Типография предлагает - печать визиток по низким ценам.

Тяжелые крейсера типа Pensacola

 

Водоизмещение : 9100 t, 12050 t (CA-25 - 9097 t, 11512 t)

Размеры : 178,51 х 19,89 х 5,94 м

Машины : 4-вальный ТЗА Парсонс; 8 котлов Уайт-Форстер; 107000 shp = 32,5 узл; СА-24 - 3052, СА-25 – 2895 тонн нефти = 10000 миль @ 15 узл.

Броня :  пояс 65 мм в районе МО и палуба 25 мм; погреба 102 мм борт и 45 мм крыша; барбеты 19 мм; башни 65 мм лоб, 37 мм крыша, 19 мм борта; рубка 32 мм

Вооружение : 10 - 203/55 (2 х 3 + 2 х 2), 4 - 127/25 (4 х 1), 6 - 533 ТА (2 х 3), 2 катапульты, 4 самолета

Экипаж : 631 человек

 

СА-24      Pensacola

СА-25      Salt Lake City

New York NY

New York SB

27.10.26

9.6.27

25.4.29 23.1.29

6.2.30 11.12.29

Списан 26.8.46

Списан 29.8.46

 

Начиная с 1918, на проекты американских крейсеров оказывали сильное влияние характеристики британских крейсеров типа «Хокинс», которые превосходили любые современные крейсера дру­гих стран. В результате американцы решили, что их крейсера дол­жны превосходить «Хокинс», так как Великобритания все еще чис­лилась вероятным противником. Однако было признано, что ре­альную угрозу представляет и Япония, а потому нужно учесть специфику Тихоокеанского театра. В первую очередь это означа­ло большую дальность плавания. Сразу после окончания войны американский флот попал под сильный финансовый пресс. Новая война считалась невозможной, и строительство новых кораблей было заморожено. В результате новые крейсера были заложены только в середине 20-х годов. В 1922 было подписано знамени­тое Вашингтонское соглашение, которое официально возвестило о рождении нового класса крейсеров. Крейсера класса «А» или тяжелые крейсера стали результатом соглашения Соединенных Штатов и Великобритании, от которого больше выиграли амери­канцы. Еще в 1919 американский флот начал разработку проектов крейсера с 203-мм орудиями. К 1920 было создано по крайней мере 7 проектов кораблей водоизмещением от 5000 до 10000 тонн, вооруженных различными комбинациями 127-, 152- и 203-мм ору­дий. Потом американскому флоту пришлось, как и остальным фло­там, ломать голову над согласованием противоречивых требований, предъявляемых к этим кораблям. Однако к ноябрю 1923 появился эскизный проект первого американского тяжелого крейсера. Тем не менее, желание улучшить бронирование, мощность машин и механизмов, количество орудий главного калибра, постоянно по­падали под удар лимита водоизмещения.

Окончательный проект был согласован в марте 1925. Он пре­дусматривал 10 - 203-мм орудий, скорость 31,2 узла и бронирова­ние весом 773 тонны. Расчеты показывали, что водоизмещение ко­рабля будет много меньше разрешенных 10000 тонн, а потому мож­но выделить еще 250 тонн на бронирование корабля. Сначала ре­шили было изменить общую систему бронирования, но потом все свелось к усилению бронирования погребов. Предполагалось, что крейсера будут совершенно неуязвимы для огня эсминцев, которые считались их наиболее вероятным противником. Легкие крейсера должны были уничтожаться с большой дистанции, где стрельба 6" орудий просто неэффективна.

В результате корабль получил пояс толщиной 102/мм против носовых погребов и 76 мм против машинных отделений. Он опус­кался на 5 фт ниже ватерлинии. Кормовые погреба пояс не прикры­вал, так как предполагалось, что бои будут вестись на носовых кур­совых углах. Их прикрывала внутренняя переборка толщиной 88 мм. Горизонтальное бронирование имело толщину 25 - 37 мм. Вес брони составлял около 6% водоизмещения корабля. В итоге выяс­нилось, что крейсера относительно неуязвимы для 152 мм снарядов, но японские 203-мм снаряды пробивали пояс с дистанции 120 каб, а палубу на расстояниях более 80 каб. Это оказалось настоящим уда­ром, так как развитие систем центральной наводки делало такие дистанции боя вполне реальными.

