Тяжелые крейсера типа Baltimore

 

Водоизмещение : 136001,17070 t

Размеры : 205,26 (СА-68 - 71: 204,74) х 21,59 х 7,32 м

Машины : 4-вальный ТЗА Дженерал Электрик, 4 котла Бабкок-Уилкокс, 120000 shp = 32,5 узл; 2735 тонн нефти = 10000 миль @ 15 узл.

Броня : пояс 102 — 152 мм; палуба 65 мм; барбеты 160 мм; башни лоб 203 мм, крыша 76 мм, борта 95 мм; погреба 76 мм стенки, 65 мм крыша

Вооружение : 9 - 203/55 мм (3 х 3); 12 - 127/38 мм (6 х 2); 48 - 40 мм (11 х 4 + 2 х 2) СА-68 - СА-71: 48 – 40 (12 х 4), СА-68 - СА-71: 22 - 20 (22 х 1), СА-68 - СА-71: 24 - 20 (24 х 1), СА-68 - СА-71: 28 - 20 (28 х 1); 20 - 20 мм (10 х 2); 2 катапульты, 4 самолета

Экипаж : 1142 человека (1969 военный)

 

СА-68      Baltimore

Bethlehem, Quincy

26.5.41

28.7.42

15.4.43

Выведен в резерв 8.7.46

СА-69      Boston

Bethlehem, Quincy

31.6.41

26.8.42

30.6.43

Выведен в резерв 12.3.46

СА-70      Canberra (ex-Pittsburgh)

Bethlehem, Quincy

3.9.41 

19.4.43

14.10.43

Выведен в резерв 7.3.47

СА-71      Quincy (ex-St. Paul)

Bethlehem, Quincy

9.9.41

23.6.43

15.12.43

Выведен в резерв 19.10.46

CA-72      Pittsburgh (ex-Albany)

Bethlehem, Quincy

3.2.43

22.2.44

10.10.44

Выведен в резерв 12.3.46

CA-73      St. Paul (ex-Rochester)

Bethlehem, Quincy

3.2.43

16.9.44

17.2.45

Выведен в резерв 30.4.70

CA-74      Columbus

Bethlehem, Quincy

28.6.43

30.11.44

8.6.45

Выведен из состава флота 31.5.71.

CA-75      Helena (ex-Des Moines)

Bethlehem, Quincy

9.9.43

28.4.45

4.9.45

Выведен в резерв 29.6.63

CA-130    Bremerton

New York SB

1.2.43

2.6.44

29.4.45

Выведен в резерв 9.4.48

CA-131     Fall River

New York SB

12.4.43

13.3.44

1.6.45

Выведен в резерв 31,10.47

CA-132    Macon

New York SB

14.6.43

15.10.44

26.8.45

Выведен в резерв 12.4.50

CA-133    Toledo

New York SB

13.9.43

5.5.45

27.10.46

Выведен в резерв 21.10.60

CA-135    Los Angeles

Philadelphia NY

28.6.43

20.8.44

22.7.45

Выведен в резерв 9.4.48

CA-136    Chicago

Philadelphia NY

28.7.43

20.8.44

10.1.45

Выведен в резерв 6.6.47

CA-137     Norfolk

Philadelphia NY

27.12.44

-

.

 

CA-138    Scranton

Philadelphia NY

27.12.44

-

-

 

 

Первые работы над проектом нового тяжелого крейсера нача­лись в сентябре 1939 в качестве альтернативы проекту 8000-тонно­го легкого крейсера CL-55. Последний тяжелый крейсер «Уичита» страдал от недостаточной остойчивости, и главное внимание было уделено ликвидации этого недостатка. Новый проект представлял собой «Уичиту» с увеличенной на 2 фт шириной корпуса. Однако, Генеральный Совет ВМФ решил, что этого недостаточно. Было выс­казано пожелание разместить все 127-мм орудия в двухорудийных башнях и изменить расположение машинной установки, как то было сделано на «Кливленде». Следовало также увеличить длину бро­невого пояса, но в остальном проект повторял «Уичиту». Опыт вой­ны в европейских водах показал опасность магнитных мин, что при­вело к новым изменениям в проекте. Требования военного време­ни привели к увеличению запланированного числа кораблей. 1 июля 1940 был размещен заказ на строительство первых 4 крейсеров. 9 сентября 1940 были заказаны еще 4 корабля — СА-72 — СА-75. Последняя серия из 16 единиц СА-122 - СА-138 была заказана 7 августа 1943 в рамках 1943 финансового года.

