ВВ-37 "Oklahoma"
"Oklahoma" (BB 37), последний линкор американского флота с паровыми поршневыми машинами, был заложен на верфи "Нью-Йорк Шипбилдинг Корп." 26 октября 1912 г. в г. Кэмден, штат Нью-Джерси. Стапельный период постройки продолжался 17 месяцев, после чего 23 марта 1914 г. корпус линкора спустили на воду. Роль крестной матери была доверена мисс Лорене Дж. Крус — дочери губернатора штата Оклахома Ли Круса. По окончании периода достройки и испытаний 2 мая 1916 г. в Филадельфии корабль приняли в состав флота. Первым командиром нового сверхдредноута был кэптен Роджер Уэллес; основным пунктом базирования корабля был определен Норфолк, штат Вирджиния.
После включения в состав действующего флота и периода освоения экипажем линкор выполнил стандартную программу отработки учебных задач — индивидуально и в составе эскадры, и к апрелю 1917 г., когда США вступили в войну на стороне Антанты, мог считаться боеготовым. Тем не менее "Oklahoma", как и другие новейшие линкоры, не был немедленно отправлен в европейские воды — в первую очередь по причине нехватки в Англии жидкого топлива для крупных кораблей. Пока первые соединения флота США -угольные дредноуты, броненосцы и новые нефтяные эсминцы — готовились к походу в Европу, "Oklahoma" и другие новейшие дредноуты продолжали боевую учебу и несение службы у берегов США.
Так продолжалось до лета 1918 г., когда увеличение масштабов перевозки американских войск в Европу потребовало соответственного усиления защиты трансатлантических конвоев. Существовали опасения, подогревавшиеся разведывательными данными, что немцы могут предпринять "операцию отчаяния" по прорыву в Атлантику нескольких линейных крейсеров, для разгрома одного или нескольких конвоев, чтобы подорвать решимость США добиваться поражения Германии. Потери от потопления нескольких крупных транспортов с войсками действительно могли оказаться очень чувствительными, поэтому командование пришло к решению о создании специального соединения линейных кораблей для прикрытия конвоев в европейских водах (ограниченная дальность плавания германских надводных кораблей позволяла не опасаться нападения в Западной Атлантике).
13 августа 1918 г. "Oklahoma", вместе со своим систершипом "Nevada", отправился в Европу для несения службы дальнего прикрытия конвоев в восточном секторе Атлантики. Служба эта продолжалась до перемирия в ноябре 1918 г. и была омрачена крайне неприятным инцидентом: когда корабль базировался в Корке, несколько членов экипажа было убито ирландскими сепаратистами из организации "Шинн-Фейн". Они боролись за отделение от Великобритании и ненавидели американцев за то, что они присоединились к Англии в качестве союзника в войне. Командование американского флота потребовало от местных властей решительных мер. а от экипажей кораблей усилить бдительность, и более подобных инцидентов уже не происходило.
Что же касается угрозы от германских тяжелых кораблей, то "последний и решительный бой" с германским флотом так и не состоялся. Однако актуальность подводной угрозы сохранялась до последнего дня войны, и вахтенная служба на корабле велась с должным вниманием, что приводило иногда к курьезным ситуациям.
Во время одного из выходов сигнальщик "Oklahoma" обнаружил поднимающийся из воды объект, сильно напоминавший перископ. Немедленно все корабли были оповещены об обнаружении подводного противника и начали интенсивно маневрировать, чтобы сорвать атаку лодки; на перископ же обрушился шквал огня из орудий противоминных батарей. Однако лодка странным образом не спешила ни погружаться, ни всплывать, ни выходить в атаку, ни вообще как-либо маневрировать; создавалось впечатление, что перископ вообще остается на месте.
В конце концов стрельба была остановлена: озадаченное и заинтригованное командование приказало спустить на воду катер и направить его для осмотра цели. Подойдя к странному объекту, катер обнаружил невозмутимо плававший в воде перевернутый стол с тремя отпиленными ножками; четвертая же торчала вверх, создавая — с определенной дистанции — полное впечатление торчащего из воды перископа.
