Тактико-технические элементы и общее расположение
Таблица I. Водоизмещение и главные размерения
Наименование элементов |
единица |
"В-2" и "В-3" |
"В-4" |
|
Водоизмещение |
стандартное |
т* |
540 |
540 |
полное надводное |
т* |
632 |
636 |
|
полное подводное |
т* |
735 |
729 |
|
Длина (максимальная) |
м |
60,35 |
||
Длина по грузовой ватерлинии |
м |
59,60 |
||
Ширина (максимальная) |
м |
4,90 |
||
Осадка с килем |
м |
4,35 |
||
Наибольший диаметр прочного корпуса |
м |
4,90 |
||
Длина прочного корпуса |
м |
44,25 |
*английские тонны, 1 т = 1016 кг.
В состав средств наблюдения и связи входили:
1)2 перископа: 1 командирский 9,15-метровый диаметром 152 мм и 1 зенитный, то же 9,15-метровый, диаметром 203 мм;
2) радиопередатчик модели "Т-55";
3) 2 радиоприемника модели "ТВ-28";
4) РЛС модели "Т-291" и "Т-253";
5) радиопеленгатор;
6) ГАС модели "Т-129".
В состав штурманского вооружения входили:
1) гирокомпас модели "Mk-5",
2) лаг Черникеева,
3) эхолот,
4) магнитный компас,
5) герметический оптический нактоуз (ГОН).
Мореходность. Подводные лодки легко всходили на волну. При ходе лагом к волне они оказались "валкими". Крен по опыту перехода из Англии достигал 45—50°. Ходовой мостик сильно заливался волнами. Так как документальных данных по остойчивости не имелось, то в губе Оленья было произведено опытное определение остойчивости на лодке "В-4". В надводном положении начальная поперечная метацентрическая высота оказалась равной 18,5 см, а в подводном — 33 см, без учета поправок на переливающиеся грузы и пересчета на нормальное водоизмещение.
Непотопляемость. По ориентировочным подсчетам непотопляемость подводных лодок при затоплении любого отсека, кроме I и VI (сравнительно малых по объему), в надводном положении не обеспечивалась.
Расчет непотопляемости и таблицы непотопляемости отсутствовали. Вместо них на подводных лодках имелась таблица "Методов заполнения отсеков для спасательных целей".
Аварийно-спасательное имущество (АСИ) на подводных лодках отсутствовало, и по английским нормам не предусматривалось.
Запасы. На подводную лодку типа "U" принимались следующие запасы:
1) топлива — 57,8 т (на "В-4" — 58,4 т), из них 16,5 т — в балластную цистерну № 5;
2) смазочного масла — 4,75 т;
3) пресной воды — 7,40 т;
4) дистиллированной воды — 1,09 г;
5) воздуха высокого давления — 2,7 м"'.
Общее расположение. По своей архитектуре подводные лодки типа "U" являлись однокорпусными. Прочный корпус разделялся на 6 отсеков водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление, меньшее чем то, на которое рассчитывался прочный корпус.
Расположение по отсекам на подводных лодках "В-2" и "В-3" было идентичным. Лодка "В-4" лишь несколько отличалась по размещению некоторых приборов и аппаратуры I и III отсеков.
I отсек — торпедных аппаратов. В этом отсеке размещались четыре 533-мм торпедных аппарата, четыре баллона воздуха высокого давления (ВВД) для торпедной стрельбы, антенное устройство ГАС и гидравлический привод носовых горизонтальных рулей.
II отсек — запасных торпед и помещение команды. В отсеке находились четыре запасные 533-мм торпеды (на "В-4" при наличии торпед в надводных аппаратах во II отсеке хранятся две запасные торпеды), привод шпиля, два общесудовых вентилятора для циркуляции воздуха между I и II отсеками, установка воздухоохладителя и спасательный люк.
