Постройка
4 ноября 1937 г. в военно-морском арсенале в Куре, в специально углубленном на 1 м сухом строительном доке № 4 (длина 339 м, ширина 44 м) состоялась закладка линейного корабля «Ямато».
Для перегрузки тяжелых броневых плит грузоподъемность козлового крана дока увеличили до 100 т, на 1/4 своей длины с одного торца док был крытым, чтобы с ближайшего холма не просматривался объект строительства.
Второй линейный корабль «Мусаси» заложили в марте 1938 г. в Нагасаки на подкрепленном наклонном стапеле № 2 компании «Мицубиси хэви индастриз», имевшем длину 312 м и ширину 40,9 м. Здесь применили круговые спусковые дорожки выпуклостью вверх (радиус кривизны 10000 м) для движения корпуса корабля предельно допустимого водоизмещения с баксовым давлением до 7870 т (ожидалось достижение величины в 8300 т). Уклон стапеля приняли равным 30/1000. Ширина спусковых дорожек составляла 3,9 м — наибольшая величина из когда-либо существовавших в судостроении. Давление спусковых салазок на дорожки составило менее 1,2 т/м2. Японские специалисты предприняли все меры, чтобы большую часть работ по постройке корабля перенести на стапель, что привело к увеличению спусковой массы «Мусаси», а это, в свою очередь, потребовало дополнительных мер по обеспечению его общей продольной прочности при спуске.
Согласно Четвертой программе пополнения флота, принятой в 1939 г., третий по счету линкор — «Синано» заложили в апреле 1940 г. в сухом доке военно-морского арсенала в городе Йокосука, четвертый, корабль № 111 — в сентябре 1940 г. в том же доке, где ранее строился «Ямато».
Постройку «Синано» приостановили в декабре 1941 г., хотя корпус уже был собран до уровня главной палубы. В 1942—1944г. его перестроили в авианосец, сохранив наименование.
Этот корабль имел следующие тактико-технические элементы: полное водоизмещение — 73040 т; длина — 266 м; мощность механизмов— 150000 л.с., скорость — 27 уз; бронирование: борт— 100 мм, ангарная палуба— 100 мм, полетная палуба — 75 мм (общая масса бронирования достигала 17694 т); вооружение: 47 самолетов, 16 двухорудийных 127-мм универсальных установок, 35 трехорудийных и 40 одноорудийных 25-мм зенитных автоматических установок, 336 пусковых установок для ракет калибра 120 мм. Противоминную конструктивную защиту значительно улучшили по сравнению с той, которая была на линкорах типа «Ямато», доведя количество водонепроницаемых отсеков до 1147.
Строительство корабля № 111 прекратили в ноябре 1941 г. при готовности 30%.
Постройка линкоров типа «Ямато» велось в обстановке строжайшей секретности. Вокруг стапельных мест соорудили высокие заборы, сверху закрытые навесами и маскировочными сетками, окна близлежащих зданий, обращенных к верфи, заделали. С судостроителей взяли подписку о неразглашении сведений, на каком объекте они работают.
Кроме того, работу организовали таким образом, чтобы ни один из работников не имел полной картины объекта и даже проектировщикам выдавались только отдельные части проектной документации. Полное представление о проекте имел строго ограниченный круг лиц. Вот какие «исчерпывающие» сведения по поводу закладки новых японских линкоров были опубликованы в журнале «Судостроение», 1938 г., № 4: «По сведениям из английских и французских источников, Япония заложила в 1937 г. четыре линкора стандартным водоизмещением свыше 40000 т с артиллерией 406- и даже 457-мм калибра...»
«Ямато» вывели из дока 8 августа 1940 г., «Мусаси» спустили на воду в ноябре того же года. «Ямато» вступил в строй в декабре 1941 г. (то есть через 6 лет и 9 месяцев после появления первого чертежа), «Мусаси» — в августе 1942 г. При спуске со стапеля линкора «Мусаси» его масса составила 35737 т, что всего на 1550т меньше, чем у английского лайнера «Куин Элизабет» — рекордсмена по этому показателю.
Для осмотра подводной части и ремонта суперлинкоров в одной из трех главных японских военно-морских баз — Сасебо построили ремонтный сухой док.
Как это часто бывает, кораблестроителям не удалось уложиться в рамки проектного задания. Оба корабля оказались перегруженными: стандартное водоизмещение составляло 63000—64000 т вместо 62000 т по проекту, а полное водоизмещение — 71659 т вместо проектных 69990 т.
Принятые меры по сохранению в тайне тактико-технических элементов линкоров «Ямато» и «Мусаси» дали свои результаты. Даже в конце 1945 г., когда оба корабля уже лежали на дне, в справочниках и сводках разведданных противника приводились такие сведения: водоизмещение — 45000 т, вооружение — девять 406-мм орудий, хотя помещенные схемы общего вида и размещения вооружения можно считать весьма близкими к действительным (американская авиация сделала хорошие фотоснимки этих линкоров во время боя у острова Лейте (Филиппины).
Также удалось сохранить в глубокой тайне и строительство гигантского авианосца «Синано». В справочниках ВМС США он не значился. Союзники ничего не знали об этом корабле даже в день его выхода из Токийского залива.