ВВ-36 "Nevada"

 

Линейный корабль "Nevada" (BB 36) стал вто­рым кораблем в истории флота США, носившим это имя. Киль линкора был заложен на верфи "Фор Ривер Шипбилдинг Компани" (Куинси, шт. Массачусеттс) 4 ноября 1912 года. Стапельный период продолжался год и 8 месяцев; 11 июля 1914 корабль спустили на воду. На церемонии спуска роль "крестной матери" линко­ра исполнила племянница губернатора штата Невада Таскера Л.Одди и родственница министра флота Бен­джамина Стоддарта мисс Элинор Днни Сейберт. Пос­ле еще 1 года и 8 месяцев достройки на плаву, 11 марта 1916 г. дредноут был принят флотом. Первым коман­диром стал кэптен Уильям С. Симе — авторитетный специалист в области морской артиллерии и один из самых известных офицеров американского флота.

После прохождения испытаний и неизбежных мелких заводских доработок и исправлений, 26 мая 1916 г. "Nevada" прибыла в Ньюпорт и была вклю­чена в боевой состав Атлантического флота. Миро­вая война была в разгаре, и рост потерь американс­ких судов и моряков с каждым месяцем менял настро­ение в США от изоляционизма, до все более откро­венной враждебности к Германии. В этих условиях американские линкоры проводили интенсивную бо­евую подготовку: становилось все очевиднее, что не­далек тот день, когда им придется пересечь океан, чтобы присоединиться к своему британскому союз­нику. В преддверии будущего участия в конвойных операциях, командование американского флота раз­вернуло соответствующую подготовку экипажей эс­кадренных миноносцев. Одновременно американская промышленность осуществляла невиданную доселе программу массовой постройки эсминцев по стандар­тному проекту; всего этих кораблей — знаменитых впоследствии "четырехтрубников" построили 273 единицы. Вместе с другими крупными кораблями в течение 1917 г. "Nevada" наряду с артиллерийской практикой использовалась как учебный корабль для экипажей строившихся эсминцев.

В апреле 1917 г. США объявили войну Герма­нии, и в помощь британскому флоту в Скапа-Флоу была направлена дивизия американских дредноутов. Однако из-за нехватки жидкого топлива в Англии пер­воначально в Европу направили не новейшие "нефтя­ные" сверхдредноуты, а "угольные" первых проектов.

Однако к середине 1918 г. поток людей и грузов через Атлантику возрос настолько, что у англичан воз­никли новые опасения. Немцы могли попытаться орга­низовать прорыв в Атлантику одного или нескольких своих линейных крейсеров для атаки на конвои и в пер­вую очередь на транспорты с войсками. Понятно, что такая авантюра в итоге все равно завершилась бы ги­белью этих линейных крейсеров, однако подобная ата­ка могла бы нанести союзникам тяжелые потери и при этом резко поднять боевой дух в Германии. При этом союзники не могли одновременно эффективно пере­крыть все потенциальные маршруты, которыми могли бы воспользоваться немцы для такой операции — ос­новные силы британского флота должны были дер­жаться вместе, нейтрализуя потенциальную угрозу гер­манского Флота Открытого Моря. С течением време­ни эти опасения росли, подогреваемые такими собы­тиями, как германская атака в начале 1918 г. на кон­вой, шедший в Норвегию, и выход в море германского Флота Открытого Моря в апреле 1918 г. (правда, не удавшийся).

Своими опасениями англичане поделились с аме­риканцами. Командование флота США отнеслось к проблеме весьма серьезно, и было решено направить в Европу новейшие нефтяные линкоры, невзирая на все трудности со снабжением. Спешно завершив курс ар­тиллерийской практики в водах у Ньюпорта, 13 авгус­та 1918 г. "Nevada" направился через Атлантику на соединение с британским флотом. 23 августа корабль прибыл в Бэнтри-Бэй (Ирландия), где и базировался в последующие месяцы, однако ожидаемый прорыв гер­манского флота так и не состоялся, и боевых контак­тов с противником линкор не имел.

Самой яркой страницей этого европейского по­хода "Nevada" стало сопровождение лайнера "George Washington" с президентом В.Вильсоном на борту в те­чение последнего дня его пути в Брест. Выполнив эту почетную церемониальную миссию, 14 декабря линейный корабль напра­вился домой.

