Предисловие
Вашему вниманию предлагается очередная книга серии «Корабли крупным планом», хотя на самом деле это часть обещанного справочного тома «Морских битв-15». К сожалению, экономические условия вынудили нас значительно сократить объем издания. Оно потеряло 3/4 фотографий и более половины текста. Но эти сокращения коснулись, в основном, описания службы крейсеров, описания конструкции и ТТХ сохранены в максимальной степени. Сразу приходится сказать, что возможны расхождения с имеющимися у читателей данными, и такие расхождения вполне объяснимы. Даже в приведенных источниках я встретил 4 варианта (!) толщины брони на крейсерах типа «Нью Орлеане». Причем все авторы дружно ссылаются на Отдел кораблестроения штаба флота США. Пришлось пойти по простейшему пути — оставлены данные, подтвержденные максимальным количеством источников. То же самое относится и к зенитному вооружению в годы войны. Но здесь объяснение проще. Каждый капитан использовал все, что подвернется под руку, и вооружение крейсеров изменялось чуть ли не ежемесячно. Хотя и существовали разработанные командованием стандартные варианты, никто их не придерживался, особенно в отношении Эрликонов и зенитных пулеметов.
Следует отметить несколько особенностей, присущих только американским крейсерам. Например, отказ от поясной брони в районе погребов и использование только внутренних продольных броневых переборок.
Также выясняется, причем совершенно неожиданно, что крейсера типа «Атланта» не являлись крейсерами ПВО. Это был американский вариант малого крейсера-лидера эсминцев. Бюро вооружений не смогло разработать надежное 135-мм орудие, а потому американцам пришлось обходиться тем, что имели, то есть 127/38 мм. Даже само обозначение CLAA появилось только в 1949.
Обнаруживается, что внешне привлекательные «Кливленды» само командование американского флота ценило крайне невысоко. Это была военная импровизация, ушедшая в прошлое вместе с окончанием войны.
В ходе войны американцы благополучно довели до полного абсурда идеи, заложенные в оба класса крейсеров. «Ньюпорт Ньюс» в 20000 тонн при том же вооружении, что и вдвое меньший «Нортгемптон»... А «Вустер» американцы сами назвали «ну оч-чень большим легким крейсером». Это не моя фраза.
Зато в чем американцы безусловно преуспели — так это в совершенствовании методов борьбы за живучесть. «Хьюстон» в 1942, получив те же самые 2 торпеды, пошел бы на дно немедленно. В 1944 этот крейсер был спасен. Для вдумчивого историка укажу, что в списке потерь Пирл-Харбора обязательно следует числить легкий крейсер «Рейли», «ставший единственным американским крейсером, затонувшим от попадания всего 1 авиаторпеды». Чем он хуже того же линкора «Вест Вирджиния»? Один утоп и другой за ним следом. Хорошо хоть в гавани, а потому обоих подняли.
Укажу также на одну тонкость, в которой сложно разобраться, даже имея в своем распоряжении всю литературу, а уж с ограниченным числом изданий это просто невозможно. Но эта тонкость порождает ряд разногласий в русскоязычной справочной литературе. Речь идет об окончании службы кораблей. У американцев это проходит в несколько стадий. Корабль исключается из состава действующего флота (1). При этом, если планируется его дальнейшее использование, он зачисляется в резерв (1-а). Например, легкий крейсер «Галвестон» прямо с верфи ушел в резерв. Однако это совершенно не обязательно. Корабль может состоять в составе резервного флота (16 Флот) или находиться на консервации. При этом крейсера состояли в резерве по 15 - 20 лет. Если нет - делается второй шаг. Корабль исключается из списков флота (2). Только после этого корабль продается на слом (3). И последняя дата — завершение разделки на металл (4). Особенно часто путают между собой пункты 1 и 2, а также 3 и 4. Мы указываем даты вывода крейсера из состава действующего флота. Послевоенная карьера, опять же по причинам экономии, остается за пределами нашей книги.
Аббревиатуры: ОС - Оперативное Соединение, ОГ - Оперативная Группа, ОЕ — Оперативная Единица. Водоизмещение приводится стандартное и полное, если особо не оговорено. Даты: закладка, спуск, ввод в строй.