Программа Марусаи

 

Спустя несколько лет после окончания первой мировой войны, в военно-морских кругах ведущих стран мира снова возобла­дало, после недолгого увлечения идеей «мос­китного флота», мнение, что линейные ко­рабли, предназначенные для боя в сомкнутом боевом порядке, все еще являются основной силой флота.

Именно у линейного корабля наступа­тельные и оборонительные боевые средства максимально допустимых величин сосре­доточены в наиболее рациональной степени; применительно к линкору на первом месте стоят артиллерия, бронирование и непотоп­ляемость, на втором — скорость хода.

Требование о максимально возможном одновременном усилении наступательных средств и средств защиты тем легче выпол­нимо, чем больше линейный корабль, так как на более крупном корабле можно выделить всем этим средствам значительный процент от общей массы корабля; этим и объясняется рост водоизмещения линейных кораблей в ходе их эволюции.

Адмирал Т.Като, выступая на очередном заседании парламента Японии, говорил:

«Чем больше мы изучаем опыт войны, тем сильнее становится убеждений, что пос­леднее слово при ведении войны на море остается за линейными силами и крупными орудиями».

Взяв курс на усиление вооруженных сил, Япония в 1934 г. решила больше не придерживаться Лондонского соглашения 1930 г. об ограничении морских вооружений и приняла так называемую Программу Мару­саи, согласно которой для императорского флота предполагалось построить ряд новей­ших боевых кораблей, в том числе и не­сколько линкоров, причем первостепенное значение придавалось не количеству, а ка­честву новой боевой техники. В основу раз­работки новых суперлинкоров положили идею превосходства над аналогичными аме­риканскими кораблями, которые, по оценке японских специалистов, вследствие обяза­тельного условия прохождения через Панам­ский канал, должны были иметь ограни­ченные тактико-технические элементы: водоизмещение, не превышающее 63000 т, вооружение — не более десяти 406-мм ору­дий и скорость хода до 23 уз.

В основу разработки проекта линейных кораблей Программы Марусаи легла концепция, согласно которой при затрате оди­наковых средств на строительство флота преимущество теоретически имеет страна, располагающая меньшим числом линкоров с большим водоизмещением каждого отдель­ного корабля; боевая мощь возрастает с уве­личением водоизмещения значительно быстрее, чем его стоимость.