Размеры корпуса были значительно увеличены, длина стала боль­ше на 65 фт, а ширина - на 9 фт. Это значительно улучшило остойчивость. Схема бронирования напоминала примененную на «Уичите», но значительная часть тоннажа была использована для уси­ления конструкций корпуса, а не для увеличения толщины брони. Для повышения живучести были полностью ликвидированы все иллюми­наторы в корпусе. Главный пояс имел толщину 152 мм, на нижней кромка — 102 мм, и прикрывал машинные отделения. В носовой и кормовой части его толщина уменьшалась до 76 - 52 мм соответ­ственно. Начиная с СА-72, главный пояс начинался с 52 шпангоута, чтобы прикрыть радиостанцию, а не с 57. Главная броневая палуба имела толщину 65 мм, поперечные траверзы - 127 и 152 мм. В про­екте значилась боевая рубка с толщиной брони 152 мм, но на первых 6 кораблях ее не устанавливали. Последние корабли имели толщину брони боевой рубки 165 мм. Общий вес брони составил 1790 тонн или 12,9% стандартного водоизмещения. Зона неуязвимости для 203-мм снарядов 118 кг для крейсера типа «Балтимор» простиралась от 77,5 каб до 120 каб. Когда Бюро вооружения создало новый сверх­тяжелый снаряд весом 152 кг, зона неуязвимости сократилась до 98 - 105,5 каб. После некоторых колебаний предложение восстановить прежнюю зону неуязвимости было отвергнуто, так как это требова­ло значительного увеличения водоизмещения.

Мощность машинной установки была увеличена, так как по срав­нению с «Уичитой» резко возросло водоизмещение корабля. Ее мощность повысилась на 20%, что позволило бы кораблям разви­вать скорость 34 узла. Имелись и другие принципиальные измене­ния. На этих крейсерах были установленные новые котлы высокого давления, хотя его величина была немного снижена по сравнению с легкими крейсерами. Каждый котел располагался в изолирован­ном отсеке. Между передней и задней парами котельных отделений находилось носовое машинное отделение. Была резко увеличена мощность электрогенераторов. На испытаниях «Бостон» показал следующие результаты: 118536 shp = 32,85 узл при водоизмеще­нии 16570 тонн.

203/55 мм орудия моделей Mk 12 или Mk 15 располагались в трехорудийных башнях и имели угол возвышения 41°. Схема расположе­ния 127 мм универсальных орудий тоже повторяла «Кливленд». В ка­честве легкого зенитного вооружения предполагалось установить 4 х 4 - 28-мм автоматов, но их сразу решили заменить на 4 х 4 - 40-мм Бофорсов. Торпедные аппараты не предусматривались. Крейсера име­ли 2 катапульты и могли нести по 4 самолета, хотя в ангаре можно было разместить только 2 машины.

Так как первый корабль вошел в строй только весной 1943, по­явилась возможность учесть военный опыт. Поэтому в ходе войны крейсера не подвергались серьезным модернизациям. Начиная с СА-72 была прекращена установка крейсерских турбин, которые потом были сняты и с первых. 3 кораблей. Увеличилось количество 40-мм автоматов (12 х 4 на СА-68 и СА-71, остальные см. выше). Появление спарок объяснялось установкой крана в ДП. Планирова­лась установка 28 — 20-мм Эрликонов. Толщина брони боевой руб­ки была снижена на СА-68 - СА-73, но после возражений моряков была установлена бронированная рулевая рубка с толщиной стенок 165 мм, благо, запас остойчивости позволял сделать это.

В 1942 был создан переработанный проект, но 1943 из-за про­блем на верфях от него отказались, и СА-130 - СА-136 были пост­роены с 2 трубами. Однако СА-122 - СА-129 и СА-137, СА-138 были построены по измененному проекту. В конце войны стало ясно, что новый автоматические 203-мм орудия значительно пре­восходят старые образцы, и СА-134 был отнесен к новому типу «Де Мойн», и постройка еще 6 единиц типа «Балтимор» была отменена. Одни корабль («Нортгемптон») был достроен после войны как ко­мандный крейсер.