Потекли годы мирной службы, за­полненные боевой практикой, маневра­ми, официальными ви­зитами и дальними учебными походами. В сентябре 1922 г. "Nevada" представлял США на празднествах в Рио-де-Жанейро по случаю столетия неза­висимости Бразилии. Однако постепенно "Nevada", как и другие новые линкоры, стал все большую часть времени проводить у западного побережья США, а не в составе дивизий Атлантичес­кого флота. После Ва­шингтонского согла­шения 1922 г. Япония окончательно стала для США основным потенциальным про­тивником, и центр внимания и активнос­ти американского фло­та переместился на Ти­хий океан.

С 1924 г. "Nevada" постоянно базировался на запад­ное побережье и при­нимал участие во всех учениях и других ме­роприятиях Тихооке­анского флота. Так, с июля по сентябрь 1925 г. "Nevada", в со­ставе эскадры флота США, посетил с дру­жественным визитом Австралию и Новую Зеландию. Такой маршрут похода был избран не слу­чайно: расстояние от западного побережья США до Австралии примерно равняется расстоянию до Япо­нии, и весь этот путь американские корабли продела­ли без заходов в базы, принимая все виды снабжения с судов "плавучего тыла". Поход имел целью проде­монстрировать всем (а в особенности японцам) воз­можности линейного флота США, особенно в плане автономности.

В конце лета 1927 г. линкор перешел (через Па­намский канал) на восточное побережье, чтобы прой­ти капитальный ремонт и модернизацию на верфи "Норфолк Нэйви Ярд". Работы заняли более 2 лет — с 27 сентября 1927 г. по 26 ноября 1929 г. Модернизация затронула практически все системы корабля; в процес­се работ с линкора сняли и заменили все надстройки по верхнюю палубу, улучшили противоторпедную за­щиту, включая установку противоторпедных булей; за­менили котлы и главные механизмы, установили но­вую противоминную и зенитную батарею с соответ­ствующими системами управления огнем, в связи с чем ажурные мачты заменили на массивные треноги, уста­новили 2 катапульты и другое оборудование для об­служивания 3 бортовых гидросамолетов.

В начале 1930 г. обновленная до неузнаваемости "Nevada" перешла к западному побережью, чтобы про­должить службу в составе Тихоокеанского флота. Не­смотря на трудные времена Великой депрессии, линко­ры значительную часть времени находились в море. Из-за ограничений финансирования и лимита на расход топлива боевая учеба главным образом проходила вблизи баз Сан-Педро и Сан-Диего, но периодически, особенно в периоды дипломатических обострений, лин­коры выдвигались к Гавайям — поближе к японским базам в Микронезии. В течение 30-х годов напряжение в отношениях с Японией постепенно, но неотвратимо нарастало. Офицеры линейного флота не раз с раздра­жением отмечали активность японской разведки, явно проявлявшей повышенный интерес к учениям и стрель­бам кораблей. Неоднократно в период проведения ма­невров в районы учений "случайно" вторгались япон­ские танкеры, пытавшиеся вести фото- и радиоразвед­ку действий флота. Не менее нервировали командова­ние и действия рыболовных сампанов, принадлежав­ших японским рыбакам, проживавшим на западном по­бережье — слишком многие из них совершенно явно интересовались не рыболовством, а наблюдением за ба­зами линейного флота.

Базирование в Перл-Харборе имело свои мину­сы: база активно развивалась, но даже к концу 30-х годов ее возможности и, в частности, ремонтные счи­тались недостаточными для постоянного базирования большого числа линейных кораблей. Тем не менее, при­сутствие линейного флота в Перл-Харборе сильно не­рвировало японцев, и американское правительство ис­пользовало этот аргумент как средство политического давления на воинственных японских лидеров.

К концу 30-х годов "Nevada", вместе с "Oklahoma", были самыми старыми линкорами Тихо­океанского флота. Однако "Oklahoma" по-прежнему имела определенные проблемы с ее паровыми машина­ми, и поэтому "Nevada" к 1941 г. была на более хоро­шем счету.

Утром 7 декабря 1941 г. "Nevada" в одиночестве стояла на бочках у острова Форд в гавани Перл-Харбора. Таким образом, в отличие от других линкоров, ошвартованных парами, корабль имел свободу маневра. Перед японской атакой вахтенному офицеру лейте­нанту Тоссиджу доложили, что уже четвертый день под парами в качестве "дежурного" находится один и тот же котел. Лейтенант приказал развести пары в другом котле; в результате во время налета на "Nevada" оказа­лись в действии два котла, что позволило кораблю сэ­кономить значительное время и в рекордный срок под­нять пары и дать ход.

