Проектирование и постройка
В начале 1936 контролер ВМФ контр-адмирал Гендерсон решил, что конкурс за право проектировать бронированный авианосец выиграл старший конструктор У.Э.Д. Форбс, создатель проекта «Арк Ройяла» и финишера Mk I. Начальник отдела кораблестроение Адмиралтейства сэр Артур Джонс, который должен был принимать это решение, был серьезно болен и действительности уже устранился от дел. Поэтому проектирование бронированного авианосца велось «частным образом» контролером ВМФ и его конструктором.
Гендерсон решил, что бронированный авианосец абсолютно необходим, а потому нет времени ждать подготовки Адмиралтейством технического задания, и проектирование началось без него. Единственное, что было задано — способность выдержать прямое попадание 500 фн бомбы, сброшенной с высоты 7000 фт, и бортовая броня, как на современных английских крейсерах. Подводная защита должна была выдерживать взрыв торпеды с боеголовкой в 750 фн взрывчатки. И сразу же стало ясно, что уложиться а договорные 23000 тонн немыслимо.
Форбс и его группа были заняты чертежами деталировки строящегося «Арк Ройяла», но все-таки в конце февраля Форбс передал Гендерсону первые эскизы. Позднее были разработаны несколько вариантов чертежей, чтобы выполнить различные требования относительно размеров, бронирования, вооружения и авиагруппы. Неизменными оставались лишь упомянутые выше требования. Предполагалось усилить главный калибр, заменив 114 мм орудия на 133 мм, появившиеся на линкорах типа «Кинг Георг V». Однако артиллеристы не создали легкой палубной установки, и от усиления вооружения пришлось отказаться.
К концу июня эскизный проект был представлен морскому штабу и через месяц был одобрен Советом Адмиралтейства. Бронированная полетная палуба толщиной 76 мм NC составляла 62% общей площади полетной палубы. Стены и траверзы ангара имели толщину 114 мм цементированной брони. Погреба и машины прикрывал 114 мм пояс и 76 мм палуба вне пределов ангара. Цитадель замыкали 65 мм траверзы. 21 июля 1936 Совет утвердил окончательный проект. Окончательные чертежи «Викториеса» были представлены Совету 30 ноября и одобрены в течение недели. По требованию Адмиралтейства пояс был удлинен на 28 фт вперед и 24 фт назад, что привело к увеличению водоизмещения на 100 тонн. Это пришлось компенсировать сокращением боезапаса. Ангар был расширен с 60 фт до 62 фт, что позволяло поставить рядом не 2, а 3 самолета. Построечными чертежами и спецификациями занимался уже новый начальник отдела кораблестроения сэр Стэнли Гудолл.
Аэродинамика «Викториеса» имела ряд преимуществ перед «Арк Ройялом». Все эти корабли, особенно «Илластриес», имели закругленное окончание полетной палубы. Это не было каким-то нововведением. Подобная конструкция использовалась на британских авианосцах с 1918, как эффективное средство уменьшения турбулентности за кормой, что значительно облегчало посадку. Однако в ходе Второй Мировой войны палубу пришлось спрямлять, чтобы увеличить полезную площадь полетной палубы. «Илластриес» получил прибавку в длине палубы на 120 фт. Носовая часть корабля проходила продувку в аэродинамической трубе, также чтобы уменьшить турбулентность. Островная надстройка и труба в плане напоминали сечение крыла самолета. На «Арк Ройяле» возникали проблемы с задымленностью полетной палубы, поэтому на «Илластриесе» труба была сделана выше на 8 фт. Новые авианосцы получили только одну гидравлическую катапульту на левой стороне полетной палубы, так как втиснуть 2 катапульты в маленькую палубу оказалось слишком сложно. Корабль имел 2 самолетных элеватора, которые не были забронированы.