 

История службы

 

БАЛТИМОР Этот крейсер вместе с 3 однотипными («Бостон», «Канберра» и «Куинси») образовал 10 дивизию крейсеров, которая действовала на Тихом океане. В ноябре 1943 «Балтимор» в составе ОГ 52.2 участвовал в высадке десанта на Макин. В декабре в соста­ве ОГ 50.1 он участвовал в ударе по Кваджеллейну. В январе в составе ОГ 58.1 «Балтимор» участвует в ударах по Маршалловым островам. В феврале в составе ОС 58 совершает рейд на Трук, а в конце марта - на Палау, Яп и Улити. После этого крейсер участвует в высадке десанта в Холландии. 30 апреля 9 крейсеров в сопро­вождении эсминцев обстреливают острова Сатаван южнее Трука. В мае в составе ОГ 58.2 «Балтимор» участвует в ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне проводятся рейды против Марианских ост­ровов. В июне ОГ 58.1 атакует Иводзиму, Титидзиму и Хахадзиму. В этом же месяце крейсер участвует в высадке десанта на Сайпан и бою в Филиппинском море. В июле он уходит в США на ремонт и возвращается только в ноябре. На Улити он входит в состав ОГ 58.3. После этого он участвует в ударах по Лусону, Формозе, Китаю и Окинаве до конца января 1945. В феврале в составе ОГ 58.5 «Балтимор» участвует в рейде против Японии. Потом соединение наносит удар по Иводзиме и снова возвращается к Японии. В марте наносится удар по целям во Внутреннем, море. В апреле крейсер возвращается к Окинаве, где действует до конца лета. «Балтимор» в годы Второй Мировой войны заслужил 9 боевых звезд. 8 июля 1946 в Бремертоне его зачисляют в резерв. 28 ноября 1951 крей­сер снова введен в строй. В Корейской войне не участвует и служит в Атлантике. Снова выведен из состава действующего флота 31 мая 1956.

БОСТОН Крейсер вошел в состав ОС 58 в январе 1944 и уча­ствовал в высадке десанта на Кваджеллейн, Эниветок и Маджуро. В конце марта он действовал на Палау и западных Каролинских ост­ровах. В апреле крейсер прикрывал высадку десанта в Холландии. В конце месяца вместе с другими крейсерами и эсминцами обстре­лял острова Сатаван. В мае «Бостон» участвовал в рейдах авианос­цев против островов Маркус и Уэйк. В июне в составе ОГ 58.1 он участвовал в ударе по Марианским островам. В том же месяце крей­сер участвовал в высадке десанта на Сайпан и бою в Филиппинс­ком море. После высадки на Гуам в августе и сентябре в составе ОГ 38.1 он участвует в рейдах против Палау, Минданао, Лусона и Визайяса. В октябре та же оперативная группа действует у Формозы и Филиппин, участвует в битве за Лейте. В конце года крейсер уча­ствует в рейдах против Формозы и островов Рюкю, в основном Оки­навы. С начала 1945 он участвовал в рейдах авианосцев к китайс­кому побережью, а также в первых ударах по Токио и целям во Внутреннем море. 1 марта «Бостон» вернулся на Западное Побере­жье для ремонта, который завершился в начале июня. В конце вой­ны он участвовал в рейдах авианосцев против самой Японии. В годы Второй Мировой войны «Бостон» заслужил 10 боевых звезд. 4 января 1952 крейсер получил новое обозначение CAG-1. 1 нояб­ря 1955 он снова вошел в строй уже как ракетный крейсер.

КАНБЕРРА Корабль был назван так в честь австралийского крейсера, погибшего в бою у Саво в августе 1942. Крейсер прибыл в Пирл-Харбор 1 февраля 1944 и вошел в состав ОС 38, обеспечи­вавшего высадку на Эниветок. Далее он участвовал в рейдах про­тив Палау, Япа, Улити, Трука и Сатавана. В мае в составе ОГ 58.2 крейсер участвовал в ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне, уже в составе ОГ 58.1, «Канберра» участвует в действиях на Мари­анских островах, ударах по Гуаму, Иводзиме, и другим островам. Он также участвует в бою в Филиппинском море. В августе в составе ОГ 38.1 крейсер наносит удары по Филиппинам, Палау, Минданао, Визайясу. В октябре «Канберра» участвует в рейдах авианосцев против Формозы, Окинавы и Лусона. Однако 13 октября, всего в 90 милях об берега Формозы, крейсер получает попадание авиаторпе­ды в котельное отделение № 4. Повреждение валопровода приво­дит к затоплению еще одного котельного отделения и обоих ма­шинных. Крейсер принял 4500 тонн воды. Однако его отбуксиро­вали на Улити, а потом на Манус для временного ремонта. Полный ремонт на верфи Бостона проходил с февраля по октябрь 1945. Крейсер «Канберра» в годы Второй Мировой войны заслужил 7 боевых звезд. 4 января 1952 «Канберра» получил новое обозначе­ние CAG-2 и 15 июня 1956 вошел в строй как ракетный крейсер.

