Хронология службы авианосца «Викториес»

 

29.3.41 Вошел в строй на верфи «Уокер Нэви Ярд» в Тайн­сайде

16.4.41   Вышел в море для ходовых испытаний и перехода в Розайт

4.5.41   Принял на борт 48 разобранных Харрикейнов КВВС для доставки на Мальту

15.5.41 Вышел в Скапа-Флоу, чтобы сопровождать на Сред­ний Восток конвой WS-8

22.5.41 Передан Флоту Метрополии для охоты за «Бисмар­ком». Принял на борт звено 800Z (Фулмары) и 825 эскадрилью (Суордфиши). Фулмары вели разведку в плохую погоду

25.5.41 825 эскадрилья атаковала «Бисмарк» в штормовую погоду. Попала 1 торпеда, которая повредила котель­ное отделение № 2, уже получившее попадание во время боя с «Худом» и «Принс оф Уэлсом» за день до этого

29.5.41   Вернулся в Клайд

31.5.41   Вышел в море вместе конвоем WS-8

4.6.41 Суордфиш 825 эскадрильи заметил немецкий тан­кер «Гонценхайм», который позднее был перехвачен крейсером «Нептун»

13.6.41 Операция «Трэйсер». Собранные Харрикейны пере­летели на Мальту

29.6.41 Снова передан Флоту Метрополии. Авиагруппа со­стоит из 809 (Фулмары), 827 и 828 (Альбакоры) эс­кадрилий

30.7.41 После решения политиков поддержать Россию, атако­ванную Германией, «Викториес» и «Фьюриес» атакова­ли Петсамо и Киркенес. Хотя внезапности достичь не удалось, 1 судно (2000 тонн) было потоплено, а еще 1 поврежден, сбито 5 вражеских самолетов. Однако авиа­носцы потеряли 11 Альбакоров и 2 Фулмара

23.8.41    Вышел в составе Флота Метрополии для прикрытия первого из русских конвоев. Авиагруппа состоит из 809 (Фулмары), 817 и 832 (Альбакоры) эскадрилий. Проведена атака целей в районе Воде

22.2.42   Участвовал в поиске германского карманного лин­кора «Лютцов» у берегов Норвегии. Вражеский ко­рабль ускользнул, благодаря снежному шторму

7.2,42 В составе Флота Метрополии прикрывал конвой PQ-12. Воздушная разведка обнаружила в море «Тирпиц». Атака торпедоносцев 817 и 832 эскадрилий провалилась из-за плохой подготовки летчиков и силь­ного встречного ветра. Разочарование летчиков было усилено запретом Гитлера на выход линкоров в слу­чае обнаружения английских авианосцев

4.8.42   Отправлен на Средиземное море, чтобы участвовать в операции «Пьедестал». Авиагруппа состоит из 809 и 884 (Фулмары), 817 и 832 (Альбакоры) эскадрилий

10.8.42 Вошел в Средиземное море вместе с авианосцами «Индомитебл», «Игл» и «Фьюриес. После тяжелых боев из 14 судов конвоя до Мальты дошли 5. Сбиты 30 вражеских самолетов, англичане потеряли 13 ис­требителей

16.8.42   Ушел из Гибралтара в Англию

8.11.42    Передан из состава Флота Метрополии Соединению Н для участия в операции «Торч». Авиагруппа состоит из 809 (Фулмары), 882 (Мартлеты), 884 (Сифайры), 817 и 832 (Альбакоры) эскадрилий. Французский аэро­дром в Блиде захвачен лейтенантом Нейшнсом из 882 эскадрильи, который сел там, заметив белые флаги

11.11.42 Альбакор 1М эскадрильи потопил U-517 посреди Ат­лантики, когда «Викториес» возвращался в Англию

20.11.42 Одолжен американскому флоту, так как у США в тот период не хватало авианосцев. В Норфолке, США, получил американское оборудование

2.2.43    Прошел через Панамский канал на Тихий океан

11.3.43    Прибыл в Пирл-Харбор и вошел в состав Быстроход­ного Авианосного Соединения Тихоокеанского Фло­та США. Авиагруппа состоит из 882, 896 и 898 (Уайлдкэты), 832 (Эвенджеры) эскадрилий. Самолеты со­хранили американские опознавательные знаки (звез­ды). Полеты проводились по американской методике. Авианосец действовал совместно с «Саратогой», и самолеты часто перелетали с корабля на корабль. Превосходство опытной группы наведения истреби­телей «Викториеса» было так велико, что часто он принимал большинство истребителей, а ударные са­молеты переводились на «Саратогу»