Уже после перемирия, в декабре 1918 г., "Oklahoma" участвовал в сопровождении лайнера "George Washington", на котором президент США Вильсон направлялся в Европу для участия в Парижской мирной конференции. Выполнив эту почетную миссию, 14 декабря линкор вышел в Нью-Йорк, чтобы принять участие в ежегодных зимних маневрах в Карибском море. По окончании маневров линкор вновь пересек океан и 15 июня 1919 г. прибыл в Брест, чтобы по завершении мирной конференции вновь сопровождать "George Washington" с президентом В.Вильсоном на борту во время обратного пути через Атлантику. На переходе "Oklahoma" возглавлял почетный эскорт вплоть до встречи в океане, уже у берегов США, с флагманским линкором флота "Pennsylvania".
После прибытия в Нью-Йорк 8 июля 1919 г., в течение следующих двух лет линейный корабль нес службу в составе Атлантического флота, отрабатывая учебные задачи главным образом у Восточного побережья США и в кубинских водах. Новый 1920 год линкор встретил в Гуантанамо.
В этот период корабль прошел средний ремонт с небольшой модернизацией. На 2-й и 3-й башнях главного калибра были смонтированы платформы для взлета самолетов.
В этот же период линкор дважды посетил южноамериканские воды. В начале 1921 г. "Oklahoma", пройдя через Панамский канал, принял участие в совместных маневрах с кораблями Тихоокеанского флота у западных берегов Южной Америки. Позднее в том же году линкор вновь посетил те же воды — на этот раз с визитом, приуроченным к празднованию столетия независимости Перу. К тому времени нарастание напряженности в отношениях с Японией побудило американцев к пересмотру традиционной системы базирования флота, в результате чего решили оставить "Oklahoma" и ряд других новейших кораблей на Тихом океане. В составе Тихоокеанского флота "Oklahoma" прослужил следующие 6 лет, постоянно участвуя во всех видах боевой учебы и маневрах Тихоокеанского флота в водах между Гавайями и Западным побережьем США.
Наиболее ярким событием этого периода был поход линейного флота в 1925 г. в Австралию и Новую Зеландию, в котором приняли участие все имевшиеся в строю на Тихом океане линейные корабли. Это было своего рода повторение довоенного похода "Великого Белого Флота".
Достигнув побережья Австралии, линейный флот разделился — часть кораблей направилась в Сидней, а часть в том числе "Oklahoma" в Мельбурн. По прибытии в порт все члены экипажа в порядке очередности вахт получили увольнение на берег. Австралийцы встретили американских моряков исключительно радушно. Пожилые отцы семейств встречали увольняющихся моряков у трапа и приглашали их домой, познакомить со своими дочерьми, ибо для австралийских девушек найти свое семейное счастье в те годы было сложнейшей проблемой. Из-за огромных потерь в первой мировой войне демографическая ситуация во многих городах Австралии была критической — так, в Мельбурне соотношение молодых женщин и мужчин составляло 10 к 1.
Благосклонность женской части населения была не единственной причиной восторга американских моряков — в Австралии, в отличие от США того периода, не действовал сухой закон!
По завершении визита линкоры, собравшись в море, в течение еще одного дня маневрировали у берегов Австралии для восстановления навыков экипажей, а также — как прокомментировал один из офицеров "Oklahoma" - "чтобы удостовериться окончательно, что все наши люди трезвы и мы не прихватили кого-нибудь из местных дам с собой".
В начале 1927 г. "Oklahoma" был зачислен в состав Разведывательного флота и продолжил активные боевые тренировки, участвуя в непрерывной череде маневров Тихоокеанского флота. Летом корабль совершил вояж к Восточному побережью США, чтобы принять на борт кадет Военно-Морской Академии, после чего через Панамский канал доставил их в Сан-Франциско, а затем обратно, с заходом на Кубу и Гаити.
