Легкие крейсера типа Brooklyn

 

Водоизмещение : CL-40 и 41 - 9700 t, 12700 t; CL-42 и 43 - 9475 t, 12650 t; CL-44 и 47 - 10000 t, 12500 t; CL-48 - 9650 t, 12600 t; CL-49 и 50 - 9700 t, 12900 t

Размеры : 185,42 x 18,62 x 6,93 м

Машины : 4-вальный ТЗА Парсонс, 8 котлов Бабкок-Уилкокс (CL-41, 42 и 43 - 6 котлов Бетлхэм и 2 Бабкок-Уилкокс), 100000 shp = 32,5 узл; 2207 тонн нефти = 10000 миль @ 15 узл.

Броня : пояс 127 мм на обшивке 16 мм; палуба 52 мм; барбеты 152 мм; башни 165 мм лоб, 52 мм крыша, 32 мм борта; (CL-49 и 50 - малые башни 25 - 32 мм); рубка 127 мм

Вооружение : 15 - 152/47 мм (5 х 3); 8 - 125/25 мм (8 х 1), 8 - 127/38 мм (4 х 2) (CL-49 и 50); 2 катапульты, 4 самолета

Экипаж : 868 человек (CL-49 и 50 - 888 человек)

 

CL-40       Brooklyn

New York N Yd

12.3.35

30.11.36

18.7.38

Зачислен в резерв 30.1.46

CL-41       Philadelphia

Philadelphia N Yd

28.5.35

17.11.36

28.7.37

Выведен из состава флота 9.1.46

CL-42       Savannah

New York SB

31.5.34

8.5.37

30,8.37

Выведен в резерв 22.4.46

CL-43       Nashville

New York SB

24.1.35

2.10.37

25.11.38

Выведен в резерв 24.6.46

CL-46       Phoenix

New York SB

15.4.35

12.3.38

1.2.39

Выведен в резерв 28.2.46

CL-47       Boise

Newport News

1.4.35

3.12.36

1.2.39

Выведен из состава флота 1.6.46

CL-48       Honolulu

New York N Yd

10.9.35

26.8.37

7.9.38

Выведен в резерв 3.2.47

CL-49       St. Louis

Newport News

10.12.36

15.4.38

.12.39

Выведен из состава флота 20.6.46

CL-50       Helena

New York N Yd

9.12.36

28.8.38

14.12.39

Потоплен 6.7.43

 

Если тяжелые крейсера были плодом Вашингтонского договора, то эти корабли стали детищем Лондонского морского договора 1930 года. На конференции после долгих споров Великобритания, Соединенные Штаты и Япония пришли к соглашению относительно крейсерских сил. Соединенные Штаты решили, что тихоокеанская война потребует крупных кораблей, и сделали ставку на тяжелые крейсера. Поэтому они согласились с предложенным Англией мора­торием на строительство кораблей этого класса, надеясь сохранить status quo. Но договорные лимиты были практически исчерпаны, и потому Соединенным Штатам пришлось против собственной воли строить крейсера с 6" орудиями. В американском флоте бытовало мнение, что в пределах 10000 тонн можно построить крейсер с 12-6" орудиями с бронированием, превосходящим защиту тяжелых крей­серов. Однако уже появились хорошо бронированные тяжелые крей­сера типа «Нью Орлеане», и в результате «Бруклины» стали возвра­щением к крейсерам, на которых защита принесена в жертву огне­вой мощи.

Работа над проектом началась осенью 1930, после того, как 21 июля сенат ратифицировал Лондонский договор. Главным требова­нием было сохранение больших скорости и дальности плавания. Было рассмотрено 6 вариантов. Самый большой, созданный на ос­нове проекта тяжелых крейсеров «Нью Орлеанс», имел 3 четырехорудийные и 1 трехорудийную башни. Самый маленький при водоиз­мещении 6000 тонн имел 2 трехорудийные башни. В конечном ито­ге в начале 1931 пришли к решению строить крейсера водоизмещением 9600 тонн с 12 - 6" орудиями (4 х 3). Бронирование должно было повторять «Нью Орлеане». Было предложено включить ко­рабли в программу 1933 финансового года, но предложение не про­шло. Вспыхнули новые споры, так как появились 28-мм зенитные автоматы и потребовалось вооружить ими корабли. В результате катапульта и ангар съехали на корму, чтобы расчистить место в сред­ней части для установки 127 мм и 28 мм орудий.

