Легкие крейсера типа Atlanta

 

Водоизмещение : 6000 t, 8100 t

Размеры : 165,05 (CL-53 и 54 - 165,2 м) х 16,21 х 6,25 м

Машины : 2-вальный ТЗА Вестингауз, 4 котла Бабкок-Уилкокс, 75000 shp — 32,5 узл; 1360 тонн нефти = 8500 миль 9 15 узл.

Броня : пояс 95 мм; палуба 32 мм; башни 25 - 32 мм; рубка 65 мм

Вооружение : 16 - 127/38 мм (8 х 2); 12 - 28 мм (3 х 4) (CL-51 и 52), 16 - 28 мм (4 х 4) (CL-53 и 54); 8 - 20 (8 х 1) (только на CL-53 и 54); 8 ТА - 533 мм (2 х 4)

Экипаж : 623 чел. (810 военный)

 

CL-51      Atlanta

Federal, Kearny

22.4.40

6.9.41

.42

Потоплен 13.11.42

CL-52       Juneau

Federal, Kearny

27.5.40

25.10.41

.42

Потоплен 13.11.42

CL-53       San Diego

Bethlehem, Quincy

27.3.40

26.7.41

10.1.42

Выведен в резерв 4.11.46

CL-54       San Juan

Bethlehem, Quincy

15.5.40

6.9.41

28.2.42

Выведен в резерв 9.11.46

CL-95       Oakland

Bethlehem

13.7.41

23.10.42

17.7.43

Выведен из состава флота 1.7.49

CL-96       Reno

Bethlehem

1.8.41

23.12.42

28.12.43

Выведен из состава флота 4.11.46

CL-97       Flint (ex-Spokane)

Bethlehem

23.10.42

25.1.44

31.8.44

Выведен из состава флота 11.1.46

CL-98      Tucson

Bethlehem

23.12.42

3.9.44

3.2.45

Выведен в резерв 11.6.49

 

После закладки в декабре 1936 крейсеров типа «Сен-Луи», Соеди­ненные Штаты не строили новых крейсеров до апреля 1940, то есть около 40 месяцев. Это было следствием Лондонского договора и его ограничений, а также внутренних разногласий в командовании американского флота. Политический и финансовый климат был бла­гоприятным, но никак не удавалось найти общую точку зрения на характеристики новых крейсеров. Второй Лондонский договор огра­ничил водоизмещение крейсеров 8000 тонн, а калибр орудий 6". По­этому американцы сначала склонялись в пользу многоцелевого ко­рабля, вооруженного двухорудийными 6" башнями, что-то вроде ми­ниатюрного «Бруклина». Но голоса разделились между таким крей­серов и более маленьким, предназначенным для действий вместе с эсминцами. Кроме того, проект 152/47 мм башен был далек от завер­шения, и на него нельзя было рассчитывать. В действительности этот проект был завершен только в 1945. В результате был взят совер­шенно новый курс. Новые 127/38 мм орудия уже показали свои до­стоинства, и было предложено вооружить новый крейсер этими ору­диями. В декабре 1936 было рекомендовано построить 10 кораблей водоизмещением от 5 до 7 тысяч тонн, были созданы эскизные проек­ты. Было рассмотрено несколько проектов с различными комбина­циями 6" и 5" орудий. Один из проектов сильно напоминал построен­ные позднее крейсера типа «Кливленд». Стало ясно, что при водоиз­мещении 8000 тонн не удастся удовлетворить все требования к ново­му кораблю, поэтому в конце 1937 было окончательно решено отказаться от 6" орудий. Все усилия были сосредоточены на разра­ботке проектов с 5" орудиями. Предварительный проект был закон­чен к июлю 1938. Корабль должен был иметь стандартное водоиз­мещение 6000 тонн. Чертеж корпуса напоминал «Бруклин» с его транцевой кормой, хотя ангара эти корабли не имели.

Броневой пояс толщиной 95 мм прикрывал машинные отделе­ния. Более узкий подводный пояс в носу и корме прикрывал погреба. Это пояс был включен в конструкцию корпуса и не имел под собой обшивки. Палуба имела толщину 32 мм. Двойное дно поднималось вверх и стыковалось с ней. 95 мм поперечные тра­верзы замыкали пояс. Остальное бронирование ограничивалось 32 мм .броней башен и рабочих отделений и 65 мм броней боевой рубки. В целом вес брони составлял 585,5 тонн или 8,9% стандар­тного водоизмещения. Кстати, отсюда видно, что эти корабли от­нюдь не планировались, как крейсера ПВО. Скорее, это был аналог малых крейсеров типа «Тромп» или «Капитани Романи». Наличие всего 2 ПУАЗО также не позволяло вести эффективный огонь по большому числу воздушных целей.

Машинная установка этих кораблей была несколько необычной для американских крейсеров. Двухвальная установка напоминала об их «миноносном» предназначении. 4 котла высокого давления (665 фн/кв.дм, 850° F) были расположены в 2 котельных отделени­ях. Машины развивали мощность 75000 ЛС, что обеспечивало ско­рость 32,5 узла. Любопытно отметить, что в свое время распростра­нялись слухи, будто эти корабли могут развивать 40 узлов, хотя в действительности они даже близко не подходили к этому значе­нию. «Атланта» на испытаниях развил 33,67 узла при мощности 78985 shp и водоизмещении 7404 тонны. Однако увеличение водо­измещения при различных модернизациях вело к неизбежному снижению скорости.

