Сравнительная оценка тактико-технических элементов британских подводных лодок типа "U" с отечественными аналогами
Сравнение подводных лодок близких подкласса и назначения: английских типа "U" и отечественных типа "Щ" последних и наиболее совершенных серий X и Х-бис, позволяет утверждать, что по своим тактико-техническим элементам эти корабли были примерно сопоставимы. Английская лодка несколько проигрывала отечественным в скорости надводного хода, надводной непотопляемости, времени непрерывного пребывания под водой, в количестве запасных торпед и несколько превосходила их по водоизмещению. При этом она имела гидродинамически более совершенную форму корпуса, меньшее время погружения, существенно большие автономность и дальность плавания, более совершенное вооружение (ТАС, ГАС, РЛС), гидравлику, систему кондиционирования воздуха, меньшую шумность и хорошее качество постройки. Обращает на себя внимание отсутствие в 1944 году и на английских и на отечественных подводных лодках устройств для работы дизелей под водой (РДП).
Отдельный интерес имеет вопрос о глубинах погружения английских подводных лодок. Так рабочая глубина погружения лодок типов "U" и "V" англичанами устанавливалась в 61 и 91,5 м (200 и 300 футов) соответственно. Расчётная разрушающая глубина погружения для них соответственно определялась в 122 и 183 м (400 и 600 футов). В то же время зарегистрированные глубины на которые во время войны погружались без остаточных деформаций прочных корпусов лодки этих типов составила соответственно 122 и 115,8 м (400 и 380 футов). Послевоенные испытания на погружение до разрушающей глубины подводной лодки "Varne" типа "V" позволили определить, что разрушение прочного корпуса этой лодки произошло на глубине 175,6 м (576 футов). Расчётная разрушающая глубина погружения такой лодки — 183 м (600 футов). Таким образом, при назначении рабочей глубины погружения подводных лодок типа "V" принимался лишь двухкратный запас прочности, что несколько отличалось от существовавшей отечественной практики.
Основные элементы средних подводных лодок: английских типа "U" и отечественных типов "Щ" X и Х-бис серий приведены в табл. 23.
Таким образом, тактико-технические элементы подводных лодок типа "U" представлялись невысокими. Особенно это заключение относится к составу вооружения, наибольшей скорости надводного хода и автономности.
Тем не менее, совершенное вооружение (ТАС, система беспузырной торпедной стрельбы, РЛС, ГАС), низкий уровень шумности, малые времена погружения и всплытия, высокая техническая надёжность и живучесть оружия и технических средств обеспечивали английским подводным лодкам достаточно высокую боеспособность.
В итоге, по своей конструкции, вооружению и техническим средствам английские подводные лодки типа "U" заметно отличались от советских кораблей своего подкласса. В связи с этим неудивительно то, что они стали объектом подробного изучения отечественными специалистами. Это дало возможность в некоторой степени пополнить отечественный опыт подводного кораблестроения.
Таблица 23. Основные элементы средних подводных лодок: английских типа "U" и отечественных типов "Щ" Х и Х-бис серий
Типы подводных лодок |
"U" |
"Щ" - X |
"Щ"-Х-бис |
1. Водоизмещение, т : |
|
||
- надводное нормальное |
632 |
584 |
590 |
- подводное |
735 |
707,8 |
705 |
2. Запас плавучести, % |
15 |
19 |
19 |
3. Размеры, м: |
|
||
- длина наибольшая |
60,35 |
58,7 |
58,7 |
- ширина наибольшая |
4,9 |
6,2 |
6,4 |
- осадка средняя |
4,35 |
3,96 |
4 |
4. Главные механизмы: |
|
||
- тип установки |
дизель-электрическая |
||
- число дизелей |
2 |
2 |
2 |
- суммарная мощность, л. с. |
800 |
1600 |
1600 |
- число электродвигателей |
2 |
2 |
2 |
- суммарная мощность, л.с. |
900 |
800 |
800 |
- число групп аккумуляторных батарей |
2 |
2 |
2 |
- число элементов в группе аккумуляторных батарей |
112 типа Е1.4410.1 или H.S.I.4750 |
112 типа КСМ-2 |
112 типа КСМ-2 |
- число валов |
2 |
2 |
2 |
- запас топлива (полный), т |
41,3 (57,8) |
26 (63) |
26 (63) |
5. Скорость хода максимальная, узлы: |
|
||
- надводная |
12,5 |
14,1 |
14,4 |
- подводная |
9 |
8,5 |
8,5 |
6 Дальность плавания, миль: |
|
||
- надвод. скоростью хода 8,5 уз. |
6000 |
4500 |
4500 |
- подвод, скоростью максим, хода |
9 |
8,5 |
8,5 |
- подвод, скоростью хода 2,0 узла |
75 |
— |
— |
- подвод, скоростью хода 2,5 узла |
— |
100 |
100 |
7. Глубина погружения, м : |
|
||
- рабочая |
61,0 |
75 |
75 |
- предельная |
91,4 |
90 |
90 |
8. Время погружения, с : |
40 |
45 |
45 |
9. Вооружение, число: |
|
||
- 533-мм носовых ТТ |
4 |
4 |
4 |
- 533-мм кормовых ТТ |
— |
2 |
2 |
- 533-мм торпед |
8 |
10 |
10 |
- 76/50 АУ |
1 |
— |
— |
- 76-мм выстрелов |
102 |
— |
— |
- 45/46 АУ 21-К |
— |
2 |
2 |
- 45-мм выстрелов |
— |
1000 |
1000 |
10. Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, |
35 |
72 |
72 |
11 . Автономность (максимальная), суток |
36 |
20 |
20 |
12. Экипаж, чел.: |
39 |
40 |
40 |
13. Год вступления в строй |
1937-43 |
1936-39 |
1941-46 |
14. Всего было в строю, ед |
51 |
32 |
11 |