1.9.43    Вернулся в Норфолк, снято американское оборудо­вание

27.9.43    Прибыл в Ливерпуль для ремонта

4.3.44    Передан Флоту Метрополии. Авиагруппа состоит из 47 крыла морских истребителей (1834 и 1836 эскад­рильи, Корсары) и 827 и 829 (Барракуды) эскадрилий

3.4.44 Операция «Тунгстен» (атаки британских авианосцев против «Тирпица»). Ударное соединение состоит из «Викториеса» и «Фьюриеса» при поддержке «Эмперора», «Персьюэра», «Сирчера» и «Фенчера». 40 Бар­ракуд добились 14 прямых попаданий. Германский линкор был тяжело поврежден, погибли 438 чело­век. Над целью были биты 2 Барракуды, на взлете разбились 1 Барракуда и 1 Хеллкэт. «Тирпиц» ре­монтировался 3 месяца

12.6.44    Вышел из Скапа-Флоу на соединение с Восточным Флотом

3.7.44   Прибыл в Бомбей

25.7.44 Операция «Кримсон» (поддержка линкоров, обстре­ливавших Сабанг), совместно с «Илластриесом». Авиа­группа состоит из 1834, 1836 и 1838 (Корсары) эскад­рилий

29.8.44 Атаки Эммахавена и Индарунга вместе с «Индомитеблом». Авиагруппа состоит из 47 крыла морских истребителей и 822 эскадрильи (Барракуды)

18.9.44    Операция «Лайт» (атака Сигли) с той авиагруппой 17.10.44   Операция «Муллет» (атака Никобарских островов). Авиагруппа состоит из 47 крыла морских истреби­телей

10.12.44    Введен в состав 1 эскадры авианосцев БТФ. Авиа­группа состоит из 1834 и 1836 (Корсары), 849 (Эвенджеры) эскадрилий и 2 гидросамолетов Вопрос. Эта группа до конца войны не изменялась

4.1.45 Атака Бангкалан Брандан совместно с «Индомитеблом» и «Индефетегблом»

24.1.45    Операция «Меридиан» (удары по нефтеперегонным заводам комплекса в Палембанге силами всего Бри­танского Тихоокеанского флота). Первый удар на­несен по Пладжу 43 Эвенджерами при поддержке 12 Файрфлаев примерно 50 истребителей. Сбро­шены 172 — 500-фн бомбы. Производство на 3 ме­сяца сократилось вдвое, сгорели все цистерны, на земле уничтожены 34 вражеских самолета.  1 ЗАВ состояла из «Индомитебла» (флагман), «Илластриеса», «Викториеса» и «Индефетигебла»

29.1.45 Атака Сунджи Геринга. Производство бензина пре­кратилось на 2 месяца и до конца войны полностью не восстановлено. Сбито 30 вражеских самолетов, на земле уничтожены 38. Англичане потеряли 9 са­молетов 4.2.45 Прибыл во Фримантл

11.2.45   Прибыл в Сидней

8.3.45 Вышел в море вместе с БТФ для участия в операции «Айсберг»

26.3.45   Операция «Айсберг» (высадка на Окинаву). 1 ЭАВ наносит удары по о-вам Сакасима Гунто

9.5.45   Попадание камикадзэ вблизи носового элеватора вызвало пожар и повреждения. Второй камикадзэ врезался в палубную стоянку на корме, уничтожив 4 Корсара. Однако бронированная палуба сохранила корабль от серьезных повреждений. Полеты возоб­новились почти сразу, но позднее корабль ушел в Сидней для более основательного ремонта

7.6.45   Прибыл в Сидней

12.7.45 Прибыл на Манус вместе с «Формидеблом» (флаг­ман), «Имплейкеблом» и «Индефетигеблом». БТФ на­зван ОС 37 и вошел в состав американского 3 Фло­та для ударов по Японии

11.8.45 Нехватка топлива на кораблях группы обеспечения вынудила БТФ вернуться в Сидней, оставив лишь не­большую группу кораблей в составе 3 Флота

15.8.45 В день капитуляции Японии находился в море на переходе

25.9.45   Вышел из Сиднея в Англию

31.10.45    Прибыл в Портсмут

.12.45   Перевозит в Англию солдат из Австралии и с Даль­него Востока. Самолетов на борту нет

