Описание

 

Первые американские дредноуты создавались в крайне стесненном водоизмещении - хотя конструкторы и промышленность способны были создать значительно более крупный корабль. Конгресс наложил на водоизме­щение будущих линкоров жесткий лимит в 16000 т. В результате корабли создавались практически в корпусе последних преддредноутов типа "Коннектикут", что не могло не сказаться на характеристиках проекта и прак­тически лишило линкоры модернизационного резерва. Стоимость каждого из кораблей составляла 4,4 млн. дол­ларов, без учета стоимости брони и вооружения.

Проектное водоизмещение линкоров соответ­ствовало пределу, разрешенному конгрессменами, т.е. 16000 т., полное водоизмещение достигало 17746 т. Корпуса кораблей имели длину 138 м, ширину 24,5 м, осадка составляла 7,5 м. Общий вес корпуса достигал 7433 т. В некоторых источниках встречаются упомина­ния о не вполне достаточной прочности корпуса, точ­нее отдельных его элементов, но нет никаких указаний на то, что это как-то ограничивало использование ко­раблей. По-видимому, проблемы не носили критическо­го характера. Метацентрическая высота составляла 2,105 м при нормальном водоизмещении и 1,92 м для полностью загруженного корабля. Две группы по две башни главного калибра в оконечностях оставили в кор­пусе не так уж много места для силовой установки. В результате ее мощность уменьшилась по сравнению с последними сериями преддредноутов.

Оба винта приводились в движение двумя верти­кальными 4-цилиндровыми паровыми машинами трой­ного расширения. Вес машинной установки составлял 1539,9 т. По проекту мощность машин составляла 16500 л.с., реально была достигнута чуть меньшая мощность — 16313 л.с.. Тем не менее, корабль легко достиг контрактных 18 узлов, показав на испытаниях максималь­ную скорость 18,79 узла. Контрактная дальность, 5000 миль экономическим ходом в 10 узлов, была также пре­вышена. По расчетам, проведенным после испытаний, корабль при условии хорошего состояния механизмов и чистом днище мог пройти таким ходом 6950 миль. Пар для машин вырабатывали 12 котлов "Babcock & Wilcox". По длине корабля котельные отделения занимали три отсека. Котлы работали на угольном отоплении. Пре­дельный запас угля составлял 2374 тонны.

Электроэнергетическая установка состояла из 4 турбогенераторов по 200 кВт - по тем временам ве­личина довольно значительная. Такая мощность объяснялась высокой степенью электрификации на кораблях США, в частности широким внедрением электроприводов для многих устройств, включая и башни главного калибра.

Общий вес бронирования составлял 3963,3 т. В эту величину не включен вес броневой палубы (928,55 т), т.к. в США ее вес традиционно включают в вес кор­пуса, что порождает изрядную путаницу в литературе. Главный броневой пояс линкоров, 2,44 м высотой, по длине корабля имел переменную толщину: 254-305 мм в районе погребов и 229-280 мм в районе силовой ус­тановки. По высоте толщина пояса также менялась: от 254-мм в районе ватерлинии он утончался книзу до 203 мм. В оконечностях пояс завершался траверзами такой же толщины. В нос от главного пояса до 17 шпангоута шел короткий отрезок пояса толщиной 254 мм (203 мм у нижней кромки). Над главным проходил верхний бро­невой пояс (по американской терминологии, оставшей­ся от строительства последних крупных серий додред­ноутов, — нижний каземат). Внизу, на стыке с главным поясом, верхний имел 254-мм толщину, утончаясь кверху до 203 мм. Бронирование верхнего каземата отсут­ствовало. Броневая защита в оконечностях была очень слабой, ограничиваясь 38-мм поясом из никелевой ста­ли, который продолжался от главного пояса в нос до 8 шпангоута и в корму - до ахтерштевня.

Броневая палуба толщиной 51 мм над погребами состояла из 2 слоев никелевой стали, толщиной 32 мм и 19 мм. Над носовым 254-мм поясом палуба состояла из 2 слоев толщиной 38 мм и 19-мм, также из никелевой стали. Палуба над силовой установкой толщиной 38 мм также состояла из 2 слоев никелевой стали (19+19 мм). Броневая палуба была гладкой (без скосов), соединяясь с верхними кромками главного броневого пояса. Гори­зонтальная защита в оконечностях состояла из плоской броневой палубы из 2 слоев никелевой стали (25+12,7 мм) в носу, и 70-мм (51 + 19 мм) палубы в кормовой час­ти, где защита завершалась 76-мм палубой со скосами, прикрывавшей рулевые механизмы.

Толщина брони барбетов башен достигала 254 мм, в их нижней части броня утончалась до 203 мм там, где барбеты прикрывали друг друга. Хотя число башен возросло вдвое, их удалось сделать более компактны­ми, что позволило сохранить на них стандартную толщи­ну брони: 305 мм - лобовая плита, 203 мм - боковые плиты, 64 мм (никелевая сталь) - крыши. Американцы всегда придавали серьезное значение защите боевой рубки; не стали исключением и их первые дредноуты. Толщина стен боевой рубки достигала 305 мм, крыши -51 мм. Стенки шахты, соединяющей боевую рубку с центральным постом, имели толщину 229 мм. Эта вели­чина осталась неизменной и на дредноутах следующих проектов. Плиты никелевой стали толщиной до 38 мм прикрывали дымоходы.

Несмотря на крайнюю "затесненность" проек­та, Главный конструктор У.Кэппс уделил большое внимание конструктивной противоторпедной защите. Из весовых соображений продольной переборкой по диаметральной плоскости в котельных отделениях при­шлось пожертвовать. Зато в районе котельных отделе­ний были установлены 2 дополнительные продольные переборки, отделяющие эти котельные отделения от угольных ям. Хотя эти переборки имели отверстия для подачи угля, в бою они могли задраиваться, а уголь какое-то время подавался из верхних и расходных ям. В то время еще не был накоплен опыт, позволяющий предвидеть, что ударная волна от подводного взрыва способна искривить и перекосить подобную конструк­цию, заклинив все люки и проходы в открытом или по­луоткрытом положении. Сам уголь также представлял важный элемент противоторпедной защиты, так как на его дробление расходовалась значительная часть энергии взрыва.

