военную верфь в Бостоне и 31 октября 1925 г. выведен из соста­ва флота для большой модернизации, которая была вы­полнена по тому же проекту, что и на однотипной "Фло­риде". Различия между линкорами были минимальны и заключались в основном в некоторых деталях палубно­го бронирования, что подробно описано в главе "Ар­хитектура и устройство кораблей". Кроме того, форма нового каземата противоминной батареи на "Флори­де" вызывала слишком большое брызгообразование, поэтому на "Юте" этот каземат приобрел несколько иную форму.

Модернизация завершилась 28 октября 1927 г., и "Юта" вернулся в состав флота. После прохождения курса индивидуальной боевой подготовки и серии уче­ний в составе Разведывательного флота, в ноябре 1928 г. корабль прибыл на Хэмптонский рейд, откуда 21 но­ября ушел в новый поход в Южную Америку.

18 декабря линкор прибыл в Монтевидео. Здесь он принял на борт недавно избранного президента США Герберта К. Гувера с супругой, посла США в Италии Генри Т. Флетчера и представителей прессы. 21-23 де­кабря "Юта" доставил президентскую чету в Рио-де-Жанейро, а затем, по окончании визита ушел в Соеди­ненный Штаты. На переходе президент произвел смотр экипажу. 6 января 1929 "Юта" отдал якорь на Хэмптонском рейде. Однако, несмотря на столь яркую "дип­ломатическую карьеру", дни "Юта" как линейного корабля были сочтены. В соответствии с Лондонским Во­енно-морским Соглашением он должен быть разоружен и исключен из состава флота, что и было исполнено 1 июля 1931 г. Однако корабль недавно модернизирова­ли, корпус и механизмы находились в хорошем состоя­нии, и командование флота не хотело отдавать его на слом. В результате перестроили в радиоуправляемый корабль-мишень, как это было сделано после Вашинг­тонского договора с "Норт Дакотой".

Работы выполнили на верфи "Норфолк Нэйви Ярд", после чего обозначение и бортовой номер кораб­ля изменили на AG-16. Однако, в отличие от "Норт Да­кота", изменения в конструкции корабля по существу были минимальными — с линкора сняли орудия глав­ного калибра (башни остались на своих местах) и цен­ное и уязвимое оборудование управления огнем, про­чие же механизмы и системы остались на своих местах. Добавилась лишь аппаратура радиоуправления с дис­танционными приводами управления механизмов и руля. Электроприводы регулировали подачу масла, пи­тание котлов топливом и водой, режимы работы тур­бин, работу рулевого управления и многих других ме­ханизмов; на заданном курсе корабль держал гироскопический автопилот фирмы Сперри. В основ­ном корабль должен был играть роль буксировщика щитов и цели при учебном бомбометании самолетов палубной авиации.

Отношения с Японией постоянно ухудшались, и, по-видимому, первое время командование флота в слу­чае острой нужды не исключало возможности "ремили­таризации" "Юты". Через несколько лет, кстати, сами японцы предприняли такой шаг в отношении линейно­го крейсера "Hiei", "разжалованного" по тому же Лондонскому договору в учебно-артиллерийский. При этом японский корабль был "раздет" гораздо основа­тельнее, чем "Юта",— у него была снята часть котлов и бортовая броня. Так или иначе, "Юта" чаще исполь­зовался как экспериментальный и учебный корабль, чем как корабль-мишень, и с годами эта тенденция только усиливалась. При выполнении учебных и транс­портных функций экипаж корабля мог составлять 400-500 человек, в зависимости от задачи.

По окончании работ "Юта" был повторно вве­ден в строй в Норфолке 1 апреля 1932, под командова­нием коммандера Рэндалла Джэкобса.

7 апреля "Юта" в новом качестве впервые вы­шел из Норфолка для двухнедельных испытаний. Ин­женеры осваивали и настраивали системы дистанцион­ного контроля. Затем, 6 мая у мыса Вирджиния корабль прошел испытания в режиме радиоуправления. 1 июня "Юта" в течение трех часов шел на радиоуправлении, а на следующий день совершил два 4-часовых пробе­га, во время которых все механизмы управлялись ис­ключительно по радио. Экипаж — по 2 человека в каж­дом машинном и котельном отделении — лишь регистрировали нужные параметры и наблюдали за ра­ботой аппаратуры.