В сентябре 1927 г. подошла очередь "Oklahoma" на прохождение капитального ремонта и большой модернизации по программе кардинального обновления линейного флота США. Работы проводились в Филадельфии и заняли почти 2 года — до июля 1929 г. На корабле заменили котлы, усилили горизонтальную и конструктивную подводную защиту, установили були, модернизировали многие приборы и системы, усилили зенитную артиллерию, перестроили противоминную батарею. Были смонтированы новые системы управления огнем; решетчатые мачты заменили на массивные треноги. Сооружение новых надстроек и перенос из корпуса противоминной артиллерии позволили значительно улучшить размещение и бытовые условия экипажа.
По окончании модернизации, завершив необходимый цикл испытаний, "Oklahoma" вернулся в состав Разведывательного флота и прошел соответствующий курс отработки учебных задач, после чего принял участие в зимних маневрах флота в Карибском море. По завершении маневров, в июне 1930 г. линкор прошел Панамский канал и вернулся к Западному побережью, где в составе Тихоокеанского флота прослужил до 1936 г. В этот период дальние походы были редкостью — Великая Депрессия заметно урезала расходы на флот и большую часть времени корабль проводил в районе Лонг-Бича.
В 1933 г., в момент, когда линкор проходил плановое докование, произошло событие, надолго запомнившееся экипажу "Oklahoma". Внезапно — без всякой видимой причины — корабль встряхнуло, как от залпа башен главного калибра; большинство людей, особенно находившихся в нижних палубах, решили, что в одной из башен произошел взрыв. Поскольку никаких разъяснений и приказов не последовало, все стали подниматься наверх, чтобы выяснить, что происходит с кораблем. Однако на борту было все в порядке, и моряки поняли причину толчка, лишь взглянув на город — над ним повисла плотная стена дыма и пыли. Причиной толчка оказалось довольно сильное землетрясение, причинившее значительный ущерб городу Лонг-Бич.
После того как в городе объявили чрезвычайное положение, по просьбе властей из экипажей кораблей (в том числе и "Oklahoma") сформировали отряды моряков, которые под руководством офицеров оказывали помощь в борьбе с последствиями землетрясения и поддержании порядка на берегу в течение нескольких дней, пока гражданским властям не удалось самим полностью взять ситуацию под контроль.
В этот период стало окончательно ясно, что оставление паровых поршневых машин в качестве главных двигателей линкора было серьезной ошибкой. Превосходство турбин, ставшее безусловным после появления установок с электрической и зубчатой передачей, осознавалось и ранее, но в 20-е годы в составе флота было еще довольно много кораблей с паровыми поршневыми машинами, и анахронизм главных двигателей "Oklahoma" на общем фоне как-то не слишком бросался в глаза; на флоте имелись квалифицированные кадры по обслуживанию этих машин и соответствующая инфраструктура.
Но к началу 30-х годов ситуация изменилась. В 1930-1931 гг. были выведены из боевого состава флота большие броненосные крейсера, имевшие паровые машины, и последние, помимо трех линкоров, крупные корабли с двигателями этого типа. Теперь "New York", "Texas" и "Oklahoma" остались "последними из могикан" в боевом строю кораблей "первой линии", и их недостатки, по контрасту с турбинными кораблями, стали восприниматься особенно остро.
Наиболее существенный недостаток заключался в невозможности долгое время удерживать свое место в строю. Поршневые машины требовали частых регулировок и переборок, особенно после длительных пробегов на высокой скорости, да и вообще после длительной работы. Надежность их, по сравнению с турбинами, была ниже. Возвратно-поступательное движение их массивных частей создавало в определенном диапазоне скоростей хода специфические вибрации, уже не свойственные турбинным кораблям, что затрудняло работу приборов управления огнем. На некоторых ходовых режимах вибрация становилась столь чувствительной, что при длительном ее воздействии возникало опасение, что гребные валы могут быть повреждены.
Для технического обслуживания и ремонта силовых установок эти линкоры нуждались в "эксклюзивном" комплекте запасных частей и материалов, что создавало дополнительные проблемы материально-технической службе флота.
