Программа Марусаи
Спустя несколько лет после окончания первой мировой войны, в военно-морских кругах ведущих стран мира снова возобладало, после недолгого увлечения идеей «москитного флота», мнение, что линейные корабли, предназначенные для боя в сомкнутом боевом порядке, все еще являются основной силой флота.
Именно у линейного корабля наступательные и оборонительные боевые средства максимально допустимых величин сосредоточены в наиболее рациональной степени; применительно к линкору на первом месте стоят артиллерия, бронирование и непотопляемость, на втором — скорость хода.
Требование о максимально возможном одновременном усилении наступательных средств и средств защиты тем легче выполнимо, чем больше линейный корабль, так как на более крупном корабле можно выделить всем этим средствам значительный процент от общей массы корабля; этим и объясняется рост водоизмещения линейных кораблей в ходе их эволюции.
Адмирал Т.Като, выступая на очередном заседании парламента Японии, говорил:
«Чем больше мы изучаем опыт войны, тем сильнее становится убеждений, что последнее слово при ведении войны на море остается за линейными силами и крупными орудиями».
Взяв курс на усиление вооруженных сил, Япония в 1934 г. решила больше не придерживаться Лондонского соглашения 1930 г. об ограничении морских вооружений и приняла так называемую Программу Марусаи, согласно которой для императорского флота предполагалось построить ряд новейших боевых кораблей, в том числе и несколько линкоров, причем первостепенное значение придавалось не количеству, а качеству новой боевой техники. В основу разработки новых суперлинкоров положили идею превосходства над аналогичными американскими кораблями, которые, по оценке японских специалистов, вследствие обязательного условия прохождения через Панамский канал, должны были иметь ограниченные тактико-технические элементы: водоизмещение, не превышающее 63000 т, вооружение — не более десяти 406-мм орудий и скорость хода до 23 уз.
В основу разработки проекта линейных кораблей Программы Марусаи легла концепция, согласно которой при затрате одинаковых средств на строительство флота преимущество теоретически имеет страна, располагающая меньшим числом линкоров с большим водоизмещением каждого отдельного корабля; боевая мощь возрастает с увеличением водоизмещения значительно быстрее, чем его стоимость.