Примерная стоимость постройки составляла 4050000 £, из которых 1694000 £ приходились на корпус, 702000 £ стоили машины, а 68000 £ стоили вспомогательные механизмы. Для сравнения укажем, что общая стоимость «Арк Ройяла» составила 3750000 £ (1496250 £ стоил корпус и 566779 £ стоили машины). Заказы на постройку 2 первых авианосцев были размещены 13 января 1937. «Илластриес» предполагалось строить в Барроу, а «Викториес» — в Ньюкасл-апон-Тайне. Срок готовности определялся в 39 месяцев.
В первые годы войны американский флот очень заинтересовался концепцией бронированного авианосца, особенно его подтвердившейся способностью выдерживать попадания тяжелых бомб. Особенно на американцев произвело впечатление спасение «Илластриеса» после попадания 5 — 1000-фн и 3 — 500-фн бомб 10 января 1941 возле Крита, а также 2 — 1000-фн бомб на Мальте через 2 дня. Ремонт «Илластриеса» проводился на верфи американского ВМФ в Норфолке с 12 мая по 28 ноября 1941. «Формидебл» получил 2 попадания 2000-фн бомбами 26 мая 1941 возле Крита и 26 августа тоже прибыл в Норфолк для ремонта и модернизации, которые заняли 3 месяца. Американцы получили возможность детально ознакомиться с кораблями, чьи бронированные палубы позднее позволили им сравнительно легко выдерживать попадания камикадзэ, которые причиняли ужасающие повреждения американским авианосцам. Именно это подтолкнуло американцев установить на больших авианосцах типа «Мидуэй» 76 мм броневую полетную палубу. Японцы в мае 1944 ввели в строй авианосец «Тайхо», который тоже имел 76 мм броню полетной палубы. Однако, ни один из этих кораблей не имел бортового бронирования ангара.
Впрочем, слишком маленькая по сравнению с водоизмещением авиагруппа все-таки вызывала сомнения. Поэтому на следующем авианосце «Индомитебл» в кормовой части корпуса, ниже основного, появился куцый «полуангар». Чтобы компенсировать увеличение веса, пришлось сделать тоньше броню стен ангара. Кормовой элеватор обслуживал оба уровня ангара.
Последняя пара авианосцев тоже имела полтора ангара. Но, вдобавок, англичане перешли на более традиционную для себя четырехвальную машинную установку. Оба улучшения имели проблематичную ценность и явные недостатки. Малая высота ангара мешала размещать там крупные самолеты. Американские машины в ангарах «Имплейкебла» просто не помещались. Увеличение мощности машин тоже не принесло большой выгоды. Пришлось куда-то заталкивать дополнительную машинную команду, ухудшая и без того не лучшие условия жизни. А увеличение водоизмещения съело почти весь выигрыш а скорости.
Киль «Викториеса» был заложен 4 мая 1937, но различные помехи привели к тому, что корабль был спущен только 14 сентября 1939, на 6 месяцев позже «Илластриеса» и на месяц позже «Формидебла».
К несчастью, контр-адмирал Гендерсон умер от переутомления 2 мая 1939. Ему так и не удалось увидеть в бою бронированные авианосцы, которые свои появлением на свет были обязаны именно ему.
ILLUSTRIOUS (Прославленный) |
Vickers-Armstrong, Barrow |
27.4.37 |
5.4.39 |
25.5.40 |
VICTORIOUS (Победоносный) |
Vickers-Armstrong, Туле |
4.7.37 |
14.9.39 |
15.5.41 |
FORMIDABLE (Грозный) |
Harland @ Wolff |
17.6.37 |
24.11.39 |
24.11.40 |
Водоизмещение: 23207 t, 28619 t no проекту
Размеры: 226,7 х 29,2 х 8,7 м
Полетная палуба: 225,5 х 29,2 м; эффективная длина 204,2 м (188,9 м Illustrious)
Ангар: 139, 6х 18,9x4,9 м
Машины: 3-вальный ТЗА Парсонс, 6 адмиралтейских котлов, 111000 shp= 30,5 узл. 4854 тонн нефти = 110000 миль @ 14 узл.
