Хронология службы авианосца «Илластриес»
5.4.39 Спущен леди Гендерсон, женой контролера ВМФ, который настоял на создании этого проекта
.5.40 Приемные и ходовые испытания. Тренировки возле Бермудских о-вов. Приняты 806 (Фулмары) и 815 (Суордфиши) эскадрильи.
22.8.40 Покинул Скапа-Флоу и ушел на Средиземное море под флагом командира авианосного соединения Средиземноморского флота. При переходе через Сицилийский пролив корабль прикрывало Соединение Н.
2.9.40 Соединился со Средиземноморским флотом. Фулмары сбили 3 итальянских самолета, Суордфиши атаковали Родос
5.9.40 Прибыл в Александрию
17.9.40 9 самолетов 815 эскадрильи потопили итальянский эсминец и 2 торговых судна в гавани Бенгази бомбометанием с пикирования. 6 самолетов 819 эскадрильи поставили мины, на которых подорвались и затонули эсминец и 2 торговых судна. Третье было повреждено.
.9.40 Прикрывал 2 мальтийских конвоя. Проведена атака Лероса.
.10.40 Поврежден пожаром в ангаре. Самолеты в это время находились на берегу.
11.11.40 Операция «Джаджмент» — атака итальянского флота в Таранто самолетами 813, 815, 819 и 824 эскадрилий (Суордфиши). 813 и 824 эскадрильи были переведены с «Игла», который из-за повреждений в операции не участвовал. Потеряны 2 Суордфиша, израсходованы 11 торпед. Линкор «Конте ди Кавур» потоплен, 2 линкора повреждены. 806 эскадрилья в течения дня уничтожила несколько самолетов-разведчиков.
26.11.40 Атака Лероса
12.12.40 Атаки германских позиций возле Бардии для поддержки наступления 8 Армии
17.12.40 Бомбежка аэродромов Триполи и Стампалии
21.12.40 Уничтожено несколько торговых судов возле о-вов Керкенна
22.12.40 Атака Триполи
7.1.41 Вышел в море для прикрытия быстроходного конвоя на Мальту
10.1.41 Тяжело поврежден германскими пикировщиками в 75 милях восточнее Мальты. Вечером прибыл на Мальту своим ходом
25.1.41 Прибыл в Александрию для дальнейшего неотложного ремонта
10.3.41 Ушел в Дурбан через Суэцкий канал. Докование в Дурбане для устранения подводных повреждений
12.5.41 Прибыл в Норфолк, США для полного ремонта и модернизации, включая уменьшение кормового свеса, что обеспечило удлинение полетной палубы на 50 фт
28.1.41 Завершил ремонт и модернизацию
2.12.41 Вышел в море вместе с «Формидеблом»
16.12.41 В шторм столкнулся с «Формидеблом», повредил носовую часть левого борта. После опытов с посадками Спитфайра, оснащенного тормозным крюком, ремонтировался в Биркенхеде
.3.42 Начались учения совместно с 881 и 882 (Мартлеты) и 810 и 829 (Суордфиши) эскадрильями
23.3.42 Вышел в море для участия в операции «Айронклэд» (оккупация Мадагаскара). Во время перехода в ангаре возник пожар (ремонтировался во Фритауне), уничтожено 11 самолетов
5.5.42 Самолеты потопили французскую подводную лодку и вспомогательный крейсер в Диего-Суаресе
6.5.42 Возле якорной стоянки британских транспортов Суордфиш потопил французскую подводную лодку «Ле Эрос»
7.5.42 Диего-Суарес захвачен. В воздушных боях сбиты 7 французских самолетов, потерян 1 Мартлет
лето 1942 Проведены 2 похода в составе Восточного Флота
24.8.42 Единственный авианосец Восточного Флота
.9.42 Прикрывал оккупацию южного Мадагаскара. Небольшой ремонт в Дурбане. Операции не проводятся из-за отсутствия кораблей сопровождения
13.1.43 Вышел из Момбасы в Англию для ремонта
7.6.43 Вышел из Биркенхеда после нового увеличения площади полетной палубы, что позволило использовать ее для парковки самолетов. Усилено зенитное вооружение, установлены новые артиллерийские радары. Действует в составе Флота Метрополии, проводит испытания новых самолетов
26.7.43 Поход к берегам Норвегии
5.8.43 Сопровождал лайнер «Куин Мэри», на котором Черчилль отправился в США, пока корабль не вышел за пределы действия германской авиации. После этого сменил поврежденный «Индомитебл» в составе Соединения Н. Использование палубной стоянки позволило кораблю принять 50 самолетов — 878 и 890 (Мартлеты), 894 (Сифайры) и 810 (Барракуды) эскадрильи
19.9.43 Обеспечивал воздушное прикрытие высадки в Салерно вместе с «Формидеблом»
29.11.43 Прибыл в Биркенхед для дальнейшей модернизации. Кормовой свес срезан еще раз. Это дало длину полетной палубы 740 фт против первоначальных 620 фт. Вместимость палубной стоянки увеличилась
