Легкие крейсера типа Cleveland
Водоизмещение : 10000 t, 13755 t
Размеры : 185,95 x 20,22 x 7,47 м
Машины : 4-вальный ТЗА Дженерал Электрик, 4 котла Бабкок-Уилкокс; 100000 shp = 32,5 узл; 2100 тонн нефти = 11000 миль @ 15 узл.
Броня : пояс 88 - 127 мм; палуба 52 мм; барбеты 152 мм; башни 165 мм лоб, 76 мм крыша и борта; рубка 127 мм
Вооружение : 12 - 152/47 мм (4 х 3); 12 - 127/38 мм (6 х 2); 8 - 40 мм (4 х 2) (CL-55 и 56), 24 - 40 мм (4x4 + 4x2) (CL-57,58,60,64 - 66,80 и 81), 28 - 40 мм (4 х 4 + 6 х 2) (CL-62,63, 67,82 - 94,101 - 105); 10-20 мм (10 х 1) (CL-67, 82 - 94, 101 - 105), 13 - 20 мм (13 х 1) (CL-55 и 56). 17 - 20 мм (17 х 1) (CL-57 и 58), 21 - 20 мм (21 х 1) (CL-60, 62 - 66, 80 и 81)
Экипаж : 992 чел (1200/1426 военный)
CL-55 Cleveland |
New York SB |
1.7.40 |
1.11.41 |
.6.42 |
Выведен в резерв 7.2.42 |
|
|||||
CL-56 Columbia |
New York SB |
19.8.40 |
17.12.41 |
.6.42 |
Выведен в резерв 30.11.46 |
|
|||||
CL-57 Montpelier |
New York SB |
2.12.40 |
12.2;42 |
.9.42 |
Выведен в резерв 24.1.47 |
|
|||||
CL-58 Denver |
New York SB |
26.12.40 |
4.4.42 |
.10.42 |
Выведен в резерв 7.2.47 |
|
|||||
CL-59 Amsterdam |
New York SB |
1.5.41 |
22.8.42 |
. |
|
|
|||||
CL-60 Santa Fe |
New York SB |
7.6.41 |
10.6.42 |
15.10.42 |
Выведен в резерв 19.10.46 |
|
|||||
CL-61 Tallahassee |
New York SB |
2.6.41 |
. |
. |
|
|
|||||
CL-62 Birmingham |
Newport News |
17.2.41 |
20.3.42 |
29.1.43 |
Выведен в резерв 2.1.47 |
|
|||||
CL-63 Mobile |
Newport News |
14.4.41 |
15.5.42 |
24.3.43 |
Выведен в резерв 9.5.47 |
||||||
CL-64 Vincennes (ii) (ex-Flint) |
Bethlehem, Quincy
|
7.3.42
|
17.7.43
|
21.1.44
|
Выведен в резерв 10.9.46
|
||||||
CL-65 Pasadena |
Bethlehem, Quincy |
6.2.43 |
28.12.43 |
8.7.44 |
Выведен в резерв 12.1.50 |
||||||
CL-66 Springfield |
Bethlehem, Quincy |
13.2.43 |
9.3.44 |
9.9.44 |
Выведен в резерв .1.50 |
||||||
CL-67 Topeka |
Bethlehem, Quincy |
21.4.43 |
19.8.44 |
23.12.44 |
Выведен в резерв 18.6.49 |
||||||
CL-76 New Haven |
New York SB |
11.8.44 |
- |
- |
|
||||||
CL-77 Huntington |
New York SB |
17.11.41 |
- |
- |
|
||||||
CL-78 Dayton |
New York SB |
29.12.41 |
- |
- |
|
||||||
CL-79 Wilmington |
New York SB |
16.3.42 |
- |
- |
|
||||||
CL-80 Biloxi |
Newport News |
9.7.41 |
23.2.43 |
31.8.43 |
Выведен в резерв 29.10.46 |
||||||
CL-81 Houston (ii) (ex-Vicksburg) |
Newport News
|
4.8.41
|
19.6.43
|
20.12.43
|
Выведен в резерв 15.12.47
|
||||||
CL-82 Providence |
Bethlehem, Quincy |
27.7.43 |
, 28.12.44 |
15.5.45 |
Выведен в резерв 14.6.49 |
||||||
CL-83 Manchester |
Bethlehem, Quincy |
25.9.44 |
5.3.46 |
29.10.46 |
Выведен в резерв 27.2.56 |
||||||
CL-84 Buffalo |
Federal, Kearny не закладывался |
|
|
||||||||
CL-85 Fargo |
New York SB |
11.4.42 |
- |
- |
|
||||||
CL-86 Vicksburg (ii) (ex-Cheyenne) |
Newport News
|
26.10.42
|
14.12.43
|
12.6.44
|
Выведен в резерв 30.6.47
|
||||||
CL-87 Duluth |
Newport News |
9.11.42 |
13.1.44 |
18.9.44 |
Выведен в резерв 25.6.49 |
||||||
CL-88 безымянный |
Federal, Kearny не закладывался |
|
|
||||||||
CL-89 Miami |
Cramp 2.8.41 |
8.12.42 |
28.12.43 |
Выведен в резерв 30.6.47 |
|||||||
CL-90 Astoria (ii) (ex-Wilkes-Barre) |
Cramp
|
6.9.41
|
6.3.43
|
17.5.44
|
Выведен в резерв 1.7.49
|
||||||
CL-91 Oklahoma City |
Cramp |
8.12.42 |
20.2.44 |
22.12.44 |
Выведен в резерв 30.6.47 |
||||||
CL-92 Little Rock |
Cramp |
6.3.43 |
27.8.44 |
17.6.45 |
Выведен в резерв 24.6.49 |
||||||
CL-93 Galveston |
Cramp |
20.2.44 |
22.4.45 |
28.5.58 |
Вычеркнут из списков 21.12.73 |
||||||
CL-94 Youngstown |
Cramp |
4.9.44 |
не спущен |
|
|
||||||
CL-99 Buffalo |
New York SB |
|
|
|
|
||||||
CL-100 Newark |
New York SB |
|
|
|
|
||||||
CL-101 Amsterdam (ii) |
Newport News |
3.3.43 |
25.4.44 |
8.1.45 |
Выведен в резерв 30.6.47 |
||||||
CL-102 Portsmouth |
Newport News - |
28.6.43 |
20.9.44 |
25.6.45 |
