Общее расположение и конструкция корпуса

 

Как отмечалось выше, установка брони на авианосцах типа «Илластриес» вынудила оставить только один уровень ангара, чтобы уложиться в лимит водоизмещения 23000 тонн. Ниже ангарной палубы располагались еще 5 палуб, включая трюм. Еще 2 палубы, названные галерейными, шли вокруг ангара. Кор­пус делился на водонепроницаемые отсеки поперечными пере­борками. Шпация составляла 4 фт. Расположение машинных отделений повторяло конструкцию «Арк Ройяла», хотя они были разнесены дальше друг от друга. Между ними находились бен­зиновые цистерны, отсек опреснителя и компрессорное отделе­ние. Продольные переборки шли от 46 до 121 шпангоута, разде­ляя погреба и машинные отделения на 3 группы. Эти главные продольные защитные переборки были выполнены из 37 мм брони, что увеличивало прочность конструкции корпуса и улуч­шало защиту машин.

Основная цитадель была прикрыта нефтяными цистернами и водонепроницаемыми отсеками двойного дна. ПТЗ системы «сэндвич» (воздух-жидкость-воздух) должна была выдерживать .взрыв заряда 750 фн. Нефтяные цистерны по левому борту были шире на 15 фт, в них размещалось 400 тонн балласта, чтобы компенсировать вес островной надстройки и брони вок­руг дымоходов котельных отделений. Израсходованное топли­во в этих цистернах замещалось водой. Броня вокруг главной цитадели шла от 54 до 127 шпангоута, хотя первоначальным проектом предусматривалось немного меньше — от 54 до 121 шпангоутов. Она опускалась на 2 фт ниже нижней палубы и поднималась до ангарной палубы по левому борту. Увеличение длины цитадели потребовало Адмиралтейство, и пояс был дове­ден только до верхней палубы. По правому борту эта броня была доведена до полетной палубы между 73 и 88 шпангоута­ми, чтобы прикрыть дымоходы. Эта дополнительная защита была включена в броневую коробку ангара.

Ангарная палуба была выполнена из 76 мм NC брони вне пределов ангара. Она опиралась на верхнюю кромку бронево­го пояса. Внутри ангара палуба имела толщину всего 25 мм. Сам ангар был полностью окружен 114 мм цементированной броней, которая также защищала элеваторы для бомб и шахты вентиляторов котельных отделений. На обоих концах ангара имелись скользящие двери из брони 114 мм, так как оказалось невозможным забронировать самолетные элеваторы. Сам ангар и его 76 мм броневая крыша (цементированная) занимали 62% полетной палубы. Попытка забронировать элеваторы привела бы к тому, что плита каждого из них весила бы на 54 тонны больше. Сам элеватор мог поднимать вес 6 тонн.

Размеры ангара составляли 458 х 62 х 23 фт в самом высо­ком месте. Однако широкие бимсы, поддерживающие полетную палубу, снижали высоту до 16 фт. Ангар делился на 3 отделе­ния пожарными занавесами.

Полетная палуба на этих кораблях была силовой несущей конструкцией, а не легкой навесной, как это было ранее на авианосцах. «Арк Ройял» был первым авианосцем, на котором полетная палуба была включена в конструкцию корпуса, обес­печивая дополнительную прочность. Американцы впервые ис­пользовали такой подход на недостроенном авианосце «Юнай­тед Стейтс», заложенном в 1949. Его полетная палуба обеспе­чивала добавочную продольную прочность и была выполнена из 76 мм брони. Однако, в отличии от английских авианосцев, главной задачей палубы американского корабля было не до­пустить изгиба корпуса. Англичане на первое место ставили защиту от бомб.

И если в области защиты от бомб англичане преуспели, то ПТЗ авианосцев оставалась типично английской, то есть нику­дышной. Все помнят, как «Арк Ройял» погиб, получив попада­ние всего 1 торпеды. 16 июля 1943 «Индомитебл» получил попадание авиаторпеды возле кормовой переборки левого ма­шинного отделения. Взрыв произошел на нижней кромке бро­невого пояса. 114 мм плита разломилась, и ее осколки проби­ли продольную броневую переборку. Корабль получил крен 12,5°, вода по вентиляционным шахтам пошла на главную палу­бу. «Индомитебл» спасли только быстрое контрзатопление отсеков правого борта и идеальный штиль. Но ремонт занял 8,5 месяцев.