Зенитная батарея линкора открыла огонь в пер­вые же минуты атаки, при этом 127-мм орудия сбили 1 или 2 торпедоносца, кроме того, один истребитель был сбит автоматным и пулеметным огнем с надстроек, ко­торый матросы открыли (многие — без команды), как только осознали, что происходит в гавани.

Тем не менее интенсивный огонь все же не позво­лил линкору избежать неприятностей. Авиаторпеда типа 91, сброшенная с торпедоносца "Кейт", поразила корабль в носовую часть левого борта в весьма опас­ном месте — почти прямо под носовыми башнями ГК. Взрыв проделал огромную пробоину — размерами око­ло 9 м в наружной обшивке буля в районе носовых ба­шен. Однако противоторпедная защита прекрасно выполнила свою роль, ограничив разрушения в основном отсеками булей и внутренней конструктивной защиты непосредственно в районе взрыва. Возникшие течи че­рез поврежденную и деформированную противоторпед­ную переборку также удалось в общем взять под конт­роль, хотя борьбе с затоплениями серьезно мешали от­крытые люки, горловины и т.п. — проявления изна­чальной неготовности к атаке корабля, стоявшего в мирное время в главной базе флота и не ожидавшего в это воскресное утро ничего подобного. Вскоре корабль получил также 2 попадания авиабомб.

Тем не менее уже к 8 ч. 40 мин. — менее чем че­рез полчаса после торпедирования, линкор был готов дать ход, хотя выход из базы по извилистому фарва­теру без буксиров был довольно сложным делом. Мед­ленно двинувшись с места, "Nevada" направился к во­ротам входного канала, последовательно проходя мимо поврежденных и горевших линкоров, ошварто­ванных у южного берега острова Форд. Однако еще до выхода на фарватер корабль получил еще несколь­ко бомбовых попаданий. Многие японские пилоты об­ратили внимание на активность "Nevada" и избрали его своей целью, т.к. медленно двигающийся громадный корабль был весьма привлекатель­ной целью, и если бы удалось потопить лин­кор на фарватере, то это был бы отличный спо­соб на много месяцев закупорить вход в Перл-Харбор. Пикирующие бомбардировщики "Вэл" один за другим заходили в атаку на лин­кор; буквально за пару минут корабль полу­чил несколько (как минимум 3) попаданий 250-кг бомб, вскрывших палубу полубака в носо­вой части перед башнями ГК, разрушив и по­вредив многие конструкции, шлюпки и катера на надстройке в средней части.

Близкие разрывы также были далеко не безвредны, осыпая корабль осколками и по­вреждая ударной волной обшивку в подводной части, что приводило к новым затоплениям. В носовой части взрывами бомб была поврежде­на цистерна авиатоплива, что привело к силь­ному пожару. Корабль заволокло дымом, а столбы воды от близких разрывов бомб време­нами почти скрывали его из видимости. Уви­дев множество японских самолетов, атакующих "Nevada", старший на рейде адмирал Фэрлонг стал опасаться, что поврежденный корабль может сесть на грунт прямо во входном кана­ле, и приказал линкору сойти с фарватера; "Nevada" выполнил приказ и через несколько минут приткнулся к берегу на южной стороне канала напротив острова Форд. Когда экипаж наконец справился с основными пожарами, ко­мандир линкора с помощью буксиров перевел его на противоположную сторону канала и вновь приткнул кормой к мели.

В ходе атаки на корабле убило 50 человек, еще 109 было ранено.

После посадки на мель на корабле остались толь­ко аварийные партии, продолжавшие при поддержке портовых средств борьбу с огнем и водой. Тем не ме­нее, их героические усилия не могли заменить дверей и люков в водонепроницаемых переборках — в мирное воскресное утро до начала атаки многие их них откры­ли для дополнительной вентиляции. Теперь они нахо­дились под слоем воды и нефти в темных глубинах кор­пуса, и несмотря на все усилия, в течение следующих суток вода постепенно распространилась по кораблю, и "Nevada" села на грунт всем корпусом. Основная часть экипажа под руководством офицеров сошла на берег и вместе с солдатами и гражданскими рабочими занялась рытьем окопов и траншей — внезапность ата­ки внушила командованию мысль, что японский десант на Гавайи последует в ближайшие дни или даже часы.

