Вооружение

 

Работы по созданию корабельных орудий особо крупного калибра в Японии начались с 20-х годов, во время проектирования лин­коров типа 13 по так называемой программе «8—8», согласно которой планировалась постройка 8 линейных кораблей и 8 линей­ных крейсеров.

Эти корабли планировалось вооружить восемью 460-мм орудиями. Было изготов­лено два таких орудия с длиной ствола 45 калибров.

Проектирование артиллерийской си­стемы типа 94 калибром 460 мм возобновилось в 1934 г. под руководством инженера С.Хада и закончилось в 1939 г.; в том же году начался ее серийный выпуск. С целью дез­информации указывался заниженный калибр в 40 см. Всего изготовили 27 орудий.

 

Характеристики орудий главного калибра

Калибр, мм..............................................................460

Общая длина ствола, мм.....................................21300

Конструкция ствола...............навивной проволочный;

дульная часть имела че­тыре слоя, камора ство­ла - пять

Вид нарезки...................винтовая равномерная, с од­ним витком на длине 28 ка­либров

Количество нарезов..................................................72

Глубина нарезов, мм..................................................46

Тип замка....................................................поршневой

Начальная скорость снаряда, м/с:

бронебойного.....................................................780

фугасного..........................................................605

Длина снаряда, мм.................................................1955

Масса снаряда, кг..................................................1330

Максимальная дальность стрельбы

(при угле возвышения 45°), м.............................42050

Время полета снаряда на максимальную

дальность, с.............................................................98,6

Скорострельность, выстр./мин..................................1,5

Живучесть ствола, выстр.............................200—250

 

Вначале изготовили опытный образец трехорудийной установки с орудиями типа 94. После испытаний на полигоне присту­пили к изготовлению серийных орудий. Шесть таких систем установили на «Ямато» и «Мусаси». Для линкора «Синано» успели собрать еще одну полностью готовую артсистему, а одна осталась незаконченной.

Количество боезапаса главного калибра на линкорах типа «Ямато» составляло 100 выстрелов на ствол. Система подачи к ору­диям была несколько необычной — по 60 снарядов для каждого ствола хранилось в погребах во вращающейся части башен. Японские специалисты считали, что такого количества выстрелов вполне достаточно для одного морского боя. Снарядные погреба на­ходились непосредственно под главной па­лубой. Были предусмотрены системы их оро­шения и затопления через кингстоны с гид­роприводом (время затопления — 20 мин).

Башни главного калибра имели линей­но-возвышенное расположение. Оси ство­лов орудий первой башни, расположенной на расстоянии 72,5 м от форштевня, возвы­шались над ватерлинией на 11,28 м, второй башни — на 14,38 м. Благодаря большей высоте надводного борта в кормовой части, чем в носовой, орудия третьей башни были подняты на высоту 12,95 м (на 1,67 м боль­ше, чем первой).

Поворотная часть каждой башни мас­сой 2510 т вращалась на катках по погону наружным диаметром 13050 мм, закреп­ленному на цилиндрической опоре с тол­щиной броневой стенки 50 мм, опирав­шейся на настил второго дна. Каждый ствол имел свою люльку, что обеспечива­ло независимое наведение.

Башня имела два механизма поворота, причем вместо обычной в японском флоте червячной передачи была принята шесте­ренчатая. Ее приводом служили два гид­ромотора мощностью по 500 л.с. Верти­кальная наводка каждого ствола осущест­влялась главным силовым гидроцилинд­ром, а вспомогательный гидроцилиндр служил для компенсации смешения узла крепления главного штока к казенной части ствола. Предусматривался ручной стопор положения ствола.

