Предисловие

 

«"Ямато", неся на носу огромный бурун, также шел на своей максимальной скорости. Сколько раз мы его видели, но снова замерли от како­го-то мистического ужаса, глядя, как несется по морю это 72000-тонное бронированное чудо­вище. Наша вера в "Ямато" была почти религи­озна. Это чувство еще более укрепилось, когда линкор вернулся целым и невредимым из залива Лейте, хотя его однотипный близнец "Мусаси" погиб в этом сражении. Сейчас на борту "Ямато" находился контр-адмирал Нобуеи Морисита, в качестве начальника штаба вице-адмирал Ито. Именно он командовал "Ямато" во время боя в заливе Лейте, и я надеялся, что удача будет сопутствовать всем нам и на этот раз. Кто же мог подумать, что этот величайший из всех когда-либо построенных боевых кораблей может быть потоплен всего за два часа?» — писал командир японского крейсера «Яхаги» капитан 1 ранга Тамеите Хара, ставший свидетелем потопления линкора «Ямато».

«Мы огляделись по сторонам и увидели "Ямато" еще идущего своим ходом. Какой это был прекрасный вид! Внезапно, где-то из района ва­терлинии линкора, вырос столб дыма, окутавший весь корабль и сделавший его похожим на гору Фудзияма с заснеженной вершиной. Мы оба за­кричали от ужаса. Вслед за белым дымом появил­ся черный, столб которого, окутав корабль, огром­ным грибом поднялся на высоту около 2000 мет­ров. Когда дым рассеялся, мы увидели, что на поверхности воды нет ничего. "Ямато" исчез. Страшный взрыв, произошедший в 14:23 в седь­мой день апреля 1945 г., был сигналом конца "непотопляемого" символа Императорского флота Японии.»

«Ямато» и «Мусаси» были крупнейшими и наиболее сильно вооруженными и защищенны­ми из когда-либо построенных линкоров перед второй мировой войной.

В предлагаемой брошюре собраны малоиз­вестные широкому читателю сведения о проек­тировании, постройке, внутреннем устройстве, системах бронирования и вооружения этих уни­кальных линейных кораблей, прослеживается их судьба и рассматриваются обстоятельства их гибели в конце второй мировой войны.