Выведен в резерв 15.6.49 |
||||||
CL-103 Wilkes-Barre |
New York SB |
14.12.42 |
24.12.43 |
1.7.44 |
Выведен в резерв 9.10.47 |
||||||
CL-104 Atlanta (ii) |
New York SB |
25.1.43 |
6.2.44 |
3.12.44 |
Выведен в резерв 1.7.49 |
||||||
CL-105 Dayton (ii) |
New York SB |
8.3.43 |
19.3.44 |
7.1.45 |
Выведен в резерв 1.3.49 |
||||||
Это был самый многочисленный тип крейсеров не только в американском флоте, но и вообще во всем мире. Всего было заказано 52 единицы, из которых 29 вошли в строй как крейсера, в том числе 2 были достроены по измененному проекту. Еще 9 кораблей были достроены как легкие авианосцы. Это значительно превосходит вторую по численности крейсерскую серию — бронепалубные крейсера типа «Аполло» (21 единица), — построенную в Англии в конце XIX века. Такое большое количество объясняется не исключительными данными проекта, а решением, принятым в 1940 командованием флота — для ускорения работ строить вариации уже существующих кораблей.
В июне 1938 американский флот решил построить 2 крейсера водоизмещением 8000 тонн с вооружением из 8 или 9 - 152 мм универсальных орудий. Их планировалось включить в программу 1940 финансового года как CL-55 и CL.-56. Предполагалось построить примерно 20 таких кораблей. К маю 1939 был создан проект крейсера с 10 - 152/47 универсальными орудиями в 5 двухорудийных башнях. Легкое зенитное вооружение состояло из 5 х 4 - 28-мм автоматов. Он должен был иметь 1 катапульту в ДП и 2 трехтрубных торпедных аппарата. Внешне этот корабль уже напоминал будущий «Кливленд». Но корабль получился страшно перегруженным. Президент требовал увеличить огневую мощь, адмиралы требовали повысить мощность машин, что привело к росту водоизмещения сначала до 8200 тонн, потом до 8400 тонн. Однако, сохранить цифру 8000 тонн можно было только полностью отказавшись от брони. Начало войны в Европе привело к отказу от договорного лимита водоизмещения 8000 тонн. Время поджимало, разрабатывать новый проект было некогда. Поэтому, американцы решили повторить «Хелену», заменив одну 152-мм башню двумя 127 - установками.
Новый крейсер должен был иметь ту же самую длину, что и «Хелена», но ширина увеличивалась на 1,4 м, так как на стадии проектирования возникли серьезные сомнения относительно остойчивости. Опыт военных действий в Европе показал мощь донных мин и опасность подводных повреждений для любого корабля, а также резко увеличившуюся опасность воздушных атак. Решение любой из этих проблем требовало дополнительного веса, особенно усиление зенитного вооружения, причем этот вес располагался высоко над ватерлинией. В конечно итоге от наклонного пояса пришлось отказаться. После увеличения ширины изменился и теоретический чертеж корпуса. Однако, остойчивость так и осталась ахиллесовой пятой этих крейсеров на все время их службы. Вероятно, именно это стало причиной весьма недолгой послевоенной службы. Все они пошли на слом в относительно молодом возрасте.
Бронирование кораблей состояло из пояса толщиной 127 мм а районе машинных отделений. Они имел там ширину 2,7 м. Носовые погреба прикрывал пояс в 52 мм. Внутренние переборки толщиной от 76 до 120 мм прикрывали кормовые погреба. Броневая палуба имела толщину 52 мм. В целом, бронирование напоминало «Хелену». Вычисленная зона неуязвимости для снарядов весом 49 кг составляла 47 - 108 каб. После того, как появился новый 59 кг снаряд, она значительно сократилась. Общий вес брони составил 1568 тонн или 13>18% стандартного водоизмещения. Расположение машин сохранилось, ко использование котлов высокого давления позволило сократить длину котельных отделений. Однако длина машинных отделений была увеличена по сравнению с «Бруклином», чтобы избавиться от тесноты. Для увеличения живучести было использовано тройное дно. Двойное дно было доведено до броневой палубы, прикрывая все погреба.