КУИНСИ Переименован 16 октября 1942 в честь погибшего в бою у острова Саво тяжелого крейсера. Единственный корабль это­го типа, который большую часть войны прослужил в Атлантике. Он вошел в состав ОС 22 в марте 1944. В апреле он отправился в Анг­лию и вошел в состав 12 Флота, готовившего вторжение в Норман­дию. Крейсер был придан Соединению А, поддерживавшему высад­ку на участке «Юта». «Куинси» обстреливал немецкие позиции до начала июля, после чего был переброшен на Средиземное море для операции против Палермо. Во время высадки на юге Франции «Ку­инси» находился в ОГ 86.4, проводившей обстрелы берега. Однако в сентябре крейсер вернулся в Соединенные Штаты и прошел ремонт на верфи Бостона, после чего совершил плавание с президентом на борту к Большому Соленому озеру в Суэцком канале. Рузвельт хотел встретиться с арабскими лидерами. В феврале 1945 «Куинси» вер­нулся в США и был переведен на Тихий океан в 10 дивизию крейсе­ров. Он прибыл на Улити 11 апреля 1945. Последние несколько месяцев войны он прикрывал авианосцы и обстреливал Окинаву в составе ОС 58. В июле крейсер участвовал в заключительных ударах по японской метрополии. В годы Второй Мировой войны «Куинси» заслужил 4 боевые звезды. Позднее крейсер был выведен из резер­ва и участвовал в Корейской войне.

ПИТТСБУРГ Крейсер прибыл на Улити 13 февраля 1945 и стал флагманским кораблем 19 дивизии. Он вошел в состав ОГ 58.2 и участвовал в ударах по Иводзиме и Японии. В марте он участвовал в операциях против Нансей Сёто и Кюсю. 14 марта японские бомбардировщики тяжело повредили авианосец «Франклин», и «Питтсбург» был выделен сопровождать поврежденный корабль. В марте - мае крейсер участвовал в боях за Окинаву. Однако в начале июня во время тайфуна он потерял носовую часть до первой баш­ни. Временный ремонт был произведен на Гуаме. Капитальный ре­монт в Пьюджет Саунд кончился только в сентябре 1945. Крейсер заслужил 2 боевые звезды во Второй Мировой войне. Позднее был выведен из резерва и участвовал в Корейской войне.

СЕНТ-ПОЛ Крейсер прибыл в Пирл-Харбор в начале июня 1945 и вошел в состав 19 дивизии. В составе ОС 38 успел принять учас­тие в последних ударах по Японии. Крейсер участвовал в Корейс­кой и Вьетнамской войнах. «Сент-Пол» заслужил 1 боевую звезду во Второй Мировой войне, 8 звезд в Корее и 8 звезд во Вьетнаме.

КОЛУМБУС Крейсер не успел принять участие в боях Второй Мировой войны. 8 мая 1959 получил обозначение CG-12 и был пе­рестроен в ракетный крейсер. Введен в строй 1 декабря 1962.

ХЕЛЕНА Во Второй Мировой войне крейсер участия не прини­мал, но воевал в Корее. Крейсер получил благодарность президен­та Республики Корея и корейскую Медаль за заслуги с 4 звездами.

БРЕМЕРТОН С началом Корейской войны снова введен в строй. Заслужил 2 боевые звезды.

ФОЛЛ РИВЕР В боях не участвовал, находился в строю всего 2 года, но 24 года состоял в резерве.

МЕЙКОН В боях участия не принимал. В годы Корейской войны снова введен в строй, но находился в Атлантике.

ТОЛЕДО Вошел в строй после окончания Второй Мировой вой­ны, но участвовал в Корейской войне. Крейсер заслужил 5 боевых звезд.

ЛОС АНЖЕЛЕС Вошел в строй до окончания войны, но в бое­вых действиях участия не принимал. В 1948 выведен в резерв, но 27 января 1951 снова введен в строй. Участвовал в Корейской вой­не, заслужил 5 боевых звезд.

ЧИКАГО В составе 21 дивизии крейсеров успел принять участие в заключительных обстрелах территории Японии в июле — августе f945, за что получил 1 боевую звезду. 1 ноября 1958 получил обо­значение CG-11 и перестроен в ракетный крейсер. Вошел в строй 2 мая 1964. Участвовал во Вьетнамской войне.