Тяжелые крейсера типа Northampton
Водоизмещение : 9050 t, 12150 t (CA-27 - 9200 t, CA-29 - 9300 t, оба - 12350 t)
Размеры : 182,96 х 20,14 х 5,92 м
Машины : 4-вальный ТЗА Парсонс, 8 котлов Уайт-Форстер, 107000 shp = 32,5 узл; 2108 тонн нефти = 10000 миль @ 15 узл.
Броня : машинные отделения - пояс 76 мм и палуба - 25 мм; погреба .- 120 мм борта и 52 мм крыша; барбеты 37 мм, башни - 65 мм лоб, 52 мм крыша, 19 мм борта
Вооружение : 9 - 203/55 (3 х 3), 4 - 127/25 (4 х 1), 6 - 533 ТА (2 х 3), 2 катапульты, 4 самолета
Экипаж : 621 человек, 795 человек флагманские корабли
СА-26 Northampton |
Bethlehem, Quincy |
14.4.28 |
5.9.29 |
17.5.30 |
Потоплен 1.12.42 |
CA-27 Chester |
New York SB |
6.3.28 |
3.7.29 |
24.6.30 |
Выведен в резерв 10.6.46 |
СА-28 Louisville |
Puget Sound NY |
4.7.28 |
1.9.30 |
15.1.31 |
Выведен в резерв 17.6.46 |
CA-29 Chicago |
Mare Island NY |
10.9.28 |
10.4.30 |
9.3.31 |
Потоплен 30.1.43 |
СА-30 Houston |
Newport News |
1.5.28 |
7.9.29 |
17.6.30 |
Потоплен 1.3.42 |
СА-31 Augusta |
Newport News |
2.7.28 |
1.2.30 |
30.1.31 |
Выведен в резерв 16.6.46 |
Работа над проектом этих крейсеров началась сразу после завершения проектирования СА-24. Первое обсуждение состоялось 24 февраля 1926. Предполагалось изменить проект - сократить число орудий главного калибра до 8 на том основании, что это стандартное вооружение всех зарубежных крейсеров. Требовалось улучшить системы живучести и обеспечить лучшие условия хранения самолетов. Кроме того, планировалось разделить большие котельные отделения переборкой. Для улучшения мореходности появился полубак. К апрелю были подготовлены 2 различных эскизных чертежа. Один имел 3 трехорудийные башни, другой - 4 двухорудийные. Оба варианта имели поднятый полубак, удлиненный корпус и увеличенную высоту борта. Но 8-орудийный вариант получился слишком «нафаршированным» различными механизмами, и потому был выбран 9-орудийный. Пока шла работа над чертежами, стало ясно, что имеется некоторый резерв водоизмещения, что-то около 200 тонн, помимо предусмотренной проектом 221 тонны. Было решено использовать его для улучшения защиты. В проект были внесены изменения, которые, как надеялись, обеспечат защиту от 203-мм снарядов. Однако последовали неизбежные раздоры различных служб, и попытка приспособить корабли для действий в качестве флагманов съела большую часть резерва. Но некоторые изменения системы защиты все равно считались необходимыми. Была предпринята попытка увеличить бронирование погребов до 178 мм за счет брони башен, что защитило бы погреба от 203-мм снарядов. Но в этом случае машины и башни были бы защищены только от 127 мм или 152 мм снарядов. Часть резерва была использована для улучшения противоосколочного бронирования элеваторов. Остальной запас водоизмещения был оставлен в качестве резерва для последующих модернизаций. Несмотря на все это, корабль по-прежнему был на 1000 тонн меньше разрешенного договором предела. Постройка 6 кораблей была утверждена в 1929 финансовом году, первые 2 должны были служить флагманскими кораблями крейсерских дивизий, последние 3 — флагманами флота. На них полубак был продолжен до основания катапульт, что давало дополнительные помещения.
Финальный проект предусматривал пояс шириной 13 фт, из которых 5 фт находились ниже ватерлинии. Толщина пояса в районе машинных отделений была 76 мм. Погреба имели стенки толщиной 120 мм. Палуба имела толщину 25. мм над машинными отделениями и 52 мм над погребами. Башни имели толщину лобовой плиты 65 мм и крыши 52 мм. Общий вес брони составил 1057 тонн. Крейсера не должны были иметь зон неуязвимости, но по расчетам их броня должны была выдерживать попадания 130-мм снарядов (эсминец) на расстояниях более 35 каб (погреба) и 40 каб машинное отделение). Крейсерские 152/50 мм орудия пробивали пояс с расстояния 65 каб. Погреба имели безопасную зону с 50 до 105 каб. 203/50 мм орудия пробивали пояс с расстояния 120 каб, а палубу на дистанциях более 65 каб, и безопасная зона не существовала в принципе.