По окончании постройки вооружение кораблей состояло из 8 305-мм/45 орудий в 4 двухорудийных башнях, 22 76,2-мм орудий в казематах и открытых установках, двух 3-фунтовых пушек и 2 533-мм под­водных торпедных аппаратов. Экипаж по штату мир­ного времени состоял из 51 офицера и 812 матросов, в военное время экипаж увеличивался до 1354 чело­век. Условия его размещения, как и остальные эле­менты корабля, заметно пострадали от 16000-тонно­го лимита Конгресса. Это ограничение, в принципе, и предопределило быстрое устаревание и относи­тельно недолгую карьеру этих кораблей. Тем не ме­нее, в истории за этими линкорами навсегда осталось первенство в применении классической схемы распо­ложения артиллерии главного калибра. В результате линкоры типа "Саут Каролина", значительно меньшие, чем британский "Дредноут", имели одинаковый с ним бортовой залп.

Явно компромиссный характер проекта линкоров типа "Саут Каролина" был очевиден еще до начала их постройки. Чтобы избежать качественного отставания от европейских держав, начавших "дредноутную гонку", водоизмещение и размеры следующих линкоров следо­вало значительно увеличить. Вскоре это стало ясно и для конгрессменов, и лимит в 16000 т они сняли. В резуль­тате проектное водоизмещение новых линкоров воз­росло до 20000 т., полное достигло 22325 т. Построеч­ная стоимость каждого возросла почти на треть и составила 6 млн. долларов, без учета стоимости брони и вооружения. Резко увеличились размеры корпуса: длина равнялась 158,1 м, ширина 26 м, осадка 8,3 м. Общий вес корпуса составлял 9105,4 т., прочность кон­струкции корпуса была значительно увеличена. Метацентрическая высота равнялась 1,153 м при нормальном водоизмещении, и 1,293 м при полном.

Увеличение объема корпуса позволило устранить один из главных недостатков "Саут Каролин", — недо­статочную мощность машин и малый ход. На "Делавере" были установлены две вертикальные 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения общей мощнос­тью 25000 л.с., которые работали на два винта. На ис­пытаниях корабль развил 21 узел, дальность составляла 9750 миль при экономической скорости хода 10 узлов.

"Норт Дакота" стал первым американским турбин­ным линкором. На нем была смонтирована двухзальная установка турбин Кэртиса, мощность которой на испы­таниях достигла 31635 л.с. Линкор оказался лишь чуть более хорошим ходоком, чем "Делавер", развив на ис­пытаниях 21,01 узла. Вес машинной установки состав­лял 2011 т. Однако экономичность турбин оставляла желать лучшего, и дальность оказалась разочаровываю­щей, — всего 6560 миль 10-узловым ходом. Это озна­чало, что линкор не сможет без дополнительной погруз­ки угля достигнуть Филиппин, что было важным требованием, которое американские стратеги предъяв­ляли проектантам.

В результате при модернизации "Норт Дакота" в 1917 г. машинную установку заменили — вместо турбин Кэртиса установили более экономичные турбины Парсонса мощностью 33875 л.с., что значительно улучшило положение. Новые машины оказались настолько удачны­ми, что после вывода из строя "Норт Дакоты" были сняты целиком и установлены на модернизируемом супердред­ноуте "Невада". После замены турбин скорость состави­ла 21,83 узла. Корабли обладали хорошей мореходнос­тью и неплохой маневренностью: при скорости хода 19 узлов диаметр циркуляции составлял 585 метров.

На обоих линкорах пар для машин вырабатывали 14 котлов "Babcock & Wilcox". По длине корабля котель­ные отделения занимали 4 отсека. Котлы работали в основном на угольном отоплении: полный запас топли­ва составлял 2670 т. угля и 380 т. нефти.

Общее увеличение размеров корабля и пятая башня главного калибра потребовали увеличения мощности электроэнергетической установки. На "Делавер" и "Норт Дакота" она состояла из 4 турбогене­раторов по 300 кВт.

Общий вес бронирования резко увеличился, — теперь он составлял 4992 т. К этой величине следует добавить вес броневой палубы, равный 1048,39 т. Тем не менее, общая схема защиты сохранила преемствен­ность с "Саут Каролиной". Главный пояс высотой 2,44 м получил по всей длине равномерную толщину. По вы­соте он уменьшался от 280 мм у верхней кромки до 229 мм у нижней. Пояс прикрывал примерно три четверти ватерлинии. Поверх главного пояса устанавливался верхний пояс (т.н. "нижний каземат), высотой 2,21 м и толщиной от 254 мм внизу до 203 мм — на верхней кромке. В оконечностях нижний и верхний броневые пояса замыкались, соответственно, 254-мм и 229-мм траверзами. Еще выше располагалась 127-мм броня верхнего каземата, замыкавшаяся траверзами такой же толщины, под углом сходившимися к барбетам 2 и 3 башен. Учитывая 28,6-мм толщину обшивки, реальная сопротивляемость защиты в этом районе соответство­вала шестидюймовой плите.

По верхним кромкам главного пояса настилалась 2х слойная броневая палуба толщиной 38 мм (19+19 мм). Над погребами главного калибра толщина броне­вой палубы доходила до 51 мм (32+19 мм). Как и на пре­дыдущем проекте, броневая палуба состояла из нике­левой стали. На участке в нос от погребов передних башен толщина палубы равнялась 63 мм (44+19 мм), и затем далее в нос — 38 мм (25+13 мм).

Рулевые механизмы сверху прикрывались 38-мм плитами никелевой стали. Эти плиты должны были выз­вать разрыв снаряда, осколки которого затем встречали на своем пути следующую, 76-мм (63+13 мм) кормовую броневую палубу со скосами.

Максимальная толщина брони барбетов башен равнялась 254 мм. Для экономии веса броня барбетов в их нижней части утончалась до 102 мм в тех местах, где они прикрывали друг друга. Толщина вертикальной бро­ни башен была такой же, как на "Саут Каролина": 305 мм — лобовая плита, 203 мм — боковые плиты, но крышу утолстили до 76 мм никелевой стали. Толщина стен бое­вой рубки достигала 292 мм, крыши — 51 мм. Вес брони боевой рубки на "Делавер" составлял 95,7 т., на "Норт Дакота" — 102,75 т. Идея бронирования дымоходов в этом проекте не получила поддержки, конструкторы счи­тали, что применение искусственного дутья делает его необязательным. Кроме того, некоторая степень защиты обеспечивалась броней верхнего каземата.

"Идеология" конструктивной противоторпедной защиты, в общем, повторяла систему, примененную на "Саут Каролине", с поправкой на увеличившиеся разме­ры корабля. Как обычно в то время, предусматривалось использование запаса угля в качестве одного из эле­ментов противоторпедной защиты. Слой угля отделялся от наружного борта воздушным промежутком (расшири­тельной камерой). Во избежание опасности опрокиды­вания отсутствовали продольные переборки по диамет­ральной плоскости. Была также смонтирована система контрзатопления.