Все эти обстоятельства неоднократно отмечались в рапортах командиров и офицеров и неизменно воплощались в рекомендации переоснастить корабли турбинными установками при первой возможности — или заменить их вообще, что представлялось "вариантом более разумным и экономически оправданным". Командующий флотом настойчиво просил включить работы по замене машин на трех линкорах в бюджет 1934 финансового года, но из-за сложной экономической и политической обстановки 30-х годов замена ма-
шин так и не была произведена; к концу же 30-х годов линкоры "New York" и "Texas" запланировали к скорому выводу из состава флота после вступления в строй кораблей типа "North Carolina". Касательно же "Oklahoma" было отмечено, что "если планируется его (линкора) использование в течение следующих нескольких лет, то следует переоснастить его турбинной установкой". Однако из-за запрета президента Ф.Рузвельта (в 1936 г.) надолго выводить из строя крупные корабли этого не сделали.
В 1936 году линейный корабль совершил летний учебный поход в Европу с курсантами Военно-Морской Академии, посетив вместе с "Arkansas" и "Wyoming" несколько североевропейских портов. Для размещения наибольшего числа курсантов в этом походе "Oklahoma" оставил на берегу "свой" (т.е. постоянно приписанный к нему в соответствии с практикой флота США) отряд морской пехоты.
Нормальное течение учебного похода было прервано началом гражданской войны в Испании. "Oklahoma", находившийся в этот момент в Швеции, получил приказ обеспечить эвакуацию из зоны боевых действий американских граждан. Чтобы освободить место для эвакуируемых, кадеты с "Oklahoma" были переведены на "Arkansas" и "Wyoming", после чего "Oklahoma" срочно направился к испанским берегам и 24 июля 1936 г. прибыл в Бильбао, где принял на борт граждан США, а также и некоторых других беженцев. Затем линкор с той же миссией посетил Кадис, Малагу и Барселону.
Стоя на рейде, линкор принимал людей со шлюпок и катеров, чему сильно мешала свежая погода и резкая качка. Поэтому из брезентовых чехлов от корабельных катеров был сооружен импровизированный громадный "мешок", подвешенный под один из шлюпочных кранов. Подходившие катера высаживали людей в этот "мешок", который затем краном поднимался на палубу. Приняв на борт множество беженцев, линкор доставил их в Гибралтар и французские порты. По пути во Францию у одной из женщин на борту родился ребенок — событие, шумно праздновавшееся экипажем. Завершив эту гуманитарную миссию, 11 сентября линейный корабль прибыл в Норфолк, а затем через Панамский канал перешел на Тихий океан. 24 октября он возвратился в Лонг-Бич. Оттуда он перешел в Бремертон, где прошел докование с очисткой и покраской подводной части, после чего продолжил обычную деятельность в составе флота.
В этом же году корабль прошел еще одну модернизацию, совмещенную со средним ремонтом. В течение следующих 4 лет "Oklahoma" продолжал службу в составе Тихоокеанского флота, интенсивно отрабатывая традиционные учебные задачи линейного флота, а также совместные действия с армией (артиллерийская поддержка высадки десанта) и тренировку резервистов. В этот период активность флота стала быстро возрастать — страна постепенно выходила из депрессии, а обострение отношений с Японией способствовало как увеличению ассигнований на флот, так и постепенному изменению общественного мнения. Еще в начале 30-х годов доминирующим настроением в американском обществе был глубокий изоляционизм и абстрактный пацифизм, но теперь, прежде всего из-за агрессивной политики Японии, настроение в США стало постепенно меняться, и это самым непосредственным образом сказывалось на флоте.
Переломным в этом смысле был 1937 год, когда американо-японские отношения прошли через целый ряд последовательно усиливающихся обострений и кризисов. Так, 2 июля 1937 г. самолет знаменитой американской летчицы Амелии Эрхарт, совершавшей со своим штурманом Фредом Нунаном первый в мире кругосветный перелет по экватору, пропал в центральной части Тихого океана вблизи Маршалловых островов, контролировавшихся японцами. Поисковые корабельные группы во главе с линкором "Colorado" и авианосцем "Lexington" были немедленно направлены в район поисков, многие другие корабли — в частности линкоры с их бортовой гидроавиацией — получили приказ находиться в готовности.
