Подводные лодки типов «U» и «V»
В 1944 году взамен причитающейся доли итальянских трофейных кораблей ВМС Великобритании передали ВМФ СССР четыре средние подводные лодки: S81 "Sunfish" типа "S", P42 "Unbroken", Р43 "Unison" и Р59 "Ursula" типа "U". На переходе из Скапа-Флоу в Полярный 27 июля 1944 года первая из этих лодок (командир — И.И.Фисанович) погибла — её по ошибке потопил самолёт английской базовой противолодочной авиации. Три другие подводные лодки, получившие литерно-цифровые наименования "В-2" ("Unbroken"), "B-3" ("Unison") и "В-4" ("Ursula"), 3 - 6 августа 1944 г. благополучно прибыли из Лервика в Полярный и на протяжении пяти лет (до мая 1949 г.) входили в состав Северного флота. В период 1944-45 гг. они принимали участие в боевых действиях. Каждая из этих лодок совершила по одному боевому походу, причём "В-2" удалось потопить два сторожевых корабля, а "В-4" — 3 судна противника. Таким образом, этим кораблям в составе советского Северного флота не удалось прославиться громкими боевыми успехами, однако и сами они не имели каких-либо повреждений и потерь.
Проектирование и постройка подводных лодок типа "U" с 1935 по 1938 год осуществлялись конструкторским коллективом под руководством Л.К.Вильямсона, а с 1938 по 1940 год — Г.В.Памплина. Затем, совершенствование лодок проекта "U", разработку улучшенного проекта "V" и серийное строительство подводных лодок по нему возглавлял А.Дж. Симе.
Своеобразие подводных лодок типа "U" заключалось в том, что изначально в 1935 г. они проектировались как учебные корабли для подготовки экипажей подводных лодок и корабельных боевых расчётов противолодочных кораблей. Использовать подводные лодки типа "U" предполагалось в водах Метрополии и на Средиземном море. Прототипом при их проектировании избрали среднюю подводную лодку типа "Н" периода первой мировой войны — адаптированный британским Адмиралтейством для постройки на британских верфях экспортный проект известного американского конструктора Дж. Голланда, по которому в различных модификациях строились подводные лодки для многих флотов мира (в том числе и для русского флота — типа "АГ"). Этот довольно удачный корабль собственно и предполагалось заменить на флоте новой лодкой типа "U". Отвлекаясь немного в сторону, отметим, что 9 старым английским подводным лодкам типа "Н" всё-таки успешно удалось повоевать и в годы второй мировой войны, а последние из них были списаны на слом только в 1948 г.
Специфика "учебно-обеспечивающего" предназначения подводных лодок типа "U" повлекла за собой в частности такую особенность, что первоначально на них не предусматривалось размещение какого-либо вооружения. И лишь впоследствии, в процессе проектирования последовало решение об установке шести носовых 533-мм торпедных аппаратов: четырёх в прочном корпусе (с двумя запасными торпедами) и двух в надстройке в лёгком корпусе (без запасных торпед). Однако, в итоге только семь подводных лодок этого типа вооружались шестью торпедными аппаратами ("Undine", "Unity", "Ursula", "Unique", "Upholder", "Upright" и "Utmost"). Остальные корабли серии не имели торпедных аппаратов установленных вне прочного корпуса. Причиной отказа от надстроечных торпедных аппаратов послужило стремление придать носовой оконечности лодки гидродинамически более совершенную носовую оконечность с целью уменьшить брызгообразование на ходу корабля в надводном положении и облегчить управление им при движении на перископной глубине в подводном положении.
Уже после закладки трёх первых кораблей выполнили мероприятия по обеспечению размещения на специальной площадке перед рубкой 76-мм палубной артиллерийской установки и оборудованию в прочном корпусе артиллерийского погреба для хранения соответствующего боекомплекта. Интересно, что подача 76-мм патронов из арт. погреба к орудию осуществлялась прямо через рубочный люк, то есть каких-либо специальных устройств подачи не предусматривалось и лодка могла оказаться в очень опасном положении когда в процессе артиллерийской стрельбы оказалась бы вынужденной боевой обстановкою к срочному погружению. Впрочем, две подводные лодки — "Undine" и "Unity", артиллерийского орудия на вооружение так и не получили.