По окончании постройки вооружение кораблей состояло из 10 305-мм/45 орудий в 5 двухорудийных башнях, 14 127-мм/50 противоминных орудий в казе­матах и 6 76,2-мм/50 орудий и 2 533-мм подводных торпедных аппаратов с боезапасом из 12 торпед.

Экипаж по штатам мирного времени состоял из 55 офицеров и 878 матросов, в военное время числен­ность экипажа возрастала до 1384 человек. Условия его размещения, благодаря росту водоизмещения, удалось заметно улучшить.

Нежелание американского флота отстать от евро­пейских держав привело к быстрому решению о построй­ке еще двух линейных кораблей по типу "Делавер", про­ект которого многие специалисты посчитали вполне удавшимся. Эти два турбинных линкора строились как слегка усовершенствованный вариант "Норт Дакота" и составляли с ними полноценную однородную дивизию.

Единственным серьезным изменением в проек­те новых линкоров стала перепланировка силовой уста­новки. Машинные отделения были удлинены, чтобы ус­тановить более длинные турбины Парсонса. Чтобы высвободить необходимое пространство, пришлось от­казаться от кормового котельного отделения, а оставши­еся были сделаны шире на 4 фута. В результате этих перепланировок максимальная ширина корпуса возрос­ла на 3 фута (0,915 м). Тем не менее, котельные отде­ления получились несколько теснее, чем на предыду­щем типе. Внешне перепланировка силовой установки выразилась в заметном уменьшении расстояния между трубами, что позволило вернуться к обычному располо­жению мачт, — впереди и позади труб. Стоимость каж­дого из линкоров была такой же, как и у предыдущих кораблей — 6 млн. долларов, без учета стоимости бро­ни и вооружения.

Нормальное водоизмещение новых линкоров возросло до 21825 т., полное достигло 23033 т. Длина равнялась 159 м, ширина 26,915 м, осадка увеличилась до 8,6 м. Общий вес корпуса составлял 8997,3 т. Уширение корпуса увеличило метацентрическую высоту до 1,223 м при нормальном водоизмещении; при полном водоизмещении она равнялась 1,028 м.

Оба линкора имели четырехвальную турбинную установку, проектная мощность которой составляла 28000 л. с. для обеспечения контрактной скорости 20,75 узла. Реально на испытаниях "Юты" было достигнуто 27445 л.с., что не помешало кораблю развить 21,04 узла. Вес машинной установки равнялся 2110,9 т. Эко­номичность силовой установки оказалась несколько лучше, чем на "Норт Дакота" с ее турбинами Кэртиса. После ухода с верфи, при чистом днище дальность хода достигала 7220 миль 12-узловым экономическим ходом (по проекту 6860 миль). При 20-узловой скорости ко­рабль мог пройти 3450 миль. Однако при повседневной службе из-за обрастания, а главным образом из-за не­идеального состояния угольных котлов дальность силь­но сокращалась, — до 5776 миль 10-узловым ходом и 2760 миль 20-узловым. Решение этой проблемы пришло только в 20-е годы, когда корабли получили новые кот­лы на нефтяном отоплении и обширные були, позволив­шие резко увеличить запас топлива.

Как и предшественники, корабли обладали хо­рошей мореходностью; "ложкой дегтя" оказалось лишь сильное заливание орудий противоминной батареи, особенно в носовой части, но от этого порока в то вре­мя страдало большинство линейных кораблей всех фло­тов. Четырехвальная силовая установка значительно улучшила маневренность; минимальный диаметр цирку­ляции при скорости хода 18 узлов составлял 390,3 мет­ра, на полном ходу (21 узел) — 585 м.

На обоих линкорах пар для машин вырабатывали 12 котлов Babcock & Wilcox. По длине корабля котель­ные отделения занимали 3 отсека. Основным топливом для котлов был уголь. Полный запас угля составлял 2509,2 т., нефти — 541,8 т. Электроэнергетическая ус­тановка корабля, как и на линкорах предыдущего типа, состояла из 4 турбогенераторов мощностью по 300 кВт.

Общий вес бронирования составлял 5067,7 т. К этой величине следует добавить вес броневой палубы, равный 1046,96 т. Общая схема соответствовала преды­дущим двум линкорам, но противоосколочное брониро­вание выполнялось из новой стали STS (сталь повышен­ного сопротивления), вместо ранее применявшейся никелевой стали. Главный пояс высотой 2,44 м умень­шался от 280 мм у верхней кромки до 229 мм, у ниж­ней. Поверх главного пояса устанавливался верхний пояс ("нижний каземат") толщиной от 254 мм внизу до 203 мм на верхней кромке. В оконечностях нижний и верхний броневые пояса замыкались, соответственно 254-мм и 229-мм траверзами. Отличием от типа "Дела­вер" стала утолщенная до 165-мм броня верхнего казе­мата, замыкавшаяся траверзами такой же толщины, под углом сходившимися к барбетам 2-й и 3-й башен.

По верхним кромкам главного пояса настилалась 2-слойная броневая палуба из стали STS. Над котлами и турбинами она имела толщину 38 мм (25+13 мм), при этом в районе котельных отделений на участках вблизи борта над угольными ямами толщина палубы уменьша­лась до 7,62 мм мягкой стали. Над погребами главного калибра толщина броневой палубы достигала 51 мм (38+13 мм). На коротком участке в нос от погребов пе­редних башен толщина палубы равнялась 63 мм (44+19 мм), и затем далее в нос 38 мм (25+13 мм). Ниже, на уровне верхней платформы, в нос от погребов прохо­дила водонепроницаемая броневая палуба толщиной 38-мм (25+13 мм). В корме бронирование было иден­тично типу "Делавер", рулевые механизмы сверху при­крывались карапасной ("черепахообразной") 76-мм (63+13 мм) броневой палубой со скосами.

Как и на предыдущем проекте, толщина брони барбетов башен достигала 254 мм, в их нижней части броня утоньшалась до 102 мм там, где барбеты прикры­вали друг друга. Толщина вертикальной брони башен была такой же, как на "Делавер": 305 мм — лобовая пли­та, 203 мм — боковые плиты, но крышу вновь усилили до 102 мм, выполнив ее из двух слоев стали STS (26+76 мм). Толщина стен боевой рубки достигала 292 мм, толщину крыши увеличили до 102-мм стали STS. В резуль­тате этого, а также по причине увеличенного размера боевой рубки, ее вес (216,94 т) возрос более чем вдвое по сравнению с предыдущими кораблями. В 1919 гг. по опыту первой мировой войны горизонтальное брониро­вание крыш башен и боевой рубки дополнительно уси­лили вдвое.