Машинная установка была такой же, как на первых типах тяжелых крейсеров. На испытаниях «Чикаго» показал 107780 shp = 32,5 узла при водоизмещении 11062 тонны.
Орудия остались теми же, как на крейсерах типа «Пенсакола». Опять слабым местом были легкие зенитные орудия. Фирма Кольт не справилась с разработкой 37-мм автомата. Крейсера по-прежнему имели по 2 трехтрубных торпедных аппарата, однако вопрос о необходимости установки торпедных аппаратов на крейсерах для американцев всегда оставался спорным. В ангаре могли находиться 4 гидросамолета плюс еще 2 на катапультах, хотя обычно корабли имели по 4 самолета.
Еще до начала войны крейсера прошли ряд модернизаций, в основном, чтобы усилить зенитное вооружение. В начале 1933 были установлены ПУАЗО и 8 - 12,7 мм пулеметов Браунинга. В середине 30-х годов были сняты торпедные аппараты. В феврале 1933 было принято решение установить дополнительные 4 - 127/25 мм орудия, но работы начались только в 1938 - 39 годах. Эти орудия были установлены на крыше ангара напротив задней трубы. В июне 1940 Генеральный Совет флота решил резко усилить зенитное вооружение американских кораблей. На крейсерах запланировали установить 4 х 4 - 28-мм автомата. Однако этих установок не хватало. «Нортгемптон» сначала получил 4 — 76/50 мм орудия, «Хьюстон» имел 3 -75/50 и 1 х 4 - 28-мм. В конечном итоге были установлены 4x4-28-мм автомата, 2 напротив мостика, 2 - между группами 127-мм орудий. В начале войны фок-мачта была срезана и установлены открытые мостики и радар. Когда появилось большое количество 20-мм Эрликонов, пришлось искать для них место. Каждый капитан решал эту проблему по-своему, а потому не существовало единого стандарта. Например, «Честер» в августе 1942 имел 2x4 — 28-мм, 13 — 20-мм. Предполагалось установить по 4 х 4 - 40-мм и 12 — 20-мм автомата, но в ходе войны это количество постепенно увеличивалось. В конце войны уцелевшие корабли имели по 20 — 40-мм (4 х 4 + 2 х 2) и 31 — 20-мм. «Нортгемптон» имел 14 — 20-мм и все еще сохранил 28-мм автоматы в момент гибели. «Честер» закончил войну, имея 5x4 + 2x2 — 40-мм и 13 х 2 — 20-мм автоматов. Его правая катапульта была снята. Кормовая надстройка была срезана, вместо грот-мачты установлена решетчатая конструкция вокруг задней трубы. «Луисвилл» и «Огаста» прошли аналогичную модернизацию, но имели по 4x4 + 4x2- 40-мм и 20 х 1 - 20-мм.
История службы
НОРТГЕМПТОН Когда в мае 1930 «Нортгемптон» вступил в строй, он, как «Пенсакола и «Солт Лейк Сити», числился легким крейсером CL-26. Обозначение СА появилось только в следующем году. До лета 1940 крейсер служил в составе 4 дивизии крейсеров, в основном в качестве флагманского корабля. Он входил в состав Разведывательных Сил на Тихом океане. После этого он был переведен в 5 дивизию, в которой прослужил до самой гибели. В начале войны крейсер входил в состав ОС 8, сопровождавшего авианосец «Энтерпрайз». После этого «Нортгемптон» участвовал в сорвавшейся попытке усилить гарнизон Уэйка. В начале 1942 во время рейда авианосцев на Маршалловы и Гилбертовы острова крейсер обстрелял Вотье. В марте он участвовал в рейде против острова Маркус. В апреле корабль вошел в состав эскадры, обеспечивавшей рейд Дулитла на Токио, и потому пропустил бой в Коралловом море. Однако в составе ОС 16 он участвовал в битве при Мидуэе в начале июня 1942. В октябре крейсер участвовал в битве у островов Санта Крус. В следующем месяце крейсер в составе ОС 16 участвовал в бою у Тассафаронга. Незадолго до полуночи 30 ноября он получил в левый борт попадания 2 торпед с эсминца «Оясио». Через 3 часа он был оставлен командой и затонул. Погибли 58 человек. За время службы «Нортгемптон» получил 6 боевых звезд.
