Предисловие
«"Ямато", неся на носу огромный бурун, также шел на своей максимальной скорости. Сколько раз мы его видели, но снова замерли от какого-то мистического ужаса, глядя, как несется по морю это 72000-тонное бронированное чудовище. Наша вера в "Ямато" была почти религиозна. Это чувство еще более укрепилось, когда линкор вернулся целым и невредимым из залива Лейте, хотя его однотипный близнец "Мусаси" погиб в этом сражении. Сейчас на борту "Ямато" находился контр-адмирал Нобуеи Морисита, в качестве начальника штаба вице-адмирал Ито. Именно он командовал "Ямато" во время боя в заливе Лейте, и я надеялся, что удача будет сопутствовать всем нам и на этот раз. Кто же мог подумать, что этот величайший из всех когда-либо построенных боевых кораблей может быть потоплен всего за два часа?» — писал командир японского крейсера «Яхаги» капитан 1 ранга Тамеите Хара, ставший свидетелем потопления линкора «Ямато».
«Мы огляделись по сторонам и увидели "Ямато" еще идущего своим ходом. Какой это был прекрасный вид! Внезапно, где-то из района ватерлинии линкора, вырос столб дыма, окутавший весь корабль и сделавший его похожим на гору Фудзияма с заснеженной вершиной. Мы оба закричали от ужаса. Вслед за белым дымом появился черный, столб которого, окутав корабль, огромным грибом поднялся на высоту около 2000 метров. Когда дым рассеялся, мы увидели, что на поверхности воды нет ничего. "Ямато" исчез. Страшный взрыв, произошедший в 14:23 в седьмой день апреля 1945 г., был сигналом конца "непотопляемого" символа Императорского флота Японии.»
«Ямато» и «Мусаси» были крупнейшими и наиболее сильно вооруженными и защищенными из когда-либо построенных линкоров перед второй мировой войной.
В предлагаемой брошюре собраны малоизвестные широкому читателю сведения о проектировании, постройке, внутреннем устройстве, системах бронирования и вооружения этих уникальных линейных кораблей, прослеживается их судьба и рассматриваются обстоятельства их гибели в конце второй мировой войны.