Устройство конструктивной противоторпедной защиты также повторяло предыдущий проект. Защита включала слой угля, отделенный от наружного борта воздушным промежутком (расширительной камерой), и систему контрзатопления. Общая глубина противотор­педной защиты в районе миделя достигала весьма зна­чительной величины — 6,4 м.

По окончании постройки вооружение кораблей состояло из 10 305-мм/45 орудий Мк6 в 5 двухорудийных башнях, 16 127-MM/S1 противоминных орудий но­вого образца в казематах и 6 76-мм/50 орудий Мк2, а также 2 533-мм подводных торпедных аппаратов с бо­езапасом из 8 торпед.

Экипаж каждого из дредноутов по штатам мирно­го времени состоял из 60 офицеров и 941 матроса. В военное время его численность увеличивалась до 1422 человек. Схема и условия его размещения были иден­тичны линкорам предыдущей серии.

К середине 20-х годов линкоры типа "Флорида" заметно устарели. Их вооружение и защита, особенно подводная, по новым стандартам были явно недостаточ­ны, а угольные котлы значительно ограничивали их воз­можности. Однако Вашингтонское соглашение застави­ло всех его участников держать старые линкоры в строю и модернизировать их в соответствии с требованиями времени. Поэтому в 1924-1927 гг. оба линкора прошли капитальный ремонт и полную модернизацию.

В подводной части было значительно улучшено подразделение кораблей на отсеки, для улучшения про­тивоторпедной защиты. Линкоры получили по бортам противоторпедные наделки (були), поднимавшиеся до половины высоты надводного борта; при этом сняли подводные торпедные аппараты. Були оказались на­столько объемистыми, что в результате ширина корабля возросла до величины, фактически предельной по ус­ловию прохождения Панамским каналом — 32,3 м. При этом отношение длины к ширине достигло весьма нео­бычного значения — менее чем 5:1. В результате об­щая глубина противоторпедной защиты на миделе дос­тигала рекордной величины 9 м! Внешняя обшивка булей была сделана из очень тонких стальных листов, чтобы при взрыве торпеды не образовывалось массив­ных осколков. На практике оказалось, что эти листы слишком тонкие. В результате во время учебных тор­педных стрельб по корпусу учебные торпеды, попавшие в були, оставляли в них вмятины. При приемке топлива с танкера в море или на открытом рейде даже незначи­тельный навал приводил к повреждениям обшивки бу­лей. Это вызвало нешуточную тревогу командиров ко­раблей и командования флотом: американский флот был прежде всего океанским, и способность подолгу дей­ствовать в отрыве от баз, принимая снабжение в море, была важнейшим требованием к его кораблям. В резуль­тате при плановых ремонтах були пришлось укреплять.

Внутри булей проходила вертикальная перебор­ка, разделявшая их на внутреннюю и внешнюю секции. При этом внешняя секция оставалась пустой, играя роль расширительной камеры. Прилегавшая к "старой" на­ружной обшивке внутренняя секция, в свою очередь, была разделена горизонтальной переборкой на верх­нюю и нижнюю секции. Верхняя секция также остава­лась пустой, а в нижней были оборудованы топливные цистерны. Значительные изменения произошли и в са­мом корпусе. До модернизации в районе котельных от­делений имелись две продольные переборки, одна от­деляла угольные ямы от котельных отделений, другая разделяла эти ямы вдоль пополам. Теперь между этими переборками вставили еще одну, тем самым разделив "внутренние" ямы еще на 2 части. Из них внутренняя секция, примыкающая непосредственно к котельным от­делениям, сохранялась пустой и играла роль фильтрационной камеры. Все остальное пространство, от новой переборки и до внутренней обшивки борта (т.е. остав­шаяся секция внутреннего и весь внешний угольный бункер), использовалось теперь для хранения жидкого топлива. После установки булей стандартное водоизме­щение составило 23700 т, полное 24800 т.

Снова было усилено горизонтальное бронирова­ние, при этом новые защитные плиты из стали STS укла­дывались поверх имеющихся. Привести абсолютно точ­ные данные по изменениям палубного бронирования довольно затруднительно, поскольку даже весьма авто­ритетные источники по этому вопросу сильно противо­речат друг другу либо страдают недостатком данных. Если, однако, попытаться свести воедино данные из раз­ных источников, которые выглядят наиболее достоверны­ми, то общая картина представляется следующей.

На линкоре "Флорида", на третьей палубе в нос от цитадели были уложены 44-мм плиты стали STS. В корму от цитадели, над карапасной палубой, защищаю­щей рулевые механизмы, толщина горизонтальной тре­тьей палубы изначально составляла 7,62 мм мягкой ста­ли; теперь поверх нее на этом участке были уложены плиты STS толщиной 44 мм. На второй (жилой) палубе над погребами и машинами поверх имеющихся двух слоев мягкой стали толщиной по 13 мм было добавлено два слоя плит по 44 мм, над котлами защита состояла из трех слоев (32+44+44 мм). В результате общая толщи­на брони второй палубы над котлами достигла 120 мм, над погребами 115 мм. Фактически эта палуба теперь стала главной броневой палубой, а находившаяся ниже третья (бывшая главная броневая) палуба теперь играла роль противоосколочной. По данным Вгеуег, в пределах цитадели она также была усилена плитами STS, что до­вело ее общую толщину до 85 мм. Дополнительные пли­ты толщиной 44 мм были также уложены поверх имею­щейся брони на крышах башен и боевой рубки.

Вне цитадели, в нос и в корму от траверзов, вто­рая палуба также изначально состояла из 2 слоев мяг­кой стали по 13 мм; теперь на нее уложили дополни­тельные плиты STS, что довело общую толщину защиты до 115 мм. На "Юта" эти участки палубы изначально были выполнены из STS, поэтому обошлись меньшим усилением — до 108 мм. Кроме того, этот корабль по­лучил дополнительные 19-мм плиты STS на батарейную палубу. В остальном усиление горизонтальной защиты на "Юте" было идентично таковому на "Флориде".