ЧЕСТЕР Этот крейсер тоже сначала вошел в состав 4 дивизии, но в 1936 был передан 5 дивизии, где и прослужил до самого конца. Только короткий период в 1940 он находился в составе 7 дивизии крейсеров Патрульных Сил. В первый день войны он, вместе с «Нортгемптоном» находился вблизи от острова Уэйк. В январе 1942 он поддерживал высадку на Самоа. Во время атаки Тароа 1 февраля в составе ОГ 8.3 крейсер получил попадание бомбы, и ему потребовался ремонт в Пирл-Харборе. В мае «Честер» участвовал в бою в Коралловом море в составе ОС 17 и спасал экипаж «Лексингтона». В следующем месяце крейсер вернулся на Западное Побережье для ремонта. Но в сентябре «Честер» возвращается в Нумеа в ходит в состав ОС 62. 20 октября 1942, действуя в районе Соломоновых островов, крейсер получил попадание торпеды с подводной лодки 1-176. Погибли 11 человек, ранены 12. Он сумел своим ходом доползти до Эспириту-Санто для временного ремонта. Капитальный ремонт в США закончился только летом 1943. «Честер» в составе ОГ 50.3 в ноябре участвовал в высадке десанта на Гилбертовых островах. В январе - феврале 1944 в составе ОГ 50.15 он участвует в набеге на Маршалловы острова. После мелкого ремонта в апреле крейсер переводится на север Тихого океана, так как американское командование убирает тяжелые крейсера с Соломоновых островов. В июне в составе ОС 94 он обстреливает японские позиции на Курилах, но в середине августа возвращается в Пирл-Харбор. После этого он обстреливает острова Маркус и Уэйк, сопровождает авианосцы, участвует в битве за Лейте. С ноября 1944 по февраль 1945 «Честер» действует в районе Иводзимы и островов Бонин. Потом он уходит на ремонт в США. Вернувшись в район боев, «Честер» действует у Окинавы, а потом в Южно-Китайском море. Но в августе его снова отправляют на Алеутские острова. Он участвует в оккупации Японии и перевозит домой демобилизованных солдат. В годы войны «Честер» получил 11 боевых звезд.
ЛУИСВИЛЛ После ввода в строй «Луисвилл» начал службу в 5 дивизии крейсеров Разведывательных Сил. В 1936 он был передан 6 дивизии, а в следующем году возвращен обратно в 5 дивизию. Осенью 1940 крейсер был временно переведен в 7 дивизию, но практически всю войну «Луисвилл» числился в 4 дивизии крейсеров. В 1940 он совершил поход в Англию, чтобы вывести 148 миллионов долларов золотом в США. После этого он был переведен на Тихий океан. Когда Соединенные Штаты вступили в войну, он перевозил войска на Самоа. В марте 1942'крейсер находился на Соломоновых островах. В конце мая «Луисвилл» был направлен на Алеутские острова и в составе ОС 8 обстреливал Кыску. В ноябре он вернулся на юг Тихого океана и 29 января 1943 принял участие В бою у острова Реннел в составе ОС 67. Однако в апреле он снова был направлен на Алеуты, где выполнял различные задачи до декабря, когда направился на верфь Мэр Айленд на ремонт. В январе 1944 корабль вернулся на юг Тихого океана, участвовал в боях за Энивёток, Трук, Сайпан, Тиниан. В битве за Лейте он принимал участие в бою в проливе Суригао. После этого он вошел в состав ОС 77 у Лусона. Здесь 5 и 8 января 1945 он получил попадания 2 камикадзэ и понес большие потери в личном составе. Поврежденный крейсер отправился в США на ремонт и вернулся в район боев только в апреле. 5 июня в боях за Окинаву крейсер получил еще одно попадание камикадзэ. После ремонта он был направлен в Китай и в августе - октябре обеспечивал высадку там американских войск. В частности, он посетил Дайрен (Дальний). За годы Второй Мировой войны «Луисвилл» заслужил 13 боевых звезд.
ЧИКАГО Крейсер служил флагманом 5 дивизии крейсеров Разведывательных Сил. С июня 1939 он также являлся флагманом крейсеров Разведывательных Сил. Осенью 1940 он был передан 4 дивизии, но остался флагманом крейсеров. В начале войны он входил в состав ОС 12 в Пирл-Харборе, но в момент японской атаки находился в море. С начала февраля крейсер был придан эскадре АНЗАК, базирующейся на Сува, острова Фиджи. После того, как союзники были выбиты из Голландской Ост-Индии, крейсер вернулся в Пирл-Харбор. «Чикаго» участвовал в бою в Коралловом море. 31 мая крейсер находился на ремонте в Сиднее, когда японские сверхмалые подводные лодки атаковали эту гавань. Но их торпеды прошли мимо. В августе «Чикаго» участвовал в высадке десанта на Гуадалканал в составе ОГ 62.2. В бою у Саво 9 августа 1942 он был тяжело поврежден японкой торпедой. Крейсер ушел сначала в Нумеа, а потом в Сидней для временного ремонта. Полный ремонт был проведен в Сан-Франциско. После этого крейсер снова вернулся на Соломоновы острова. 29 января в составе ОС 18 он участвовал в бою у острова Реннел. Крейсер получил 2 попадания авиаторпедами в правый борт. Оба котельных отделения и кормовое машинное были затоплены. Крейсер «Луисвилл» взял его на буксир, но на следующий день «Чикаго» получил еще 4 попадания авиаторпед в тот же борт и затонул в течение 20 минут. За время службы «Чикаго» получил 4 боевые звезды.