Как и на крейсерах типа «Омаха» машины были скомпонованы по эшелонному принципу. 8 котлов располагались спереди в 4 ко­тельных отделениях, задние кочегарки разделяли машинные отделе­ния. «Солт Лейк Сити» на испытаниях показал 107746 shp = 32,78 узла при водоизмещении 10524 тонны.

Несколько необычной чертой расположения вооружения было то, что трехорудийные башни были установлены выше двухорудийных. Это было сделано потому, что большой барбет трехорудийной башни не вписывался в острые обводы носовой час­ти. Крейсер был вооружен 203/55 мм орудиями, которые при угле возвышения 41° имели дальность стрельбы 159 каб. Зенит­ное вооружение сначала состояло из 4 - 127/25 мм орудий. Легкое зенитное вооружение отсутствовало, потому что не уда­лось создать приличное орудие. Пришлось ограничиться несколь­кими пулеметами. Крейсер имел 2 катапульты и 4 гидросамолета, но не имел ангара.

После достройки выяснилось, что крейсера недогружены, а по­тому подвержены сильной качке. Были спешно увеличены скуло­вые кили, а на «Пенсаколе» в порядке эксперимента были уста­новлены цистерны успокоителей качки. В середине 30-х годов с крейсеров были сняты торпедные аппараты. Причиной этому была не попытка сэкономить вес, а их предполагаемая тактическая бес­полезность. В 1940 на «Пенсаколе» установили эксперименталь­ный радар модели СХАМ. В ходе войны оба корабля получили новые модели радара. Перед войной крейсера получили еще по 4 - 127/25 мм орудий. В ноябре 1941 на крейсерах были уста­новлены 2 х 4 - 28-мм автомата. Были изменены надстройки, на срезанной грот-мачте установлен КДП. К 1942 корабли получили по 8 - 20-мм автоматов и еще 2x4- 28-мм. В 1942 вместо 28-мм автоматов были установлены счетверенные Бофорсы. Коли­чество 20-мм зениток было увеличено. К 1944 официально счи­талось, что корабли имеют 6x4- 40-мм и 20/21 - 20-мм. Количество самолетов было сокращено до 2, правая катапульта была снята. К 1945 «Солт Лейк Сити» так и не прошел полной модернизации, имел 6x4- 40-мм и 19 х 1 - 20-мм. «Пенсако­ла» после перестройки летом 1945 имел 7x4- 40-мм и 9 х 2 -20 мм. После окончания войны для участия в операции «Мэджик Карпет» (репатриация пленных) с корабля сняли обе катапульты. 4 - 127 мм, 2 х 4 - 40-мм и 4 х 2 - 20 мм.

 

История службы

 

