Модернизация

 

Работы на «Викториесе» начались 23 октября 1950, плани­ровалось закончить их через 3 года. Однако в ноябре продол­жительность ремонта была увеличена до 4,5 лет. В январе 1952 программу пересмотрели еще раз. Теперь модернизацию авиа­носца планировалось завершить в августе 1955. Однако работы шли очень медленно, и в ноябре 1952 ориентировочный срок завершения модернизации отодвинулся на октябрь 1956. В июне 1953 было решено установить угловую полетную палубу 8 3/4°, сменить котлы и становить радар 984, который ожидался только в 1958. Таким образом, после всех приключений, корабль снова вошел в строй только в январе 1958.

Модернизация должна была позволить авианосцу использо­вать современные реактивные истребители, которые начали по­ступать на вооружение в 50-х годах. Дешевле было модернизи­ровать существующий авианосец, чем строить новый. Адмирал­тейство в 1948 выработало 9-летний план модернизации. С началом Холодной Войны главной угрозой становилась Россия, однако, начала горячей войны никто не ожидал ранее 1957. «Викториес» был выбран в качестве кандидата на модерниза­цию, хотя сначала в качестве претендента фигурировал «Формидебл». «Имплейкебл» и «Индефатигебл» тоже планировалось модернизировать в 1953 — 55 и 1954 — 57 соответственно. «Ин­домитебл» переоборудовался в учебный авианосец для отра­ботки посадок. Так как в первой половине 50-х годов планиро­валось вступление в строй новых «Игла» и «Арк Ройяла», к 1957 Королевский Флот имел бы 5 эскадренных авианосцев.

Однако в 1952 обширную программу модернизации начали сокращать. По мере хода работ на «Викториесе» выяснилось, что и модернизация — дело слишком дорогое. Начался закат авианосцев Королевского Флота. К 1966 в строю остались только 4 корабля: «Игл», «Арк Ройял», «Гермес» и «Викториес». Новых кораблей строить никто не собирался. «Викториес» был выве­ден из состава флота уже в следующем году, хотя планирова­лось использовать его до 1969.

Целью модернизации было дать «Викториесу» возможность использовать реактивные самолеты весом до 40000 фн. Для этого следовало усилить полетную палубу, особенно там, где не было брони. Под палубу следовало установить более прочные бимсы, однако они заняли бы слишком много места. Поэтому было решено провести верхнюю галерейную палубу поперек ангара и установить переборки. Такой метод был использован на британских авианосцах впервые.

В процессе реконструкции был срезан весь корпус до ан­гарной палубы, снята бортовая броня. Корабль получил более длинную полетную палубу. Толщина брони всюду сократилась. Теперь пояс имел толщину 52 мм, а стены ангара только 37 мм. Ангарная палуба вне пределов ангара тоже стала тоньше — 65 мм. По обоим бортам были установлены були шириной 4 фт, что увеличило остойчивость и позволило сделать ангарную палубу и все последующие более широкими. Бортовая броня толщиной 52 мм была положена поверх булей.

Теперь высота ангара равнялась 17 1/4 фт, а его размеры со­ставляли 360 х 63 фт. Была добавлена новая секция впереди носового элеватора размерами 52 х 62 фт, названная ангаром А. Основной ангар делился пожарным занавесом на 2 части, названные ангарами В и С. На обоих концах ангара были уста­новлены скользящие двери. Авианосец получил 2 новых элева­тора в ДП. Носовой элеватор был сдвинут на 36 фт назад от первоначальной позиции и имел размеры 58 х 40 фт. Кормовой теперь имел размеры 54 х 34 фт и остался на прежнем месте. Оба элеватора могли поднимать 17 тонн с небольшой скорос­тью, однако нормальная нагрузка планировалась в 13 тонн. Плат­форма носового элеватора сама по себе весила 50,5 тонн. Эле­ваторы снова остались небронированными. Самым тяжелым ан­глийским авианосным самолетом в то время был «Бакенир» S.2, который весил как раз немного менее 13 тонн.

Наиболее заметным изменение конструкции «Викториеса» была установленная по левому борту угловая полетная палуба. Она позволяла использовать треугольную зону позади острова для парковки самолетов, а запуск производился с осевой палу­бы с помощью катапульт. Поддерживал угловую палубу спонсон размерами 124 х 28 фт, установленный между 51 и 82 бим­сами. Вся угловая палуба простиралась от 46 до 140 шпангоута и имела длину 376 фт. Общая площадь полетной палубы увели­чилась примерно на 6000 кв. футов. Поэтому нет ничего удиви­тельного, что для постановки корабля в сухой док 19 марта 1956 пришлось снимать кран дока. Вся полетная палуба теперь была на 4 фт выше. Она имела небольшую кривизну от диамет­ральной плоскости — 9 дюймов на 100 фт. 76 мм броня была снова установлена на место.

 

Авианосец «Викториес» до и после модернизации

Общая длина                                      748,5 фт                 781 фт

Длина по ВЛ                                       710фт                    740 фт

Длина между пп                                 673 фт                   673 фт

Ширина                                               112 фт                    145,75 фт

Ширина по ВЛ                                   95,9 фт                   103,33 фт

Осадка (полное)                                 29,3 фт                  31 фт

Водоизмещение полное                    28619 тонн             35500 тонн

Водоизмещение стандартное           23000 тонн             30300 тонн

Высота полетной палубы над ВЛ    43,33 фт                 44 фт

Длина полетной палубы                     742 фт                    775 фт

Ширина полетной палубы                 95 фт                      147 фт

Размеры ангара                                 458 х 62 фт           372 х 62,5 фт

Мощность машин (макс.)                   111000 shp             111000 shp

Мощность машин (норм.)                  92500 shp              92500 shp

Скорость                                             30,5 узл.                31 узл.

Запас топлива                                     4640 тонн               4850 тонн

Дальность плавания при 14 узл.       12000 миль            6450 миль

Бензин                                                 50000 галлонов   339000 галлонов

Экипаж                                                1286 человек         2400 человек