Противоминная батарея была значительно пере­строена. На "Флориде" из 16 127-мм орудий 8 остались на своих старых позициях, 4 в кормовых казематах в корпусе под верхней палубой и 4 крайние носовые и кормовые в старом каземате в средней части корпуса. Из остальных орудий, по 3 на каждом борту было уста­новлено во вновь устроенных казематах выше верхней палубы — в районе среза полубака. Для увеличения уг­лов обстрела эти казематы значительно выступали за линию борта, образуя массивные спонсоны, поддержи­ваемые конструкциями булей. Еще 2 127-мм орудия установили открыто над казематом, на первой палубе надстройки, по сторонам боевой рубки. На крыше казе­матов было установлено 4 76-мм зенитных орудия, по 2 на каждом борту, и еще по одному такому орудию па­лубой выше, позади противоминных 127-мм на палубе надстройки. Однако после первых же выходов в море оказалось, что 4 127-мм орудия, оставшихся на старых местах в каземате в средней части корпуса, заливаются еще сильнее, чем до модернизации, — волны легко вкатывались по наклонной поверхности булей и захлес­тывали в их порты. В результате их убрали, а порты за­делали (при модернизации "Юты" все орудия среднего каземата сняли сразу). Таким образом, в окончательном варианте противоминная батарея на обоих линкорах состояла из 12 127-мм орудий.

Были обновлены и модернизированы системы уп­равления огнем. На крышах башен № 1, 2 и 4 установи­ли вращающиеся 20-футовые дальномеры, так как для встроенных дальномеров в башне не хватало места. По сторонам носовой ажурной мачты, на палубе надстрой­ки в небольших цилиндрических башенках смонтирова­ли 2 новых центральных поста для управления огнем противоминной артиллерии, выпускавшихся в США по образцу английских приборов фирмы "Виккерс".

Наконец, 12 угольных котлов линкора заменили новыми, нефтяными "White-Foster", оставшимися на за­водах от недостроенных из-за Вашингтонского соглаше­ния новых линкоров. Новых котлов было всего 4, но они оказались гораздо более эффективными. В результате резко возросла дальность хода — до 16500 миль (!) на экономических 10 узлах. Новые котлы позволили над су­ществующим вторым дном надстроить третье дно, для улучшения защиты от подводных взрывов. Хотя турбин­ная установка осталась прежней, новые котлы с высокой паропроизводительностью дали возможность "снять" с нее большую мощность — 47376 л.с. Это позволило не только сохранить, но и превысить прежнюю скорость хода — на испытаниях корабль показал 22,16 узла. Од­нако управляемость заметно ухудшилась, и это стало ха­рактерным недостатком всех модернизированных дред­ноутов, получивших большие були; корабли не слишком хорошо держались на курсе и вяло реагировали на руль, медленно начиная поворот. В общем, однако, для тяже­лых кораблей такая управляемость еще считалась "в пределах приличий".

Дымоходы от котлов были сведены в одну трубу, окруженную прожекторными площадками и мостиками, в результате чего изменился силуэт линкора. Мощность каждого из 4 турбогенераторов увеличили до 400 кВт. На крыше 3-й башни была установлена пороховая ката­пульта, обслуживавшая 3 гидросамолета-корректиров­щика. На юте линкора для нее оказалось слишком мало места, к тому же такое расположение катапульты позво­лило использовать для обслуживания самолетов мощные шлюпочные краны по бортам от трубы.

По поводу мачт вновь разгорелся жаркий спор. Часть командиров кораблей и старших офицеров требо­вала снятия одной мачты, так как, по их мнению, наличие двух высоких мачт издалека указывает курсовой угол ко­рабля и облегчает противнику пристрелку. Однако дру­гие офицеры, особенно артиллеристы, не хотели лишать­ся высокорасположенных постов управления огнем. В результате дискуссий на "Юте" и "Флориде" была снята ажурная грот-мачта, вместо которой установили короткую мачту-однодревку — в основном для растяжки радиоан­тенн. На нее также установили кормовой циферблат-ука­затель дистанции (range-clocks). Было установлено новое радиооборудование, включая радиопеленгатор.

Модернизация "Флориды" и "Юты", фактически поставившая их в один ряд с современными линкорами, стала базовой. На ее основе учитывался первый опыт эк­сплуатации модернизированных кораблей, разрабаты­вались проекты капитального ремонта и модернизации остальных линкоров США, которые были реализованы в 30-е годы.

Эти линкоры были последними в США, вооружен­ными 305-мм орудиями. По общим конструктивным ре­шениям они были прямыми наследниками предыдущих проектов. Однако дополнительная 6 башня вызвала за­метное увеличение их размеров. Кроме того, в отличие от предыдущих линкоров, "Вайоминг" и "Арканзас" име­ли гладкопалубные корпуса с плавным подъемом палу­бы к носовой оконечности. Построечная стоимость каж­дого составляла 6 млн. долларов без учета стоимости брони и вооружения.

Нормальное водоизмещение линкоров равнялось 26000 т, полное достигло 27240 т. Длина кораблей была равна 171,3 м, ширина увеличилась до 28,4 м, осадка составляла 8,7 м. Общий вес корпуса сильно возрос, до­стигнув 10757,3 т. Метацентрическая высота при нор­мальном водоизмещении равнялась 1,647 м; при пол­ном —- 1,675 м.

Оба линкора имели четырехвальную установку турбин Парсонса, проектная мощность которой состав­ляла 28000 л.с. для обеспечения контрактной скорости 20,5 узла. Реально на испытаниях "Арканзаса" достигли 28787 л.с., что позволило развить ему 21,22 узла. Вес силовой установки составлял 2012,9 г. Дальность плава­ния 10-узловым экономическим ходом по проекту рав­нялась 6860 миль. Реально при чистом днище дальность достигала 6488 миль 12-узловым ходом, а при 20-узловой скорости корабль мог пройти 3319 миль. При по­вседневной службе из-за обрастания и изношенности угольных котлов дальность хода сокращалась до 5190 миль 10-узловым ходом и 2655 миль — 20-узловым. Эти показатели удалось улучшить только после модерниза­ции, когда корабли получили новые котлы на нефтяном отоплении и большие були, позволившие резко увели­чить запас топлива.

Линкоры типа "Вайоминг" обладали хорошей мо­реходностью, хотя, несмотря на более высокое (на 1,2 м) расположение противоминной батареи, ее орудия все равно сильно страдали от заливания и брызг. Мини­мальный диаметр циркуляции при повороте вправо на скорости 18 узлов составлял 540 метров, при циркуля­ции влево — 475 м (разница объяснялась тем, что все винты вращались в одну сторону).

На обоих линкорах пар для турбин вырабатывали 12 котлов "Babcock & Wilcox" (по длине корабля котель­ные отделения занимали 3 отсека). Основным топливом для котлов, как и ранее, был уголь. Максимальный его запас составлял 2698,8 т, но, кроме того, корабль при­нимал до 458 т нефти. Электроэнергетическая установ­ка, как и на предыдущих линкорах, состояла из 4 турбо­генераторов мощностью по 300 кВт.