Под настилом размещались: артиллерийский погреб, носовая уравнительная цистерна, цистерна замещения торпед, баллоны ВВД и помещение вспомогательных механизмов (ПВМ). В ПВМ находились: телепомпы "Imo", "Vickers", носовая трюмная помпа и компрессор ВВД, воздуходувка для продувания балластных цистерн № 2, № 3, № 4 и № 5, вентилятор судовой вентиляции, шахта лага, а кроме того там же помещались по два воздушных баллона на каждую телепомпу и по одному аккумуляторному баку.
III отсек—аккумуляторный. В этом отсеке находились: 1-я группа аккумуляторной батареи, над настилом — каюта офицеров на четыре человека, каюта старшин групп на пять человек, подводный гальюн, электрический камбуз, шкаф для скоропортящихся продуктов и рефрижератор.
Около камбуза размещались электрический кипятильник, кухонный стол и шкафчик. В отсеке имелись два батарейных вентилятора, кингстон и машинка вентиляции балластных цистерн № 2 и № 3 и огнетушитель со шлангом.
IV отсек—центральный пост. В отсеке было сосредоточено: гидравлическое управление вертикальным и горизонтальным рулями, пост управления дифферентовкой, пост управления торпедной стрельбой, торпедный автомат стрельбы (ТАС), две колонки гидравлического открывания клапанов вентиляции и кингстона цистерны быстрого погружения (прочие кингстоны открывались только вручную), 3-клапанная коробка продувания цистерн быстрого погружения и балластных цистерн № 1 и № 6, гидравлические подъемники перископов и мачты антенн РЛС.
В IV отсеке также находились: гирокомпас, штурманский стол, станция гирокомпаса, два батарейных вентилятора, два общесудовых вентилятора, агрегаты радиоаппаратуры и гидроакустики, машинки и клапаны вентиляции балластных цистерн № 4 и № 5 (на трубах вентиляции балластной цистерны № 5 устанавливались клинкеты), вольтопонижающий агрегат.
Под настилом отсека помещалась 2-я группа аккумуляторной батареи, а над настилом: каюты командира корабля и его помощника, гальюн, радиорубка, рубка акустики и радиолокации.
V отсек-—отсек главных машин. В нём устанавливались: два главных двигателя — дизели с электрогенераторами, два главных электромотора с электростанциями, циркуляционные помпы охлаждения дизелей, сепараторы топлива и масла и упорные подшипники гребных валов. Кроме того, в отсеке находились кормовая трюмная помпа и пост управления дифферентовкой, группы баллонов ВВД № 3 и № 4, три общесудовых вентилятора и спасательный люк.
VI отсек — кормовой отсек. В отсеке устанавливались: компрессор воздуха ВВД № 2, гидравлический и ручной приводы вертикального и кормовых горизонтальных рулей и две подводные сигнальные пушки.