Предпринятая поисковая операция была наиболее масштабной и дорогой за всю историю американского флота, но к сожалению, безуспешной. При этом многие офицеры считали, что результат мог бы быть иным, если бы японцы дали разрешение американским кораблям и самолетам провести поиск в контролировавшемся ими районе океана. Но Япония ответила решительным отказом. В США это произвело крайне неприятное впечатление, судьба же Амелии Эрхарт и ее штурмана остается тайной и по сей день (имеются свидетельства, что японцы сами нашли потерпевший аварию экипаж и тайно казнили пилотов, ставших невольными свидетелями их военных приготовлений).
Уже через несколько дней, 7 июля, японцы начали открытое вторжение в Китай, что перевело и так натянутые отношения с США в стадию полномасштабного кризиса. А 12 декабря того же года японские бомбардировщики среди бела дня потопили на реке Янцзы американскую канонерскую лодку "Рапау". Это довело антияпонские настроения в США до стадии взрыва общественного возмущения, который японцам с трудом удалось погасить, принеся официальные извинения. Однако своеобразный "рубикон" был перейден; в США ясно ощутили дыхание надвигающейся войны, и с этого времени программы модернизации и развития флота начинают развиваться ускоренными темпами. В ожидании вступления в строй новых линкоров, линейные дивизии тихоокеанского флота проводили все более интенсивную боевую подготовку, при этом "Oklahoma", несмотря на периодически сказывающиеся проблемы с машинами, был одним из наиболее активно действующих кораблей.
С 1939 г. после начала войны в Европе обстановка в Тихоокеанском регионе стала особенно быстро накаляться; активность японской армии и флота быстро возрастала, т.к. японцы не желали упустить возможностей, открывавшихся перед ними благодаря перспективе крушения европейских колониальных империй. В результате в 1940 г. линейный флот США получил приказ перейти к состоянию повышенной боеготовности. В числе прочих мер это означало удаление с кораблей множества предметов и материалов (в особенности горючих), облегчавших или украшавших повседневную службу мирного времени, но бесполезных для боя. Так, среди прочего имущества с "Oklahoma" на берег для хранения передали памятный серебряный сервиз, подаренный кораблю штатом Оклахома, а также все кубки и прочие трофеи, выигранные экипажем во многочисленных спортивных состязаниях предыдущих лет.
В августе 1940 г. линкор прошел на верфи "Пьюджет Саунд" очередной текущий ремонт и докование. Покидая верфь ранним туманным утром, в канале на выходе из акватории верфи "Oklahoma" вошел в полосу особенно густого тумана. На корабле привели в действие противотуманный горн и усилили вахту на верхних наблюдательных постах. Однако этих мер оказалось недостаточно. Внезапно прямо по носу из тумана показался буксир, пересекавший курс линейного корабля и тянувший за собой большую баржу-паром с железнодорожными вагонами.
На мостике линкора немедленно последовала команда "полный назад!"; корабль задрожал и начал медленно останавливаться, но было поздно. "Oklahoma" на малом ходу угодил носом прямо в середину буксирного троса, сильно и резко натянув его. Трос, укрепленный прочной цепью, не порвался, а дернул за нос баржи, подтянув ее затем к борту линкора. При этом баржа резко накренилась, и ряды железнодорожных вагонов с ее палубы с оглушительным грохотом полетели в воду. Как оказалось, состав перевозил пиломатериалы, и вагоны, оставшись на поверхности, плавали вокруг линкора, представляя собой весьма необычное зрелище. "Открыли боевой счет!", — иронически прокомментировал кто-то на мостике.
На следующий день все газеты в Бремертоне вышли с заголовками: "Линейный корабль потопил товарный поезд!" Однако же, к счастью, никто из людей не пострадал, а все вагоны были вскоре "выловлены'" и подняты на берег. Сам линкор отделался несущественными вмятинами и царапинами на борту, которые были устранены на верфи в течение нескольких дней.