Вторая группа из 4 кораблей была заказана 9 сентября 1940 со­гласно Программе увеличения флота от этого года. Они повторяли первую группу, но бортовые 5" башни были заменены спаренными 40 мм Бофорсами, что довело количество таких установок до 8. На кораблях были установлены 14 - 20-мм автоматов, но их число было увеличено до 18. Торпедные аппараты были сохранены. В конце вой­ны для уменьшения верхнего веса было решено снять торпедные аппараты, но это было сделано только на «Окленде» и «Таксоне».

 

История службы

 

АТЛАНТА Крейсер вошел в состав 10 дивизии в качестве флаг­мана. После этого он переводится из Атлантики на Тихий океан в 11 дивизию тоже в качестве флагмана. В июне 1942 он находился в составе ОС 16, участвует в битве при Мидуэе. Крейсер участвует в боях за Гуадалканал в составе ОГ 61.2, в частности, в бою у Восточ­ных Соломоновых островов 24 — 25 августа. В октябре в составе ОС 64 он участвует в бою у островов Санта Крус. В ноябре он прикрывает переброску подкреплений на Гуадалканал. В ночном бою 12-13 ноября крейсер был торпедирован эсминцем «Акацуки» и получил 18 - 203-мм снарядов с крейсера «Сан-Франциско», кото­рый принял его за японца. Потери в личном составе были тяжелыми, погиб адмирал Скотт. Крейсер потерял ход и на следующий день затонул в 3 милях от берега Гуадалканала. За свою службу «Атлан­та» получил 5 боевых звезд и благодарность президента «за герои­ческий пример несгибаемого боевого духа».

ДЖЮНО Сначала крейсер действовал в Атлантике в составе 10 дивизии, а потом в составе 8 дивизии. Участвовал в блокаде принад­лежащих Виши островов Мартиника и Гваделупа. 22 августа 1942 прибыл на Тихий океан и был включен в состав 11 дивизии. В нее входили все крейсера данного типа, построенные во время войны. В начале сентября в составе ОС 18 находился в районе Гуадалканала. Принимал участие в спасении экипажа авианосца «Уосп», потоплен­ного японской подводной лодкой 15 сентября. В составе ОС 17 участвовал в рейде против островов Шортленд и бою у островов Санта Крус. В начале ноября в составе ОГ 62.4 прикрывал переход конвоев из Нумеа на Гуадалканал. В ночном бою 12 ноября получил попадание торпеды в левый борт напротив носовой кочегарки. С большим креном на малой скорости попытался покинуть место боя, но севернее Гуадалканала получил в то же место торпеду с под­водной лодки I-26. Сдетонировали погреба, и крейсер затонул в течение 20 секунд. Спаслось всего 10 человек. На нем погибли слу­жившие матросами 5 братьев Салливан, в честь которых потом был назван эсминец типа «Флетчер» (Sullivans DD-537).3a свою недо­лгую карьеру «Джюно» получил 4 боевые звезды.

САН ДИЕГО Крейсер прибыл в одноименный город 16 мая 1942. Участвовать в боях он начал на Соломоновых островах. Сначала «Сан Диего» сопровождал конвои из Эспириту-Санто. 2 октября он участвовал в сорвавшемся набеге на острова Шортленд, а через пару недель — в бою у островов Санта Крус. Потом он участвовал в ряде операций, включая высадку десантов на Мунде и Бугенвилле. Летом 1943 он вошел в состав англо-американского авианосного соеди­нения OF 36.6, состоявшего из «Саратоги» и «Викториеса», поддер­живавшего высадку на Нью Джорджии. В ноябре он снова действу­ет в составе авианосной группы ОС 38 во время рейдов против Рабаула и Таравы. В декабре 1943, после проведения десантной операции на Гилбертовых островах, крейсер участвует в рейде про­тив Кваджеллейна. После этого «Сан-Диего» уходит на ремонт в Соединенные Штаты. Он возвращается в Пирл-Харбор в январе 1944. В составе ОС 58 «Сан Диего» участвует у ударе по японским базам на Маршалловых островах, высадке на Эниветоке и ударе по Труку. После этого он снова уходит на ремонт в Сан-Франциско. Вернув­шись в район боев, в мае 1944 он участвует в рейдах на Маркус и Уэйк, прикрывает высадку на Сайпан. Позднее он участвует в бою в Филиппинском море, высадках на Гуам и Тиниан, ударе по Палау. В октябре «Сан Диего» сопровождает авианосцы, нанесшие удар по Формозе. После этой операции крейсер сопровождает на Улити поврежденные крейсера «Канберра» и «Хьюстон». Остаток войны он действует в составе Быстроходного Авианосного Соединения -атаки Формозы, Филиппин, Индокитая, Японии, бои за Окинаву. Он был первым американским кораблем, вошедшим в Токийскую бухту. 18 марта 1949 получил обозначение CLAA-53. За годы Второй Ми­ровой войны «Сан Диего» заслужил 16 боевых звезд.

