Тяжелые крейсера типа Des Moines

 

Водоизмещение : 17000 t, 21500 t

Размеры : 218,39 х 22,96 х 7,92 м

Машины : 4-вальный ТЗА Дженерал Электрик; 4 котла Бабкок-Уилкокс; 120000 shp = 33 узл. 3000 тонн нефти = 10500 миль 15 @ узл.

Броня : пояс 102 — 152 мм; палуба 95 мм; верхняя палуба 25 мм; барбеты 160 мм; башни 203 мм лоб, 102 мм крыша, 95 мм борта; рулевая рубка 140 - 165 мм

Вооружение : 9 - 203/55 (3 х 3), 12 - 127/38 (6 х 2), 24 - 76/50 (12 х 2), 12 - 20 мм (6x2)

Экипаж : 1799 человек

 

СА-134    Des Moines

СА-139    Salem

СА-140    Dallas (ii)

СА-148    Newport News

СА-150    Dallas

Bethlehem, Quincy

Bethlehem, Quincy

Bethlehem, Quincy

Newport News

Newport News

28.5.45 4.7.45 15.10.45 1.10.45 15.10.45

27.9.46 27.3.47

6.3.48

16.11.48 14.5.49

29.1.49

Вычеркнут из списков 9.7.91

Выведен в резерв .1.59

Выведен из состава флота 27.6.75

Были также заказаны СА-141, 142, 143 фирме Bethlehem, Quincy, названий не получили, заказ аннулирован 12.8.45. СА-149, 151, 152, 153 заказаны на верфи фирме Newport News, заказ аннулирован 28.3.45.

 

Главным недостатком 203-мм орудий была малая скорострель­ность, что в ночных боях на малых дистанциях, которые шли на Соломоновых островах, было очень ощутимо. Чтобы как-то испра­вить положение, было создано новое скорострельное 203-мм ору­дие с клиновым замком и латунными гильзами. Предполагалось, что его темп стрельбы достигнет 7 выстрелов в минуту. Работы нача­лись весной 1943, и новое орудие появилось только к концу 1945. Это было 203/55 орудие Mk 16. Планы вооружить им крейсера типа «Орегон Сити» сорвались, так как требовались слишком боль­шие переделки. Выяснилось, что проектные весовые характеристи­ки нового орудия слишком занижены, и новые башни будут весить гораздо больше. Возник план установить двухорудийные башни на 4 крейсерах серий СА-122 и СА-138, а также крейсерах СА-139 -САН 42. Однако, он тоже не был реализован. Вместо этого нача­лось проектирование совершенно новой башни.

Первоначальный проект предусматривал строительство улучшен­ного «Орегон Сити» с увеличенной толщиной палубной брони. Новые башни породили массу проблем, так как оказались гораздо тяже­лее ожидаемого. Увеличение скорострельности потребовало более просторных снарядных погребов. Это в свою очередь привело к увеличению длины броневого пояса. В результате, вес брони увели­чился на 695 тонн. Появились более совершенные системы управ­ления огнем, а в результате водоизмещение сначала подскочило до 16000 тонн, а потом превысило эту цифру.

Корпус нового корабля был на 12,1 м длиннее, чем у «Орегон Сити» и на 1,7 м шире. Водоизмещение в конечном итоге достигло 19930 тонн. Система броневой защиты отличались от использован­ной на крейсерах типа «Балтимор» только появлением верхней броневой палубы, которая должна была заставить срабатывать взры­ватели бомб до того, как они попадут в главную броневую палубу. Пояс толщиной 152 мм имел ширину 3,05 м, а на нижней кромке его толщина уменьшалась до 88 мм. Была увеличена толщина брони башен. Внутри корпуса имелось 5 раздельных бронированных зон. Броневые переборки внутри цитадели должны были ограничить зоны вероятных повреждений. В целом все брони составил 2189 тонн или 12,6%, что не превышало относительный вес брони на «Балти­море».

Машинная установка осталась тем же стандартным 4-вальным ТЗА мощностью 120000 shp. Это привело к сокращению макси­мальной скорости. Но расположение машин отличалось от ранее использованной схемы. В 3 носовых отделениях располагались ко­тел и турбина. Четвертая машинная установка имела раздельные отсеки для турбины и котла, так как валы носовых машин не допус­кали иной компоновки.

Вес новых орудийных башен достиг 451 тонны. Они имели даль­ность стрельбы 150 каб при угле возвышения 41* и могли заряжать­ся при любом угле возвышения. Снаряд весил 152 кг. Огневая про­изводительность корабля была впечатляющей — 90 снарядов в ми­нуту или 13,5 тонн стали. Наведение орудий было электро-гидравлическим. Универсальная артиллерия была стандартной 6x2 — 127/38, но появились 4 ПУАЗО.

Сначала планировалось установить 12 х 4 - 40 мм и 20 - 20 мм автоматов. Однако в конце войны стало ясно, что даже 40 мм сна­ряд не может остановить решительного камикадзэ, а 20 мм автома­ты стали практически бесполезны. Поэтому счетверенные 40-мм автоматы были заменены 76/50 спарками. 20-мм автоматы сохра­нил только «Де Мойн», но и с него их сняли довольно быстро. Также незаметно исчезли с «Де Мойна» за ненадобностью и бор­товые самолеты вместе с катапультами. «Сейлем» и «Ньюпорт Ньюс» их вообще не получили.

После некоторых споров были заказаны 12 крейсеров, причем СА-134 уже был заказан, как крейсер типа «Балтимор» фирме «Нью-Йорк Шипбилдинг Корп». Контракт был передан на верфь «Бетлхэм» в Куинси, и корабль перезаказали 25 сентября 1943. СА-139 -С А-142 были уже заказаны как крейсера типа «Орегон Сити» 14 июня 1943, но строились по новому проекту. СА-150 - СА-153 были заказаны 22 февраля 1945. В программу .включили еще 3 корабля, ранее заказанные как легкие крейсера — СА-143, СА-148 и СА-149. Но скорый конец войны привел к сокращению программ строительства новых кораблей. 28 марта 1945 было отменено стро­ительство СА-150 «Даллас» и СА-151 - СА-153. В конце войны, 12 августа 1945, были остановлены работы на СА-142, СА-143 и СА-149, однако на остальных 4 крейсерах работы продолжались. СА-140 получил имя «Даллас» вместо отмененного СА-150. В конце 1945 было отменено строительство всех замороженных кораблей. 7 ян­варя 1946 было отменено строительство СА-140, как находящего­ся в наименьшей готовности. Однако 27 мая 1946 последовал при­каз достраивать только корабли с 20% готовностью, после чего осталось всего 3 корабля.

 

История службы

 

ДЕ МОЙН, САЛЕМ, ДАЛЛАС Эти крейсера в боевых действиях участия не принимали.

НЬЮПОРТ НЬЮС Участвовал во Вьетнамской войне. 1.10.72. во время обстрела берега снаряд взорвался прямо в стволе среднего орудия башни № 2. Погибли 20 человек и 36 были ранены. Поврежденное орудие было снято, а порт заделан. Крейсер так и закончил службу с неработающей башней.