Общий вес бронирования составлял 6935 т; к это­му следует добавить также вес броневой палубы, рав­ный 1215,9 т, из которых 685 т приходилось на сталь STS. Общая схема защиты соответствовала линкорам предыдущих проектов, но в некоторых местах толщина брони была увеличена. Особенно это касалось верхнего пояса и горизонтальной защиты.

Главный пояс длиной по ватерлинии 122 м умень­шался от 280 мм на верхней кромке до 229 мм на ниж­ней. В оконечностях главный пояс замыкался 280-мм траверзами. Поверх главного пояса устанавливался вер­хний пояс ("нижний каземат"), толщина которого по сравнению с типом "Флорида" возросла на дюйм; те­перь она изменялась по высоте от 280 мм на стыке с главным поясом до 229 мм — на верхней кромке. Бро­ня верхнего каземата равнялась 165 мм; нижний и вер­хний казематы в оконечностях также замыкались тра­верзами соответствующей толщины. Дымоходы были защищены 165-мм броневыми плитами.

По верхним кромкам главного пояса настилалась главная броневая палуба. Как и на типе "Флорида", она не имела скосов и выполнялась из 2 слоев стали STS. Толщина палубы в пределах цитадели была увеличена до 57 мм (44+13 мм), в районе погребов главного калибра толщина возрастала до 76 мм (63+13 мм). В районе ко­тельных отделений на участках вблизи борта над уголь­ными ямами толщина палубы уменьшалась до 7,62 мм мягкой стали. Такой же небольшой была толщина палубы над турбинами, т.е. между барбетами 4-й и 5-й башен главного калибра, так как в этом месте через все палубы проходили огромные вырезы световых и вентиляционных люков турбинных отделений, и "обрамлять" их узкими полосами тяжелой брони было бы непрактично.

Вне цитадели в носу толщина броневой палубы уменьшалась до 25 мм (два слоя по полдюйма), и в кор­ме до 38 мм (25+13 мм). Кроме того, вторая (батарей­ная) палуба в районе каземата также имела защиту, со­стоявшую из 44-мм плит никелевой стали, и на остальном пространстве между 2 и 6 башнями — 25 мм (два полудюймовых слоя STS). В корме рулевые меха­низмы были сверху прикрыты карапасной 76-мм (63+13 мм) броневой палубой со скосами.

Толщина брони барбетов башен главного калибра достигала 254 мм, в их нижней части броня утончалась до 115 мм там, где барбеты прикрывали друг друга. Толщина вертикальной брони башен была такой же, как на "Делавере": 305 мм — лобовая плита, 203 мм — боковые пли­ты, но заднюю плиту утолстили до 305 мм, чтобы скомпен­сировать увеличившийся вес новых, более длинных орудий. Толщина крыши башни равнялась 76 мм (STS). Толщина стен боевой рубки достигала 292 мм, ее крыши — 76 мм (STS). Как и на других дредноутах, в 1919 г. по опыту первой мировой войны горизонтальное бронирова­ние крыш башен и боевой рубки было усилено вдвое.

Устройство конструктивной противоторпедной защиты по схеме повторяло предыдущий проект. Защита включала слой угля, отделенный от наружного борта воздушным промежутком—расширительной камерой, предусматривалась система контрзатопления. Общая глубина противоторпедной защиты в районе котельных отделений (у миделя) составляла 7,12 м.         

По окончании постройки главное вооружение кораблей состояло из 12 305-мм/45 орудий Мк7 в 6 двухорудийных башнях, противоминная батарея из 21 127- мм/51 орудия. Из них 10 находились в каземате в средней части корабля, 4 в носу и 5 в корме — также на батарейной палубе, но без броневой защиты, и еще 2 открыто на надстройке, по бокам боевой рубки. Расположение кормового орудия было неудобным, а его углы с обстрела сильно ограниченными, но на самом деле это было исправлением еще большего неудобства. По проекту, 2 орудия должны были размещаться на корме линкора на верхней палубе, так что кормовые орудия глав­ного калибра должны были стрелять поверх них, со всеми вытекающими последствиями как для орудий, так и для их прислуги. Эту очевидную неувязку устранили еще в проекте, в марте 1909 г., заменив эти 2 палубных орудия одним, на батарейной палубе и стрелявшим пря­мо в корму. Кроме этого, во время первой мировой вой­ны линкоры получили зенитную артиллерию из 2-4 76-мм/50 орудий (вскоре после войны зенитную батарею удвоили), а также 8 пулеметов калибра 7,62 мм. Торпед­ное вооружение составляли 2 533-мм подводных тор­педных аппарата.

Экипаж по штатам мирного времени состоял из 58 офицеров и 1005 матросов; в военное время его численность возрастала до 1594 человек, а при ис­пользовании корабля в качестве флагманского — до 1663 человек.

Вскоре после Вашингтонского соглашения США начали обширную программу коренной модернизации всех сохранившихся в составе флота дредноутов. Стави­лась задача "подтянуть" их, насколько возможно, к стан­дартам "Большой Пятерки"—линкорам типов "Теннесси" и "Колорадо". В первую очередь реконструкции подле­жали дредноуты с 305-мм артиллерией и угольным ото­плением котлов. Из них первыми такую модернизацию прошли линкоры типа "Флорида", а вслед за ними, в 1925-1927 г. - "Вайоминг" и "Арканзас". Общая идея мо­дернизации, содержание и объем работ были примерно такими же, как у кораблей типа "Флорида".

Для улучшения подводной защиты в подводной части корпуса было значительно улучшено разделение на отсеки. Линкоры получили по бортам объемистые противоторпедные були, лишившись при этом подвод­ных торпедных аппаратов. При этом их ширина возрос­ла до величины, предельной для прохождения Панамс­ким каналом — 32,3 м. В результате общая глубина противоторпедной защиты на миделе достигла 9 м. Как и на "Юте" и "Флориде", були изготовили из очень тон­ких стальных листов, что вызывало неприятности в по­вседневной службе, и впоследствии обшивку булей пришлось укреплять.

Сами були по конструкции отличались от таковых на "Юте" и "Флориде". Они были уже, т.к. линкоры типа "Вайоминг" изначально имели большую ширину и не разделялись по вертикали на внутреннюю и внешнюю секции. Внутри булей проходила горизонтальная пере­борка, разделявшая их на верхнюю и нижнюю части. Обе части булей были пустыми и играли роль расшири­тельной камеры, не используясь для хранения топлива.

Изменения, произведенные внутри корпуса, пол­ностью соответствовали работам, проведенным на "Юте" и "Флориде", — разница заключалась лишь в том, что здесь продольная переборка, разделяющая вне­шнюю и внутреннюю угольные ямы, изначально стояла ближе к наружному борту, и эти ямы имели разный объем (внутренний больше). Нормальный запас топлива теперь составлял 3786 т, предельный — 5543 т. После установки булей стандартное водоизмещение состави­ло 27900 т, полное 29000 т.