Изменение схемы бронирования заставило по-новому рассмот­реть вопрос о расположении машин. Если бы удалось сократить длину машинных отделений, это дало бы резерв веса для дополни­тельной брони. Промелькнуло, но тут же пропало предложение ис­пользовать дизеля. К марту 1932 была проработана серия проек­тов. Все корабли имели водоизмещение 10000 тонн, вооружение от 12 до 16 — 152-мм орудий и броневой пояс толщиной до 127 мм. Длина корпуса была самой различной, так же, как и мощность ма­шин. Тем временем появились 2 новых фактора, которые повлияли на проект — новые 152-мм снаряды и данные о строительстве япон­цами крейсеров типа «Могами» с 15 - 152-мм орудиями. Американ­цы просто не могли позволить себе иметь крейсера с более слабым вооружением.

Финальный проект имел 5 трехорудийных 152-мм башен. Исчез полубак, ангар разместился под квартердеком. Однако, котельные отделения все еще были сгруппированы впереди машинных. Была использована продольная схема набора, что помогло сэкономить вес. Но здесь конструкторы перестарались. «Саванна» получил серьезные повреждения носовой части во время шторма в 1939, кото­рые стали следствием слабости корпуса.

Броневой пояс имел толщину 127 мм на ватерлинии и устанавли­вался на 25-фн обшивке. Броневая палуба имела толщину 52 мм. Пояс замыкали траверзы толщиной 127-52 мм. Погреба прикры­вали внутренние продольные переборки 52 мм. Барбеты имели тол­щину 152 мм. Общий вес брони составлял 1798 тонн или 13,76% стандартного водоизмещения. Зона неуязвимости новых крейсеров под огнем 152-мм орудий находилась в диапазоне 40 - 115 каб.

Крейсера были вооружены новыми 152/47 орудиями Mark 16 с ве­сом снаряда 59 кг и раздельно-гильзовым заряжанием. Установки имели предельный угол возвышения 60° и максимальную дальность стрельбы 130 кабельтов при угле возвышения 47. Лобовая броня башен имела толщину 165 мм. Так как 28-мм автоматы еще не были доработаны, лег­кое зенитное вооружение составляли только 12,7-мм пулеметы.

4 корабля были заказаны по чрезвычайной программе 1933 года, еще 3 были заказаны в 1934 году (CL-46 — CL-48). Позднее были добавлены еще 2 корабля для замены первых 2 крейсеров типа «Омаха». Эта пара (CL-49 и CL-50) была построена по измененному проекту. Использование новых котлов высокого давления позволи­ло сократить размеры котельных отделений. Эти котлы использо­вали пар температурой 700Т при давлении 565 фн/кв. дюйм. Кро­ме того, появилась возможность разместить котлы 2 группами, каж­дая со своим постом управления. Машинные отделения были разде­лены одной из групп котельных отделений, то есть снова вернулся эшелонный принцип. Другим важным различием стало новое зенит­ное вооружение. Эти корабли несли новые 127/38 универсальные орудия в спаренных установках.

Сначала крейсера получили открытые мостики поверх существу­ющих надстроек, но с 1942 началась модернизация кораблей. Высо­та мостиков снижалась, а боевые рубки вообще снимались. Зенит­ное вооружение усилили, добавив 4x4- 28-мм автомата. Так как этих установок не хватало, появилась временная комбинация из 2 -76/50 орудий и 2 х 4 - 28-мм автоматов. Но к ноябрю 1941 такое вооружение получил только крейсер «Хелена». Однако во время ремонта повреждений, полученных в Пирл-Харборе, зенитки сняли и с него, чтобы передать на «Феникс» и «Гонолулу». Штатные места 28-мм автоматов располагались так: напротив фок-мачты и над пер­вой возвышенной 127-мм установкой. Но на CL-49 и CL-50 они уста­навливались на главной палубе напротив переднего и заднего кон­цов надстройки. 76-мм зенитки простояли на крейсерах довольно долго. «Саванна» имел их до августа 1942, а «Феникс» - даже до февраля 1943. Первым шагом по усилению зенитного вооружения стала установка радара и 20-мм автоматов. В конце 1942 было ре­шено установить по4х4и4х2 — 40-мм автоматов. Впрочем, зенитное вооружение различных кораблей различалось довольно сильно. К концу войны CL-46 и CL-47 имели 28 - 40 мм (4 х 4 + 6 х 2) и 20 - 20 мм (10 х 2), хотя CL-43 имел только 2 спаренных Эрликонов. Остальные крейсера несли одиночные 20-мм автоматы: 19 - «Феникс», 18 - «Бойз», 8 - «Сен-Луи». «Феникс» и «Бойз» имели по 4 х 2 — 40 мм. «Саванна» после повреждения 11 сентября 1943 у Салерно управляемой бомбой «Фриц-Х» прошел капиталь­ную модернизацию. Он получил були, которые увеличили ширину корпуса до 21,2 м. Одиночные 127/25 мм орудия были заменены 127/38 спаренными. Були получили также «Бруклин», «Филадель­фия» и «Гонолулу», но их не перевооружали.