Машинная установка была обычным четырехвальным ТЗА мощностью 10000 shp. Первоначальный проект предусматривал крейсерские турбины, которые даже были установлены на первой паре кораблей. На испытаниях CL-80 развил скорость 31,93 узла при 103505 shp и водоизмещении 14000 тонн.
Крейсера были вооружены 152/47 орудиями Mark 16 в трехорудийных башнях. Угол возвышения орудий составлял 60°, но использовать их в качестве зенитных было невозможно, так как заряжание было возможно только при углах до 20°. Очень удачным было расположение 6 спаренных 127/38 установок, которое позволяло ставить плотную огневую завесу практически по всем направлениям. Легкое зенитное вооружение сначала планировали ограничить только 12,7 мм пулеметами. Но война в Европе показала их полную бесполезность. Малая остойчивость не позволяла устанавливать новые четырехствольные 28-мм автоматы без добавки балласта. Но после жарких споров на это пошли, так как сокращать 127-мм батарею не желал никто. Еще до ввода в строй первого крейсера выяснилось, что эти автоматы крайне ненадежны. Вместо них на вооружение были приняты 40-мм Бофорсы. Но счетверенный Бофорс весил 11 тонн по сравнению с 5 - 6 тоннами 28-мм автомата. Поэтому было решено ограничиться спарками. Торпедного вооружения крейсера не имели. На квартердеке крейсера имели по 2 катапульты, а в ангаре на корме размещались 4 гидросамолета.
Первые 2 корабля, CL-55 и CL-56 были заказаны 23 марта 1940. Дальнейшие заказы размещались до 1943 года. CL-59 — CL-61 были заказаны 12 июня 1940; CL-62 - CL-67 - в июле 1940; CL-76 - CL-88 - в сентябре 1940; CL-89 - CL-94 - в октябре того же года. После вступления Соединенных Штатов в войну были размещены новые заказы. В декабре 1941 были заказаны CL-99 и CL-100, которые заменили CL-84 и CL-88. Заказ на эти 2 крейсера был отменен 16 декабря 1940, чтобы позволить фирме Кирни сосредоточить усилия на строительстве эсминцев. 15 декабря 1941 были заказаны CL-101 и CL-102. Это были единственные крейсера в программе 1942 финансового года. В августе 1942 были заказаны CL-103 -CL-118, а в июне следующего года последовал заказ на последнюю серию крейсеров этого типа: CL-143 - CL-149. Однако в 1942 9 кораблей были достроены как легкие авианосцы. Это были номера 59,61, 76 - 79, 85, 99 и 100. Ближе к концу войны часть заказов была аннулирована. 5 октября 1944 был отменен заказ на строительство CL-112 и CL-115. 4 сентября строительство CL-11 было передано фирме Крамп. 12 августа 1945 последовало массированное сокращение кораблестроительных программ. Были аннулированы заказы на CL-94, CL-108 - CL-111, CL-116 - CL-118. Из всех этих кораблей только CL-108 «Ньюарк» был спущен на воду. Кроме того, был достроен CL-93 «Галвестон», однако он не вступил в строй, а прямо с верфи отправился в резерв, пока, в конечном итоге, его не перестроили в ракетный крейсер.
«Кливленд» вошел в строй только со спаренными 40-мм автоматами. Но остальные крейсера имели по2х4и2х2 таких автомата. В ноябре 1942 первые «Кливленды» получили еще по 2 спаренных Бофорса на корме позади каждой катапульты. В мае 1944 последовало новое усиление зенитного вооружения до 4 х 4 и 6 х 2 Бофорсов. Стандартом считалась установка 10 -20-мм Эрликонов, но действительное количество этих автоматов было совершенно произвольным.
Первые крейсера были построены с закругленным «лбом» мостика. Однако, начиная с «Винсенса», мостик был прямоугольным и более низким. Верхний мостик стал открытым. На первых крейсерах открытые мостики были установлены на крыше штурманской рубки, и они сохранили боевые рубки, которые на последующих кораблях не устанавливали, чтобы сократить перегрузку.
Проблема веса оставалась больной всегда. В конце войны с крейсеров начали снимать одну катапульту и дальномеры с башен № 1 и № 4. Из-за проблем со снабжением, начиная со «Спрингфилда», штурманская рубка выполнялась из стали, а не из алюминиевых сплавов что тоже увеличивало перегрузку. Несмотря' на проблемы с остойчивостью, гидросамолеты постепенно заменялись новыми и более тяжелыми машинами. К началу Корейской войны в 1950 все крейсера этого типа, кроме «Манчестера» уже были выведены из состава флота, хотя 6 единиц позднее были перестроены в ракетные крейсера.