 

Характеристики башни главного калибра

Толщина бронирования, мм:

лобовая стенка.................................................650

крыша..............................................................270

боковая стенка.................................................250

задняя стенка...................................................190

Масса бронирования башни, т...............................790

Масса трех стволов с зарядными

механизмами, т........................................................495

Угол возвышения, град..........................................+45

Угол снижения, град................................................-5

Угловые скорости, град./с:

поворота башни...................................................2

подъема ствола...................................................10

 

Лобовая броня башен линкоров типа «Ямато» остается абсолютным рекордом броневой защиты на корабле. Толщину задней стенки второй башни увеличили, для уравновешивания, до 460 мм. Толщи­ну крыш башен выбирали «с запасом», что показывает, насколько японские конструк­торы хотели сделать башни неуязвимыми.

Орудия и башни главного калибра изготавливались в военно-морском арсена­ле в Куре и для их доставки в Нагасаки в 1940 г. пришлось построить специальное транспортное судно «Касино» водоизме­щением около 11000 т, длиной 135 м, со скоростью хода 14 уз и вооружением, сос­тоящим из двух 120-мм зенитных орудий. Оно имело три огромных трюма. Орудийные стволы размещались в носовом трюме, части барбета — в среднем, а в кормовом распо­лагались остальные части и механизмы. Орудия и башни главного калибра хранились на судне до момента их установки на линко­ры и тем самым были скрыты от посто­ронних глаз.

Барбеты башен доводились до главной палубы и имели толщину от 380—550 мм. Дополнительной защитой в этом случае служила упоминавшаяся выше цилиндри­ческая опора погона. Это излишнее, по мне­нию иностранных специалистов, брони­рование так и осталось загадкой, так же, как и устройство бронированного дна в погребах главного калибра.

В комплекс управления огнем главного калибра типа 98ЛА входили четыре 15-метровых дальномера: один под башенкой главного директора (визира центральной наводки) на командно-дальномерном пос­ту и по одному на каждой башне, а также один 10-метровый дальномер на кормовом командно-дальномерном посту. Дальномер на башенке главного директора был стро­енным и в него входила одна стереоско­пическая система. Ни один из флотов мира не имел дальномеров с такой большой оп­тической базой. В каждой башне имелся также перископ. Отмечалось, что японская оптическая система управления огнем не намного уступала радиолокационной сис­теме союзников начала 40-х годов.

В мае 1944 г. на «Ямато» и «Мусаси» установили одну радиолокационную станцию типа 21, две — типа 13 и две — типа 22. Антенна станции 1,5-метрового диапазона двойного назначения (поверхность — воз­дух) возвышалась над водой на 32,5 м и имела дальность обнаружения цели по горизонту 50000 м. Точность по дальности составляла ±2 км, угловая точность — ±5°. Кроме того, на каждом из кораблей на­ходилось по два прибора радиоэлектрон­ного противодействия. Японское радио­электронное оборудование значительно уступало аналогичному английскому и аме­риканскому и отставало от него, по оценке специалистов, на пять лет. Установили на линкорах и шумопеленгаторные станции, позволявшие обнаруживать вражеские подводные лодки при остановке корабля или при его движении малым ходом.

Снаряды главного калибра немногим отличались от европейских. Бронебойный снаряд типа 91 был спроектирован для входа в воду под углом 17° неподалеку от корабля противника и поражения его подводной части. Такой снаряд на дистанции не более 20 тыс. м теоретически мог пробить вер­тикальную броню толщиной 570 мм, а го­ризонтальную — 420 мм. Артиллерийские системы главного калибра обладали хоро­шими баллистическими качествами. Рассеи­вание залпа из 4—5 стволов на максималь­ной дальности стрельбы находилось в преде­лах 450—550 м. При полном бортовом залпе этот показатель увеличивался незначительно.

Противоминная артиллерия состояла из четырех трехорудийных башенных уста­новок калибра 155 мм с длиной ствола 60 ка­либров. Две башни размещались по концам надстроек на высоких барбетах для стрельбы поверх башен главного калибра и две — побортно на верхней палубе в районе дымовой трубы. Небольшие по размерам корпуса башен имели толщину лобовой брони 75 мм, толщину боковых стенок и крыши 25 мм. 75-мм барбеты опирались на главную палубу. Дальность стрельбы составляла 27400 м, скорострельность — 5 выстр./мин, живу­честь ствола — 250—300 выстрелов, угол возвышения — +55°, угол снижения - 10°, угловая скорость поворота — 5 град./с, масса снаряда — 55,9 кг, масса заряда — 19,5 кг. Боеприпасы подавались вручную, для чего требовалась специально подготовленная прислуга.