Снова усилили горизонтальное бронирование, при этом новые защитные плиты из стали STS уклады­вались поверх имеющихся. Общий объем и схема работ были такими же, как и на кораблях типа "Флорида", от­личия состояли в следующем. На второй (жилой) палубе над погребами на существующие 2 слоя плит по 13 мм добавили 2 слоя по 44 мм, над котлами на имеющиеся 44 мм никелевой стали было также добавлено 2 слоя плит — один 30-мм, второй 44-мм. На узких участках у бортов в районе котельных отделений эти плиты укла­дывались на существующие тонкие (7,62-мм) защитные плиты из мягкой стали. Над машинами на второй палубе толщина брони изначально была меньше, поэтому здесь установили добавочные 3 слоя плит: один 19 мм, вто­рой и третий по 44 мм. Фактически эта палуба, как и на линкорах типа "Флорида", теперь стала главной броне­вой палубой, а находившаяся ниже третья (бывшая глав­ная броневая) палуба теперь играла роль противоосколочной. В нос от цитадели на третьей палубе были уложены 2 слоя плит STS по 44 мм толщиной.

В корму от цитадели, над карапасной палубой, защищающей рулевые механизмы, толщина горизон­тальной третьей палубы изначально составляла 7,62 мм мягкой стали; теперь поверх нее на этом участке были уложены плиты STS толщиной 44 мм. Дополнительные плиты толщиной 44 мм были также уложены поверх имеющейся брони на крышах башен главного калибра и боевой рубки.

Были обновлены и модернизированы системы уп­равления огнем. На крышах башен № 1 и 5 установили вращающиеся башенки с 20-футовыми дальномерами (для встроенных дальномеров в башне не хватало мес­та). По сторонам носовой ажурной мачты, на палубе над­стройки в небольших цилиндрических башенках были установлены 2 новых центральных поста для управления огнем противоминной артиллерии, выпускавшихся в США по образцу английских фирмы "Виккерс" (это обо­рудование превратилось в стандартное для американс­ких линейных кораблей). Как на "Юте" и "Флориде", была снята ажурная грот-мачта. Но на линкорах типа "Вайоминг" на палубе было больше свободного места, и между 4 и 5 башнями установили короткую треногую мачту с наблюдательными постами и прожекторными мостиками. Установили новое радио и радиопеленгаторное оборудование.

Противоминную батарею уменьшили и перестрои­ли. Теперь она включала 16 127-мм орудий, из которых только 8 остались в корпусе под верхней палубой, на своих старых позициях остались 4 кормовых орудия (сня­ли центральное) и 4 в задней части среднего каземата. Из остальных орудий, по 3 на каждом борту, было уста­новлено во вновь устроенных казематах выше верхней палубы. Для увеличения углов обстрела эти казематы вы­ступали за линию борта, образуя спонсоны такой же фор­мы, как на "Юте". Еще 2 127-мм орудия установили от­крыто над казематом, на второй палубе надстройки, по сторонам боевой рубки. На крыше казематов было уста­новлено 8 76-мм зенитных орудий, по 4 на каждом бор­ту. Кроме этого, имелось 8 пулеметов калибра 7,62 мм.

12 угольных котлов заменили на 4 новых нефтя­ных "White-Foster". В результате замены котлов и увеличения запаса топлива предельная дальность хода возросла до 14000 миль экономическим 10-узловым хо­дом, или 7000 миль 18-узловым. Как и на "Юте" и "Фло­риде", в районе котельных отделений над существую­щим вторым дном было надстроено третье дно для улучшения защиты от подводных взрывов. Турбинная ус­тановка осталась прежней, однако установка новых кот­лов с высокой паропроизводительностью позволила раз­вивать большую мощность (на испытаниях 43187 л.с.). Это в свою очередь позволило, несмотря на увеличение ширины корабля, избежать потери скорости хода — на испытаниях линкор развил 21,41 узла. Управляемость, однако, несколько ухудшилась, как и на всех дредноутах, после установки больших булей. Диаметр циркуляции на 12-узловом ходу после модернизации равнялся 575 м.

Мощность каждого из 4 турбогенераторов увели­чили до 400 кВт. Дымоходы от всех 4 котлов были сведе­ны в одну трубу, в результате чего изменился силуэт линкора. Позади трубы установили второй главный пост управления огнем, лишившийся своего места после снятия ажурной грот-мачты. На крыше 3-й башни была установлена пороховая катапульта, обслуживавшая 3 гидросамолета-корректировщика. Для обслуживания самолетов использовались мощные шлюпочные краны по бортам у трубы.

После модернизации экипаж линкора типа "Вай­оминг" состоял из 65 офицеров и 1177 матросов.

В таком виде линкоры типа "Вайоминг", хотя и ус­тупали новым кораблям по мощи вооружения и защите, были достаточно современными кораблями. После завер­шения работ и прохождения испытаний "Арканзас" в 30-егг.. активно действовал в составе флота. Судьба "Вайо­минга" была другой —- по решению Лондонской морской конференции он подлежал частичному разоружению и превращению в учебно-артиллерийский корабль. Рабо­ты проводились с 21 мая 1930 г по 1 июля 1931 г. В ре­зультате корабль лишился недавно установленных булей, боевой рубки и бортовой брони, один из котлов (№1) был выведен из эксплуатации, и в результате полная мощность турбин была ограничена 20000 л.с., а скорость полного хода 18 узлами. Были сняты 3,4 и 5 башни.

Впоследствии, в 1944 г., "Вайоминг" прошел еще один большой ремонт и модернизацию, в процессе ко­торой лишился всех 305-мм орудий, вместо которых ус­тановили различное зенитное вооружение и оборудова­ние для проведения испытаний и обучения зенитных расчетов. На момент окончания войны вооружение "Вайоминга" состояло из 8 127-мм/38 орудий в 4 2-орудийных башнях, 2 127-мм/38 орудий в 2 одноорудийных башнях (правый борт), 4 127-мм орудий в откры­тых одиночных установках (левый борт), 4 76-мм орудий в открытых одиночных установках (правый борт), 1 счетверенного, 4-х спаренных и 2-х одинарных 40-мм/56 "Бофорсов", и 8-15 20-мм/70 "Эрликонов" (20-мм автоматы, как и 12,7-мм пулеметы, имели руч­ное управление, легко устанавливались и снимались силами экипажа по решению командира корабля, и от­следить их точную численность и "перемещение" по ко­раблю не всегда представляется возможным).