.1.47   Выведен в резерв

.10.47 Введен в строй с уменьшенной командой и без са­молетов для службы в составе учебной эскадры Флота Метрополии в Портленде

.3.50   Прибыл на верфь Портсмута для большой модерни­зации

14.1.58   Снова введен в строй в Портсмуте

3.2.58   Вышел в море на испытания

23.6.58 Первая посадка на угловую палубу совершена капи­таном 2 ранга С.Дж.А. Ричардсоном на Ганнете. Авиагруппа состоит из 803 (Симитеры), 893 (Си Веномы), 849В (Скайрейдеры) и 824 (Уирлуинды) эс­кадрилий

3.9.58 Вернулся в Портсмут после тренировок

28.9.58    Отправлен на Средиземное море

13.10.58 Прибыл на Мальту. Поломка обеих катапульт, непо­ладки с моторами Уирлуиндов мешают полетам. Со­вершает визиты в Тулон и Мессину

14.1.59    Вернулся в Портсмут

20.2.59   Учения «Даун Бриз IV» совместно с «Иглом», «Кентауром» и кораблями союзников

сентябрь 1959     Визит в Осло, Аархус, Торквей

4.5.59    Принял на борт 700Y эскадрилью (Си Виновны) для морских испытаний

.6.59 Вышел в США для демонстрации нового оборудова­ния и истребителя Симитер

10.7.59    Прибыл в Норфолк, США

.7.59 Совместные с американцами учения «Риптайд». Пос­ле этого визиты в Бостон и Нью-Йорк

осень 1959 Учения «Блю Фрост» у берегов северной Норвегии. Экипаж севшего на воду Скайрейдера спасен со­ветским траулером

.12.59 Радио Люксембург провело в борта корабля пе­редачу «Выбирайте», когда авианосец стоял в Пор­тсмуте

16.1.60    Вышел в море для испытаний NA.39 Бакенира. Са­молет совершил 31 успешную посадку и взлет

2.4.60    Мелкий ремонт в Портсмуте, после которого 892 эс­кадрилья (Си Виксены) сменила в составе авиагруп­пы 893 (Си Веномы)

1961 Обеспечивал доставку помощи жертвам наводнения в Кении

31.7.61    Во время перехода в Гонконг получил приказ пол­ным ходом следовать в Персидский залив. Авиано­сец должен был обеспечить воздушное прикрытие британским войскам, защищавшим молодое государ­ство Кувейт от иракской агрессии

31.7.61   Сменен в Персидском заливе авианосцем «Кентаур», отправился в Момбасу для отдыха .12.61   Снова вошел в состав Флота Метрополии 2.4.62   Выведен из состава флота для длительного ремонта в Портсмуте

12.6.63 Снова введен в строй и передан Дальневосточному Флоту. Авиагруппа состоит из 801 (Бакениры), 893 (Си Виксены), 849А (Ганнеты AEW), 814 (Уэссексы AEW) эскадрилий

1963 Действия у берегов Малайзии во время конфронта­ции с Индонезией

.5.64   Посетил военно-морскую базу в Йокосуке конец 1964     После короткого ремонта в Сингапуре туда из Англии на самолетах была доставлена новая коман­да корабля. Такое впервые было проделано с авиа­носцем

.7.65 Вернулся в Англию. 801 эскадрилья получила Баке­ниры S.2

.4.66 Бакенир 801 эскадрильи провел показательную ата­ку Гибралтара, стартовав с авианосца в Ирландском море, чтобы продемонстрировать возможности Коро­левского Флота. Общая дальность полета составили 2300 миль

7.4.66   Снова введен в строй в Портсмуте  

8.7.66   Вышел на соединение с Дальневосточным Флотом

.6.67   Прошел через Суэцкий канал перед самым началом арабо-израильского конфликта.  Во время Шести­дневной войны находился в районе Мальте, чтобы вмешаться, если потребуется. Когда такая необходи­мость отпала, авианосец ушел в Портсмут

21.6.67   Прибыл в Портсмут для ремонта

.11.67   Небольшие повреждения в результате пожара. Ко­рабль не использовался в течение 2 лет, пока не был списан. Так как повреждения были минимальными, такое решения было явно ошибочным

 .7.69   Разобран в Фаслейне