До начала войны по кораблестроительной программам 1936 и 1937 года предусматривалась постройка лишь 3 подводных лодок типа "U". Они находились в постройке в период с октября 1937 г. по февраль 1938 г. и в течение 1938 года вступили в строй. Сразу же в процессе ходовых и мореходных испытаний определились хорошая управляемость и маневренность новых подводных лодок. Этот проект оказался довольно удачным, технологичным в постройке и надёжным в эксплуатации.
Уже после начала боевых действий выяснилось, что при своих боевых возможностях и довольно несложной конструкции, невысокой стоимости (Подводная лодка типа "U" стоила 202 000 фунтов стерлингов, близкая по водоизмещению типа "S" — 245 000, а большая типа "Т" — 407 500) и быстроты постройки подводная лодка типа "U" очень хорошо подходила для крупносерийного строительства в условиях военного времени. И вот по чрезвычайным кораблестроительным программам 1939, 1940, 1941, 1942 и 1943 годов Адмиралтейство заказало промышленности страны в общей сложности 68 подводных лодок типа "U" и 42 лодки по незначительно усовершенствованному проекту — типа "V". Таким образом, корабли типов "U" и "V" составили 47,6% от общего числа всех подводных лодок (231 ед.), подлежавших постройке для английского флота по вышеупомянутым программам. В действительности же от промышленности в период с 1939 по 1943 г. было принято 46 подводных лодки типа "U" и с 1943 по 1944 г. — 22 единиц типа "V" (т. е. 38% от общего числа английских подводных лодок, вступивших в строй за годы войны). В то же время, из 234 английских подводных лодок, участвовавших во второй мировой войне корабли типов "U" и "V" (71 единица) составили, таким образом, 30,3%.
Подводные лодки типа "U" с 16 единицы серии принадлежали уже к так называемой "второй группе". Вторая группа лодок типа "U" несущественно отличалась от первой. Они имели удлиненную на 1,78 м кормовую секцию корпуса, чем достигалось улучшение гидродинамических качеств лодки и повышалась эффективность движителей. То есть, таким образом, удалось увеличить упор гребных винтов. Использование части цистерн главного балласта в качестве топливобалластных позволили увеличить запас топлива с 38 до 59, что вело к значительному увеличению дальности плавания. Помимо этого, для дальнейшего улучшения маневренности в подводном положении оборудовалась специальная цистерна быстрого погружения, что было особенно ценным для удержания лодки при стрельбе торпедами из перископного положения, учитывая применявшиеся на кораблях этого проекта сравнительно короткие перископы.
В 1942 г. заказы на постройку семи (с 50 по 56 единицу серии) подводных лодок типа "U" ("Р-81"—"Р-87") были аннулированы и заменены заказами на семь лодок усовершенствованного типа "V" разработанного на основе проекта "U". Заказы же на 12 последних лодок типа "U" (с 57 по 68 корабль серии) отменили вообще.
В начале 1941 г., когда программа постройки серии подводных лодок типа "U" шла полным ходом, руководство ВМС Великобритании приняло решение о том, чтобы по максимально улучшить этот проект с учётом полученного опыта боевых действий на море при сохранении всех его положительных качеств, возможном устранении выявленных недостатков и совершенствовании технологии постройки.
Разработанный в результате проект подводной лодки типа "V" по сути своей принципиально не отличался от предшествовавшего типа "U". Однако новые лодки имели более прочные корпуса несколько большей длины при той же ширине что и у корабля типа "U". В связи с этим их глубины погружения возросли на одну треть, а их скоростные качества несколько повысились. При постройке новых лодок уже широко применялась электросварка (сварной набор и стыки обшивки прочного корпуса), хотя их конструкция и не являлась полностью сварной.
Постройка первых восьми единиц предусматривалась уже кораблестроительной программой 1941 г., затем последовал заказ последующих 19 лодок по программе 1942 и еще 15 по программе 1943 . После капитуляции Италии в сентябре 1943 г. сокращение потребности английского флота в средних подводных лодках повлекло за собою задержку строительства последних 20 из заказанных лодок типа "V". Заказы на постройку этих кораблей были окончательно аннулированы после окончания боевых действий в европейских водах в мае 1945 г. Таким образом, в период 1944 — 1945 гг. в строй вступило лишь 22 подводные лодки типа "V".