Главное вооружение "Арканзаса" (12-305-мм) до конца его службы не менялось. Перед войной, правда, несколько раз поднимался вопрос о снятии средних башен. Это позволило бы заменить силовую установку на более мощную, увеличив скорость, а также освобо­дить место на палубе для новой мощной зенитной ба­тареи. Однако нет никаких свидетельств, что такая перспектива была сколько-нибудь реальной и рассмат­ривалась серьезно, хотя бы на уровне составления проекта модернизации.

Во время войны "Арканзас" прошел еще 2 до­вольно крупные модернизации. Во время первой из них, с 6 марта по 26 июля 1942 г., ажурная фок-мачта была заменена на треногую, угол возвышения орудий главного калибра увеличили до 30°, модернизирована система управления стрельбой, установлены радары SK, SG и SC, артиллерийский радар FC Мк3. Зенитную батарею усилили 2 дополнительными 76-мм автоматами, установленными на верхней палубе по бортам от кор­мовой треноги. Кроме того, были установлены 4 четырехствольных 28-мм зенитных автомата ("чикагские пи­анино"), 2 на месте снятых 127-мм по бортам от боевой рубки и 2 на крыше каземата противоминной батареи вместо 2 76-мм орудий. В сентябре и в декабре доба­вили еще четыре "чикагских пианино": два у основания кормовой треноги и еще два на верхней палубе в райо­не миделя, у кормового среза каземата. Кроме того, было установлено 30 20-мм "Эрликонов" на палубе, надстройках и на площадках поверх шлюпочных кранов. Как и в прошлую войну, почти все шлюпки и катера сня­ли, и вместо них в различных местах, в основном на башнях, было закреплено множество спасательных пло­тов. Для улучшения условий наблюдения за воздухом, по опыту войны в европейских водах, увеличили пло­щадь открытых мостиков, которые получили защиту в виде фальшборта с противопульным бронированием. Экипаж военного времени возрос до 1330 человек.

Все это привело к тому, что полное водоизмеще­ние линкора возросло до 31000 т., и для частичной раз­грузки, а также ввиду сильной заливаемости при волне­нии сняли все 8 127-мм орудий, находившихся в корпусе ниже верхней палубы. Теперь противоминная батарея состояла всего из 6 127-мм орудий в среднем каземате, по 3 с каждого борта. При выходе с верфи линкор получил стандартный "атлантический камуфляж" Ms22, предназначенный для затруднения обнаружения и прицеливания командирам немецких подводных ло­док. Впоследствии, в 1944 г., этот камуфляж заменили на "разбивающую схему" окраски Ms31a/7b, в виде кон­трастных полос с четкими границами.

Как известно, на службе "чикагские пианино" оказались слишком капризными и недостаточно надеж­ными установками. Поэтому в апреле-мае 1943 г. их за­менили на гораздо более удачные и мощные счетве­ренные 40-мм/56 "Бофорсы". Эти орудия имели весьма совершенную систему наведения в виде индивидуаль­ных постов управления для каждой установки. В это же время вместо 4 одноствольных "Эрликонов" установили 8, в двух новых четырехствольных установках. В таком виде корабль действовал в Атлантике и в европейских водах до осени 1944 г.

После возвращения из Европы линкор еще раз модернизировали. Работы проводились в Бостоне, с 14 сентября по 7 ноября 1944 г. Количество четырех­ствольных 40-мм/56 "Бофорсов" довели до 8 (итого 32 ствола), а "Эрликонов" до 28 одиночных и двух четырех­ствольных установок (итого 36 стволов). Уже перед от­правкой на Тихий океан на юте установили еще один, девятый счетверенный "Бофорс" и 2 76-мм зенитных орудия, доведя их общее число до десяти. Такое уве­личение зенитной артиллерии привело к тому, что вновь выросла численность экипажа — до 1650 человек. Были вновь значительно расширены открытые мостики, обо­рудованы новые посты для наблюдения за воздухом и целеуказания зенитным орудиям. Все это означало до­полнительный вес, который не мог не сказаться на осад­ке и ходовых качествах корабля: максимальная скорость хода уменьшилась до 19,2 узла. Установили второй ра­дар SG, радар SK перенесли на фок-мачту. Кроме это­го, для управления огнем 76-мм автоматов установили 2 новейших радарных автомата стрельбы Мк51: один на носовой надстройке, второй на верхней площадке кор­мовой треноги, на месте радара SK.

Этот шаг дал неожиданный эффект. Дело в том, что еще перед началом войны 76-мм орудия уже счита­лись безусловно устаревшими: мощность их снаряда считалась избыточной, а скорость и точность наведения и плотность огня недостаточными. В результате они рас­сматривались как временная мера, призванная "запол­нить паузу" до поступления достаточного количества новых автоматов: сначала "чикагских пианино", потом 40-мм "Бофорсов".

Однако к концу войны японцы стали широко применять тактику "камикадзе". Пилоты-самоубийцы шли на корабль, не обращая внимания на загради­тельный огонь и не считаясь с повреждениями своего самолета. При этом даже если пилот погибал, зачас­тую самолет при отвесном пике набирал такую инерцию, что его не могли сбить с траектории даже пря­мые попадания 40-мм снарядов. Оказалось, что един­ственным ответом на это может быть полное разруше­ние самолета прямым попаданием мощного снаряда на большом расстоянии от корабля. И вот по этой при­чине старые 76-мм орудия вдруг получили "второе дыхание" — в комбинации с новейшими радарными автоматами стрельбы и снарядами с временным взры­вателем они показали блестящие возможности m "убийцы камикадзе".

Первые же результаты настолько впечатлили флотских офицеров и артиллерийских специалистов, что уже в 1945 г. командование Тихоокеанского флота офи­циально заявляло, что 76-мм зенитное орудие при ис­пользовании автомата стрельбы Мк 51 и снарядов с вре­менным взрывателем по эффективности превосходит спаренный 40-мм "Бофорс", и по крайней мере не ус­тупает счетверенному! Летом 1945 г. была запланиро­вана очередная масштабная модернизация "Арканзаса", в результате которой корабль должен был получить но­вые универсальные двухорудийные установки с 127-мм/38 орудиями, однако окончание войны привело к отмене этих планов.

Поскольку на Тихом океане основная угроза для кораблей исходила от авиации, перед уходом на театр военных действий "Арканзас" получил "тихоокеанскую" схему окраски Ms 21, затрудняющую противнику обна­ружение и опознавание корабля с воздуха. В таком виде он действовал в составе тихоокеанского флота до конца войны.