 

История службы

 

БРУКЛИН В 1938 крейсер вошел в состав 8 дивизии. В мае 1941 он находился в Атлантике и прикрывал перевозку американских войск в Исландию. До конца 1941 «Бруклин» действовал в составе Нейтрального патруля. После вступления в войну Соединенных Штатов крейсер занимался проводкой конвоев в Северной Атланти­ке между Англией и США. 3 сентября крейсер спас 1173 солдата с борта загоревшегося войскового транспорта «Уэйкфилд». В октяб­ре 1942 «Бруклин» участвовал в операции «Торч». 8 ноября он поддерживал огнем войска в районе Федалы. Невзорвавшийся сна­ряд с береговой батареи повредил 2 орудия и ранил 5 человек. Вместе с тяжелым крейсером «Огаста» «Бруклин» имел столкнове­ние с французским легким крейсером «Примоге». В первой полови­не 1943 он занимался проводкой конвоев из США в Северную Африку. В июле «Бруклин» участвовал в высадке десанта в Сици­лии. Он действовал в составе ОС 86 у Ликаты. После этого в соста­ве ОС 81 в январе 1944 он участвовал в операции у Анцио. В авгу­сте 1944 в составе ОС 87 «Бруклин» участвует в высадке десанта на юге Франции. В ноябре 1944 он возвращается в Соединенные Шта­ты на ремонт. На верфи ВМФ в Нью-Йорке крейсер находится до мая 1945. В боях на Тихом океане крейсер участия не принимает. В годы войны «Бруклин» заслужил 4 боевые звезды. 3 января 1947 крейсер зачислен в резерв, а 9 января 1951 продан Чили и получает название «О'Хиггинс».

ФИЛАДЕЛЬФИЯ Крейсер тоже был передан 8 дивизии крейсе­ров и 27 июня 1938 становится ее флагманом. В июне 1939 он переходит на Тихий океан, но потом возвращается в Атлантику для участия в Нейтральном патруле. Он также входит в состав эскадры, обеспечившей оккупацию Исландии. После в 1942 этого «Филадель­фия» сопровождает конвои между США и Исландией, а также Анг­лией. В сентябре 1942 он входит в состав Западного Оперативного Соединения во время операции «Торч». 24 ноября крейсер возвра­щается в Соединенные Штаты и до марта 1943 сопровождает кон­вои между Америкой и Северной Африкой. В ходе подготовки к высадке в Сицилии крейсер передают ОС 85. Высадка начинается 10 июля. С этого дня и до августа крейсер занимается огневой поддержкой войск на берегу. В сентябре «Филадельфия» действует в районе Салерно, обстреливая немецкие позиции. Он получает лег­кие повреждения от близких разрывов управляемых бомб. В начале ноября крейсер уходит в Оран, а 6 ноября оттуда - в США. После ремонта на верфи ВМФ в Нью-Йорке в декабре - январе крейсер возвращается на Средиземное море и действует у плацдарма Анцио с середины февраля до конца мая 1944. Во время высадки в Южной Франции он входит в состав ОС 85 и действует на Среди­земном море до октября. Крейсер проходит очередной ремонт на верфи Филадельфии с ноября 1944 по май 1945. В годы Второй Мировой войны крейсер заслужил 5 боевых звезд. Продан Брази­лии 9 января 1952, получил название «Барросо».