Как известно, эти опасения не оправдались, и с первых же дней войны в Перл-Харборе развернулись масштабные работы по подъему и ремонту потоплен­ных и поврежденных кораблей. В результате активной работы аварийно-спасательной службы флота уже 12 февраля 1942 г. "Nevada" подняли и 18 февраля ввели в док. На заводе в Перл-Харборе был произведен вре­менный ремонт — заделаны пробоины, восстановлена водонепроницаемость корпуса и частично отремонти­рованы главные механизмы настолько, чтобы обеспе­чить переход на западное побережье для окончатель­ного восстановления. В середине апреля провели послеремонтные испытания, и 22 апреля 1942 г. "Nevada" ушел из Перл-Харбора на западное побережье для ре­монта, продолжавшегося на верфи "Пьюджет Саунд Нэйви Ярд" до декабря 1942 г.

Командование флота остро ощущало недостаток линейных кораблей и требовало скорейшего заверше­ния работ, поэтому, помимо капитального ремонта корпуса и механизмов, на "Nevada" произвели лишь те модернизационные работы, которые считались со­вершенно необходимыми для действий на Тихом океа­не в новых условиях. Фактически обсуждение проекта модернизации "Nevada" началось уже 2 февраля 1942 г. еще до того, как корабль подняли. Первоначально вообще имелось в виду ограничиться лишь возвраще­нием корабля к тому состоянию, которое он имел на 6 декабря 1941 г. — планировалось только добавить систему дистанционного управления для 127 мм/25 зенит­ных орудий и установить в разных местах на надстрой­ках пару десятков 20-мм "Эрликонов". Однако ход вой­ны на Тихом океане быстро показал необходимость бо­лее существенной модернизации. Тем не менее, к апре­лю 1942 г. ко времени ухода "Nevada" из Перл-Харбора проект был готов, и в течение года на корабле про­вели весьма основательную модернизацию, значитель­но улучшившую его боевые возможности.

По окончании ремонта линкор прошел полный цикл испытаний, индивидуальной боевой подготовки у западного побережья и в начале мая 1943 г. был пере­веден в северные воды, к побережью Аляски. Здесь с 11 по 18 мая 1943 г. "Nevada" в каче­стве корабля огне­вой поддержки участвовал в опе­рации по освобож­дению захваченно­го японцами ост­рова Атту (Алеут­ские о-ва). По за­вершении опера­ции, в июне лин­кор перевели (че­рез Панамский ка­нал) на Атланти­ческое побережье, где на верфи "Норфолк Нэйви Ярд" до середины августа 1943 г. была про­изведена дополнительная модернизация. При этом было установлено новейшее радиолокационное и ра­диооборудование, в том числе новый радар обнаруже­ния воздушных целей SK на треногой фок-мачте. При этом сохранили и прежний радар SC, установленный на грот-мачте. По завершении работ до марта 1944 г. "Nevada" отрабатывал задачи боевой подготовки и од­новременно периодически привлекался к прикрытию конвоев в Атлантике.

В апреле 1944 г. "Nevada" прибыл в британские воды, чтобы подготовиться к участию в операции "Оверлорд" - стратегическом десанте союзнических войск на побережье Франции. В составе гигантского флота вторжения на рассвете 6 июня 1944 "Nevada" по­явился у побережья Нормандии и открыл огонь по не­мецким береговым укреплениям, прокладывая путь пер­вой волне десанта. Линкор продолжал интенсивную бомбардировку немецких позиций у Шербура до 17 июня. Германские береговые батареи активно отвеча­ли — за эти дни они 27 раз брали линкор в вилку, но умелое маневрирование и точный ответный огонь гро­мадных орудий "Nevada" позволили линкору избежать неприятностей. Огневые задачи не ограничивались при­брежной полосой; некоторые из обстреливаемых целей находились в 17 милях от береговой черты — англо-­американское командование настойчиво и успешно ста­ралось помешать снабжению немецких войск и препят­ствовало любой их попытке переформировать и скон­центрировать свои силы для контратаки.