САН ХУАН Крейсер присоединился к ОС 18 в июне 1942 в Сан Диего. Он сопровождал на Соломоновы острова конвой с войсками для высадки в Тулаги. 8 августа в бою у острова Саво он находился в составе восточного соединения и контакта с японцами не имел. В бою у Санта Крус крейсер действовал в составе ОС 61 и был по­врежден невзорвавшейся бомбой, которая пробила насквозь корму. В декабре 1942 он участвовал в рейде на Кваджеллейн. В 1943 он служил вместе с быстроходными авианосцами, участвовал в атаках Палау, Япа, Улити, высадке в Холландии. Летом 1944 он участвовал в бою в Филиппинском море. После захвата Гуама и удара по Иводзиме крейсер ушел в Сан-Франциско на ремонт, который длился с августа по ноябрь. После этого «Сан Хуан» снова вошел в состав ОС 38 и участвовал в ударах по аэродромам Бука и Бона. В декаб­ре он участвовал в операциях в Южно-Китайском море, у Формозы, в атаках против Филиппин. В марте 1945 начались удары по Иводзиме и Окинаве. «Сан Хуан» был поврежден во время тайфуна 5 июня 1945, но в июле снова участвовал в боях в составе ОГ 38.4. Уже находясь в резерве, 18 марта 1949 крейсер получает обозначение CLAA-54. За годы Второй Мировой войны «Сан Хуан» заслу­жил 13 боевых звезд.

ОКЛЕНД Крейсер был первым кораблем второй серии и вошел в строй только в июле 1943. После тренировок в отечественных водах, в ноябре он отправился на юг Тихого океана и вошел в состав ОГ 50.3 для удара по островам Гилберта. В феврале 1944 в составе ОГ 58.1  он участвовал в ударе по Маршалловым островам. ВА следую­щем месяце был проведен рейд на Трук. В марте был нанесен удар по архипелагу Бисмарка, а потом - по островам Трук, Палау Уэйк. Летом «Окленд» действовал в районе Марианских островов в составе ОГ 58.1. Были проведены атаки Гуама, Иводзимы, Титидзимы. 4 авгус­та американские разведывательные самолеты обнаружили японский конвой возле Титидзимы. Была сформирована группа из крейсеров «Окленд», «Санта Фе», «Мобайл», «Билокси» и 51 дивизиона эсмин­цев. В проливе между островами Отото и Ёмедзима были потоплены миноносец «Мацу» (эсминцами), танкер и большой сухогруз (крейсе­рами). В сентябре начались атаки Филиппин и Окинавы. В составе ОГ 38.2  «Окленд» участвовал в ударе по соединению Куриты в бою у острова Самар 25 октября 1944. В декабре крейсер ушел на верфь Мэр Айленд на ремонт. Он вернулся на Улити 30 марта 1945 и вошел в состав ОГ 58.4. Вместе с этой группой крейсер участвовал в заклю­чительных военных операциях. Единственный из крейсеров первых двух групп, продолживший активную службу после Второй Мировой войны. 18 марта 1949 получил обозначение CLAA-95. За время служ­бы «Окленд» получил 9 боевых звезд.

РЕНО Крейсер вошел в состав 5 Флота перед атаками островов Маркус и Уэйк в мае 1944. Летом он сопровождал авианосцы во время рейдов против Сайпана, Пагана, островов Бонин, Гуама, Палау. В октябре он действовал у Филиппин в составе ОГ 38.3, во время рейдов против Формозы. Крейсер получил небольшие повреждения, когда сбитый торпедоносец врезался ему в корму. 4 ноября, во время высадки на Лейте, «Рено» получил попадание торпедой в ле­вый борт в кормовое машинное отделение с подводной лодки 1-41. Несмотря на сильные пожары и затопления, крейсер сохранил ход . Он едва не перевернулся, но добрался до Улити. После временно­го ремонта, крейсер ушел в США. Капитальный ремонт затянулся до окончания войны. Состоя в резерве, 18 марта 1949 получил обо­значение CLAA-96. «Рено» заслужил 3 боевые звезды .

ФЛИНТ Прибыл на Улити в конце декабря 1944 и вошел в состав 3 Флота. Во время высадки на Лусоне действовал в составе ОГ 38.3. В составе ОГ 38.5 участвовал в первом крупном налете на Токио, высадке на Иводзиму в феврале — марте 1945. В марте -июне участвовал в рейдах против Кюсю и Окинавы, в ударе по Уэйку в июле. В конце войны находился в японских водах. Крейсер заслужил 4 боевые звезды.

ТАКСОН Крейсер попал на Тихоокеанский театр только в мае 1945 и действовал в районе Пирл-Харбора. Он вошел в состав ОС 38 только 16 июня. «Таксон» участвовал в нескольких последних авианосных рейдах против Японии. После списания служил в каче­стве мишени. Крейсер получил 1 боевую звезду.