На этом испытания корабля-мишени AG-16 "Юта" были успешно завершены, и 9 июня он вышел из Норфолка, направившись на юг. Пройдя Панамский канал, корабль достиг Сан Педро (штат Калифорния), главной базы Тихоокеанского флота США. Здесь 30 июня "Юта" был официально включен в состав 1-й Учебной эскадры и начал службу в составе так называ­емого Базового флота — формирования, отвечавшего за обеспечение кораблей. Впервые корабль сыграл роль мишени 26 июля, во время учебных стрельб крей­серов Тихоокеанского флота. Затем 2 августа учебную стрельбу по "Юте" провел линейный корабль "Нева­да" (ВВ-36). Во время этих стрельб "Юта" управлялся со специально оборудованных эскадренных минонос­цев "Hovey" (DD-208) и "Talbot" (DD-114).

8 последующие годы бывший линкор сыграл важнейшую роль в боевой подготовке сил флота и мор­ской авиации, обеспечивая тренировку корабельных артиллеристов, пилотов-торпедоносцев, высотных и пикирующих бомбардировщиков. Корабль придавал реализм боевым учениям, помогая развитию тактики самых различных сил и формирований флота — не все­гда только в качестве мишени. Так, в мае 1936 г. во время учений флота "Задача XVI" он выступил в роли войскового транспорта, доставив на Сэнд Айленд (атолл Мидуэй) 223 морских пехотинца для амфибий­ной операции в заливе Хило (Гавайи). Затем "Юта" до­ставил морских пехотинцев с Гавайев обратно в Кали­форнию, высадив их в Сан-Диего 12 июня. В ежегодном отчете командующего Тихоокеанским флотом в 1936 г. особо отмечалось, что "Юта" в своем новом каче­стве является одним из самых полезных и интенсивно используемых кораблей.

В июне 1936 г. на его борту оборудовали учеб­ный центр для расчетов зенитных автоматов. Первые инструкторы появились на корабле в августе, а 20 сен­тября центр принял первых курсантов — моряков из экипажей авианосца "Рейнджер" (CV-4) и легких крейсе­ров "Омаха" (CL-4), "Милуоки" (CL-5) (впоследствии в 1944 г. переданный СССР и служивший в составе Се­верного флота под названием "Мурманск"), "Raleigh" (CL-7), "Конкорд" (CL-10) и "Мемфис" (CL-13). Позднее на борту бывшего дредноута впер­вые смонтировали и испытали в море новый счетве­ренный 28-мм (1.1") автомат, прозванный "чикагским пианино". Затем были другие образцы нового воору­жения и новые испытания. Ежегодно "Юта" участво­вал в больших маневрах флота с боевой стрельбой. Однако корабль старались беречь — бомбометание по нему допускалось только небольшими учебными бом­бами-болванками, а во время артиллерийских стрельб он служил не мишенью, а буксировщиком щита-цели. 9 января 1939 г. линкор вновь прошел Панамский ка­нал, чтобы участвовать в учениях Атлантического флота "Задача XX", за ходом которых наблюдал лич­но президент Ф.Д. Рузвельт с борта тяжелого крейсе­ра "Хьюстон" (СА-30).

Постепенно функции корабля расширялись — от радиоуправляемой мишени до мобильного многопрофильного испытательного и учебного центра фло­та. Летом 1939 г. во время ремонта на верфи "Пьюджет Саунд Нэйви Ярд" на "Юте" установили четыре 127-мм/25 зенитные орудия. Из них 2 размещалось в носовой части на палубе надстройки, которую про­длили в нос до барбета башни №1. Башню №2 при этом сняли, а надстройка "поглотила" то, что остава­лось над палубой от башни №1. Остальные 2 орудия располагались в средней части корабля, на крыше бывших казематов противоминной артиллерии. Кро­ме 127-мм пушек, были установлены 2 четырехствольных 28-мм автомата.