После 8-дневной передышки и приема снабже­ния линкор продолжал обстрел в течение дня 25 июня, уничтожая цели по заявкам продвигавшихся вперед сухопутных войск. После этого корабль вернулся в базу, где прошел мелкий ремонт, и после краткого от­дыха экипажа начал активную подготовку к участию в следующей стратегической десантной операции -вторжению в Южную Францию. После перехода на Средиземное море, в соответствии с планом операции "Драгун", линейные корабли "Nevada" и "Texas" включили в состав группы поддержки высадки "Дель­та" и сформировали 85 Оперативное соединение. Вы­садка началась 15 августа 1944 г., и в первый же день "Nevada" открыл огонь из орудий главного калибра по германским тяжелым береговым батареям у Туло­на. Немцы активно отвечали из 330-мм орудий, сня­тых с затопленных французских линейных кораблей. Интенсивные бомбардировки береговых объектов и дуэли с береговыми батареями продолжались до 25 сентября, в результате чего стволы орудий главного калибра "Nevada" оказались полностью расстрелян­ными. В конце сентября "Nevada" отбыл в США для ремонта и замены лейнеров.

По завершении работ, проводившихся в Нью-Йорке, линейный корабль наконец направили на. Ти­хий океан, вместе с "Texas", "New York" и "Arkansas". Перевод всех старых линкоров с Атлан­тики был вызван тем, что в Европе задач для этих кораблей фактически уже не оставалось. При этом планировавшееся вторжение на Иводзиму требова­ло для артиллерийской поддержки как можно больше крупных кораблей, в то время как соединение из 6 линейных кораблей под командованием вице-адми­рала Олдендорфа все еще было связано необходимо­стью поддерживать наступление сухопутных сил в за­ливе Лингайен на Филиппинах.

"Nevada", "Texas", "New York" и "Arkansas", вместе с только что завершившими модернизацию "Idaho" и "Tennessee", составили мощное соединение из 6 линейных кораблей — 54 Оперативное соедине­ние, под командованием контр-адмирала Роджерса. Со­единение достигло берегов Иводзимы 16 февраля и с ходу включилось в боевую работу, обеспечивая артил­лерийскую поддержку высадки морской пехоты. Бом­бардировка Иводзимы продолжалась до 7 марта, пос­ле чего настала очередь следующего важнейшего опор­ного пункта японской обороны острова Окинава. В отличие от недавно приобретенных Каролинских, Маршалловых и Марианских островов, Окинава считалась исторической территорией собственно Японии. Соот­ветственно, при вторжении на остров ожидалось фа­натичное сопротивление, и операция обещала быть трудной, что полностью подтвердилось на практике. Хотя сама высадка на побережье прошла на удивление гладко, в глубине острова японцы, закрепившись на заранее подготовленных рубежах, оказывали яростное и упорное сопротивление, а их авиация оказывала им всю возможную в данной ситуации помощь в виде мно­гочисленных, непрерывных и хорошо скоординирован­ных атак камикадзе.

Восполнив истраченный у Иводзимы боезапас и дав минимальный отдых экипажу, "Nevada" прибыл к Окинаве и 24 марта начал "предварительную" бомбар­дировку острова, пытаясь нарушить систему японской обороны перед началом высадки. Снаряды линкора об­рушивались на японские взлетные полосы, береговые и полевые укрепления и районы концентрации войск — любые заслуживающие внимания цели, которые мог­ли помешать высадке и продвижению войск и которые могли обнаружить наблюдатели с корабля и поднятые в воздух самолеты-корректировщики. Японцы вполне прочувствовали и оценили угрозу системе их обороны, исходящую от орудий линкоров, и в последующие дни эти корабли стали излюбленной мишенью для атак ка­микадзе, наряду с эсминцами радиолокационного до­зора, предупреждавшими флот о приближении новых волн японских самолетов и потому также ставшими для них приоритетными целями.