Броня: пояс 114 мм, замкнут поперечными траверзами 65 мм; борта ангара 114 мм, замкнуты поперечными траверзами 114 — 65 мм, полетная палуба 76 мм (над ангаром), 37 мм (вне ангара); нижняя палуба 76 мм вне ангара, 25 мм (а оконечностях), 76 мм (в корме над рулевой машиной); продольная переборка 37 мм
Вооружение: 16—114/45 мм; 48 — 2-фн (6 х 8)
Авиационное: 36 самолетов, 1 катапульта, 50540 галлонов бензина
Экипаж: 817 человек + 394 авиационная БЧ; 1750 чел. в 1943; 1997 чел. в 1945
INDOMITABLE (Неукротимый) |
Vickers-Armstrong, Barrow |
10.11.37 |
26.3.40 |
10.10.41 |
Водоизмещение: 24680 t, 29730 t после постройки
Размеры: 229,8 х 29,2 х 7,6/8,8 м
Полетная палуба: 228,9 х 28,9 м
Ангар: верхний — 139,4 х 18,9 х 4,3 м; нижний — 51,5 х 18,9 х 4,9м
Машины: как Illustrious
3250 миль 29,25 узл.
3560 миль 28,75 узл.
5300 миль 25,5 узл.
6730 миль 22,5 узл.
9000 миль 18 узл.
10250 миль 12 узл.
Броня: пояс 114 мм, замкнут поперечными переборками 65 мм; борта ангара 37 мм, замкнуты поперечными переборками 65 мм; полетная палуба 76 мм (над ангаром), 37 мм (сне ангара); нижняя палуба 76 мм, 25 мм (в оконечностях), 76 мм (в корме над рулевой машиной); продольная переборка 37 мм
Вооружение: 16 - 114/45 мм; 48 - 2-фн (6 х 8); 8 - 20 мм (8 х 1); 17 - 7,7 мм пул. (17 х 1)
Авиационное: 48 самолетов, 1 катапульта, 75110 галлонов бензина
Экипаж: 1392 человека (1592 чел. в 1942, 1946 чел. в 1945)
IMPLACABLE (Неумолимый) |
Fairfield |
21.2.39 |
10.12.42 |
28.8.44 |
INDEFATIGABLE (Неутомимый) |
John Brown |
3.11.39 |
8.12.42 |
3.5.44 |
Водоизмещение: 24400 t, 29512 t no проекту
Implacable 27000 t, 321101
Indefatigable 27700 t, 32800 t Размеры: 233,57 x 29,18 x 8,81 м Полетная палуба: эффективная длина 231,6 м Ангар: верхний 139,6 х 18,9 х 4,3 м; нижний 63,4 х 18,9 х 4,3 м
Машины: 4-вальный ТЗА Парсонс, 8 адмиралтейских котлов, 148000 shp = 31,5 узл. 4850 тонн нефти
Броня: как на Indomitable
Вооружение: 16 - 114/45 мм; 48 - 2-фн (6 х 8);
Implacable 37 - 20 мм (14 х 2 + 9 х 1)
Indefatigable 40 - 20 мм (15 х 2 + 10 х 1)
Авиационное: 54 самолета, 1 катапульта, 94650 галлонов бензина
Экипаж: 845 человек + 547 авиационная БЧ (во время войны 870 + 587 + 17 в качестве флагмана)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСОВ
Статья D,t (тонн) Процент Dn (тонн)
Корпус 12724 54,8 12724
Машины 2440 10,5 2464
Броня 4941 21,3 4941
Вооружение 992 4,3 997
Авиационное
вооружение 995 4,3 1186
Общие запасы 1115 4,8 1266
Всего 23207 100,0 23578
Топливо - - 4854
Котельная вода - - 187
Всего 23207 - 28619
D,t Dn
Осадка 23'11” 28'1”
GM 5,35' 8,26'
GZ 3,55' 4,90'
Диапазон остойчивости 65° <90°