28.11.43 Прибыл в Клайд для учений с новой авиагруппой: 21 торпедоносно-бомбардировочно-разведывательное крыло (810 и 847 эскадрильи, Барракуды] и 15 крыло морских истребителей (1830, 1833 и 1837 эскадрильи, Корсары)
.1.44 Отправлен в Индийский океан
31.1.44 Прибыл в Тринкомали 8.3.44 Поиск японских крейсеров
16.4.44 Вышел из Тринкомали вместе с американским авианосцем «Саратога» и 26 другими кораблями для атаки Сабанга, Суматра
21.4. 44 Вернулся в Тринкомали. 21 ТБР крыло убыло, принял 832 и 851 эскадрильи (Эвенджеры)
17.5.44 Атака нефтеперегонных заводов в Сурабайе, Ява, совместно с «Саратогой». Дозаправка в заливе Эксмут, Австралия
21.6.44 Атаковал Порт Блэйр, Андаманские о-ва. Эвенджеры снова заменены Барракудами. В этот день корабль принял 57 самолетов .7.44 Действует вместе с «Викториесом» и «Индомитеблом»
25.7.44 Авианосная эскадра атакует Сабанг. 15 истребительное крыло уничтожило 4 японских самолета, корректировало огонь линкоров. Потерь нет. По завершению операции пошел в Дурбан, имея на борту только 810 эскадрилью для обеспечения ПЛО
14.8.44 Начало ремонта в Дурбане
10.10.44 Ремонт завершен
.11.44 854 эскадрилья (Эвенджеры} заменила Барракуды. Самолеты 1837 эскадрильи переданы 2 другим эскадрилья. Корабль передан 1. эскадре авианосцев Британского Тихоокеанского флота
20.12.44 Атака Белаван Дели, так как погодные условия помешали атаковать основную цель — Пангкалон Брандан, Суматра
16.1.45 Вышел из Тринкомали, имея на борту 1830 и 1833 (Корсары) и 854 (Эвенджеры) эскадрильи
24.1.45 Британский Тихоокеанский флот атаковал нефтеперегонный завод Пладжу возле Палембанга. 43 Эвенджера (несущие 172 — 500-фн бомбы) сопровождали 12 Файрфлаев и 50 истребителей с «Илластриеса», «Индомитебла» фланг контр-адмирала сэра Филипа Вайэна), «Викториеса» и «Индефетигебла». Налет очень успешный
29.1.45 Атака нефтеперегонного завода Сунджи Геронг возле Палембанга. Еще более крупный успех. Авианосцы потеряли 16 самолетов, сбиты 30 японских самолетов, 38 уничтожены на земле. Эти атаки были самой крупной операцией британских авианосцев во Второй Мировой войне. Они имели стратегическое значение, так как японцы потеряли основной источник авиабензина. «Илластриес» легко поврежден 2 попаданиями 133-мм снарядов с «Кинг Георга V», который пытался сбить японский бомбардировщик. Попадания в остров и полетную палубу
10.2.45 Прибыл в Сидней (новая главная база БТФ). Стал в док, чтобы определить повреждения центрального вала — последствия повреждений в январе 1941. Вал снят, скорость корабля снизилась до 24 узлов. Чтобы не уменьшать силу эскадры, авианосец сразу вышел в море и соединился с эскадрой на о-ве Манус
26.3.45 Началась операция «Айсберг» — захват Окинавы. Британские авианосцы наносили удары по о-вам Сакасима Гунто, чтобы помешать переброске самолетов с Формозы на Окинаву. Британский флот был назван Оперативным Соединением 57
6.4.45 Камикадзэ взорвался у борта корабля, сильно повредив обшивку ниже ватерлинии и набор 11.4.45 Атаки баз камикадзэ на северной Формозе. С начала операции «Айсберг» за 9 дней боев корабль провел 643 самолетовылета. Боевые потери — 9 самолетов, эксплуатационные — 7 самолетов
13.4.45 ОС 57 ушло в бухте Сан Педро, Лейте, для недельного отдыха. «Формидебл» сменил «Илластриес» в составе 1 ЭАВ
1.5.45 Вышел с Лейте после ремонта. Выгрузил самолеты на берег и провел ремонт в Сиднее
24.5.45 Вышел из Сиднея в Англию
27.6.45 Прибыл в Розайт для ремонта. Сначала планировалась продолжительность ремонта 4 месяца, но после окончания военных действий ремонт продолжался
.6.46 Завершил ремонт. Изменена полетная палуба. Установлены новое радиооборудование и радары. Вошел в строй в качестве учебного и испытательного авианосца
1.1947 Выведен в резерв из-за нехватки личного состава
.9.48 Снова вошел в строй. Проводил испытания первого поколения реактивных самолетов
.11.51 Перевозил войска на Кипр во время Суэцкого кризиса
.9.52 Учения «Мэйнбрейс». Самые крупные морские учения НАТО на тот момент. Имел на борту 860 голландскую (Си Фьюри) и 824 (Файрфлаи) эскадрильи
осень 1954 Последнее плавание
.12.54 Выведен в резерв в Гарлохе
3.11.56 Продан «Британской железной и стальной корпорации»
1957 Разобран