История службы
КЛИВЛЕНД В ноябре 1942 крейсер участвовал в операции «Торч» в составе Западного Оперативного Соединения. В конце месяца он вернулся на Тихий океан в 12 дивизию крейсеров. «Кливленд» участвовал в завершающих боях кампании на Гуадалканале, в бою у острова Реннел ночью 29-30 января 1943 в составе ОС 18. 6 марта во время операции по обстрелу японского аэродрома в заливе Кьюла, он, вместе с крейсерами «Монпелье» и «Денвер», потопил японские эсминцы «Минэгумо» и «Мурасамэ». До конца 1943 крейсер действовал на Соломоновых островах, прикрывал высадку на Нью-Джорджии в июне-августе в составе ОГ 36.2. Ночью 1-2 ноября 1943 он участвовал в бою в заливе Императрицы Августы. Летом 1944 «Кливленд» участвовал в боях на Марианских островах, Сайпане. В составе ОС 58 принимал участие в битве в Филиппинском море. В феврале 1945 он прикрывает высадку на Палаван в составе ОГ 74.2, а в апреле — высадку на Минданао. В июне «Кливленд» участвует в высадке десантов в Бруней, потом в Баликпапан. В июле его направляют к Окинаве, и крейсер действует в Южно-Китайском море до конца войны. В ноябре 1945 «Кливленд» возвращается в США и становится учебным кораблем. В годы войны «Кливленд» получил благодарность командующего флотом и 13 боевых звезд.
КОЛАМБИА Крейсер отправился на Тихий океан 9 ноября 1942 и вошел в состав 12 дивизии крейсеров в Эспириту-Санто в декабре. Он участвовал в последних боях за Гуадалканал, в бою у острова Реннел в составе ОС 18. В июне 1943 «Коламбиа» прикрывает . высадку на Нью-Джорджии в составе ОГ 36.2, обстреливает Шортленд и Мунду. В конце сентября крейсер участвует в блокаде Коломбангры и с трудом уходит от торпед японской подводной лодки. В ноябре «Коламбиа» прикрывает высадку на Бугенвилль, которая привела к битве в заливе Императрицы Августы. Вместе с остальными крейсерами 12 дивизии («Кливленд», «Денвер» и «Монпелье») он топит японский крейсер «Сендай». В декабре эти же крейсера, без «Денвера», обстреливают японские позиции на Бугенвилле. Операции на Соломоновых островах продолжаются до 4 апреля 1944, после чего «Коламбиа» уходит на ремонт в Сан-Франциско. В августе он возвращается на Соломоновы острова. В сентябре он прикрывает высадку на Палау, участвует в битве в проливе Суригао. В начале 1945 крейсер действует на Филиппинах. Однако 6 января ОГ 77.2 попадает под сильнейшую атаку камикадзэ, и крейсер получает попадание. Оба кормовые башни выведены из строя. 13 человек убиты, 44 ранены. 9 января второе попадание выводит из строя системы управления огнем. Погибли 24 человека, 97 ранены. «Коламбиа» вынужден вернуться в США для капитального ремонта. Он возвращается на юго-запад Тихого океана как раз к началу высадки в Баликпапане. Летом 1945 крейсер участвует в боях на Окинаве. В годы войны «Коламбиа» получил благодарность командующего флотом и 10 боевых звезд.
МОНПЕЛЬЕ Крейсер прибыл в Нумеа для службы в составе 12 дивизии 18 января 1943. 25 января он становится флагманским кораблем дивизии. Через несколько дней крейсер участвует в бою у острова Реннел, а лотом до лета 1944 действует на Соломоновых островах и архипелаге Бисмарка. 2 ноября 1943 он участвует в бою в заливе Императрицы Августы и получает незначительные повреждения. После этого «Монпелье» уходит на Марианские острова. С 14 июня он участвует в обстреле Сайпана в составе ОГ 58.3, а потом принимает участие в битве в Филиппинском море. До августа крейсер поддерживает войска, ведущие бои на Сайпане, Тиниане и Гуаме, после чего отправляется в США на ремонт. «Монпелье» возвращается в состав действующего флота только в ноябре, пропустив битву за Лейте. Он прикрывает высадки на Миндоро и в заливе Лингаен. Он участвует в боях за Коррехидор, Палаван, Минданао. В июне — июле 1945 он прикрывает высадку на Баликпапане. До конца войны крейсер действует в Восточно-Китайском море. За годы Второй Мировой войны «Монпелье» заслужил 13 боевых звезд.
ДЕНВЕР 14 февраля 1943 крейсер прибыл в Эфате на Новых Гебридах для службы в составе 12 дивизии ОС 68. В марте он участвовал в обстреле аэродрома Вила на Коломбангрё, когда были потоплены 2 японских эсминца (см. «Кливленд»). Во время высадки на Нью Джорджии он входил в состав ОГ 36.2 и вместе с тремя однотипными крейсерами обстреливал острова Шортленд, где находилась японская база. Он участвовал в бою в заливе Императрицы Августы, где получил небольшие повреждения от вражеского артогня. В крейсер попали 3 - 8" снаряда, которые к счастью не разорвались. После этого поддерживал высадку на мысе Торокина на Бугенвилле. Однако 13 ноября во время этой операции он получил попадание авиаторпедой, заднее машинное отделение и заднее котельное отделение были затоплены. Он был отбуксирован в Эспириту-Санто для временного ремонта, а оттуда ушел на верфь Мэр Айленд. Ремонт затянулся с января до лета 1944. Крейсер прибыл на Маршалловы острова 22 июня. Оттуда «Денвер» пошел на север для участия в операции по высадке на Иводзиме. После этого в составе ОС 31 в сентябре 1944 он участвовал в ударе по Палау.
