Броневые плиты

 

Основным броневым материалом, применявшимся для производства вертикальной поясной защиты для американских линейных кораблей начала 20 века, была броня класса "А" производства фирмы "Мидвэйл" (Midvale Non-Cemented), типа Mk-1. В частности, эта броня выпуска 1907-1912 г. применялась при постройке линкоров с 305-мм и первых кораблей с 356-мм артиллерией — вплоть до типа "Nevada" включительно.

Эта броня была вязкой с изнанки и закаленной с лицевой части, что позволяло плитам сопротивляться удару снаряда, вызывая его разрушение, и в то же время не раскалываться при попадании, благодаря довольно "мягкой" основе. По своим свойствам эта броня была довольно близка к цементированной крупповской броне КС (Krupp Cemented), применявшейся в те же годы при строительстве германского линейного флота.

Последующие тесты и рассекреченные в более позднее время данные позволяют сделать вывод, что американская закаленная броня того времени была на уровне лучших мировых стандартов, превосходя по большинству характеристик броневой материал других флотов и заметно уступая только австро-венгерской броне производства Витковицких заводов. Тем не менее американским специалистам, не знакомым в тот момент с этими данными, по результатам стрельбовых испытаний характеристики своей брони показались недостаточными (слишком твердой и вследствие этого "хрупкой", т.е. склонной к растрескиванию при попаданиях), что привело к дальнейшим исследованиям и улучшениям качества броневого материала.

В результате усилий исследовательских организаций флота и металлургической промышленности фирмой "Бетлехем Айрон Уоркс" была создана новая марка брони Class AMk 2. С этого момента фирма "Бетлехем" становится основным поставщиком броневого материала для флота США, и броня этой фирмы использовалась при строительстве следующих серий "стандартных" линкоров (на­чиная с типа "Pennsylvania").

При строительстве линкоров также широко исполь­зовалась броня класса В (гомогенная), в частности, для го­ризонтальной защиты (броневых палуб). По сравнению с аналогичным материалом других флотов, американская го­могенная (незакаленная) броня была, по всей видимости, лучшей в мире. Осознание этого факта, в сочетании с на­стороженным отношением к определенным характерным свойствам закаленной брони (повышенная хрупкость ли­цевой части), привела к появлению некоторых особеннос­тей использования броневого материала на кораблях. Так, американцы использовали для лобовых плит башен ГК го­могенную броню (класса В), считая, что если только зака­ленная броня не вызывает гарантированного разрушения снаряда до пробития плиты, во всех иных случаях исполь­зование гомогенной брони является предпочтительным.

В качестве противоосколочной защиты — как гори­зонтальной (противоосколочная палуба), так и местной (лег­кие прикрытия-барбеты вокруг зенитных установок, защи­та постов наведения и другого важного оборудования на мачтах и надстройках) — широко применялись плиты "ста­ли специальной обработки" (STS Special Treatment Steel), близкой по характеристикам к гомогенной броне, обычно толщиной от 102 мм и ниже. Эта сталь начала массово про­изводиться в США начиная с 1910 г. Со временем область применения этой стали на кораблях, в основном для усиления локальной защиты, росла. Это не означало принци­пиального отхода от схемы защиты "все или ничего" — про­сто появились новые угрозы, такие как бомбардировка и штурмовка (обстрел) надстроек кораблей с самолетов и об­стрел с близкой дистанции с берега (при непосредствен­ной поддержке десантов), что вновь подняло значимость противоосколочной защиты. Особенно широко сталь STS применялась при военных модернизациях линейных кораб­лей в 1941-1945 гг., чему способствовал тот факт, что она хорошо поддавалась электросварке.