ХЬЮСТОН Крейсер сразу был переведен на Дальний Восток, так как должен был служить флагманским кораблем Азиатской станции. После того, как его сменил крейсер «Огаста», он 17 ноября 1933 отправился обратно в Сан-Франциско. В 1934 «Хьюстон» был передан 6 дивизии крейсеров Разведывательных Сил, а в следующем году он становится флагманом 5 дивизий. В 1937 «Хьюстон» переходит в 4 дивизию крейсеров, а с 19 сентября по 18 декабря служит флагманским кораблем всего американского флота. В октябре 1940 крейсер уходит на Филиппины и 19 ноября снова становится флагманом Азиатского флота. После начала войны он уходит в Австралию вместе с конвоем и 3 старыми эсминцами (ОС 5). Там он входит в состав флота АБДА. Начинаются бои в Голландской Ост-Индии. 4 февраля при попытке перехватить японский десант у Баликпапана крейсер получает попадание бомбы, которая уничтожает его кормовую башню. В этом же бою был поврежден и «Марблхед». Несмотря на повреждения, «Хьюстон» сопровождает конвой с войсками на Тимор, но операцию отменяют. Крейсер получает приказ идти в Чилачал и поступить под команду голландского контр-адмирала Доормана. Это позволило «Хьюстону» ускользнуть из Дарвина до налета японской авиации на этот порт. Когда в конце февраля японцы высадились на Яве, «Хьюстон» участвовал во всех операциях против них. 27 февраля после боя в Яванском море он сумел уйти в Батавию вместе с австралийским крейсером «Перт». Однако, при попытке вырваться из Яванского моря, оба крейсера 1 марта в проливе Сунда столкнулись с превосходящими силами японцев и были потоплены артогнем и торпедами тяжелых крейсеров «Могами» и «Микума». Его командир, капитан 1 ранга Руке, посмертно получил Медаль почета, высшую американскую награду. За свои действия «Хьюстон» был удостоен 2 боевых звезд и благодарности президента.
ОГАСТА В отличии от других крейсеров этого типа «Огаста» начал службу в Атлантике и был переведен на Тихий океан только в марте 1932. 9 марта 1933 он был переведен на Дальний Восток и сменил в Шанхае «Хьюстон» в качестве флагманского корабля Азиатской станции. В августе 1940 крейсер был переведен в 4 дивизию, приданную Разведывательным Силам. Однако осенью 1940 он снова ушел в Атлантику, где до мая 1941 служил флагманом Патрульных Сил. С январе 1942 «Огаста» числился в 7 дивизии, при этом успев послужить флагманским кораблем Атлантического флота. В августе 1942 он доставил президента Рузвельта в бухту Ардженшия на встречу с Черчиллем. Во время высадки в Северной Африке в ноябре 1942 крейсер входил в состав ОГ 34.9, Центрального Ударного Соединения. Во время боя с французской эскадрой «Огаста» и Бруклин» тяжело повредили легкий крейсер «Примоге» и 1 эсминец." После этой операции крейсер вернулся в Нью-Йорк для серьезного ремонта. В августе 1943 «Огаста» был передан британскому Флоту Метрополии вместе с линкорами «Саут Дакота» и «Алабама», чтобы нейтрализовать угрозу «Тирпица». В конце ноября 1943 он снова возвращается в США для ремонта после действий в Арктике. В апреле 1944 крейсер снова идет в Англию, чтобы участвовать в высадке десанта в Нормандии. Он становится флагманом Западного Оперативного Соединения. После этой операции он уходит на Средиземное море, чтобы принять участие в операции «Драгун», и находится там до сентября 1944. Потом он возвращается в Филадельфию для очередного ремонта, который завершается в феврале 1945. После окончания войны в Европе «Огаста» доставляет президента Трумэна в Антверпен, откуда тот отправляется на Потсдамскую конференцию. Крейсер также участвует в перевозке домой демобилизованных солдат. За годы Второй Мировой войны «Огаста» заслужил 3 боевые звезды.