Уже 27 марта — еще до начала высадки войск один из камикадзе, прорвавшись сквозь мощный заг­радительный огонь, врезался в башню ГК линкора, убив 11 человек и по­вредив башню. Одна­ко линкор остался в строю и оказывал ак­тивную поддержку высадке войск, кото­рая началась 1 апреля. Через 4 дня — 5 апре­ля "Nevada" потерял еще 2 человек, когда корабль попал под огонь замаскирован­ной на берегу японс­кой батареи. Тем не менее он продолжал активное участие в ар­тиллерийской поддер­жке войск практичес­ки до конца операции - до 30 июня; после этого необходимый ремонт корабля про­извели "на месте", в зоне боевых действий без отправки в США. В период с 10 июля по 7 августа 1945 г. в составе 3 флота "Nevada" совершил поход в Южно-Китай­ское море, для усугуб­ления блокады японс­кой метрополии и пре­сечения японского су­доходства, связываю­щего острова с матери­ком — в случае обна­ружения остатков та­кового. Никаких остатков, однако за исключением пары сампанов, случайно подвернувшихся на пути со­единения и немедленно уничтоженных артиллерией крейсера "San Diego" обнаружить не удалось. Громад­ная эскадра, включавшая 3 линкора, 2 линейных крей­сера и множество других кораблей, открыто крейсиро­вала в водах, еще недавно бывших "задним двором" Великой Японской Империи, подходя к устью Янцзы, показываясь в виду Шанхая. Но противника не было. Японский флот и авиация были мертвы, как и японская экономика, которая не могла более обеспе­чивать даже самых минимальных потребностей своих вооруженных сил. Летом 1945 г. единственной расту­щей отраслью экономики Японии было лихорадочное производство бамбуковых пик, которыми планирова­лось вооружить все японское население от мала до ве­лика, бросив его в последнюю грандиозную, нацио­нального масштаба самоубийственную атаку при вы­садке на Японские острова американских армий вторжения. Безнадежно проиграв войну в стратегическом от­ношении, японские лидеры тем не менее планировали продолжать сопротивление "до последнего японца" и тем летом главный официальный лозунг японской про­паганды провозгласил: "Сто миллионов умрут вместе!". Несмотря на свое подавляющее превосходство, амери­канские военачальники , провоевавшие с японцами по­чти 4 года и хорошо знавшие своего противника, отно­сились к японскому фанатизму и фатализму весьма се­рьезно и ожидали, что при вторжении на острова (были уже разработаны соответствующие операции "Олимпик" и "Коронет") армии вторжения придется заплатить за окончательную победу страшную цену — до 2 млн. человек, сами японцы потеряют не менее 7 миллионов, полное же подавление японского сопротивления они от­носили приблизительно к началу 1947 года.

Однако как этим опасениям, так и японским пла­нам не суждено было сбыться. Внезапное и ошеломляю­щее применение атомного оружия оказало шоковый эффект и окончательно похоронило планы японцев по оказанию дальнейшего вооруженного сопротивления. А 9 августа официальное вступление в войну СССР окон­чательно убило японские надежды на какое-либо посредничество в достижении "почетного мира" с США -посредничество, которого японцы тайно добивались от Советского правительства по крайней мере с мо­мента окончания войны в Европе. Пространства для дипломатического маневрирования и основания для каких-либо иллюзий более не оставалось.

15 августа 1945 года император Хирохито вы­пустил официальное обращение к нации, призвав японцев "вынести невыносимое" и признать пораже­ние в безнадежной борьбе. Война на Тихом океане на­конец закончилась.

Когда к 1 сентября обширное пространство То­кийского залива заполнилось бесконечными колон­нами кораблей победившего американского флота, слегка разбавленного относительно немногочислен­ными британскими кораблями, среди вошедших в "ло­гово врага" линейных кораблей союзников был и "Nevada". Это было впечатляющее и достойное за­вершение боевой карьеры старого линкора, начавше­го эту карьеру уже в весьма немолодом возрасте под японскими бомбами и торпедами в Перл-Харборе и пришедшего наконец вместе с флотом туда, где эта война возникла, чтобы именно здесь поставить в ней назидательную точку. Капитуляция Японии была под­писана утром 2 сентября на борту линкора "Missouri".

После непродолжительной стоянки в Токийском заливе часть кораблей, не занятых в развертывании и обеспечении оккупационной службы, отправилась на восток, по пути доставляя домой, в Штаты, много­численный и весьма разнообразный военный персо­нал, чья служба закончилась с завершением боевых действий. Окончание войны означало и конец карье­ры для многих кораблей флота, выросшего к 1945 г. до невероятных размеров. Многие корабли, чью жизнь продлило предвоенное дипломатическое напряжение и последующая война, теперь, даже по чисто эконо­мическим соображениям, не имели перспектив в соста­ве послевоенного флота. "Nevada" принадлежал к их числу, и по возвращении в США был выведен из бое­вого состава флота и поставлен на прикол в ожида­нии дальнейшей участи.