Таблица 2. Вооружение
|
"В-2" и "В-3" |
"В-4" |
|
Носовые торпедные аппараты |
внутри прочного корпуса |
4 — 533-мм |
|
надстроечные |
— |
2— 533-мм |
|
Полный запас торпед |
8 |
||
Артиллерийское вооружение |
76-мм/45 клб. орудие Mk.I на установке CPV |
1 |
|
|
пулеметы |
3 — 7,62-мм |
|
Боезапас |
к 76-мм орудию |
102 выстрела |
Таблица 3. Маневренные элементы
Наименование элементов |
"В-2" и "В-3" |
"В-4" |
Примечание |
|
Максимальная скорость надводного хода (допускаемая в течение 0,5 часа), узлов |
12,5 |
12,6 |
|
|
Наибольшая скорость надводного хода — длительная, узлов
|
10,5 |
|
||
Дальность плавания ею, миль |
6000 |
5500 |
Дальность плавания указана для скорости 10 узлов ("В-2") и 9 узлов ("В-4") |
|
Экономическая скорость надводного хода, узлов |
4 |
|
||
Максимальная скорость подводного хода, узлов |
9 |
8 |
|
|
Дальность плавания ею, миль |
9 |
8 |
|
|
Экономическая скорость подводного хода, узлов |
2 |
|
||
Дальность плавания ею, миль |
75 |
58 |
|
|
Глубина погружения рабочая, м |
61,0 |
200 футов |
||
Глубина погружения предельная, м |
91,4 |
300 футов |
||
Глубина погружения расчётная, м |
122,0 |
400 футов |
||
Время срочного погружения лодки: |
из крейсерского положения, секунд |
40 |
Позиционное положение с незаполненными цистернами № 1 и 6
|
|
из позиционного положения, секунд |
20 |
|||
Время всплытия |
в крейсерское положение, минут |
12 |
||
в позиционное положение, секунд |
15 |
|||
Максимальное время пребывания под водой, часов |
35 |
|
||
Время автономного пребывания в море, суток |
36 |
|
||
Экипаж (по английским штатам), человек |
39 |
|
Таблица 4. Ведомость отсеков и цистерн
№ п\п |
Наименование отсеков и цистерн |
Район расположения, шпангоуты |
Испытательное давление, атмосфер |
Емкость, м3 |
Плечо от верхней кромки прочного корпуса, м |
Плечо от миделя, м |
1. |
Носовая проницаемая оконечность |
0—6 |
— |
— |
— |
— |
2. |
Балластная цистерна № 1 |
6—13 |
1,02 |
15,90 |
— 1,85 |
22,45 |
3. |
Носовая дифферентная цистерна |
13—15 |
6,71 |
6,46 |
—1,81 |
20,60 |
4. |
I отсек (торпедных аппаратов) |
15—24 |
4,76 |
31,20 |
— 1,24 |
17,90 |
5. |
Цистерна кольцевого зазора |
15—18 |
5,10 |
3,23 |
—2,92 |
19,40 |
6. |
Цистерна замещения торпед |
18—21 |
3,40 |
4,85 |
—2,99 |
17,95 |
7. |
Шахта антенны ГАС |
22—23 |
10,20 |
0,27 |
—3,51 |
16,40 |
8. |
Трюм I отсека (цистерны БТС) |
21—24 |
|
4,86 |
—3,04 |
16,40 |
9. |
Носовая цистерна плавучести |
0—8 |
0,671 |
7,50 |
+0,23 |
25,40 |
10. |
Шахта якорь-цепи |
23—25 |
10,20 |
0,68 |
—2,54 |
15,70 |
11. |
|
23—25 |
10,20 |
0,68 |
—2,54 |
15,70 |
12. |
II отсек |
24—40 |
4,76 |
65,0 |
— 1,34 |
11,55 |
13. |
Торпедозаместительная цистерна |
24—28 |
3,40 |
4,60 |
—3,05 |
14,70 |
14. |
|
24—28 |
3,40 |
4,60 |
—3,05 |
14,70 |
15. |