22 сентября «Денвер» одним из первых американских кораблей вошел в лагуну Палау, будущую главную базу американского Тихоокеанского флота. В октябре он участвовал во вторжении на Филиппины. 24 октября он находился в проливе Суригао, а утром следующего дня участвовал в потоплении японского эсминца «Асагумо». После этого до мая 1945 он действовал в районе Филиппин, прикрывая высадки на Миндоро, Лингаене и Палаване. В июне 1945 крейсер в составе ОС 74 участвовал в операциях у Брунея и Баликпапана. Потом «Денвер» направился к Окинаве для действий в состав ОС 95. После японской капитуляции крейсер прибыл в Японию, чтобы помочь в эвакуации военнопленных. 20 октября «Денвер» вышел в Соединенные Штаты. Кроме благодарности командующего флотом «Денвер» заслужил 11 боевых звезд.
АМСТЕРДАМ Этот крейсер CL-59 был одним из 9, которые были перестроены в легкие авианосцы. Он превратился в CVL-22 «Индепенденс». Остальными крейсерами были: ТАЛЛАХАССИ — «Принесен» CVL-23, НЬЮ ХЭЙВЕН - «Белло Вуд» CVL-24, ХАНТИНГТОН - «Каупенс» CVL-25, ДЕЙТОН - «Монтерей» CVL-26, ФАРГО - «Лэнгли» CVL-27, ВИЛМИНГТОН - «Кэбот» CVL-28, БУФФАЛО - «Батаан» CVL-29, НЬЮАРК - «Сан Хасинто» CVL-30.
САНТА ФЕ Крейсер прибыл в Пирл-Харбор 22 марта 1943 и был введен в состав 13 дивизии крейсеров. Следующий месяц он провел на Алеутских островах, а в июле принимал участие в обстрелах Кыски. В начале сентября крейсер вернулся в Пирл-Харбор и был передан ОС 15, которое в сентябре должно было нанести удар по Тараве и ОС 14 для аналогичного рейда против Уэйка в октябре. В ноябре он входил в ОГ 53.4, прикрывавшей в ноябре 1943 высадку на Гилбертовых островах. В декабре крейсер входил в ОГ 50.3, которая нанесла удар по Кваджеллейну. В конце года «Санта Фе» ненадолго вернулся в Соединенные Штаты, а потом в конце января 1944 прикрывал высадку на Кваджеллейн в составе группы огневой поддержки ОГ 53.5. Вместе с ОГ 58.1 крейсер участвовал в ударе авианосцев по Труку 17 февраля. В марте крейсер был переведен в архипелаг Бисмарка, где американцы высадились на Эмирау. «Санта Фе» снова входил в группу огневой поддержки. После этого он участвовал в операциях против Холландии, рейдах авианосцев против Трука. В начале мая крейсер вернулся на Кваджеллейн. В июне «Санта Фе» принимал участие в операциях против японцев на Сайпане, Тиниане, Гуаме и островах Паган. В июле он участвовал в атаках Иводзимы, Япа и Улити, после чего снова вернулся на Эниветок. 4 августа крейсер участвовал в уничтожении японского конвоя. Потом крейсер в составе ОГ 38.3 участвовал в авианосных рейдах против Филиппин и Формозы. После высадки на Лейте крейсер оставался на Филиппинах до февраля 1945. Тогда он в составе ОГ 58.4 переключился на атаки Токио и Иводзимы. 19 марта крейсер оказывал помощь поврежденному авианосцу «Франклин» и снял с него 833 человека экипажа. После этого крейсер сопровождал авианосец на Улити и сам вернулся за Западное Побережье для ремонта, который затянулся до августа, когда война уже закончилась. «Санта Фе» в годы Второй Мировой войны заслужил 13 боевых звезд.
БИРМИНГЕМ Крейсер действовал в Атлантике до осени 1943. Вместе с ОС 65 он сопровождал конвои из США на средиземное море перед высадкой в Сицилии. В июле в начале операции «Хаски» он находился в Средиземном море, но в августе вернулся в США и был переведен на Тихий океан в 13 дивизию крейсеров. В середине сентября «Бирмингем» сопровождал авианосцы ОС 15 во время рейдов против Таравы в середине сентября. В ноябре он находился на Соломоновых островах во время высадки на мысе Торокина. Ночью 8-9 ноября он был поврежден бомбами и торпедами японских самолетов. Ремонт на верфи Мэр Айленд завершился в феврале 1944, и корабль вернулся на Тихий океан, снова войдя в состав ОС 58. Следующие несколько месяцев он сопровождал авианосцы во время рейдов на Марианские острова и Филиппины. В октябре «Бирмингем» в составе ОС 38 атаковал Окинаву. 24 октября крейсер получил небольшие повреждения, зато его экипаж понес тяжелейшие потери. «Бирмингем» оказывал помощь поврежденному авианосцу «Принстон», когда тот взорвался. На крейсере погибли 229 человек, а 420 получили ранения. Ремонт продолжался до января 1945. После этого крейсер участвовал в высадке десанта на Иводзиме. Во время боев за Окинаву 4 мая 1945 крейсер снова был поврежден, на сей раз камикадзэ. Ремонт был проведен в Пирл-Харборе, и крейсер в августе вернулся в строй. В годы войны «Бирмингем» заслужил 9 боевых звезд.