Начало войны в Европе привело к новой активи­зации боевой подготовки флота США. В ноябре-декаб­ре 1939 г. "Юта" исполнил роль цели на учениях 6-й эс­кадры подводных лодок; следующие 8 месяцев были посвящены службе в качестве учебного центра зенитчи­ков. Следующим летом корабль продолжил службу в этом качестве, базируясь на Пирл-Харбор с 1 августа до 14 декабря 1940 г. Затем корабль перешел к Запад­ному побережью США, прибыв в Лонг-Бич 21 декабря. В январе-феврале 1941 г. у острова Сан-Клементе (по­бережье Калифорнии) корабль выполнял функции мо­бильной цели для тренировки в бомбометании экипажей самолетов с авианосцев "Лексингтон" (CV-2), "Сара-тога" (CV-3) и "Энтерпрайз" (CV-6), а также летчиков 1-го Патрульного авиакрыла. 1 апреля "Юта" вернул­ся к Гавайским островам, где принял на борт новую партию курсантов учебного центра зенитчиков из со­става экипажей линкоров "Вест Вирджиния" (ВВ-48), "Оклахома" (ВВ-37), "Колорадо" (ВВ-45), тяжелого крейсера "New Orleans" (CA-32), легких крейсеров "Philadelphia" (CL-41), "Phoenix" (CL-46) и "Nashville" (CL-43).

Курсанты обучались стрельбе и обслуживанию 127-мм зенитных орудий, 28-мм автоматов, 12,7-мм пу­леметов. Стрельбы велись как по воздушным шарам, так и по специально разработанным радиоуправляе­мым самолетам-мишеням. Завершив учебный курс, ко­рабль вернулся к Западному побережью. 20 мая в Лос-Анджелесе он принял на борт подразделение морских пехотинцев и через неделю доставил их в Бремертон (штат Вашингтон), после чего 31 мая прибыл для ре­монта и модернизации на верфь "Пьюджет Саунд Нэйви Ярд". Работы продлились до 26 августа.

В результате этого ремонта "Юта" окончатель­но превратился в многоцелевой учебно-артиллерийс­кий и вспомогательный корабль флота. В числе про­чих усовершенствований бывший дредноут получил 4 новые 127-мм/38 универсальные артустановки в закрытых башенноподобных щитах — такие же, как на новых эсминцах. 2 таких орудия установили поверх бывших башен № 4 и № 5 (крыши этих башен были соединены платформой, и они превратились в некое подобие надстройки в кормовой части кораб­ля). Остальные 2 орудия разместили по левому борту в средней части, на крыше бывшего каземата проти­воминной артиллерии. При этом стоявшее здесь 127-мм/25 зенитное орудие перенесли на правый борт, где уже имелась одна такая установка. Были установ­лены также 2 четырехствольных 28-мм автомата и 4 76,2-мм/50 зенитных орудия на палубе надстройки по бортам от боевой рубки. Кроме того, на корабле име­лось 16 12,7-мм пулеметов, часть из которых была установлена еще при модернизации в 1936 г. Для уп­равления огнем всех этих орудий были вновь уста­новлены дальномеры и приборы управления на носо­вой надстройке. При использовании "Юты" в качестве мишени для учебных бомбардировок при­боры и орудия закрывались прочными стальными щи­тами- прикрытиями. Для их быстрой установки и сня­тия предусматривались специальные грузовые стрелы и краны.

Над палубой на пиллерсах был выложен защит­ный слой из деревянных брусьев сечением 30 х 15 см, чтобы обеспечить дополнительную защиту от учебных авиабомб. Кроме того, бывший линкор перекрасили из привычного светло-серого (почти белого) в боевой темно-серый цвет. По окончании модернизации ко­рабль посетил Порт-Таунсенд (штат Вашингтон), Сан-Франциско и Сан-Педро и 14 сентября ушел к Га­вайским островам. Весь остаток осени корабль бази­ровался на Пирл-Харбор, обеспечивая боевую подго­товку артиллеристов и зенитчиков флота. Завершив очередной учебный выход в море, в начале декабря "Юта" вернулся в Пирл-Харбор, став на бочку F-11 у острова Форд. К утру воскресенья 7 де­кабря большинство старших офицеров корабля находилось на берегу, и старшим на борту офи­цером оказался старший механик капитан 3 ранга Соломон С. Айсквит.