Провизионная цистерна № 1 |
28—30 |
0,671 |
3,40 |
—3,28 |
13,30 |
16. |
Цистерна пресной воды. |
30—34 |
1,36 |
3,78 |
—3,50 |
11,70 |
17. |
|
30—34 |
1,36 |
3,78 |
—3,50 |
11 ,70 |
18. |
Помещение баллонов |
30—34 |
— |
3,66 |
—2,85 |
11,75 |
19. |
|
30—34 |
— |
3,66 |
—2,85 |
11,75 |
20. |
Помещение вспомогательных механизмов |
34—40 |
0,671 |
21,0 |
—3,05 |
9,i5 |
21. |
Уравнительная цистерна (носовая) |
34—40 |
3,40 |
3,43 |
—4,18 |
9,26 |
22. |
Шахта лага |
39—40 |
6,71 |
0,31 |
—4,04 |
7,90 |
23. |
III отсек |
40—54 |
4,67 |
54,30 |
— 1,30 |
4,23 |
24. |
1-я аккумуляторная яма |
40—54 |
0,02 |
28,50 |
—3,11 |
4,24 |
25. 26. 27. 28. 29. |
Балластная цистерна № 2 №3 №4 №5 л.б. №5 пр. б |
40—47 47—54 56—62 62—69 62—69 |
6,71 6,71 6,71 6,71 6,71 |
15,20 19,40 17,30 9,71 9,71 |
—3,32 —3,42 —3,42 —3,52 —3,53 |
5,74 2,64 1,58 4,80 4,80 |
30. |
IV отсек (центральный пост) |
54—76 |
4,76 |
85,40 |
—1,29 |
4,40 |
31. 32. |
Цистерна дистиллированной воды |
54—56 54—56 |
1,36 1,36 |
0,54 0,54 |
—2,72 —2,72 |
0,38 0,38 |
33. |
Уравнительная цистерна (средняя) |
54—56 |
3,40 |
3,52 |
— 11,03 |
0,35 |
34. |
2-я аккумуляторная яма |
54—69 |
0,02 |
30,50 |
—3,11 |
—2,78 |
35. 36. |
Шахта перископа |
ок.62 ок. 62 |
0,67 0,67 |
0,68 0,68 |
—3,25 —3,25 |
—3,17 —5,00 |
37. 38. 39. 40. |
Топливная цистерна № 1 пр. б. №2 л. б. № 1 л. б. № 2 пр. б. |
69—76 69—76 76—83 76—83 |
3,40 3,40 3,40 3,40 |
14,75 14,85 8,55 8,55 |
—3,25 —3,37 —3,65 —3,65 |
—8,00 —8,00 —11,2 — 11,2 |
41. |
Цистерна циркуляционной воды |
76—77 |
1,36 |
0,35 |
— 2,60 |
— 10,0 |
42. |
Уравнительная цистерна (кормовая) |
83—87 |
3,40 |
7,00 |
— 3,59 |
— 13,75 |
43. |
Цистерна смазочного масла. |
87—94 |
1,36 |
5,32 |
—3,53 |
— 15,9 |
44. |
V отсек (главных машин) |
76—98 |
4,76 |
103,4 |
—1,70 |
— 14,7 |
45. |
VI отсек (румпельный) |
99—107 |
4,76 |
15,0 |
—0,97 |
—21,9 |
46. |
Провизионная цистерна № 2 |
98—100 |
0,67 |
2,95 |
—2,25 |
— 20,4 |
47. |
Дейдвудная труба 1 л.б. |
98—100 |
10,20 |
0,04 |
—2,43 |
—20,45 |
48. |
пр.б. |
98—100 |
10.20 |
0,04 |
—2,48 |
—20,45 |
49. |
Кормовая дифферентная цистерна |
100—107 |
3.40 |
5,10 |
—2,09 |
—22,20 |
50. |
Балластная цистерна № 6 |
107—115 |
1,02 |
9,54 |
—0,92 |
—25, 70 |
51. |
Кормовая оконечность (проницаемая) |
115— ахтерштевень |
— |
— |
— |
— |
52. |
Прочная рубка |
63—65 |
4,76 |
3,06 J |
+ 1,37 |
—4,07 |
53. |
Радиовводы |
ок. 69 |
10,20 |
— |
+0,915 |
6,49 |
54. |
Цистерна быстрого погружения |
40—42 |
6,71 |
1,90 |
+ 1,24 |
7,12 |
1. Каждое помещение под соответствующим порядковым номером указано на схеме.
Таблица 5. Объём отсеков внутри прочного корпуса
№ отсека |
Шпангоуты |
Объём, м3 |
I |
15—24 |
31,2 |
II |
24—40 |
65 |
III |
40—54 |
54,3 |
IV |
54—76 |
86,4 |
V |
76-98 |
103,4 |
VI |
98—107 |
15,0 |