МОБАЙЛ Вошел в состав 13 дивизии крейсеров. 31 августа 1943 корабли ОС 15, куда входил и «Мобайл», нанесли удар по острову Маркус. Во время боев на Гилбертовых островах крейсер участвовал в рейде на Тараву, а 5 - 6 октября обстреливал Уэйк. В начале следующего месяца «Мобайл» находился на Соломоновых островах, прикрывая высадку на мыс Торокина, Бугенвилль, в составе ОГ 52.3. Потом он в составе ОГ 53.4 участвовал в десантных операциях на Гилбертовых островах. Год крейсер завершил в составе ОГ 50.3, наносившей удар по Кваджеллейну. В январе он снова вернулся к этому острову в составе группы огневой поддержки ОГ 53.6, а в феврале прикрывал рейд авианосцев на Трук. В марте крейсер находился в архипелаге Бисмарка во время высадки на Эмирау, после чего огнем своих орудий поддерживал высадку десанта в Холландии. В июне он вместе с авианосцами ОС 58 участвовал в рейдах на Сайпан, Тиниан и Гуам. В сентябре, теперь уже в составе ОС 38, «Мобайл» участвовал в рейдах на Визайяс. В октябре он участвовал в ударах по Лусону и Формозе. 6 октября вместе с эсминцами «ГаХлинг» и «Коттен» он уничтожил японский транспорт, обнаруженный в 30 милях от соединения. 24 - 25 октября крейсер участвовал в бою у мыса Энганьо. Вместе с группой американских кораблей он добил поврежденный авиацией японский авианосец «Тиёда» и Потопил эсминец «Хацудзуки». После ремонта в начале 1945 «Мобайл» в составе ОС 51 до мая участвовал в боях за Окинаву. В августе он участвовал в рейде авианосцев против Уэйка. «Мобайл» присутствовал при подписании японской капитуляции. За годы войны крейсер заслужил 11 боевых звезд.
ВИНСЕНС Крейсер был заложен под названием «Флинт», но 16 октября 1942 он был переименован в честь погибшего у острова Саво тяжелого крейсера. Этот крейсер служил в качестве флагмана 14 дивизии крейсеров в Карибском море и отечественных водах до середины апреля 1944. После этого он был переведен на Тихий океан и прибыл в Пирл-Харбор б мая. В июне он в составе ОС 58 участвовал в рейдах против Марианских островов. Вместе с ОГ 58.4 крейсер участвовал в бою в Филиппинском море. В августе «Винсенс» был переведен в ОГ 38.2 и участвовал в ударах по островам Бонин. Осенью «Винсенс» участвовал в атаках Минданао, Лейте, Формозы, Окинавы. В бою за Лейте «Винсенс» находился в составе ОГ 34.5 контр-адмирала Бэджера, которая должна была перехватить отступающего Куриту. Но крейсера «Винсенс», «Майами», «Билокси» и 103 дивизион эсминцев успели поймать только эсминец «Новаки», потопление которого заняло 55 минут. В начале 1945 крейсер находился в Южно-Китайском море в составе соединения, наносившего удары по Индокитаю и Формозе. До июня 1945 он участвовал в рейдах авианосного соединения против Японии и Окинавы. В июне крейсер отправился в США на ремонт. После окончания военных действий он принял участие в репатриации пленных. В годы войны он получил 6 боевых звезд. Вычеркнутый из списков крейсер 28 октября 1969 был потоплен во время испытания новых ракет.
ПАСАДЕНА Крейсер 25 сентября вошел в состав 17 дивизии на Улити. В составе ОС 38 он участвовал в рейдах против Формозы и Лусона в конце 1944. В 1945 он действовал в Южно-Китайском море и у берегов Индокитая. «Пасадена» принимал участие в первом крупном рейде авианосцев против Токио, а потом прикрывал высадку на Окинаву в составе ОС 58. До конца войны крейсер входил в состав авианосного соединения и участвовал в налетах на японскую метрополию, Окинаву и различные острова. В годы Второй Мировой войны «Пасадена» заслужил 5 боевых звезд.
СПРИНГФИЛД До февраля 1945 крейсер служил в Атлантике. После этого он был переведен на Тихий океан и 6 марта на Улити вошел в состав 17 дивизии крейсеров. Вместе с ОГ 58.3 он участвовал в рейдах против Кюсю, а в апреле был переведен к Окинаве. После визита на Филиппины «Спрингфилд» вошел в состав авианосного соединения, наносившего удары по японской метрополии. За годы войны крейсер заслужил 2 боевые звезды. 31 января 1950 «Спрингфилд» был выведен в резерв, но 2 июля 1960 был снова введен в строй как CLG-7.
ТОПЕКА Прибыл в Пирл-Харбор 2 мая 1945 и стал флагманским кораблем 18 дивизии крейсеров. В составе ОГ 38.1 участвовал в боях за Окинаву и последних ударах по Японии. 18 июня 1945 вместе с крейсерами «Атланта», «Дулут», «Оклахома Сити» и 62 дивизионом эсминцев участвовал в рейде в залив Сагами. 24 и 28 июня участвовал в двух рейдах во Внутреннее море. Присутствовал на подписании капитуляции в Токийской бухте. После войны выведен в резерв, но 26 марта 1960 снова введен в строй как CLG-8. Участвовал во Вьетнамской войне. Крейсер заслужил 2 боевые звезды в годы Второй1 Мировой войны и 3 звезды - в годы Вьетнамской.