С 1940 г. Перл-Харбор становится фактически основной базой флота, а базы в Сан-Педро и Сан-Диего — гораздо лучше оборудованные — стали считаться тыловыми. С начала декабря 1940 г. "Oklahoma", пройдя очередной ремонт, также базировался в Перл-Харборе, активно отрабатывая учебные задачи вместе с остальными линкорами Тихоокеанского флота.
В феврале 1941 г. он прошел последний крупный ремонт с докованием на верфи "Пьюджет Саунд". Основное содержание работ заключалось в некотором усилении ПВО и противоосколочной защиты открытых мостиков и боевых постов. Завершив ремонт, "Oklahoma" вернулся в Перл-Харбор и продолжил боевую подготовку в составе флота. День за днем и неделю за неделей 3 дивизии линкоров по 3 корабля посменно патрулировали воды вокруг Гавайев, обходя острова по круговому маршруту и отрабатывая при этом навыки маневрирования и артиллерийской стрельбы. Обычно одновременно в море находились 2 дивизии, а третья (3 корабля) находилась в гавани, хотя иногда — особенно по уик-эндам — в Перл-Харборе собирались все 9 линкоров.
До 1941 г. их было 12, но в апреле-мае три типа "New Mexico" отозвали для действий в Атлантике в составе "Нейтрального патруля". Отправка кораблей, инициированная президентом Ф.Д. Рузвельтом, вызвала отчаянное сопротивление командования флотом - начальник штаба Тихоокеанского флота адмирал В. Смит назвал ее "поцелуем смерти", предрекая, что ослабление линейного флота США может ободрить японцев настолько, что подтолкнет их на прямую агрессию. Президент, однако, был непреклонен, считая, что в Атлантике, где война уже идет, эти корабли сейчас нужнее. Очень скоро, однако, события показали правоту Смита.
Утро воскресенья 7 декабря 1941 г. линейный корабль "Oklahoma" встретил в гавани Перл-Харбора, вместе с остальными 7 линкорами (девятый корабль "Colorado" проходил ремонт и модернизацию на западном побережье). Несколько дней назад, получив сообщение об угрозе военного конфликта с Японией, линейный флот вышел в море, но в пятницу 5 декабря вернулся в гавань, и тревогу отменили. В понедельник линкор должен был посетить командующий флотом, и на корабле деятельно шла приборка и подготовка к смотру — головная боль для командования, и в частности потому, что многие члены экипажа были недавно переведены с Азиатского флота и прослужили на линкоре относительно недолго. Кроме того, "выходцы" с Азиатского флота славились особой склонностью к нарушениям дисциплины и субординации. Подъем был произведен в 6.00, в 6.30 на корабле началась приборка, в 7.00 — завтрак.
В то утро линкор был ошвартован борт к борту с "Maryland" у бочки F-5. Заслонив, таким образом, второй линкор от торпед, "Oklahoma" в первые же минуты нападения принял на себя всю ярость японской атаки. В нарушение предварительно разработанного плана японские торпедоносцы, из-за неверно понятого сигнала, атаковали свои цели практически одновременно с горизонтальными бомбардировщиками, и почти одновременно с падением на гавань первых бомб в левый борт "Oklahoma" попало 3 торпеды (авиаторпеды типа 91).
Линкор сразу начал крениться. Для проверки перед адмиральским смотром на корабле оказалось открыто слишком много люков и дверей, и к тому же предыдущая ночь была теплой и душной и нахождение в главной базе флота на всех действовало расхолаживающе. Кроме того, в этот воскресный день многие офицеры оказалось на берегу, а оставшиеся на борту не смогли быстро и эффективно организовать борьбу за живучесть.