Но старый корабль все-таки не пошел на пере­плавку. Его прочная конструкция и тяжелая броня вновь привлекла к нему внимание командования; вы­веденный из состава флота линкор представлял собой идеальную цель, на которой было весьма заманчиво испытать мощь нового, атомного оружия. Включенный в состав специального оперативного соединения, сфор­мированного для обеспечения и проведения испытаний, линкор, вместе с другими кораблями, перешел в июне 1946 г. к атоллу Бикини.

Во время первого атомного взрыва "Эйбл" ут­ром 1 июля линкор "Nevada" находился в центре по­ставленного "на убой" соединения кораблей-мишеней и был использован экипажем самолета В-29 в качестве прицельной точки при сбросе атомной бомбы. Для об­легчения попадания, перед испытанием надстройки и палубы корабля выкрасили в ярко-оранжевый цвет, а стволы орудий главного калибра получили не менее необычно выглядевшую ярко-белую окраску.

Тем не менее, из-за большой высоты сброса (8840 м) и влияния ветра бомбу отнесло в сторону от точки прицеливания на 650 метров, и в результате, находясь на таком расстоянии от эпицентра (на кур­совом угле 135° левого борта), вроде бы обреченный на моментальное уничтожение, "Nevada" пережил атомный взрыв, хотя повреждения оказались доволь­но значительными. В кормовой части, на длине 50 м, были сильно деформированы листы обшивки корпу­са и верхняя палуба, значительно повреждены над­стройки, мачты и дымовая труба. Гораздо менее су­щественно пострадали тяжело забронированные башни ГК. Кроме того, ударная волна, проникнув через дымоходы в котельные отделения, вызвала по­вреждения котлов, а на надстройках сорвала или деформировала множество легких конструкций, в част­ности, антенн, фальшбортов и т.д.

После взрыва специалисты, оценивая состояние корабля, пришли к выводу, что линкору потребовался бы 12-дневный аварийный ремонт для восстановления спо­собности к самостоятельному переходу и 10-12 месячный ремонт для полного устранения всех повреждений.

Второй атомный взрыв "Бэйкер" 25 июля был подводным (глубина подрыва бомбы 27 м). В момент взрыва "Nevada" находился на расстоянии 500-600 м от эпицентра (курсовой угол 135° левого борта). Неко­торые из кораблей, включая линкор "Arkansas" и авиа­носец "Saratoga", в результате взрыва затонули. "Arkansas" потому, что он находился почти в эпицент­ре взрыва, другие же корабли в основном потому, что их спасением, по причине радиоактивного заражения, никто и не занимался. Тем не менее "Nevada", со своим крепким корпусом и солидной конструктивной защи­той, пережил и этот взрыв, причем без особых послед­ствий. На корабле лишь деформировались некоторые листы обшивки в подводной части, что привело к по­явлению незначительных течей в бортовые отсеки кон­структивной защиты.

Таким образом, линкор послужил одним из пер­вых доказательств того (не для всех сразу очевидного) факта, что тяжелый корабль, особенно при наличии хо­рошо подготовленного экипажа и специальных мер по борьбе с радиоактивным заражением (дезактивации), является одной их наиболее живучих и, следовательно, эффективных систем оружия и в атомный век.

Но старый линкор, переживший два атомных взрыва, в любом случае уже не предназначался для даль­нейшей службы. На корабле была проведена дезакти­вация — в той мере, чтобы позволить командам специ­алистов детально изучить результаты воздействия по­ражающих факторов взрыва на корабельные системы и конструкции. После этого 29 августа 1946 г. "Nevada" вернули в Перл-Харбор, где его окончательно исклю­чили из состава флота и превратили в корабль-мишень для тренировки корабельных артиллеристов и летчи­ков морской авиации.

31 августа 1948 г. недалеко от побережья Гавай­ских островов "Nevada" использовали в качестве ми­шени при стрельбах линейных кораблей типа "Iowa". Сверхмощные 406-мм "чемоданы" с новых линкоров весом по 1225 кг быстро разрушили надстройки и над­водную его корпуса. Затем в атаку вышли самолеты морской авиации, и получив несколько торпедных по­паданий, старый ветеран в конце концов перевернулся и ушел на дно.

За боевые заслуги в годы 2 мировой войны лин­кор "Nevada" получил 7 боевых звезд.