БИЛОКСИ Служил в составе 13 дивизии крейсеров. В начале 1944 он участвовал в десантных операциях на Гилбертовых островах, которые начались в январе на Кваджеллейне. В следующем месяце он входил в состав ОГ 58.1, авианосцы которой нанесли удар по Труку. В том же месяце крейсер участвовал в боях на Марианских островах. После этого он поддерживал высадку десанта в Холландии, Новая Гвинея, обстреливая японские позиции. В июне «Билокси» снова вернулся на Марианские острова. Он участвовал в бою в Филиппинском море, потом поддерживал высадку на Гуам. До конца лета крейсер действовал на островах Палау, а также островах Бонин и Волкано. В октябре он находился на Филиппинах и участвовал в битве за Лейте в составе ОГ 38.2. В конце года крейсер находился в Южно-Китайском море. В феврале 1945 крейсер участвовал в рейдах против Японских островов. В марте он прикрывал высадку на Иводзиму, а позднее участвовал в боях на Окинаве. 27 марта крейсер получил легкие повреждения при попадании камикадзэ. В конце апреля «Билокси» ушел на ремонт в США и вернулся только в июле. До конца войны крейсер принял участие в последнем рейде на Уэйк и в оккупации Японии. В годы Второй Мировой войны «Билокси» заслужил 9 боевых звезд.
ХЬЮСТОН Вошел в состав 14 дивизии и в июне 1944 участвовал в рейдах авианосцев против Марианских островов, группы Бонин и в битве в Филиппинском море. В октябре действовал у Окинавы и Формозы в составе ОГ 38.1. 14 октября получил попадание авиаторпеды в среднюю часть корпуса. Повреждения оказались тяжелыми, были затоплены все 4 машинных отделения. Была исковеркана броневая палуба. По оценкам водоизмещение крейсера достигло 20900 тонн. Его начали буксировать к Улити. Однако 16 октября крейсер получает еще одно попадание авиаторпедой в кормовую часть. Начались пожары авиабензина, крейсер едва не пошел на дно, но его удалось спасти. После временного ремонта на Улити «Хьюстон» 27 октября отправляется в Соединенные Штаты. Ремонт на верфи ВМФ в Нью-Йорке заканчивается только в октябре 1945. В годы войны «Хьюстон» заслужил 3 боевые звезды.
ПРОВИДЕНС В боях участия не принимал. Выведен в резерв, но 17 сентября 1957 снова вошел в состав флота как CLG-6. Участвовал во Вьетнамской войне, обстреливал вражеские позиции.
МАНЧЕСТЕР Еще один крейсер, не успевший принять участие в боях. Последний из этого типа крейсеров, сохраненный в артиллерийском варианте. Участвовал в Корейской войне, где заслужил 9 боевых звезд.
ВИКСБУРГ Вошел в состав 14 дивизии крейсеров, но до конца 1944 использовался только как учебный корабль. Он прибыл в Пирл-Харбор только в середине января 1945. В составе ОС 54 обеспечивал высадку на Иводзиме, где обстреливал береговые цели. В марте в составе ОГ 58.1 прикрывал авианосцы во время удара по Кюсю и целям во Внутреннем море. В апреле в составе ОС 58 начал действия в районе Окинавы, но в июле «Виксбург» переводится в ОС 95, которое выполняет рейд в Восточно-Китайское море и поддерживает войска на Окинаве. В июле и августе крейсер участвует в ударах по Уэйку, а после капитуляции присоединяется к главным силам флота в японских водах. «Виксбург» заслужил 2 боевые звезды в годы Второй Мировой войны.
ДУЛУТ Крейсер служил в Атлантике и лишь 7 апреля 1945 был отправлен на Тихий океан. Он вошел в состав 18 дивизии и прикрывал авианосцы 5 Флота. Во время знаменитого тайфуна 5 июня «Дулут» получил повреждения носовой части и вернулся для ремонта на Гуам. Он еще успел принять участие в последних ударах по японской метрополии в августе. 16 сентября «Дулут» вошел в Токийскую бухту, но в начале октября отправился обратно в Соединенные Штаты. В годы Второй Мировой войны крейсер заслужил 2 боевых звезды.