САВАННА Крейсер совершил несколько заграничных плава­ний в Атлантике в первые годы службы. В июне 1939 он ушел на Западное Побережье, где служил до 19 мая 1941. После этого он снова вернулся в Атлантику. 17 июня «Саванна» становится флаг­манским кораблем 8 дивизии крейсеров, действует в составе Нейт­рального патруля. После начала войны крейсер остается в Атлан­тике. В октябре 1942 в составе Западного Оперативного Соедине­ния он участвует в операции «Торч». После завершения десантной операции крейсер возвращается в США и вместе с эскортным авиа­носцем «Сэнти» действует в составе патрулей в центральной и южной Атлантике. 15 февраля 1943 вместе с эсминцем «Эберле» крейсер перехватил блокадопрорыватель «Кота Къянди», взорван­ный своей командой. В мае 1943 крейсер возвращается на Среди­земное море. Во время высадки в Сицилии он обстреливает бере­говые цели. При это были сбиты 3 его бортовых гидросамолета, корректировавших огонь. 11 сентября во время боев у Салерно крейсер получает попадание радиоуправляемой бомбы FX-1400. Она пробила крышу башни № 3 и взорвалась в погребе, выбив днище корабля. Быстрое поступление воды не дало взорваться боеприпасам. Корабль принял много воды и временно потерял ход. Потери в личном составе были очень тяжелыми, погибли 197 человек. Крейсер ушел на Мальту и после временного ремонта отправился в США. Ремонт закончился в сентябре 1944, после чего крейсер использовался на Восточном Побережье в основном в роли ученого корабля. В годы Второй Мировой войны крейсер «Саван­на» заслужил 3 боевые звезды.

НЭШВИЛЛ Крейсер служил в Атлантике до июня 1939. Следу­ющие 2 года крейсер провел на Тихом океане, но в мае был снова отправлен в Атлантику. В середине июня он прибыл в Бостон, что­бы обеспечить перевозку войск в Исландию. После этого он уча­ствует в Нейтральном патруле, базируясь на Бермуды. В марте 1942 вместе с авианосцем «Хорнет» он уходит на Тихий океан. Вместе с ним он участвовал в рейде Дулитла на Токио 17 апреля 1942. В мае «Нэшвилл» в составе ОС 8 действует на Алеутских островах. После этого крейсер уходит на юг и входит в состав ОС 67 в Эспириту Санто как флагманский корабль. Он участвует в заключитель­ных боях на Гуадалканале в начале 1943, обстреливает Мунду. В мае 1943 крейсер участвует в операциях на Новой Джорджии и в заливе Велья, снова обстреливает Мунду. Но 12 мая во время обстрела японского аэродрома на Коломбангре в башне № 1 взорвался по­роховой заряд. Крейсер уходит на ремонт на верфь Мэр Айленд. «Нэшвилл» возвращается в Пирл-Харбор 12 августа 1943 и со­провождает авианосное ОС 15 во время рейда против островов Маркус и Уэйк. В декабре 1943 в составе ОГ 74.2 крейсер участву­ет в высадке десанта на мысе Глостер. В январе 1944 «Нэшвилл» участвует в высадке десанта в Сейдоре, Новая Гвинея, обстреливает японские войска, когда те пытаются эвакуировать Маданг. В фев­рале высаживаются десанты на островах Адмиралтейства, в марте крейсер в составе ОС 74 обстреливает острова Хаувей и Норило. В апреле в составе ОС 75 он участвует в высадке десантов в Холландии и Айтапе, а в мае - на Биаке. Следующей крупной опера­цией стала высадка десанта на Моротай 15 сентября. «Нэшвилл» участвовал в ней в составе ОГ 75.2. В декабре 1944 в качестве флагмана ОГ 78.3 он участвует в высадке десанта на Миндоро. 13 декабря в него врезается камикадзэ, погибли 133 человека и 190 были ранены. Он ушел на ремонт в Пьюджет Саунд. После ремон­та крейсер 16 мая приходит в бухту Субик и становится флагма­ном ОС 74. Он участвует в высадке десанта на Борнео. После войны крейсер действует в китайских водах. «Нэшвилл» заслужил 10 боевых звезд в годы Второй Мировой войны. 9 января 1951 крейсер подают Чили, и он получает название «Капитан Прат». В 1982 его переименовывают в «Чакабуко».