В результате вода начала быстро распространяться по кораблю. Когда буль левого борта и главный броневой пояс уже ушли под воду, в борт выше броневого пояса попало еще две торпеды, которые разрушили большие участки незащищенной части борта и резко увеличили скорость затопления и крен. В этот момент на боевой курс вышли еще несколько торпедоносцев, и в следующие пару минут корабль получил еще 4 торпеды. Таким образом, за несколько минут корабль, не изготовленный к бою, получил 9 торпедных попаданий — все в один борт, полностью разрушившие участок борта в средней части длиной около 70 метров между 2 и третьей башнями. Стало ясно, что ситуация вышла из-под контроля, и был отдан приказ "Покинуть корабль!". Люди скатывались по палубе и наклонному борту в воду; некоторых подобрали портовые
плавсредства, некоторые сумели добраться до берега или были подняты на стоявший рядом "Maryland". Этот линкор не получил серьезных повреждений и продолжал вести по японцам яростный зенитный огонь, и многие из экипажа "Oklahoma" немедленно включились в команды подносчиков боезапаса.
Тем временем "Oklahoma" продолжал все быстрее валиться на левый борт, и через 20 минут после начала атаки опрокинулся. При этом над поверхностью воды осталась часть днища и буля правого борта. Мачты и надстройки линкора, смявшись при ударе о дно гавани, тем не менее предотвратили окончательное опрокидывание корабля, провернувшегося вокруг продольной оси приблизительно на 150°. Многие члены экипажа так и не успели выбраться из нижних палуб и отсеков, оказавшись в ловушке гигантского притопленного стального корпуса. В результате боя погибли или пропали без вести 395 офицеров и матросов, еще 32 было ранено. 924 члена экипажа было спасено.
В течение следующих часов, несмотря на первоначальный шок от японской атаки и понесенных потерь, командование флота, совместно с руководством военной верфи, все же сумело довольно эффективно организовать спасательные работы. Несомненно, в корпусе линкора еще оставались живые люди, и вопрос об их спасении был напрямую связан с расторопностью в организации работ. Так, гражданский рабочий верфи Хулио де Кастро организовал группу, сумевшую вызволить из перевернутого корпуса 32 моряка.
Что же касается самого корабля, то его подъем должен был стать весьма громоздкой и дорогой спасательной операцией. С самого начала командование флота не слишком рассчитывало на возвращение "Oklahoma" в состав флота. Линкор имел сильные повреждения, борт был разрушен на большом протяжении, степень повреждения внутренних корпусных конструкций в результате опрокидывания оставалась неясной, но оптимизма явно не внушала. Поэтому работы на корабле начались фактически только с середины 1942 г. т.к. в первые месяцы после катастрофы все силы бросили на скорейший подъем и ремонт менее поврежденных кораблей.
Тем не менее подъем "Oklahoma" был необходим - его перевернутый корпус загромождал акваторию гавани, преграждая подход к двум швартовным бочкам. Кроме того, надеялись спасти и в дальнейшем использовать орудия, детали артиллерийских установок, броневые плиты и другие ценные материалы, приборы и оборудование. Работы начались, как и на других линкорах, с детального водолазного осмотра и составления плана операции. Для проникновения внутрь корабля в выступающем из воды буле правого борта прорезали отверстия, что позволило как провентилировать некоторые отсеки, так и проникнуть внутрь многих помещений для осмотра. Из некоторых помещений с этой целью вода была "отжата" через установленные воздушные шлюзы сжатым воздухом, а из всех цистерн, к которым имелся доступ, откачали топливо и масло. Для облегчения выгрузили боезапас и некоторые детали машинных установок. Все эти подготовительные работы были проведены к концу зимы 1942-1943 года.
Для подъема корабля его корпус необходимо было загерметизировать и откачать из него воду. В перевернутом положении произвести эти работы было нереально, поскольку наиболее поврежденная часть корпуса находилась внизу, глубоко уйдя в илистое дно гавани. Поэтому первой и наиболее технически сложной задачей было перевернуть корабль, поставив его в нормальное положение. Для создания "плеча" рычага на борту линкора в ряд установили 21 мощную А-образную раму, на которые закрепили прочные стальные тросы. Противоположные концы тросов вывели на берег острова Форд. На берегу эти тросы могли синхронно выбираться системой мощных лебедок, что обеспечивало появление спрямляющего момента. Под корпус корабля (особенно в носовой части) засыпали многие тонны коралловой крошки, чтобы при создании усилия корабль перекатывался, а не полз по направлению к берегу.