МАЙАМИ Вошел в строй в декабре 1943, но до 16 апреля 1944 действовал у Восточного Побережья. После этого крейсер был направлен на Тихий океан и прибыл в Пирл-Харбор 6 мая. Вошел в состав 14 дивизии крейсеров, и в июне 1944 участвовал в рейдах авианосцев против Марианских островов и группы Волкано вместе с ОГ 38.2. Удары были нанесены по Сайпану, Тиниану, Иводзиме, Титидзиме, Хахадзиме и Пагану. В августе и сентябре «Майами» в составе ОГ 38.2 участвует в рейдах против Палау, Минданао и Лусона. В октябре проводятся рейды против целей на Формозе, Окинаве и Филиппинах. В декабре крейсер участвует в ударах по Филиппинам, базируясь на Улити. Поддерживая высадку на Лейте в составе ОГ 38.3 крейсер участвует в рейдах против аэродромов на Формозе и южных Рюкю. В январе вместе с авианосцами участвует в рейдах против Индокитая и Гонконга. В феврале в составе ОГ 58.1 участвует в большом налете на Токио. 2 марта вместе с группой крейсеров («Виксбург», «Винсёнс» и «Сан-Диего») «Майами» обстреливает острова Рюкю. В марте он входил в состав прикрытия авианосцев, наносивших удары по целям на Кюсю и во Внутреннем море. В апреле «Майами» участвует в операции против Окинавы. Но в конце апреля «Майами» уходит в США на ремонт, который заканчивается всего за несколько дней до окончания войны. Крейсер возвращается в Пирл-Харбор в конце августа и принимает участие в оккупации. Японии. В годы Второй Мировой войны «Майами» заслужил 6 боевых звезд.
АСТОРИЯ Крейсер вошел в состав 14 дивизии, но летом 1944 был передан 17 дивизии крейсеров. В декабре в составе ОГ 38.2 он поддерживал высадку на Лусоне и сопровождал авианосцы во время рейдов против Китая и Формозы. В феврале — марте в составе ОГ 58.3 участвовал в атаках Токио и обеспечении высадки на Иводзиму. В следующем месяце он был переброшен к Окинаве и оставался там до июля 1945, когда возобновились атаки японской метрополии. В годы войны крейсер заслужил 5 боевых звезд.
ОКЛАХОМА СИТИ Крейсер прибыл в Пирл-Харбор в начале мая 1945 и действовал в составе 3 Флота у Окинавы. В конце войны прикрывал авианосцы во время рейдов против Японии. Заслужил 2 боевые звезды. Выведен в резерв 30 июня 1947, но 7 сентября 1960 снова введен в строй как CLG-5. Участвовал во Вьетнамской войне.
ЛИТТЛ РОК В боевых действиях участия не принимал. 23 мая 1957 переклассифицирован в CLG-4 и перестроен в ракетный крейсер. Введен в строй 3 июня 1960. Принимал участие во Вьетнамской войне и в мае — июне 1968 сбил в Тонкинском заливе 2 вьетнамских МИГа. После вывода из состава флота отбуксирован в Буффало и 15 июля 1977 стал кораблем-музеем.
ГАЛВЕСТОН Достройка крейсера была остановлена 24.4.46 почти в полной готовности. Он был сразу зачислен в резерв. 4.2.56 «Галвестон» был переклассифицирован в CLG-93, но вошел в строй 28.5.58 как CLG-3.
АМСТЕРДАМ Вошел в состав 18 дивизии крейсеров в июне 1945. Он успел принять участие в нескольких операциях против японской метрополии. При этом «Амстердам» заслужил 1 боевую звезду.
ПОРТСМУТ Был введен в строй до окончания войны, но в военных действиях участия не принимал.
УИЛКС-БАРРИ Прибыл на Тихий океан в октябре 1944. После тренировок в декабре вошел в состав 17 дивизии крейсеров на Улити. 30 декабря вместе с ОС 38 вышел в море для операций против Формозы и Филиппин. Крейсер участвовал в высадке десанта в заливе Лингаен. В конце января 1945 вместе с авианосцами участвовал в новом рейде против Формозы. После возвращения на Улити ОС 38 стало ОС 58. В феврале «Уилкс-Барри» в составе ОГ 58.3 участвовал в ударе по Токио и поддерживал операции против Иводзимы, Титидзимы, Хахадзимы. В марте участвовал в ударах авианосцев по целям на юге Кюсю. В апреле ОГ 58.3 была переброшена к Окинаве. 10 мая крейсер оказывал помощь авианосцу «Банкер Хилл», получившему тяжелейшие повреждения при атаке камикадзэ. Командир авианосца писал: «Уилкс-Барри»... проделал великолепную работу. Он подошел к моему борту, не зная, взорвемся ли мы». Летом крейсер участвовал в новых рейдах авианосцев против Японии. 3 сентября 1945 он вошел в Токийскую бухту. 9 ноября «Уилкс-Барри» ушел в Корею, а потом в Китай. До конца года он базировался на Циндао. В Соединенные Штаты крейсер вернулся 31 января 1946. В годы Второй Мировой войны крейсер заслужил 4 боевые звезды.
АТЛАНТА Крейсер вошел в состав 18 дивизии крейсеров и успел к последним атакам против Окинавы, островов Рюкю и японской метрополии. До конца сентября 1945 он обеспечивал оккупацию Японии. В годы войны заслужил 2 боевые звезды. 1.10.62 выведен из резерва для использования в испытаниях нового оружия в качестве мишени под названием IX-304. Потоплен в районе Балтимора 1.10.70.
ДЕЙТОН Еще один крейсер этого типа, который вошел в строй слишком поздно для серьезного участия в военных действиях. Он успел только к последним рейдам авианосцев против японской метрополии в июне 1945. Крейсер вернулся в США в ноябре 1945 и далее служил на Средиземном море. Крейсер заслужил в годы Второй Мировой войны 1 боевую звезду.