Почти сразу после подъема флага в 8.00 вахтенные обратили внимание на 3 самолета в воздухе которые приняли за американские. Одна­ко, когда самолеты перешли в пикирование и на­чали бомбежку и обстрел базы гидросамолетов на острове Форд, ситуация быстро прояснилась.

Бывшему линкору пришлось пережить ярость японского налета в полной мере — из-за дополнительных прикрытий из деревянных бру­сьев многие японские пилоты, не разобравшись, приняли "Юту" за авианосец и уделили ему "особое внимание". Практически сразу после объявления боевой тревоги, в 8.01, корабль получил первое попадание авиаторпедой в носовую часть и на­чал крениться на левый борт. За первым торпедным попаданием последовало второе, затем бывший лин­кор атаковали бомбардировщики, и уже через не­сколько минут капитан 3 ранга Айсквит был вынуж­ден отдать приказ оставить корабль. Экипаж, привыкший к учебным стрельбам и бомбардировкам, сохранил полное самообладание и начал организо­ванную эвакуацию, однако крен быстро возрастал; люди скатывались с палуб в воду, где на них падали сверху обломки и злополучные деревянные брусья, ставшие причиной многих смертей и увечий.

Некоторые члены экипажа, показав примеры ге­роизма на боевом посту, так и не покинули корабль. Старшина котельных машинистов Питер Томич спус­тился в отсеки силовой установки, чтобы организовать спасение личного состава, но не успел спастись сам. Машинист Джон Б.Вайссен так и остался в помещении динамо-машин, до последнего момента обеспечивая корабль электроэнергией. Сам капитан 3 ранга Айсквит также едва не погиб — спустившись в низы, чтобы проверить, не заблудился ли кто-нибудь в лабиринтах гибнущего корабля, он не смог выбраться наверх обыч­ным путем, т.к. дверь завалило все теми же деревянны­ми брусьями. К этому времени на палубе корабля стоять уже было невозможно. Айсквит попытался выбраться наверх через иллюминатор своей каюты, оказавшийся практически над его головой. На его счастье, снаружи на ставшей уже почти горизонтально поверхности борта возле иллюминатора оказался другой офицер — капи­тан 3 ранга Винсер, который заметил попытки Айсквита, схватил его за руки и вытащил наружу.

В 8.12 швартовы и якорь-цепи с треском лопну­ли, и корабль, тяжело перевалившись через левый борт, окончательно погрузился в воду и ил, оставив на поверхности часть борта и днища. С момента начала атаки его агония заняла приблизительно 10 минут. Всего из состава его экипажа погибло 58 человек.

Когда после налета в гавани развернулась грандиозная спасательная операция, подъем "Юты" числился далеко не в списке первых. В первую очередь поднимали и ремонтировали линкоры действующего флота, но и из них 2 корабля — "Аризона" и "Оклахо­ма" из-за тяжелых повреждений так и не вернулись в строй. При этом с "Аризоны" было поднято все, что можно было спасти, включая артиллерию, и срезаны надстройки, а его корпус так и остался на дне бухты. В конце концов такое же решение приняли и в отноше­нии "Юты". Повреждения его были весьма тяжелыми, он лежал в таком месте и в таком положении, что не слишком мешал маневрированию кораблей в гавани, и подъем его не оправдал бы затраченных средств. Поэтому "Юта" находится на дне гавани Пирл-Харбора и по сей день. Были сняты лишь орудия и некото­рое ценное оборудование, включая приборы управле­ния огнем. Часть погибших членов экипажа так и не удалось найти и поднять из стальных лабиринтов быв­шего линкора. После войны, как и "Аризоны", корпус "Юты" был объявлен военным захоронением и мемо­риалом в память погибших при японском налете в пер­вый день войны. Каждый день на высоком флагштоке над его остовом поднимается американский флаг, и посетители могут видеть выступающие из воды части конструкции погибшего корабля, медленно проходя мимо него на экскурсионных катерах.

Как корабль, погибший в бою под огнем против­ника, "Юта" получил "посмертно" одну боевую звез­ду. Оба корабельных колокола в настоящее время экс­понируются в музеях штата Юта — один в Солт-Лейк Сити, второй — в Клирфилде.