ФЕНИКС Крейсер вошел в состав 9 дивизии и находился в Пирл-Харборе 7 декабря 1941, но повреждений не получил. Он немед­ленно вышел в море на поиски японского флота, которые заверши­лись ничем. После этого он занимался сопровождением конвоев между США и Австралией, в начале 1942 действовал в Индийском океане. В составе ОС 44 в 1943 крейсер действовал на юго-западе Тихого океана совместно с силами АНЗАК. В марте 1943 ОС 44 превращается в ОС 74, но в апреле «Феникс» уходит в Филадель­фию на ремонт. После ремонта он совершает поход в Северную Африку, а потом возвращается в 7 Флот на Тихий океан. В составе ОГ 74.2 крейсер участвует в высадке десанта на мыс Глостер в кон­це декабря, в январе поддерживает высадки десантов на Новой Гви­нее. После этого он действует на островах Адмиралтейства, в райо­не Холландии и Биака, оказывая артиллерийскую поддержку войс­кам. В сентябре он участвует в высадке десанта на Моротай, а в октябре действует у Лейте в составе ОГ 73.3. В январе 1944 «Фе­никс» прикрывает высадку на Лусон, в феврале - на Батаан и Кор­рехидор, в марте - на Минданао. Потом он действует в районе Фи­липпин и Борнео, но 15 августа 1945 возвращается В Пирл-Харбор. 12 апреля 1951 крейсер продан Аргентине, а 17 октября 1951 вхо­дит в строй как «17 де Октобре», в 1956 переименован «Генерал Бельграно». 3 мая 1982 он торпедирован и потоплен британской атомной подводной лодкой «Конкерор» у Фолклендских островов.

БОЙЗ Еще один крейсер, который после ввода в строй был пе­редан 9 дивизии в составе Линейных Сил. В начале войны он нахо­дился на Дальнем Востоке, но не участвовал в решающих битвах, так как сел на мель 21 января 1942 и ушел на ремонт на верфь Мэр Айленд. До начала боев за Гуадалканал в основном сопровождал конвои. Однако 11 октября 1942 в бою у мыса Эсперанс крейсер получил тяжелые повреждения. Снаряд с японского крейсера «Аоба» попал ниже ватерлинии и вызвал пожар в перегрузочном отделении башни № 1. Но пожар был потушен водой из пробоины. Крейсер ремонтировался в Филадельфии до 20 марта 1943. После ремонта был переведен на Средиземное море, участвовал в высадках десан­тов в Сицилии и Салерно. Однако, 8 июня покинул Средиземное море и ушел на Тихий океан. В декабре «Бойз» прибыл к Новой Гвинее, действовал на Филиппинах и Борнео. В июле 1945 ушел в Сан Педро на ремонт. За годы войны «Бойз» заслужил 11 боевых звезд. Продан Аргентине 12 января 1951, получил название «9 де Юлио».

ГОНОЛУЛУ Крейсер служил флагманом крейсеров, приданных Линейным Силам, и флагманом 9 дивизии крейсеров. Он находился в Пирл-Харборе во время японской атаки и получил мелкие по­вреждения. До мая 1942 он прикрывая конвои, следующие из Со­единенных Штатов в Австралию. После этого крейсер был пере­брошен на Алеутские острова. В ноябре «Гонолулу» прошел ремонт на верфи Мэр Айленд и отправился на Гуадалканал. Он уча­ствовал в бою у Тассафаронга, не получив повреждений. В районе Гуадалканала крейсер находился до начала 1943. В мае 1943 «Го­нолулу» в составе ОС 68 действует у Нью Джорджии, а в июле - в заливе Кьюла в качестве флагмана ОГ 36.1. В бою в заливе Кьюла 5 — 6 июля вместе с другими крейсерами он топить артогнем япон­ский эсминец «Ниидзуки». Через несколько дней в бою у Коломбангры, вместе с крейсером «Сен-Луи», он топит крейсер «Дзинцу», но при этом получает попадание 2 торпедами. Взрывается только одна. Она оторвала крейсеру носовую часть до шпиля. Крейсер вернулся в США для ремонта, который заканчивается в ноябре. В феврале 1944 «Гонолулу» действует у Новой Ирландии в составе ОС 38. До июня он находится на Соломоновых островах. В составе ОГ 52.10 он участвует в высадке десанта на Сайпан. Позднее крейсер участвует в операциях у Гуама, Палау, Маркуса. В октябре начи­наются операции на Филиппинах. 20 октября в заливе Лейте «Гонолулу» получает попадание авиаторпеды. Крейсер тяжело повреж­ден, и ремонт заканчивается только в октябре 1945. За годы войны крейсер награжден 8 боевыми звездами.