Хотя ограниченный боевой потенциал отдельной лодки компенсировался значительным количеством серийных кораблей, которые можно было построить и ввести в строй в короткое время, невысокая автономность ограничивала район их боевых действий исключительно Северным и Средиземным морями. После 1944 г. они всё реже и реже использовались в боевых действиях, а многие лодки этих типов возвращались к решению своих изначальных учебных задач.
В ходе боевых действий было потеряно 19 подводных лодок типа "U": шесть в Атлантике и на Северном море, а также 13 в Средиземном. Подводная лодка, "Untamed", в мае 1943 г. из-за навигационной аварии затонула в Ирландском море, однако была поднята двумя месяцами позже и под новым наименованием "Vitality" вновь введена в строй. Таким образом потери кораблей типа "U" составили 25% от общего числа английских подводных лодок, погибших в ходе войны. Из них четыре погибли подорвавшись на минах, восемь — от глубинных бомб надводных кораблей противника, две — от авиабомб на Мальте и одна — погибла по невыясненной причине. Печально то, что четыре подводные лодки типов "U" затонули от навигационных аварий и в результате ошибочных атак своих сил. За период войны, однако, не погибла ни одна подводная лодка типа "V".
В сентябре 1939 г. три находящихся в строю подводные лодки типа "U" находились в составе флота Метрополии и начали свою боевую деятельность в Северном море. Когда в 1941 г. первые лодки этого типа, построенные по первой чрезвычайной военной кораблестроительной программе, начали вступать в строй, то
их направляли в Средиземное море, где они действовали в составе 2-й флотилии, преимущественно базировавшейся на Мальту. В Северной Африке англичане вели отчаянную борьбу с Африканским корпусом Роммеля, который всецело зависел от функционирования морских коммуникаций с Италией...
Подводные лодки типов "U" и "V" имели заметные боевые успехи, особенно на Средиземноморском театре военных действий: в Тунисском и Мессинском проливах, а также водах, омывающих североафриканские и итальянские побережья. Так, например:
- подводная лодка "Ursula" (впоследствии — советская "В-4") в ходе боевых действий потопила четыре транспорта и три боевых корабля противника;
- "Upright" (командир — Норман) — два транспорта, итальянский лёгкий крейсер "Armando Dias" и миноносец "Albatros";
- "Umbra" (Майдон) — восемь транспортов и итальянский тяжёлый крейсер "Trento";
- "Upholder" (Ванклин) — 12 транспортов общим тоннажем 98 947 BRT, эсминец и две итальянские подводные лодки;
- "Urge" (Томпкинсон) — итальянский лёгкий крейсер "Giovani Delle Bande Nere", а кроме того торпедировала и повредила итальянский линкор "Vittorio Veneto".
Всего лодки типов "U" и "V" за время войны потопили 12 вражеских подводных лодок: пять немецких и семь итальянских. При этом на протяжении всей войны ни одна из подводных лодок типов "U" и "V" не погибла в результате атаки вражеской подводной лодки.
В общей сложности 24 подводные лодки типов "U" и "V" англичане передали в период с 1941 по 1949 г. военно-морским флотам своих союзников: Польши — две, Нидерландов — одну, Норвегии — шесть, Греции — восемь, Франции — три, Дании — одну (ВМС Дании в 1948-49 г. англичане передали по одной лодке типа "U", ранее входивших в состав флотов Франции и Польши) и СССР — три).
Учитывая не очень высокие тактико-технические элементы подводных лодок типов "U" и "V" и реалии научно-технической революции разворачивавшейся в военном деле в послевоенные годы, ВМС Великобритании постарались достаточно
быстро избавиться от этих кораблей — к 1950 г. они все были либо списаны, либо переданы другим странам. Однако и там они эксплуатировались в основном до 1959 г. Лишь в составе ВМС Норвегии после модернизации эти корабли прослужили вплоть до 1964 г.
Изучение подводных лодок "В-2", "В-3" и "В-4", а также переданных вместе с ними материалов, отечественными специалистами позволило оценить в основных чертах технический облик и конструктивно-технологические особенности английских средних подводных лодок типа "U" в сопоставлении с существовавшей в 30-40-х годах прошлого столетия отечественной практикой подводного кораблестроения.