ПЕНСАКОЛА Крейсер базировался на Восточное Побережье в составе 4 дивизии до 1935, когда эту часть перевели на Тихий океан. В январе 1941 «Пенсакола» становится флагманским кораблем 5 ди­визии. В начале войны он действует на юго-западе Тихого океана и в австралийских водах, прикрывая войсковые конвои. В январе 1942 в составе ОС 11 участвует в походе к Уэйку. Операция была отменена, когда японцы потопили танкер сопровождения. После этого он при­крывая войсковые конвои из панамы на острова юго-западной части Тихого океана. В марте «Пенсакола» вместе с кораблями ОС II и ОС 17 участвует в рейде против Лаэ и Саламауа. В июне в составе ОС 16 он участвует в битве при Мидуэе. В сентябре крейсер прибывает к Гуадалканалу и 26 октября участвует в бою у островов Сайта Крус. 30 ноября в бою у Тассафаронга «Пенсакола» получает серьезные по­вреждения. Торпеда попадает в левый борт под грот-мачту. На кораб­ле начинается сильный пожар, взрывается часть боезапаса в башне № 3. При этом погибли 125 человек, еще 68 человек были ранены. После временного ремонта в Тулаги крейсер уходит в Эспириту-Санто, а оттуда - в Пирл-Харбор. До ноября 1943 крейсер находится в ремонте. В этом же месяце он возвращается в строй и участвует в обстреле Таравы, а также в дальнейших операциях на Маршалловых островах. В апреле 1944 после короткого ремонта на верфи Мэр Айленд «Пенсакола» уходит на север Тихого океана. 13 августа 1944 он возвращается в Пирл-Харбор. Далее он участвует в ударе по Уэйку, битве за Лейте и бою у мыса Энганьо. С ноября крейсер уча­ствует в обстрелах Иводзимы. 17 февраля 1945 он получает попада­ния 6 снарядов с береговых батарей. Погибло 17 человек, 119 было ранено. После ремонта «Пенсакола» снова участвует в обстрелах берега, теперь у Окинавы. 15 апреля он уходит в США для ремонта, который завершается 3 августа. После этого «Пенсакола» действует на. Алеут­ских островах. Всего за годы войны крейсер заслужил 13 боевых звезд. Списанный корабль был использован в качестве мишени при испытании атомных бомб на атолле Бикини 25 июля 1946. После дезактивации и тщательного изучения корабль был затоплен возле Кваджеллейна 10 ноября 1948. Интересно отметить, что крейсер послужил мишенью, числясь в составе флота. Он входил в ОС 1, как действующая единица.

СОЛТ ЛЕЙК СИТИ До 12 сентября 1939 крейсер находился в составе 2 дивизии крейсеров, а потом был переведен в 5 дивизию. В сентябре 1933 его переводят в 3 дивизию. Почти все это время он действует на Тихом океане. В составе ОС 8 «Солт Лейк Сити» пыта­ется доставить подкрепления на Уэйк в декабре 1941. В январе -феврале 1942 действует на Маршалловых и Гилбертовых островах, обстреливая вражеские позиции. Позднее он принимает участие в рейде против Уэйка. В апреле «Солт Лейк Сити» участвует в рейде Дулитла против Токио. В июне в Пирл-Харборе его переводят в ОС 17, а в июле перебрасывают к Гуадалканалу. В составе ОС 61 он участвует в бою у Восточных Соломоновых островов. В октябре в бою у мыса Эсперанс крейсер получает попадания 3 снарядов, хотя повреждения оказались невелики. С ноября 1942 по март 1943 крей­сер ремонтируется в Пирл-Харборе, а потом уходит на Алеутские острова. 26 марта в составе ОГ 16.6 он участвует в бою у Коман­дорских островов и получает тяжелые повреждения от артогня япон­ских крейсеров. В него попали 4 снаряда, крейсер имел крен 5°, потерял ход. Но японцы почему-то не добили беспомощный ко­рабль. Ремонт проводится на верфи Мэр Айленд. В октябре «Солт Лейк Сити» возвращается в Пирл-Харбор. Он участвует в рейдах авианосцев против Уэйка, Рабаула и Таравы. В январе 1944 крейсер действует на Маршалловых островах в составе ОГ 50.15. В марте -апреле он участвует в операциях против западных Каролинских ос­тровов, а потом снова уходит на ремонт. В июле крейсер возвраща­ется на Алеутские острова, но уже в середине августа снова прибы­вает в Пирл-Харбор. После ударов по Уэйку и Сайпану он участвует в битве за Лейте. Позднее «Солт Лейк Сити» участвует в операциях у Иводзимы и Окинавы. В августе 1945 он возвращается на Алеут­ские острова, а после окончания войны участвует в оккупации Хон­сю. Крейсер заслужил 11 боевых звезд и благодарность командую­щего флотом. После войны он использовался в качестве мишени и был потоплен 25 мая 1948 у берегов Калифорнии.