Постройка

 

4 ноября 1937 г. в военно-морском арсена­ле в Куре, в специально углубленном на 1 м сухом строительном доке № 4 (длина 339 м, ширина 44 м) состоялась закладка линейного корабля «Ямато».

Для перегрузки тяжелых броневых плит грузоподъемность козлового крана дока увеличили до 100 т, на 1/4 своей длины с одного торца док был крытым, чтобы с бли­жайшего холма не просматривался объект строительства.

Второй линейный корабль «Мусаси» заложили в марте 1938 г. в Нагасаки на подкрепленном наклонном стапеле № 2 компании «Мицубиси хэви индастриз», имевшем длину 312 м и ширину 40,9 м. Здесь применили круговые спусковые до­рожки выпуклостью вверх (радиус кривиз­ны 10000 м) для движения корпуса корабля предельно допустимого водоизмещения с баксовым давлением до 7870 т (ожидалось достижение величины в 8300 т). Уклон стапеля приняли равным 30/1000. Ширина спусковых дорожек составляла 3,9 м — наибольшая величина из когда-либо суще­ствовавших в судостроении. Давление спус­ковых салазок на дорожки составило менее 1,2 т/м2. Японские специалисты предприняли все меры, чтобы большую часть работ по постройке корабля перенести на стапель, что привело к увеличению спусковой массы «Мусаси», а это, в свою очередь, потребовало дополнительных мер по обеспечению его общей продольной прочности при спуске.

Согласно Четвертой программе попол­нения флота, принятой в 1939 г., третий по счету линкор — «Синано» заложили в апреле 1940 г. в сухом доке военно-морского арсе­нала в городе Йокосука, четвертый, корабль № 111 — в сентябре 1940 г. в том же доке, где ранее строился «Ямато».

Постройку «Синано» приостановили в декабре 1941 г., хотя корпус уже был собран до уровня главной палубы. В 1942—1944г. его перестроили в авианосец, сохранив наименование.

Этот корабль имел следующие такти­ко-технические элементы: полное водоиз­мещение — 73040 т; длина — 266 м; мощ­ность механизмов— 150000 л.с., скорость — 27 уз; бронирование: борт— 100 мм, ан­гарная палуба— 100 мм, полетная палу­ба — 75 мм (общая масса бронирования достигала 17694 т); вооружение: 47 само­летов, 16 двухорудийных 127-мм универ­сальных установок, 35 трехорудийных и 40 одноорудийных 25-мм зенитных автома­тических установок, 336 пусковых устано­вок для ракет калибра 120 мм. Противо­минную конструктивную защиту значительно улучшили по сравнению с той, которая была на линкорах типа «Ямато», доведя количество водонепроницаемых отсеков до 1147.

Строительство корабля № 111 прекра­тили в ноябре 1941 г. при готовности 30%.

Постройка линкоров типа «Ямато» велось в обстановке строжайшей секретности. Вокруг стапельных мест соорудили высокие заборы, сверху закрытые навесами и маски­ровочными сетками, окна близлежащих зданий, обращенных к верфи, заделали. С судостроителей взяли подписку о нераз­глашении сведений, на каком объекте они работают.

Кроме того, работу организовали таким образом, чтобы ни один из работников не имел полной картины объекта и даже проектировщикам выдавались только отдельные части проектной документации. Полное представление о проекте имел строго ограниченный круг лиц. Вот какие «исчер­пывающие» сведения по поводу закладки новых японских линкоров были опублико­ваны в журнале «Судостроение», 1938 г., № 4: «По сведениям из английских и фран­цузских источников, Япония заложила в 1937 г. четыре линкора стандартным водоизмещением свыше 40000 т с артиллерией 406- и даже 457-мм калибра...»

«Ямато» вывели из дока 8 августа 1940 г., «Мусаси» спустили на воду в ноябре того же года. «Ямато» вступил в строй в декабре 1941 г. (то есть через 6 лет и 9 месяцев после появления первого чертежа), «Мусаси» — в августе 1942 г. При спуске со стапеля лин­кора «Мусаси» его масса составила 35737 т, что всего на 1550т меньше, чем у англий­ского лайнера «Куин Элизабет» — рекорд­смена по этому показателю.

Для осмотра подводной части и ремонта суперлинкоров в одной из трех главных японских военно-морских баз — Сасебо построили ремонтный сухой док.

Как это часто бывает, кораблестроите­лям не удалось уложиться в рамки проект­ного задания. Оба корабля оказались пе­регруженными: стандартное водоизмеще­ние составляло 63000—64000 т вместо 62000 т по проекту, а полное водоизмеще­ние — 71659 т вместо проектных 69990 т.

Принятые меры по сохранению в тайне тактико-технических элементов линкоров «Ямато» и «Мусаси» дали свои результаты. Даже в конце 1945 г., когда оба корабля уже лежали на дне, в справочниках и сводках разведданных противника приводились такие сведения: водоизмещение — 45000 т, вооружение — девять 406-мм орудий, хотя помещенные схемы общего вида и разме­щения вооружения можно считать весьма близкими к действительным (американская авиация сделала хорошие фотоснимки этих линкоров во время боя у острова Лейте (Филиппины).

Также удалось сохранить в глубокой тайне и строительство гигантского авианосца «Синано». В справочниках ВМС США он не значился. Союзники ничего не знали об этом корабле даже в день его выхода из Токий­ского залива.