Операция по переворачиванию началась 8 марта 1943 г. В течение чуть более 100 часов моторы на берегу вращали 21 лебедку, создавая усилие на соответствующем числе А-образных рам, приваренных к борту линкора, и за это время корабль повернулся на 90°. После этого операцию приостановили, ибо А-образные рамы выполнили свое предназначение и при новом положении корпуса были бесполезны. Перезакрепив тросы за новые места на корабле, операцию возобновили. К 29 марта корабль повернулся еще на 45°. Так повторялось несколько раз.
Окончательно все работы, связанные с переворачиванием "Oklahoma", завершили к середине июня 1943 г. Тем не менее положение корабля оставалось нестабильным, поэтому тросы, связывающие линкор с берегом и фиксирующие его положение, пока оставались на своих местах. В течение лета и осени произвели работы по герметизации, установив на протяжении огромного разрушенного участка левого борта обширную временную "заплату". Одновременно шли работы по заделке всех прочих отверстий в корпусе и откачке воды из помещений. Спасатели работали в противогазах и респираторах — во многих отсеках корабля после их осушения концентрировались ядовитые взрывоопасные газы, смертельные смеси органических испарений нефти и разлагавшихся останков погибших членов экипажа.
6 ноября 1943 корабль всплыл и фаза собственно подъема завершилась успехом, и работы продолжились на плаву. Наконец к концу года корабль полностью осушили и подготовили к докованию. 28 декабря 1943 г. корпус "Oklahoma" ввели в сухой док № 2 военной верфи. Осмотр линкора как во время, так и после завершения подъемно-спасательных работ подтвердил нецелесообразность восстановления "Oklahoma" в качестве линейного корабля. Свою роль здесь сыграли и тяжесть повреждений, и общий возраст корабля, и наличие в составе флота новых линкоров, а также устарелость его силовой установки. В результате 1 сентября 1944 г. линейный корабль "Oklahoma" был официально исключен из состава флота.
С корабля сняли все ценное оборудование и имущество, включая орудия. Временно установленный коффердам в средней части левого борта сняли, восстановили минимально необходимые (по соображениям прочности) элементы набора и обшивки борта. Башни остались на своих местах, но все остальные надстройки выше палубы полубака срезали. После минимального ремонта, заключавшегося в основном в очистке и приведении в порядок некоторых внутренних помещений и восстановлении водонепроницаемости корпуса, "Oklahoma" вывели из дока и затем до конца войны использовали в гавани Перл-Харбора в качестве вспомогательного судна (фактически понтона), служившего плавучим складом и причалом для других кораблей. С окончанием войны судьба его была предрешена, и 5 декабря 1946 года корпус "Oklahoma" продали за 46 тысяч долларов для разделки на металл фирме "Мур Драйдок Компани" из Окленда, Калифорния.
Разборку корабля новый владелец планировал осуществить в Сан-Франциско, и 10 мая 1947 г. "Oklahoma", ведомый двумя буксирами, навсегда покинул гавань Перл-Харбора. Однако ему не суждено было добраться до Западного побережья. Минимальный ремонт, произведенный лишь для восстановления водонепроницаемости корпуса при неподвижной стоянке в тихой акватории базы, оказался явно недостаточным для океанского перехода. Вскоре после начала буксировки погода стала портиться, и на ходу при значительной качке корпус начал принимать воду.
17 мая появился явный крен, который быстро возрастал, все больше затрудняя буксировку. В конце концов (пройденное расстояние от Перл-Харбора в этот момент составляло 540 миль) буксирный трос оборвался. Спасти корабль в этих условиях было невозможно, и экипажам буксиров оставалось только наблюдать за происходящим, и вскоре "Oklahoma" ушел под воду в точке, где глубина Тихого океана составляет около трех миль.