СЕН-ЛУИ Крейсер служил в Нейтральном патруле в Карибском море до сентября 1940, а в декабре был переведен в Пирл-Харбор. Там он и находился во время японской атаки. В январе в составе ОС 17 крейсер участвовал в ударе по Маршалловым островам, пос­ле чего до мая занимался проводкой конвоев из Соединенных Шта­тов на юг Тихого океана. После этого крейсер был переброшен на Алеутские острова. В октябре 1942 он проходил ремонт на верфи Мэр Айленд. В начале декабря «Сен-Луи» вернулся на Соломоновы острова. В июне 1943 он участвовал в высадке десанта на Нью Джорджии, в составе ОГ 36.1 прикрывал операции в заливе Кьюла. Ночью 5-6 июля «Сен-Луи» участвовал в бою в заливе Кьюла, а 12 — 13 июля — в бою у Коломбангры. Там он получил попадание торпеды с японского эсминца, которая оторвала ему носовую часть. После временного ремонта в Тулаги и Эспириту-Санто крейсер ушел на верфь Мэр Айленд. Капитальный ремонт завершился в ноябре 1943. Крейсер участвует в боях за Бугенвилль, в составе ОС 39 дей­ствует на островах Шортленд, Соломоновых, Бисмарка, у берегов Новой Ирландии. 14 февраля 1944 «Сен-Луи» получает попадание бомбы. 23 человека погибли, 20 ранены. Скорость крейсера снизилась до 18 узлов. После ремонта в мае «Сен-Луи» передан ОС 52, а в июне участвует в обеспечении высадки на Сайпан и в бою в Филиппинс­ком море. С июля по октябрь он снова ремонтируется в США, но успевает вернуться в середине ноября к Лейте. И тут же, 27 ноября, крейсер получает попадание камикадзэ. Ремонт в США тянется до марта 1945. В том же месяце «Сен-Луи» приходит на Улити. Он участвует в рейдах авианосцев против Японии и Окинавы, вместе с ОС 95 действует в Южно-Китайском море. В августе 1945 крейсер передан ОС 73 в районе Шанхая. За годы войны крейсер заслужил 11 боевых звезд. В 1945 - 46 он занимается репатриацией бывших пленных. 20 июня 1946 крейсер выведен из состава действующего флота. 22 января 1951 он продан Бразилии и 29 января получает новое имя «Тамандаре».

ХЕЛЕНА Это крейсер имел короткую, но бурную жизнь. В Пирл-Харборе он получил попадание торпедой и ушел в Соединенные Штаты на ремонт. После этого он участвовал в боях за Гуадалка­нал. 15 сентября крейсер спас почти 400 человек команды потоп­ленного японской подводной лодкой авианосца «Уосп». 11 октября 1942 в бою у мыса Эсперанс «Хелена» участвует в потоплении япон­ского тяжелого крейсера «Фурутака» и эсминца «Фубуки». 12 но­ября «Хелена» участвует в бою у Саво, но не получает ни единой царапины. В новом году крейсер участвует в обстреле Нью Джорд­жии. Во время последних боев за Гуадалканал он входил в состав ОС 67, обстреливавшего японские позиции. 11 февраля 1943 крей­сер был атакован японской подводной лодкой 1-18 возле Эспириту-Санто. Но в результате лодка сама была уничтожена эсминцами «Флетчер» и «О'Беннон» с помощью бортового самолета крейсе­ра. После ремонта в Сиднее в марте 1943 «Хелена» возвращается к Нью Джорджии. В составе ОС 68 крейсер участвует в бою в заливе Кьюла ночью 5 — 6 июля. Там он получил попадания 3 торпедами, разломился на части и затонул. Погибли 168 человек. Крейсер «Хе­лена» был первым кораблем, получившим благодарность командую­щего флотом. В приказах были отмечены его действия в боях у мыса Эсперанс, Гуадалканала, в заливе Кьюла. Он также заслужил 7 боевых звезд.