Известно, что у каждого корабля име­ется своя «ахиллесова пята». Существовала она и у «неуязвимых» линейных кораблей типа «Ямато». Ею были башни 155-мм противоминной артиллерии, имевшие очень слабую броневую защиту. Авиабомба или тяжелый бронебойный снаряд легко могли пробить броню башни и пролететь вплоть до погребов боезапаса, причем снаряд при определенных углах попадания мог «зале­теть» прямо в погреб главного калибра, естественно, с гибельными последствиями.

Универсальный калибр состоял из шести двухорудийных полубашенных установок типа 89 калибра 127 мм с длиной ствола 40 калибров. Они располагались на надстройке, у дымовой трубы, по три установки на борт. Дальность стрельбы равнялась 14800 м, ско­рострельность— 14 выстр./мин, живучесть ствола— 800—1500 выстр., угол возвыше­ния — +90°, угол снижения - 8°, угловая скорость поворота — 16 град./с, масса сна­ряда — 23 кг, масса заряда — 4,0 кг.

По проекту на корабль устанавливалось восемь трехорудийных зенитных автома­тических установок типа 96 калибра 25 мм с длиной ствола 60 калибров. Четыре авто­мата, защищенные от дульных газов орудий главного калибра, располагались в гнездах на носовой части надстройки, а остальные — на кормовой. Дальность стрельбы по горизонта­ли составляла 6800, по вертикали — 5000 м, скорострельность — 22 выстр./мин, масса снаряда — 250 г, численность расчета — 9 человек.

На каждом корабле имелось по два спаренных крупнокалиберных пулемета типа 93 калибра 13 мм, установленных на носовой надстройке. Их скорострельность равнялась 450 выстр./мин, дальность стрель­бы по горизонтали — 6000, по вертикали — 4000 м.

В процессе службы, с учетом опыта боевых действий, когда авиация приобретала все большее значение, артиллерийское зенитное вооружение линейных кораблей неоднократно усиливалось: «Ямато» до­вооружался четыре, а «Мусаси» — три раза.

В окончательном виде артиллерийское вооружение линейных кораблей составляло: «Ямато» — 9 460-мм, 6 155-мм, 24 127-мм, 152 25-мм орудия, 4 13-мм пулемета; «Мусаси» — 9 460-мм, 6 155-мм, 12 127-мм, 130 25-мм орудий, 4 13-мм пулемета.

Во время войны, кроме усиления зенит­ной артиллерии с переделкой ее системы управления огнем, изменили систему управления рулевым приводом и снизили вместимость топливных цистерн.

Авиационное вооружение состояло из семи двухместных гидросамолетов — раз­ведчиков-корректировщиков типа «О» (обоз­начение союзников «Пете») со скоростью 230 км/ч. Они размещались со сложенными крыльями в ангаре под квартердеком и под­нимались наверх с помощью крана. В корме на пилонах установили две бортовые ката­пульты длиной по 18м.

Для подъема гидропланов с воды, и для установки их на катапульты в корме рас­полагался кран, используемый также для обслуживания 16 шлюпок (9 из них мотор­ные), хранившихся в эллингах под квар­тердеком с целью защиты от воздействия на них дульных газов орудий главного калибра. Эллинги несколько выступали за борта корабля и закрывались с кормы двойными воротами.

Первоначально четыре боевых прожек­тора размещались с каждой стороны дымовой трубы, но трудно определить являют­ся ли купола, на фото «Ямато», сделанном в 1944 г., прожекторами или нет. Возможно, что их заменили одноствольные зенитные 25-мм автоматы.